Доклад на научно-практическую конференцию
Оценка 4.7

Доклад на научно-практическую конференцию

Оценка 4.7
Семинары
docx
биология +2
Взрослым
20.03.2023
Доклад на научно-практическую конференцию
доклад "Использование инновационных технологий в процессе преподавания дисциплин естественно-научного цикла"
инновационные технологии.docx

 

«Инновационные технологии обучения в процессе преподавания дисциплин естественно-научного цикла»

Сегодня к образованию предъявляются новые требования, что заставляет педагогов  с  иных позиций оценивать его эффективность. Меняется наша жизнь, появляется что то новое, то что нам казалось в недалеком прошлом фантастикой – сегодня уже реальность. Работодатель предъявляет новые требования к студентам, студенты не хотят учиться по старым методикам, поэтому возникает вопрос: как удовлетворить все требования и потребности.   

В наше время требуется педагог, способный овладеть  технологиями, обеспечивающими                              индивидуализацию образования,  достижение планируемых результатов, мотивированный на непрерывное  профессиональное совершенствование, инновационное поведение. Современный учитель должен идти в ногу со временем, не отставать от вводимых новых технологий. 

Как учить сегодняшних студентов? Какую сумму знаний в них вложить, чтобы им хватило на всю жизнь? Мы не сможем ответить на эти вопросы. Единственное, чем мы здесь и сейчас можем помочь нашим детям – это научить их самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться.

В своей работе я использую различные технологии обучения биологии, химии и географии. Ведь развитие качеств личности человека зависят от разнообразия видов деятельности. Применение различных технологий способствуют повышению интереса студентов к дисциплинам, а это в свою очередь отражается на успеваемости. У студентов развиваются познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные учебные действия, которые пригодятся не только  в учебной деятельности, но и в дальнейшей жизни. В своей работе я использую следующие технологии:

1.Технология проблемного обучения

Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих активизации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления, закономерности.

В своей практике создание проблемных ситуаций  использую практически на каждом уроке,  на всех этапах процесса обучения: при объяснении, при закреплении, при контроле.

А также проблемные ситуации различные по содержанию, по уровню  проблемности, по виду рассогласованности информации и др.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций на уроках биологии, химии и географии:

1.            Сталкивание противоречий практической деятельности;

2.            Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

3.            Предложение рассмотреть явление с различных позиций (врача, ученого, эколога…);

4.            Подведение учащихся к противоречию с предложением самостоятельно найти способ его разрешения;

5.            Побуждение к сравнению, сопоставлению фактов, обобщению, выводам;

6.            Постановка проблемных задач (с недостаточными, избыточными исходными данными с заведомо допущенными ошибками и т.д.);

Использование практических заданий, содержащих проблему.

2.Тестовая технология

Данная технология служит не только основой для анализа результатов обучения, прогнозирования уровня достижения государственного стандарта, обоснованных выводов об эффективности использования тех или иных инновационных образовательных технологий, методов, дидактических приемов, организационных форм обучения, но и средством проектирования собственной педагогической деятельности с конкретным контингентом учащихся.

Предлагаемая технология дополняет традиционную систему текущего контроля системой тестов различного назначения, что позволит получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутом каждым учащимся.

Преимущества тестового контроля:

- объективность оценки, так как в тестовом контроле влияние субъективных факторов (например, таких, как осведомленность экзаменатора о текущей успеваемости экзаменующегося, учет его поведения на уроках и т.п.) исключено;

- достоверность информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения;

- эффективность - можно одновременно тестировать большое число учащихся, причем проверка результатов при этом производится гораздо легче и быстрее, чем при традиционном контроле;

- надежность - тестовая оценка однозначна и воспроизводима;

- дифференцирующая способность - так как в тестах содержатся задания различного уровня;

- реализация индивидуального подхода в обучении - возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся;

- сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения.

3.Технология личностно ориентированного обучения

Личностно-ориентированная технология обучения – это специальная методика организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на развитие личности ребенка с учетом ее индивидуальных особенностей развития, при которой педагог подбирает стиль и методы обучения, которые отвечают познавательным способностям, возможностям и интересам ребенка.

Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

Педагог должен организовать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательскими возможностями. Образовательный процесс обязательно должен быть не только информационным, но и развивающим. Создав условия, учитель фиксирует индивидуальное поведение ученика, накапливает своеобразный банк данных, из чего складывается познавательный портрет учащегося, изучение  и описание «познавательного профиля» ученика (своеобразный тип мышления, склонность к определенным предметам).

4.Технология развития критического мышления.

Формирование критического мышления в условиях современного мира

приобретает особую актуальность в связи с расширением информационного

пространства. Работа с различными источниками информации будет не

эффективной и неполной, если исходя из конкретных фактов, не брать во

внимание причины и следствия этих фактов.

Что становится целью для преподавателя в первую очередь? Не только

увеличить объем знаний в голове студентов, а научить его пользоваться этой

информацией: научить анализировать, видеть смысл, суметь классифицировать по заданным признакам, находить суть, но и конечно применять ее в жизни.

Работая с многообразными источниками информации, уметь дать оценку достоверности информации, суметь аргументировать высказывания, отстаивая свою личную позицию по определенному вопросу. Преподавая дисциплины, нужно стремиться создать условия для

исследования, изучения, выяснения нового, ранее неизвестного. Преподаватель должен выступать в роли организатора процесса, являться посредником, уметь замотивировать студентов, а не быть единственным источником информации. Соответственно, одной из основных задач преподавателя является обеспечение студентов базовыми навыками самостоятельной работы, которые благодаря методам развития критического мышления, применимы не только ко всем учебным дисциплинам, но и в повседневной жизни.

5.Групповая технология

Цель показать, как правильно организованная и понятая преподавателем и студентами групповая работа, повышая эффективность учебного процесса, влияет на развитие всей личности студента.

Групповое обучение − это использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой студенты тесно взаимодействуют между собой, что положительно сказывается  на развитие их речи, коммуникативности, развивает критическое мышление, интеллект. Главное условие - взаимодействие на партнерской основе. Данная стандартная система позволяет легко вписываться в учебный процесс и достойно проводить занятия. Немаловажная особенность – усвоение материала, интеллектуальное развитие, доброжелательность, взаимопомощь. При обсуждении учащиеся сравнивают объекты или явления, что позволяет ускорить усвоение материала.  Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы − это форма самостоятельной работы студентов при непосредственном взаимодействии их между собой.

Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы всех студентов, в ходе которой преподаватель ставит проблему. Далее осуществляется деление студентов на группы и распределение заданий. Практика показывает, что целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все студенческие группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.

Следует отметить, что применение групповой работы требует от преподавателя знания некоторых особенностей организации данной формы работы.

6.Технология интегрированного обучения

На практике выпускник СПО встречается с реальными профессиональными проблемами, задачами, заданиями. Их решение требует применения комплекса знаний и умений, способностей действовать с опорой на жизненный опыт, «неакадемических» знаний и умений. Интеграция дисциплин обеспечивает освоение знаний и умений, необходимых для выполнения соответствующего вида профессиональной деятельности.

В условиях быстрого роста объёма информации возможность её восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определённый комплекс, систему. Будущее образования связано с синтезом разных учебных  дисциплин, и прежде всего цикл  образовательных стандартов, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и даже взаимопроникновением в дисциплины  других  циклов. Идеи интеграции всё настойчивее проникают в образовательную практику. Сейчас уже не является неожиданностью увидеть уроки, на которых происходит объединение разных предметов,  причём  не только  2-х,  но  и 3 х  дисциплин  различных  циклов.

Так, например,  из  своей практики. При изучении химии в группе «Поварское и кондитерское дело»,  привожу примеры  соединения в  уроке 3-х  дисциплин: химии, технологии приготовления блюд, микробиологии, в группе «Мастер по обслуживанию и ремонту автомобилей» примеры  соединения информатики или химии, устройство автомобилей, физики и экологии.

Студенты  специальности  «Поварское и кондитерское дело»  на  уроке химии изучили состав продуктов питания с точки зрения химических веществ и их превращений, на технологии приготовления блюд рассмотрели какие продукты питания по химическому составу используют для приготовления того или иного блюда, на микробиологии расчитываем калорийность блюд, составляем примерное меню для различных категорий населения,   на уроке  информатики студенты, работая  в электронных таблицах, прочитывали калорийность меню в соответствии с потреблением необходимой энергии в течение суток.

7. Игровая деятельность

Является одним из самых эффективных средств развития интеллекта личности обучающегося. Педагогические игры имеют учебно-познавательную направленность. Элементы игровых  технологий,  использую на различных уроках: изучение нового материала,  закрепление, обобщение. Особое место занимают обобщающие игровые программы. Основными задачами этих уроков являются систематизация и углубление знаний учащихся по теме, обобщение пройденного материала, развитие умения логически мыслить и четко формулировать ответ. Задания готовлю  различной сложности: задания репродуктивного характера и творческие.

Такой урок проводила по биологии по теме «Генетически модифицированные продукты: «За» и «Против». Студенты выступали в роли ученых, врачей. Каждый из них представил свою точку зрения по данному вопросу. Урок  по разделу «Экология», тема «Твердые бытовые отходы» проводила в форме ролевой игры с применением экспертных групп. Группа  была поделена  на две команды: «специалистов» и «журналистов». Первая группа учащихся подбирала материал и готовила презентации. Вторая группа занималась подбором вопросов, которые они должны были  задавать во время игры. Также очень эффективно применять данный метод при проведении предметных недель (Викторины, брей ринги и др), студентам очень нравится такая форма проведения занятий.

8. Перевернутый класс-это учебная стратегия и тип смешанного обучения, который направлен на повышение вовлеченности студентов и их обучения, позволяя ученикам выполнять чтение дома и работать над решением реальных проблем во время занятий. Этот педагогический стиль переносит действия, в том числе те, которые традиционно считались домашним заданием, в класс.

Плюсы

Обучающиеся изучают материал в удобном темпе. Перевёрнутый класс позволяет потратить на изучение темы ровно столько времени, сколько нужно для понимания. Ученик в любой момент может поставить запись лекции на паузу или перемотать назад.
Перевёрнутый класс развивает самостоятельность и умение докапываться до сути.
Обучающиеся больше приспособлены к решению практических задач, чем к теоретическим положениям. Они чётко знают, как применять знания на практике.
Если пропустить урок в перевёрнутом классе, всё равно получишь знания, изучив дома теорию. 

Минусы

«Задано устно — значит не задано». Если ребёнок не слишком знаком с концепцией перевёрнутого класса, ему может быть непривычно перестроиться.
Концепция подразумевает, что нужно действительно готовиться к уроку. Нельзя просто прийти на урок и ждать, что тебе всё объяснят. 
Нельзя оперативно задать вопросы лектору, когда смотришь лекцию дома.

Использованная литература:

1.Н. Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации:

Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21.

2.«Развитие технологии критического мышления в профессиональном

образовании». Чикнайкина Ольга Леонидовна // Режим https :// educontest . net / ru /109381/развитие-технологии-критического-мы-3/

3.С. И. Заир – бек, И. В. Муштавинская Развитие критического мышления на

уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175 с.

4.«Актуальные проблемы технологизации образования». - Уфа: РИО БашГУ, 2001. -173с.

5.Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство учителя и педагогические технологии: Уч. пос. для студ. высших уч. зав.-М.:Пед. общество России, 2000.-256с.-(Профессиональная культура педагога).

6. Баймурзина В.И. Организация проектировочной деятельности в общеобразовательных школах. - Уфа: Изд-во НМЦ Госкомнауки РБ, 2000. - 160 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Инновационные технологии обучения в процессе преподавания дисциплин естественно-научного цикла»

Инновационные технологии обучения в процессе преподавания дисциплин естественно-научного цикла»

Побуждение к сравнению, сопоставлению фактов, обобщению, выводам; 3

Побуждение к сравнению, сопоставлению фактов, обобщению, выводам; 3

Педагог должен организовать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательскими возможностями

Педагог должен организовать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательскими возможностями

С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно

С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно

Игровая деятельность Является одним из самых эффективных средств развития интеллекта личности обучающегося

Игровая деятельность Является одним из самых эффективных средств развития интеллекта личности обучающегося

Концепция подразумевает, что нужно действительно готовиться к уроку

Концепция подразумевает, что нужно действительно готовиться к уроку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2023