Участие медсестры в лечебно-диагностическом процессе при пневмококковой пневмонии.
Оценка 4.9

Участие медсестры в лечебно-диагностическом процессе при пневмококковой пневмонии.

Оценка 4.9
docx
15.03.2023
Участие медсестры в лечебно-диагностическом процессе при пневмококковой  пневмонии.
Курсовая !.docx

Министерство здравоохранения Нижегородской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ НО НМК)

 

 

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по МДК02.01.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля

по теме:

Участие медсестры в лечебно-диагностическом процессе при пневмококковой  пневмонии.                                     

 

 

 

Выполнила  студентка группы 323-II CД/пл

Бабаева Леана Омаровна

Научный руководитель

Кузьмичева Наталья Александровна

 

 

 

Оценка выполнения курсовой работы     ____________

 

 

г. Нижний Новгород

 2022 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

Глава 1. Современное представление о пневмококковой пневмонии и роль сестринского персонала в лечебно-диагностической деятельности и уходе за пациентами……………………………………………………………...6

Глава 2. Банк проблем пациента при пневмококковой пневмонии…...18

Глава 3. Модель программы сестринской деятельности при решении проблем пациента с пневмококковой  пневмонией…………………………...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....25

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ  СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ

В настоящей курсовой работе применяют следующие сокращения и обозначения:

АБП – антибактериальные препараты;

АБТ – антибиотикотерапия;

ДН – дыхательная недостаточность;

ОГК – органы грудной клетки;

СОЭ – скорость оседания эритроцитов;

КТ ОГК – компьютерная томография органов грудной клетки;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема пневмококковой пневмонии обусловлена её высокой распространённостью.

Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что пневмококковая пневмония в практической деятельности медицинской сестры встречается довольно часто.

По данным ВОЗ, из всех заболеваний, предотвращаемых вакцинацией, пневмококковая инфекция занимает 1-е место в мире по числу смертельных исходов, ежегодно лишая жизни более 1,6 млн человек [1]. В России пневмонией заболевает более 500 тыс. человек в год, что соответствует населению крупного города. В группе высокого риска  находится старшее поколение, чей иммунитет в силу возраста часто не справляется с инфекцией. Пожилые пациенты с пневмонией имеют в 3-5 раз более высокий риск развития летального исхода от пневмонии и ее осложнений, чем пациенты молодого возраста. Немаловажно, что повышенный риск смертельного исхода у пациентов, перенесших пневмококковую пневмонию, сохраняется длительно и после выздоровления [2].

С особыми рисками сталкиваются пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ) и с сахарным диабетом. ССЗ сами по себе и их коморбидность с другими заболеваниями провоцируют больший риск развития, неблагоприятного течения и прогноза пневмонии , а пневмония, в свою очередь, может вызывать развитие острых форм сердечно-сосудистой патологии, таких как инфаркт миокарда, инсульт или декомпенсация сердечной недостаточности [3].

Огромная роль в диагностике, лечении, профилактике, обучении и уходе за пациентом при пневмококковой пневмонии отводится медицинской сестре. Она является активным помощником врача и работает в тесном контакте с пациентом, помогает ему в решении возникших проблем и предотвращает развитие осложнений, оказывает психологическую поддержку больному и его окружению. Следовательно, избранная тема работы является актуальной.

Цель исследования – составить модель сестринской деятельности при лечебно-диагностической работе и осуществлении ухода за пациентом с пневмококковой пневмонией.

Задачи исследования:

1.                 Изучить литературу и информационные источники по теме пневмококковая пневмония, расширить, систематизировать знания по патологии и роли медсестры при уходе за пациентом.

2.                 Составить банк проблем пациента с пневмококковой пневмонией, включающий физиологические, духовно-психологические и социальные проблемы.

3.                 Разработать модель программы сестринской деятельности по уходу за больным с пневмококковой пневмонией, отражающую независимые и зависимые сестринские вмешательства при решении проблем пациента.

4.                 Подобрать комплект памяток для пациента с пневмококковой пневмонией и его родственников с целью улучшения качества жизни пациента и его окружения.

Объект исследования – лечебно-диагностическая деятельность при пневмококковой пневмонии.

Предмет исследования – профессиональная деятельность медицинской сестры при участии в лечебно-диагностической работе по выявлению и решению проблем пациента с пневмококковой пневмонией.

Метод исследования – теоретический.

Структура работы – работа состоит из 3-х глав, количество информационных источников, использованных в теоретическом исследовании - 15, общее количество страниц – 26.

Глава 1. Современное представление о пневмококковой пневмонии и роль сестринского персонала в лечебно-диагностической деятельности и уходе за пациентами.

1.1.          Определение, этиология и факторы риска развития пневмококковой пневмонии.

Пневмонии – группа различных по этиологии, патогенезу, морфологической характеристике острых инфекционных (преимущественно бактериальных) заболеваний, характеризующихся очаговым поражением респираторных отделов легких с обязательным наличием внутриальвеолярной экссудации.

Пневмококковая пневмония – этиологическая разновидность бактериальной пневмонии, вызываемая Streptococcus pneumoniae (пневмококком).

Это форма пневмококковой инфекции, протекающая в виде очаговой бронхопневмонии или крупозной плевропневмонии. Пневмонии пневмококковой этиологии лидируют в структуре бактериальных пневмоний. Считается, что S. Pneumoniae вызывает около 30% внегоспитальных и 5% внутрибольничных пневмоний. Наибольшая заболеваемость отмечается среди детей до 5 лет и взрослых старше 60 лет [9].

Этиология

Streptococcus pneumoniae, возбудитель пневмококковой пневмонии, относится к грамположительным диплококкам. Бактерия окружена полисахаридной капсулой, которая служит фактором, определяющим вирулентность и патогенность пневмококка, его способность формировать антибиотикорезистентность. Учитывая строение и антигенные свойства полисахаридной капсулы, выделяют свыше 90 серотипов S.pneumoniae, 20 из которых вызывают наиболее тяжелые, инвазивные формы пневмококковой инфекции (менингит, пневмонию, септицемию) [5].

Пневмококк является представителем условно-патогенной носоглоточной микрофлоры человека. Бактерионосительство S.pneumoniae встречается у 10-25% здоровых людей. Резервуаром и распространителем возбудителя служит бактерионоситель или больной пневмококковой инфекцией. Заражение может происходить несколькими путями:

·         воздушно-капельным - при вдыхании распыленных в воздухе частиц слизи, содержащих возбудителя

·         аспирационным – при попадании секрета носоглотки в нижние дыхательные пути

·         гематогенным – из внелегочных очагов пневмококковой инфекции.

Факторы риска

Категорию риска, наиболее восприимчивую к пневмококковой пневмонии, составляют дети до 2-х лет, пожилые люди в возрасте старше 65 лет, иммунокомпрометированные пациенты, лица с аспленией, страдающие алкоголизмом и табачной зависимостью.

Факторами, повышающими вероятность заболеваемости, служат переохлаждение, дефицит питания, гиповитаминозы, частые ОРВИ, пребывание и тесные контакты в коллективе (в детском саду, стационаре, доме престарелых и т. д.). До 50% пневмококковых пневмоний возникает во время пандемии гриппа, поскольку гриппозный вирус облегчает адгезию и колонизацию пневмококком слизистой бронхов [6].

2.2. Патогенез, клинические проявления и возможные осложнения пневмококковой пневмонии.

Развитие пневмококковой пневмонии протекает со сменой четырех патоморфологических фаз.

1.     Фаза микробного отека - длительность 12-72 часа. Наблюдается усиление кровенаполнения сосудов с выходом экссудата в просвет альвеол. В серозной жидкости определяются пневмококки;

2.     Фаза красного опеченения - характеризуется появлением в экссудате фибриногена и эритроцитов. Пораженная ткань легкого становится плотной, безвоздушной, напоминающей по консистенции и цвету ткань печени. Этот период длится 1-3 суток;

3.     Фаза серого опеченения - продолжительность 2-6 суток. Протекает с преобладанием в экссудате лейкоцитов, за счет чего легкое приобретает серовато-желтый цвет;

4.     Фаза разрешения - начинается обратное развитие изменений: рассасывание экссудата, растворение фибрина, восстановление воздушности легкого. Длительность этого периода определяется выраженностью воспалительного процесса, реактивностью макроорганизма, правильностью терапии [7].

Следует учесть, что последовательная смена стадий наблюдается не всегда. Чаще в пораженной доле легкого имеется одновременно сочетание признаков различных стадий или преобладание какой-либо стадии.

Необходимо отметить, что при пневмонии в патологический процесс вовлекаются не только альвеолы, интерстициальная ткань, но и плевра, лимфатические сосуды, регионарные лимфоузлы

Клинические проявления

В клинике пневмококковой пневмонии доминируют лихорадочно-интоксикационный (выраженная слабость, анорексия, фебрильная температура, ознобы) и бронхолегочный (кашель с мокротой, одышка, боль в боку) синдромы.

Воспаление легких, обусловленное пневмококковой инфекцией, обычно протекает в одном из двух вариантов: в виде крупозной пневмонии (лобарной пневмонии, плевропневмонии) или очаговой пневмонии (дольковой пневмонии, бронхопневмонии).

Крупозная пневмония

·          острое начало, внезапный подъем температуры до 38-40°С, потрясающий озноб, лихорадочный румянец на щеках;

·          выраженные признаки интоксикации: слабость, головная боль, миалгии, потеря аппетита;

·          одышка и тахикардия;

·          боль в груди на стороне поражения при дыхании и кашле;

·          сухой, болезненный вначале, вскоре – влажный кашель, с отделением коричневатой («ржавой») мокроты;

Течение крупозной пневмококковой пневмонии тяжелое.

Началу очаговой пневмококковой пневмонии, как правило, предшествует эпизод ОРВИ. Сохраняется общая слабость, высокая утомляемость, сильная потливость. Симптоматика в целом аналогична крупозной плевропневмонии, но выражена слабее. Лихорадка менее высока и продолжительна, кашель умеренный и не столь болезненный.

Возможные осложнения

Часто встречаются осложнения крупозной пневмококковой пневмонии в виде острой дыхательной недостаточности, плеврита, абсцесса легкого, эмпиемы плевры. Реже развиваются экстрапульмональные (внелёгочные) и генерализованные осложнения: менингит, эндокардит, нефрит, сепсис.

Течение очаговой пневмонии обычно среднетяжелое, осложнения возникают сравнительно редко.

 

1.3.  Основные принципы диагностики, лечения и профилактики пневмококковой пневмонии.

Постановка диагноза основывается на результатах лабораторных и инструментальных исследований, данных физикального обследования.

Медицинская сестра принимает участие почти во всех этапах данных исследований, играет важную роль в их подготовке и проведении.

Лабораторные методы диагностики

1 – Общий (клинический) анализ крови

Таблица 1

Общий анализ крови – исследование форменных элементов периферической крови с определением уровня эритроцитов, гематокрита, лейкоцитов, тромбоцитов, лейкоцитарной формулы

Деятельность медсестры

Диагностическая значимость

1.Оформить направление в клиническую лабораторию.

2.Сообщить пациенту о предстоящем исследовании накануне.

3.Объяснить порядок проведения процедуры: кровь берется утром, натощак (до процедуры нельзя пить, есть, курить), до проведения медико-диагностических процедур. Забор крови из вены проводится в процедурном кабинете или капиллярную кровь из пальца берет лаборант.

4.Подготовить рабочее место в отделении для клинического лаборанта.

- лейкоцитоз >10-12´10*9/л (норма 4-9´10*9/л) с повышением уровня нейтрофилов и/или палочкоядерный сдвиг >10%, - высокая вероятность бактериальной инфекции;

- лейкопения <4´10*9/л (норма 4-9´10*9/л), тромбоцитопения <100´10*9/л (норма 150-380´10*9/л) и гематокрит <30% (норма 36-48%) - неблагоприятные прогностические признаки;

- увеличение СОЭ (норма – 2-15 мм/ч).

 

2 – Биохимический анализ крови

Таблица 2

Биохимический анализ крови – исследование в крови уровней мочевины, креатинина, электролитов, печеночных ферментов, билирубина, глюкозы, альбумина

Деятельность медсестры

Диагностическая значимость

1.Оформить направление в клинико-диагностическую лабораторию.

2.Сообщить пациенту о предстоящем исследовании накануне.

3.Объяснить порядок проведения процедуры: кровь берется утром, натощак (до процедуры нельзя пить, есть, курить), до проведения медико-диагностических процедур. Забор крови из вены проводится в процедурном кабинете.

4.Подготовить рабочее место в отделении для клинического лаборанта.

- возможные обнаруживаемые отклонения указывают на наличие органной дисфункции, декомпенсацию сопутствующих заболеваний и развитие осложнений, имеют прогностическое значение, оказывают влияние на выбор ЛС и режим их дозирования

- нормы: мочевина (2,5-8,3 ммоль/л.), креатинин (53-97 мкмоль/л), электролиты (Калий 3,5-5,1 ммоль/л Натрий 136-145 ммоль/л Хлор 98-107 ммоль/л), печеночные ферменты (до 31 ед/л.), билирубин (5-20 мкмоль/л), глюкоза (3,30-5,50 ммоль/л), альбумин (35-50 г/л).

 

3 - Исследование уровня С-реактивного белка (СРБ) в сыворотке крови

Таблица 3

Исследование уровня СРБ в сыворотке крови – уровень С-реактивного белка коррелирует с тяжестью течения, распространенностью воспалительной инфильтрации и прогнозом при пневмонии

Деятельность медсестры

Диагностическая значимость

1.Оформить направление в клинико-диагностическую лабораторию.

2.Сообщить пациенту о предстоящем исследовании накануне.

3.Объяснить порядок проведения процедуры: кровь берется утром, натощак (до процедуры нельзя пить, есть, курить), до проведения медико-диагностических процедур. Забор крови из вены проводится в процедурном кабинете.

4.Подготовить рабочее место в отделении для клинического лаборанта.

- при концентрации >100 мг/л (норма - 0–5 мг/л) специфичность СРБ в подтверждении диагноза превышает 90%;

- при концентрации <20 мг/л диагноз пневмонии является маловероятным;

- отсутствие значимого снижения уровня СРБ на фоне антибиотикотерапии - предиктор более высокой летальности.

 

 

4 - Микробиологическая диагностика при пневмококковой пневмонии

Таблица 4

Микробиологическая диагностика  включает бактериоскопию и культуральное исследование респираторного образца - мокроты или трахеального аспирата (у пациентов, находящихся на ИВЛ), с целью диагностики вида микрофлоры в мокроте для контроля над распространением инфекции

Деятельность медсестры

Диагностическая значимость

1.Оформить направление в клиническую лабораторию.

2.Сообщить пациенту о предстоящем исследовании накануне, объяснить пациенту цель, ход предстоящей манипуляции, получить добровольное согласие пациента на выполнение манипуляции;

3.Объяснить пациенту, что сбор мокроты целесообразно проводить до начала АБТ, и что исследование проводится натощак;

4.Обучить пациента технике сбора мокроты:

·      почистить зубы не позднее, чем за 2 ч. до исследования;

·      прополоскать рот и глотку непосредственно перед сбором мокроты;

·      приоткрыть чашку, не касаясь внутренней поверхности;

·      откашлять мокроту – 5мл. в чашку без примеси слюны;

·      Убедиться, что пациент понял полученную информацию, отдать пациенту стерильную чашку Петри для сбора мокроты;

·      После сбора мокроты, обработать руки на гигиеническом уровне надеть перчатки;

·      Поместить чашку Петрии в контейнер для транспортировки биологической жидкости, доставить вместе с заполненным направлением на диагностическое исследование в лабораторию

·      Снять перчатки, маску, обработать руки на гигиеническом уровне;

- выявление в мазке большого количества микроорганизмов с типичной морфологией (ланцетовидных грамположительных диплококков – S. Pneumoniae)

- бактериологический посев мокроты, серологические реакции (титры противопневмококковых Ат в парных сыворотках крови нарастают на 10-14 день заболевания).

 

 

Инструментальные  методы исследования:

1 – Обзорная рентгенография ОГК в передней, прямой и боковой проекциях

Таблица 5

Рентгенологическое исследование направлено на выявление признаков воспалительного процесса в легких, их распространенности, локализации, наличия осложнений

Деятельность медицинской сестры

 

Диагностическая значимость

 

1.      Записать пациента на назначенное исследование, при необходимости оформить направление по форме;

2.      Объяснить пациенту цель исследования, сущность исследования, необходимость его проведения и получить согласие пациента: во время исследования на пациенте не должно быть предметов из металла, следует снять очки, украшения. Также нужно будет оголить область грудной клетки, чтобы одежда не ухудшала качество изображения, длительность процедуры не более 15 минут;

3.      В день исследования сопроводить (транспортировать) с историей болезни в рентгенологический кабинет.

- локальное снижение воздушности легочной ткани (инфильтрация) за счет накопления воспалительного экссудата в респираторных отделах (в норме инфильтративных и очаговых изменений не определяется);

- изменения чаще носят односторонний характер, распространяются на один или два бронхолегочных сегмента

 

При отсутствии изменений в легких при рентгенографии ОГК у пациента с вероятным диагнозом пневмонии или при нетипичных для пневмонии изменениях с целью дифференциальной диагностики с раком легкого, туберкулезом, ателектазом применяется КТ ОГК (линейная и компьютерная томография).

2 – Пульсоксиметрия с измерением SpO2 (уровня кислорода в крови) для выявления ДН и оценки выраженности гипоксемии

Таблица 6

Пульсоксиметрия является простым и надежным скрининговым методом, позволяющим выявлять пациентов с гипоксемией (аномально низкий уровень кислорода в крови), нуждающихся в респираторной поддержке и оценивать ее эффективность

Деятельность медицинской сестры

 

Диагностическая значимость

 

1.      Подготовить пациента к процедуре, объяснить, как оно будет происходить, получить согласие на исследование;

2.      На палец, мочку уха или другую часть тела (по необходимости) установить датчик, на пальце пациента не должно быть лака, во время исследования не следует двигаться;

3.      Включить аппарат, начать процесс измерения, который длится не менее 20 – 30 секунд; дождаться, когда аппарат выведет результат измерений на монитор;

4.      Записать результат измерений в историю болезни.

- гипоксемия - аномально низкий уровень кислорода в крови - SatO2 <95% (норма – 95-99%)

 

3 - ЭКГ в стандартных отведениях

Таблица 7

Метод необходим для оценки риска развития нарушений ритма и острого коронарного синдрома, своевременное выявление которых значимо влияет на прогноз

Деятельность медицинской сестры

 

Диагностическая значимость

 

1.            Сообщить пациенту цель и ход предстоящего исследования, получить его согласие на процедуру.

2.            Предупредить пациента, что перед исследованием не следует принимать пищу.

3.            Проводить (транспортировать) пациента с историей болезни в ЭКГ кабинет. Если состояние пациента тяжелое, и он не подлежит транспортировке, ЭКГ исследование проводится в палате у пациента.

4.            Перед исследованием пациент должен в течение 10-15 минут посидеть (полежать), успокоиться.

5.            Предложить (помочь) пациенту раздеться до пояса и обнажить область голеней.

6.            Сопроводить или транспортировать пациента до палаты.

- пневмония помимо декомпенсации хронических сопутствующих заболеваний увеличивает риск развития нарушений ритма и острого коронарного синдрома,

- удлинение интервала QT (норма для женщин 0,35-0,40 сек, у мужчин 0,32-0,37 сек) - ряд АБП обладают кардиотоксичностью

 

Для пневмококковой пневмонии характерны определенные физикальные данные, которые изменяются в соответствии с патоморфологической фазой заболевания. На стадии экссудации при аускультации определяется притупление перкуторного звука, жесткое дыхание, сухие хрипы, начальная крепитация. В стадии опеченения появляется бронхофония, выслушивается шум трения плевры. Для стадии разрешения типичны разнокалиберные влажные хрипы, звучная крепитация, жесткое дыхание, переходящее в везикулярное [9].

Лечение

Современный подход к лечению пневмококковой пневмонии складывается из базисной, этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии. Госпитализация в стационар осуществляется по клиническим показаниям (дети первого года жизни, пожилые пациенты, лица с хроническими сопутствующими заболеваниями).

На период лихорадки назначается постельный режим, рекомендуется полноценная, сбалансированная по калоражу диета, употребление достаточного количества жидкости [10].

 

Этиотропная терапия пневмококковой пневмонии заключается в применении антибактериальных препаратов, обладающих наибольшей активностью в отношении S.pneumoniae. Прежде всего, это ингибиторозащищенные пенициллины (амоксициллин, ампициллин), цефалоспорины второго-третьего поколения (цефтриаксон, цефотаксим), макролиды (джозамицин, спирамицин), карбапенемы (имипенем, меропенем). Для воздействия на антибиотикорезистентные штаммы пневмококка применяется ванкомицин.

Патогенетический подход к лечению пневмококковой пневмонии основан на проведении дезинтоксикационной терапии, использовании бронхолитиков, кардиопротекторов, противовоспалительных и мочегонных средства. Симптоматическая терапия подразумевает прием жаропонижающих, противокашлевых, отхаркивающих препаратов, проведение отвлекающей и местной терапии (ингаляции, орошение зева антисептическими растворами). В фазе разрешения к медикаментозному лечению добавляются реабилитационные мероприятия: дыхательная гимнастика, физиотерапия, массаж грудной клетки, витаминотерапия. Общая продолжительность лечения пневмококковой пневмонии должна составлять не менее 3-х недель с динамическим рентген-контролем.

В обязанности медицинской сестры входит следить за режимом дня пациента, его гигиеной, приемом лекарств, выполнением физиотерапевтических процедур, изменением состояния в процессе лечения, активным посещением больного врачом.

Сестра следит, чтобы пациент находился в благоприятных условиях. Больничная палата должна регулярно проветриваться. Необходимо, чтобы воздух был теплым, но влажным и свежим. Больному пневмонией следует соблюдать пocтeльный режим. Медсестра должна научить пациента максимально расслаблять мышцы и отдыхать. Если человек находится в тяжелом состоянии и не может самостоятельно менять положение тела, то это входит в обязанности медперсонала. У больных пневмонией голова должна находиться в приподнятом состоянии. Медсестра добивается этого посредством регулировки кровати или подкладывая подушки.

Сестринский уход подразумевает обеспечение гигиены пациента. Лежачих больных сестра ежедневно обмывает теплой водой и подмывает после туалета. Она также следит за чистотой постельного белья и одежды пациента. Чтобы у больного не возникло воспаления в ротовой полости, проводят ее обработку слабым содовым раствором. При появлении герпетических высыпаний на губах или в области носа, используют цинковую мазь [11].

К медицинским процедypaм, проводимых сестрой при пневмонии, относят:

1.     Инъекции, инфузии.

2.     Действия при лихорадке – обтирание прохладной водой, обильное теплой питье, прохладный воздух в помещении.

3.     Постуральный дренаж в случаях, когда мокрота плохо отходит.

4.     Очищение ротовой полости пациента от мокроты, если он не может сделать этого самостоятельно.

5.     Постановка клизмы при запорах, присоединение мочеприемника.

6.     Выполнение отвлекающих процедур по назначению врача: горчичники, банки, компрессы.

Помимо этого медсестра следит за тем, чтобы пациент принимал назначенные врачом препараты: антибиотики, муколитики, жаропонижающие, противовоспалительные и другие. В случае нарушений в работе сердечно-сосудистой системы, возможны инъекции сердечных гликозидов и глюкокортикоидов.

Для выздоровления пациенту необходимо соблюдать режим питания. Сестра следит, чтобы больной выпивал достаточное количество жидкости – до 3 л в день. Это может быть чистая вода, натуральный сок, морс, чай с лимоном, отвар шиповника. Питаться нужно часто, но понемногу. Предпочтение отдается бульону, отварному куриному мясу, рыбе, овощам, молочной продукции. Если у пациента нет аппетита, то количество пищи можно уменьшить, увеличив при этом объем жидкости.

Важное место в лечении пневмонии занимает дыхательная гимнастика. Сестра учит больного специальным упражнениям и контролирует их выполнение. Гимнастикой следует заниматься дважды в день. По мере выздоровления пациент увеличивает физическую активность: делает зарядку и лечебную гимнастику.

Медсестра следит за цветом кожи больного, за его артериальным давлением, пульсом, дыханием, температурой и ставит в известность врача о произошедших изменениях. Помощь медсестры жизненно важна для лежачих больных. Но и пациенты, которые в состоянии позаботиться о себе, нуждаются в опеке сестринского персонала. Под контролем медицинских работников заболевание протекает гораздо быстрее и легче [13].

Профилактика

В целях снижения уровня заболеваемости и неблагоприятных исходов в национальный календарь профилактических прививок с 2014 года включена обязательная вакцинация против пневмококковой инфекции. Кроме выработки специфического иммунитета, вакцинация позволяет санировать верхние дыхательные пути от колонизации пневмококком и снизить число бактерионосителей.

Неспецифическая профилактика пневмококковой пневмонии складывается из изоляции больных, повышения общей сопротивляемости инфекциям, своевременного лечения ОРВИ.

Глава 2. Банк проблем пациента при пневмококковой пневмонии

У пациента с пневмококковой пневмонией, можно выделить ряд проблем, связанных с его заболеванием. При пневмококковой пневмонии у пациента определяются настоящие и потенциальные проблемы. По изученной литературе я выявила проблемы пациента:

Приоритетные проблемы

1.                 Затруднение дыхания при кашле

Настоящие проблемы

1.                 Боли в груди

2.                 Лихорадка

3.                 Одышка

4.                 Неумение откашливать мокроту; затруднение дыхания из-за неэффективного очищения дыхательных путей

5.                 Нарушение сна из-за одышки и кашля

6.                 Непонимание необходимости отказа от курения; ухудшение состояния в связи с продолжением курения; беспокойство в связи с вынужденным отказом от курения

7.                 Ограничение подвижности из-за необходимости соблюдения постельного режима; дефицит само ухода и зависимость из-за ограниченной подвижности

Потенциальные проблемы

1.     Риск развития пролежней из-за ограниченной подвижности

2.     Риск развития острой дыхательной недостаточности, плеврита, абсцесса легкого, эмпиемы плевры

 

 

 

 

Глава 3. Модель программы сестринской деятельности при решении проблем пациента с пневмококковой  пневмонией

Приоритетная проблема пациента:  Затруднение дыхания при кашле

Таблица 8

Приоритетная проблема пациента:  Затруднение дыхания при кашле

- цель краткосрочная – больному стало легче дышать

- цель долгосрочная – у больного полностью восстановилось нормальное дыхание

Сестринские вмешательства

Независимые

(сестринский уход и наблюдение)

Зависимые

(выполнение врачебных назначений)

1.Обеспечить и контролировать лечебно-охранительный режим:

обеспечить комфортное положение в постели;

обеспечить доступ свежего воздуха (расслабить стесняющую одежду, открыть окно);

исключить громкие звуки, резкий свет в палате, резкие запахи.

Обеспечить и контролировать сан-эпид режим (влажная уборка, кварцевание, проветривание палаты).

2.Контролировать 5 разовый прием пищи, соответственно назначенной диете:

-работа раздатчицы;

-эстетическое оформление пищи;

-объем порции;

-контроль тумбочек, передач, сроков хранения продуктов;

- информировать пациента и его родственников об особенностях лечебного питания, подготовить памятку по диете (Приложение …)

3.  Провести беседу с пациентом о необходимости нахождения в вынужденном положении. Положение с возвышенным головным концом (положение Фаулера);

 

 

1.Обеспечить соблюдение назначенного режима (постельного, полупостельного, палатного, общего).

2. Обеспечить динамическое наблюдение за пациентом (цвет кожных покровов, пульс, АД, ЧДД, температура тела).

3.Обеспечить подготовку пациента к диагностическим исследованиям:

-лабораторным – кровь (ОАК, биохимический, бактериологический, иммунологический анализы), мокрота.

-инструментальным – рентгенография ОГК

4.Обеспечить проведение медикаментозной терапии

   - По назначению врача провести оксигенотерапию:

Sol.Acetylcysteini 300,0 – 3 ml. В виде ингаляций 1 раз в сутки. В течение 1 недели.

Sol. Euphyllini 2,4% - 10ml.

Вводить внутривенно, капельно, предварительно развести в 200 мл физиологического раствора.

- Подготовка к диагностическим исследованиям: общий анализ мокроты.

 -  Контролировать своевременный прием лекарственных препаратов;

6.Обеспечить проведение физиотерапии – массаж, ингаляции, ЛФК, дыхательная гимнастика

7.Обеспечить консультацию специалистов (врача ПИТ, кардиолога, фтизиатра, эндокринолога и др.)

 

Предполагаемый результат сестринской деятельности – больному стало легче дышать

 

Настоящая проблема пациента:  Лихорадка

Таблица 9

Настоящая проблема пациента:  Лихорадка

- цель краткосрочная – снижение температуры тела у пациента

- цель долгосрочная – у пациента нормальная температура тела

Сестринские вмешательства

Независимые

(сестринский уход и наблюдение)

Зависимые

(выполнение врачебных назначений)

- Обеспечить и контролировать лечебно-охранительный режим:

обеспечить комфортное положение в постели;

обеспечить доступ свежего воздуха (расслабить стесняющую одежду, открыть окно);

    - На высоте лихорадки выполнить влажное обтирание кожи раствором воды с добавлением спирта, холодную примочку на лоб;

    - Обеспечить проветривание помещения и обнажение пациента;

     - Регулярно измерять АД, следить за пульсом, дыханием пациента, за его внешним видом;

   -  Постоянно следить за психическим состоянием пациента — индивидуальный пост (возможен психоз).

- Проветривание помещения и обнажение пациента;

- Пузыри со льдом на проекции крупных сосудов через тканевые прослойки;

- Обеспечить пациента обильным питьём.

 

По назначению врача: Ципрофлоксацин 100,0 мл. 2 раза в день, в/в.
Аллергическая проба на антибиотики.
Нимесил (порошок) 100 мг. 2 раза в день, перорально.
(при резистентности: Sol. Cefaxoni 1,0. Вводить внутримышечно 2 раза в сутки)
- Подготовка к диагностическим исследованиям: клинический и
биохимический анализ крови, общий анализ мочи.
Диета №13, затем №15(ОВД).

- Наложить пузыри со льдом на проекции крупных сосудов через тканевые прослойки.

 

Предполагаемый результат сестринской деятельности – у пациента нормальная температура тела

 

Настоящая проблема пациента:  Боли в груди

Таблица 10

Настоящая проблема пациента:  Боли в груди

- цель краткосрочная – боли в груди не беспокоят больного в течение нескольких часов

- цель долгосрочная – боли в груди не беспокоят больного в течение нескольких дней

Сестринские вмешательства

Независимые

(сестринский уход и наблюдение)

Зависимые

(выполнение врачебных назначений)

- Обеспечить соблюдение лечебно-охранительного режима.

- Обеспечить пациенту лечебную диету

- Удобно уложить пациента на больной бок в возвышенном положении (уменьшится ощущение боли);

    - Обеспечить пациенту полный покой, научив его мышечной релаксации в первые дни болезни;

    - При снижении температуры тела применить круговые горчичники;

     - При необходимости можно забинтовать эластичным бинтом.

- Постуральный дренаж;

- При снижении температуры тела применить круговые горчичники.

- Сопровождение пациента на ингаляции, дыхательную гимнастику (по назначению врача).

- По назначению врача: Диклофенак 3,0 в/м на ночь.

- Подготовка к диагностическим исследованиям: Rg грудной клетки, флюорография, реография легочной артерии, ЭКГ.

- При необходимости можно забинтовать эластичным бинтом грудную клетку.

- ЛФК. Массаж. Физиотерапия.

Предполагаемый результат сестринской деятельности – боли в груди не беспокоят больного в течение нескольких дней

 

Настоящая проблема пациента:  Неумение откашливать мокроту; затруднение дыхания из-за неэффективного очищения дыхательных путей.

Таблица 11

Настоящая проблема пациента:  Неумение откашливать мокроту; затруднение дыхания из-за неэффективного очищения дыхательных путей.

- цель краткосрочная – больной начал откашливать мокроту

- цель долгосрочная – у больного продуктивный кашель, эффективное очищение дыхательных путей.

Сестринские вмешательства

Независимые

(сестринский уход и наблюдение)

Зависимые

(выполнение врачебных назначений)

-  Обучать пациента дыхательным и дренажным упражнениям.

    - Рекомендовать делать часто по 4-5 глубоких вдохов и выдохов в течение дня;

    - Приобрести любую надувную детскую игрушку и рекомендовать несколько раз в день надувать ее (это способствует расширению бронхов, увеличению эвакуации мокроты и улучшению газообмена в легких);

По назначению врача: Постуральный дренаж

Предполагаемый результат сестринской деятельности – у больного продуктивный кашель, эффективное очищение дыхательных путей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе данной курсовой работы были решены все поставленные задачи:

1.                 Изучена литература и информационные источники по теме пневмококковая пневмония, расширены, систематизированы знания по патологии и роли медсестры при уходе за пациентом.

2.                 Составлен банк проблем пациента с пневмококковой пневмонией, включающий физиологические, духовно-психологические и социальные проблемы.

3.                 Разработана модель программы сестринской деятельности по уходу за больным с пневмококковой пневмонией, отражающая независимые и зависимые сестринские вмешательства при решении проблем пациента.

Огромная роль в диагностике, лечении, профилактике, обучении и уходе за пациентом при пневмококковой пневмонии отводится медицинской сестре. Она является активным помощником врача и работает в тесном контакте с пациентом, помогает ему в решении возникших проблем и предотвращает развитие осложнений, оказывает психологическую поддержку больному и его окружению.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     WHO 2009. Acute Respiratory Infections (Update September 2009)

2.     Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Федеральный центр гигиены и эпидемиологии «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях», 2018;

3.     Г.В.Белошицкий, И.С.Королева, Н.И.Кошкина. Пневмококковые менингиты в Российской Федерации ФГУН «ЦНИИ эпидемиологии» Роспотребнадзора, Москва, 2018;

4.     Хамитов Р.Ф., Визель А.А., Амиров Н.Б. и др. Клинические рекомендации по диагностике и лечению внебольничных пневмоний у взрослых. Казань, 2020;

5.      Внутрибольничные инфекции / Под ред. Р.П. Венцела. - М.: Медицина, 2019;

6.      Синопальников А.И. // Респираторная медицина / Под ред. А.Г. Чучалина., 2020;

7.      Журнал «Пульмонология и аллергология». Статья «Патологическая анатомия пневмонии». Авторы: А.Л. Черняев, М.В. Самсонова, 2018;

Интернет-источники:

8.     https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_pulmonology/pneumonia (Дата посещения - 15.11)

9.     https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_pulmonology/pneumococcal-pneumonia (Дата посещения - 15.11)

10. https://www.invitro.ru/moscow/library/bolezni/32198/ (Дата посещения – 18.11)

11. https://yandex.ru/health/turbo/articles?id=7542 (Дата посещения – 20.11)

12. https://www.eurolab-portal.ru/ (Дата посещения – 20.11)

13. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пневмококковая_инфекция (Дата посещения - 22.11)

14. https://detdom-vidnoe.ru/for_parents/21799.php (Дата посещения - 23.11)

15. https://rsmu.ru/fileadmin/templates/DOC/Faculties/LF/pediatrics_dept/posobija/Pnevmokokk_deti_2015.pdf (Дата посещения - 23.11)


 

16. Скачано с www.znanio.ru

Министерство здравоохранения Нижегородской области

Министерство здравоохранения Нижегородской области

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ Проблема пневмококковой пневмонии обусловлена её высокой распространённостью

ВВЕДЕНИЕ Проблема пневмококковой пневмонии обусловлена её высокой распространённостью

Следовательно, избранная тема работы является актуальной

Следовательно, избранная тема работы является актуальной

Глава 1. Современное представление о пневмококковой пневмонии и роль сестринского персонала в лечебно-диагностической деятельности и уходе за пациентами

Глава 1. Современное представление о пневмококковой пневмонии и роль сестринского персонала в лечебно-диагностической деятельности и уходе за пациентами

Пневмококк является представителем условно-патогенной носоглоточной микрофлоры человека

Пневмококк является представителем условно-патогенной носоглоточной микрофлоры человека

Фаза микробного отека - длительность 12-72 часа

Фаза микробного отека - длительность 12-72 часа

Крупозная пневмония · острое начало, внезапный подъем температуры до 38-40°С, потрясающий озноб, лихорадочный румянец на щеках; · выраженные признаки интоксикации: слабость, головная боль, миалгии, потеря…

Крупозная пневмония · острое начало, внезапный подъем температуры до 38-40°С, потрясающий озноб, лихорадочный румянец на щеках; · выраженные признаки интоксикации: слабость, головная боль, миалгии, потеря…

Основные принципы диагностики, лечения и профилактики пневмококковой пневмонии

Основные принципы диагностики, лечения и профилактики пневмококковой пневмонии

Биохимический анализ крови – исследование в крови уровней мочевины, креатинина, электролитов, печеночных ферментов, билирубина, глюкозы, альбумина

Биохимический анализ крови – исследование в крови уровней мочевины, креатинина, электролитов, печеночных ферментов, билирубина, глюкозы, альбумина

Подготовить рабочее место в отделении для клинического лаборанта

Подготовить рабочее место в отделении для клинического лаборанта

Оформить направление в клиническую лабораторию

Оформить направление в клиническую лабораторию

КТ ОГК (линейная и компьютерная томография)

КТ ОГК (линейная и компьютерная томография)

Сообщить пациенту цель и ход предстоящего исследования, получить его согласие на процедуру

Сообщить пациенту цель и ход предстоящего исследования, получить его согласие на процедуру

На период лихорадки назначается постельный режим, рекомендуется полноценная, сбалансированная по калоражу диета, употребление достаточного количества жидкости [10]

На период лихорадки назначается постельный режим, рекомендуется полноценная, сбалансированная по калоражу диета, употребление достаточного количества жидкости [10]

Сестра следит, чтобы пациент находился в благоприятных условиях

Сестра следит, чтобы пациент находился в благоприятных условиях

В случае нарушений в работе сердечно-сосудистой системы, возможны инъекции сердечных гликозидов и глюкокортикоидов

В случае нарушений в работе сердечно-сосудистой системы, возможны инъекции сердечных гликозидов и глюкокортикоидов

Неспецифическая профилактика пневмококковой пневмонии складывается из изоляции больных, повышения общей сопротивляемости инфекциям, своевременного лечения

Неспецифическая профилактика пневмококковой пневмонии складывается из изоляции больных, повышения общей сопротивляемости инфекциям, своевременного лечения

Глава 3. Модель программы сестринской деятельности при решении проблем пациента с пневмококковой пневмонией

Глава 3. Модель программы сестринской деятельности при решении проблем пациента с пневмококковой пневмонией

Приложение …) 3. Провести беседу с пациентом о необходимости нахождения в вынужденном положении

Приложение …) 3. Провести беседу с пациентом о необходимости нахождения в вынужденном положении

Обеспечить проветривание помещения и обнажение пациента; -

Обеспечить проветривание помещения и обнажение пациента; -

Обеспечить пациенту лечебную диету -

Обеспечить пациенту лечебную диету -

Обучать пациента дыхательным и дренажным упражнениям

Обучать пациента дыхательным и дренажным упражнениям

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе данной курсовой работы были решены все поставленные задачи: 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе данной курсовой работы были решены все поставленные задачи: 1

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

DOC/Faculties/LF/pediatrics_dept/posobija/Pnevmokokk_deti_2015

DOC/Faculties/LF/pediatrics_dept/posobija/Pnevmokokk_deti_2015
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2023