Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 7 «Родничок»
665932 Россия, Иркутская область, Слюдянский р-н, г.Байкальск, мкр. Гагарина, дом 210
Адрес электронной почты: rodnichok210@yandex.ru; тел. 8 395 42 3 55 46
Проектная деятельность
в подготовительной группе.
проект на тему:
«Чудеса нашего города».
Автор воспитатель:
Кошелева Виктория Станиславовна
Байкальск
2022-2023гг.
Согласно Закону об образовании Статья 64
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,
Актуальность
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомления с традициями своей социокультурной среды: местными историческими, культурными, географическими, природными особенностями. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного города, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания - след того первого эмоционального восприятия Родины, которые бывают только в детстве. Поэтому, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного города.
Поэтому нашей задачей является - научить детей замечать всё происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город прекрасен и интересен. Этот проект посвящается Байкальску — городу, который является Родиной наших воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников.
Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Наблюдая за детьми, увидели, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Родители сами имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта:
Задачи проекта:
Участники проекта
Дети 6-7 лет( подготовительная группа)
Проект предусматривает активное участие родителей , детей и воспитатель..
Сроки реализации проекта : 1 год
Прогнозируемый результат.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап — подготовительный, включает в себя:
1.
Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
3. Планирование совместной взросло - детской деятельности, определение средств
и способов реализации проекта.
II этап — основной, включает в себя:
1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом и планом по самообразованию.
2. Совместные мероприятия с семьями воспитанников(фото- выставки, рисунки, экскурсии выходного дня)
3. Пополнение развивающей среды,
4. Показ презентаций,
5. Выполнение проекта детьми и взрослыми.
III этап — итоговый, включает в себя:
1. Обсуждение результатов
2. Презентация фото и видео отчетов о проделанной работе.
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях дошкольного учреждения. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Перспективный план работы по проекту «Путешествие по любимому городу». Рассматривание картин, книг и фотографий о родном городе:
- Работа с книгой-альбомом Байкальск
- Работа с фотографиями по ознакомлению детей с любимыми местами и уголками нашего города
Поисково-собирательная работа:
- Знакомство с историей города на основе экскурсий по городу, в библиотеку. Сбор фотографий, как рядовых граждан, так и известных людей, участников войны.
Целевые прогулки:
- К администрации.
- К школе
- На площадь м-он Южный "Татьянин сквер",
- На площадь "Фестивальную"
- В музей природы
Беседы на тему «Байкальск – частичка России»:
o «Наши родители работают в разных организациях города».
o «Улицы, по которым мы ходим».
o «Знаменитые байкальчане»
o «Памятники моего города»
Занятия:
o Познавательное
занятие «Наш город».
o Музыкальное занятие «Песни о нашем городе.»
Речевое развитие: Составление рассказов "Где я люблю отдыхать" "Мой двор", Животные и растения моего края
Дидактические игры:
o «Что на фотографии»
o «Что где находится»
Праздники:
o Праздник города.
Клубничный фестиваль
o Праздник «Нам весело живется» (День рождения детского сада)
Чтение художественной литературы:
o В. Степанов. Что мы
Родиной зовем..
o В. Степанов. Наш дом.
« Стихи байкальских поэтов»
Оформление альбомов :
o «Город Байкальск».прошлый
и настоящий
o Известные люди моего города
Любимые места моего города
Достопримечательности моего города
Самостоятельная художественная деятельность детей:
o Рисование «Наша
улица».
o Изготовление коллажа «Мой город»
Конкурсы, выставки:
o Фотовыставка «
Любимые места моего города»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН К ПРОЕКТУ
«Путешествие по любимому городу»
Сентябрь
Анкетирование родителей
НОД "Город, в котором я живу"
НОД "Прогулка по Байкальску"
Октябрь
НОД «Знаменитые земляки»
Беседа «Достопримечательности Байкальска»
Консультация для родителей «Как знакомить детей
с городом»
Ноябрь
НОД «Улица, на которой я живу»
НОД «Здания нашего города» (конструирование)
Декабрь
НОД «Байкал - жемчужина моего города»
НОД «Наши речки Солзан и Харлахта»
Консультация для родителей «Идем с ребенком в
магазин»
Январь
НОД Составление рассказов «Где я люблю гулять.
Детские площадки»
НОД «Городской транспорт»
Консультация для родителей «По дороге в детский
сад»
Февраль
НОД «Растительный и животный мир»
Март
НОД "Гордимся тобой наш город родной"
НОД "Знаешь ли ты свой город" (с использованием иллюстраций "Виды города"
Месяц Тема |
Задачи |
Содержание работы |
|
Октябрь История города |
1.Знакомить с историей возникновения родного города, историческим названием города. 2.Развивать познавательные способности детей. 3. Воспитывать интерес к истории родного города. |
НОД «Путешествие по «реке времени». Экскурсия в библиотеку (знакомство с историей возникновения города рассматривание старых фотографий, газет). Просмотр документального фильма об истории города. Экскурсия в парк "Первостроителей" |
|
Ноябрь «Архитектура» |
1.Закреплять и расширять знания детей о родном городе. 2.Познакомить с разными формами архитектурных сооружений (многоэтажные дома, Дворец культуры). 3.Развивать внимание и наблюдательность. |
НОД «Архитектура нашего города» Жилые объекты. Беседа «Кто построил дом» Просмотр видеофильмов: Культурные объекты. Промышленные объекты. Памятники архитектуры. Экскурсия к зданию "Народного театра" |
|
Декабрь Профессии байкальчан |
1.Дать детям представление о трудовой деятельности. 2.Познакомить с предприятиями нашего города, выпускаемой продукцией. 3.Воспитывать интерес к труду взрослых; уважение к человеку труда. |
НОД «Все работы хороши, выбирай на вкус» (знакомство с предприятиями города, профессиями) Составление рассказа «Кем быть». Наблюдения за трудом взрослых различных профессий. Экскурсия на хлебзавод |
|
Январь Таланты наших земляков |
1.Знакомить детей с талантливыми людьми нашего города, их творчеством. 2.Расширить и уточнить представления о художественных коллективах города |
НОД "Те, кто прославляют наш город" Видео о художественных коллективах нашего города «Встреча с интересными людьми » |
|
Февраль Ради жизни на Земле |
1.Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время. 2.Познакомить детей с героями Афганской и Чеченской войн, героическими и трагическими событиями тех войн. 3.Познакомить с памятниками защитникам Отечества. 4.Воспитывать нравственно-патриотические чувства, уважение к памяти погибших соотечественников в современных войнах; уважение к Защитникам Отечества и гордость за страну. |
НОД«Защитники Отечества» Целевая прогулка к памятнику воинам интернационалистам, возложение цветов к мемориальной доске. Чтение статей из газеты. Беседа о воинах исполняющих интернациональный долг. рассматривание фотографий). |
|
Март Праздники нашего города |
1Дать представление о праздниках, о том, как они отмечаются в нашем городе 2. Воспитывать уважение к сложившимся традициям, желание сохранить и донести их до будущих поколений |
НОД «Традиции, обычаи. Что это такое?» Беседа с детьми «Как мы отмечаем праздники в семье». Составление рассказов детьми на тему «Мой любимый праздник» Видео о праздниках День города, Клубничный фестиваль |
|
Апрель Мой город –самый любимый на свете |
1.Закрепить полученные ранее знания о родном городе. 2.Развивать понимание того, что малая Родина – частица нашего огромного Отечества. 3.Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине. |
Викторина «Мой любимый город». Целевая прогулка по микрорайону. Экскурсия к Байкалу Рисование «Самый красивый город на Земле». Познавательно- развивающая
игра «Лучший экскурсовод». |
Работа с родителями
Месяц |
Наименование мероприятия |
||
Октябрь История города |
Родительское собрание "Организационное" Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию |
||
Ноябрь «Архитектура» |
1. Сбор информации о городе (создание фото и видео картотек о родном городе) 2. Создание макетов дворов, улиц и любимых мест города. 3. Помощь родителей в проведении экскурсий |
||
Декабрь Профессии байкальчан |
1. Организовать встречу с родителями "Моя работа" 2. Фотовыставка "Профессии родителей" |
||
Январь Таланты наших земляков |
1. Экскурсия в музей Прибайкалья. Знакомство с талантливым человеком. 2. Видео о талантливых людях нашего города |
||
Февраль Ради жизни на Земле |
1. Экскурсия к памятнику на Площади "Южный" Возложение цветов. 2. Фотоальбом "Помним и гордимся" о всех героях нашего города 3. Фотовыставка "Мой герой" |
||
Март Праздники нашего города |
1. Создание видеофильма о праздниках, которые проводятся в нашем городе. 2. Фотовыставка "Праздники в нашей семье" |
||
Апрель Мой город –самый любимый на свете |
1. Неделя добрых дел. Совместно с родителями убрать территорию возле сада 2. Выставка рисунков "Город будущего" |
Результат проекта:
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Улицы нашего города», сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном городе.
Дети получили много эмоций, знания о любимом городе, историю образования города. Раскрасили раскраски с достопримечательностями города. Родители изготовили макеты улиц «Дорога в детский сад», фотоальбомы, гербарии.
Участие родителей в реализации проекта.
1. анкетирование родителей.
2. организация экскурсий.
3. работа по созданию мини — проектов. (дети и родители).
4. оформление фотовыставок, фотоальбомы, гербарии, макеты, расскраски, праздники.
«На свете много городов, но мой неповторимый!»
В ходе реализации проекта и дети и родители заинтересовались историей родного края. Участие семей в совместной исследовательской деятельности позволило сплотить детско-родительский коллектив, дало возможность всем участникам образовательного процесса повысить компетентность в вопросах истории, культуры города, Проведенные в рамках проекта мероприятия способствовали формированию заботливого отношения к родному городу и любви к своей малой Родине.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение, а именно решает задачи патриотического воспитания.
Список литературы:
1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999г
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004
3. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006г, №6
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.
5. «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, Москва, Издательство «Скрипторий», 2008г.
6. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания Дошкольное воспитание 2003г. №6 с 45-55
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.