Интегрированный урок (биология + физика) в 10 классе на тему:
«Организм человека глазами физика».
Учитель физики Шатохина Т.Ф.
Учитель биологии Мальцева Т.А.
МБОУ СОШ № 199
Г.Новосибирск
Цель урока:
· Повторить и обобщить знания по теме: «законы физики и организм человека» (основные понятия, формулы, законы).
· Осуществить интеграцию предметов физика, биология.
· Показать применение знаний на практике.
Задачи урока:
· Образовательная: научить применять законы физики для объяснения различных процессов в организме человека.
· Развивающая: развивать интерес учащихся к установлению связи смежных наук, развитие компьютерной грамотности, развитие мышления, умения делать выводы, анализировать.
· Воспитательная: выработка навыков коллективного труда, развитие самостоятельности.
Тип урока: Обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения: групповая
Методы и методические приемы:
· Групповая работа, коллективное решение задач.
· Отчет и предоставление результатов по выполненной работе.
· Воспроизведение и коррекция опорных знаний
· Информационно-коммуникационные
·
Оборудование: "Скелет человека"; разборный торс человека, термометр, бутылки с водой.
Ход урока
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым,
пока ему не удастся связать воедино
разрозненные факты, им наблюдаемые.
Д. Хевеши
Учитель физики: Добрый день, дорогие друзья, сегодня мы собрались с вами чтобы провести не совсем обычный урок. А необычен он тем, что вести его будут сразу два учителя. Я учитель физики – Шатохина Т.Ф. и учитель биологии – Мальцева Т.А.
Клип: «точка, точка, запятая»
Учитель биологии: Сформулируем вместе тему урока. Сегодня мы поговорим о том, что все законы физики и биологии едины. А урок наш пройдет под девизом:
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым,
пока ему не удастся связать воедино
разрозненные факты, им наблюдаемые.
Д. Хевеши (венгерский химик, нобелевский лауреат)
(Эпиграф слайд)
Учитель физики:
Все естественные науки используют законы физики. В этом мы убедимся сегодня на уроке. Законы физики применимы к живому организму, в частности к организму человека. Физические методы исследования ученые применяют в биологии, медицине, бионике. Сегодня на уроке мы изучим небольшой аспект биофизических связей.
Учитель биологии:
Самое прекрасное и совершенное, что создала природа – это человек. Но, человек сам является частичкой этой природы. А это значит, что и организм его работает по законам природы, а точнее по законам физики.
Ребята, как вы думаете, какую цель мы можем поставить перед собой на нашем уроке?
Ученики: узнать какие законы физики объясняют различные процессы в организме человека.
Я желаю вам плодотворной работы на уроке, всем успешного выступления, всеобщего внимания и признания ваших трудов.
Учитель физики:
Мы хотим предложить вам следующую формулу для самооценки:
Aп
КПД= ------------100%
U
Aп -Работа на уроке
U- Внутренняя энергия
Учитель биологии:
Используйте на уроке свою внутреннюю энергию, силу мышц, работу мозга, объём легких, напряжение зрения, заряд сердца, скорость мысли и добьетесь 100% КПД.
Учитель физики: Основной закон природы - закон сохранения и превращения энергии. Сформулируйте как читается закон сохранения энергии? Он применим и для живых организмов. Роберт Майер первым его сформулировал с позиций врача- естествоиспытателя, а расскажет нам о нем (Киевская Юля)
Роберт Майер – великий естествоиспытатель и врач, основатель термодинамики – науки, являющейся теоретической базой современной теплотехники. Юлиус Роберт Майер родился в 1814 году в небольшом немецком городке Гейльброне. Едва ли скромный владелец аптеки «К розе» мог предполагать, что имя его младшего сына Юлиуса войдет в историю физической науки. Ведь в детстве Юлиус не проявлял особого пристрастия к наукам. В его аттестате зрелости по всем предметам стояло «посредственно» и только по математике «хорошо». По желанию отца Юлиус поступил в Тюбенгенский университет на медицинский факультет. Однако профессия провинциального лекаря Майера не привлекала. Его заветная мечта – поехать в далекое путешествие. Устроившись врачом на торговое судно, Майер едет на остров Яву. В дороге он ведет дневник. Однажды во время плавания штурман сказал ему, что во время сильной бури вода нагревается. Майер занес замечание штурмана в свой дневник и впоследствии проверил его. С этой путевой записи и зародилась у Майера мысль о связи между теплотой и движением. (Слайд Роберта Майера, годы жизни)
Учитель физики: Вы можете тоже проделать такой опыт: У вас на столе стоят бутылки до половины заполнены водой комнатной температуры и, закупорив бутылку пробкой, встряхнуть воду в течение нескольких минут. Термометр покажет, что вода нагрелась на 1-20 С).
Вопрос: какие виды превращения энергии вы наблюдали?
«Природа никогда не изменит великим законам сохранения»
Д.Бернулли.
Учитель биологии: А какие превращения энергии происходят в живых организмах (в человеке)?
Ученики:
· Химическая энергия в электрическую (нервные клетки).
· Звуковая энергия в электрическую (внутреннее ухо).
· Световая энергия в электрическую (сетчатка глаза).
· Химическая энергия в механическую (мышечные клетки).
· Химическая энергия в электрическую (органы вкуса и обоняния). На слайд
«Всякий процесс, происходящий в природе, можно рассматривать, как превращение отдельных видов энергии друг в друга»
Макс Планк.
Учитель физики:
А что является источником энергии для работы организма человека?
Ученики. Источником энергии для работы организма человека являются органические вещества и прежде всего - углеводы, подвергающиеся в клетках распаду и окислению, в результате чего освобождается скрытая в них энергия.
Учитель биологии:
Поглощая пищу, вы поглощаете содержащуюся в ней внутреннюю энергию в следующих количествах: хлеб – 9000 Дж/г; сахар – 17000 Дж/г; молоко – 3000 Дж/г; мясо – 7500 Дж/г; картофель – 4000 Дж/г; масло – 33000 Дж/г; овощи и фрукты – 600-2000 Дж/г; яйца - 7000 Дж/г.
- Работая, вы расходуете энергию в следующих примерно количествах (за 1 ч на 1 кг массы человека): при подготовке уроков – 6000 Дж; при зарядке – 16000 Дж; при лежании – 4000 Дж; при плавании -30000 Дж; во время сна – 4000 Дж; при ходьбе 15000 Дж.
- Следовательно, поглощая пищу, вы увеличиваете свою внутреннюю энергию, а, работая, вы ее расходуете.
Учитель физики:
Итак, энергия у нас есть, давайте же используем ее с пользой.
Учитель физики объясняет, как выполнять задание. Учитель биологии раздает задания.
Задание. Группа 1:
Биологи 1.Без пищи и воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха не может обойтись и 10 минут. Объясните почему?
2.Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите мысленно, какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгкого. Перечислите органы воздухоносного пути.
Физики 1. Аквалангист, находясь на глубине 15 метров от поверхности воды, вдохнул воздух и заполнил весь объём легких равный 5 литров. До какого объёма расширятся легкие, если он быстро вынырнет из воды.
ρ =1100кг/м3(плотность морской воды). Ратм.=105Па.
5 10-3 105Па
2.Почему нельзя быстро всплывать с глубины?
(При слишком быстром всплытии есть опасность «закипания крови», образуются пузырьки в сосудах. Если азот не успел выйти, это может нанести вред организму, случаются различные травмы вплоть до инсульта.)
Задание. Группа 2:
Биологи. Всю нашу жизнь центральный орган кровеносной системы – сердце – непрерывно работает. Он начинает работать, когда человек еще не родился, и последним прекращает свою работу. Сердце представляет собой удивительный насос, работающий безостановочно на протяжении всей жизнь человека. Он прокачивает за 1 с около 0,1 л крови.
Объясните, в чём секрет такой работоспособности сердца?
Физики. 2. Задача1. За сутки человеческое сердце делает около 100000 ударов. при одном ударе совершается такая же работа, как и при поднятии груза массой 1 килограмм на высоту 20 сантиметров. Вычислите работу, совершаемую человеческим сердцем за сутки. (Ответ: 200 кДж)
Задача2. Физиологи определяют работу сердца с помощью формулы А=М·Д·С, где М – масса крови (кг.), С – число сердцебиений за 1 минуту, Д – давление крови в аорте (кПа.).
Рассчитайте работу левого желудочка а) за сутки, если М=0,07 кг, Д=20кПа, С=72 (Ответ: 145,152Дж)
Знаете ли вы, что за 8,5 часов лыжного пробега на 100 километров сердце спортсмена перекачивает 35 тонн крови.
Задание. Группа 3:
БИОЛОГИ.
1.Кости очень прочны. По прочности кости сравнивают с некоторыми металлами (Cu, Fe). Прочность кости всего лишь в 10 раз меньше прочности стали. Короткий сегмент большой берцовой кости может выдержать вес легкового автомобиля! Предел прочности рёбер на излом у молодых людей колеблется от 85 до 110 кг. Кость твёрже кирпича в 30 раз, а гранита в 2,5 раза. Она прочнее дуба и почти также прочна, как чугун.
1.Какие свойства позволяют костям выполнять их функции?
2.Какая особенность строения костной ткани была использована французским инженером А.Эйфелем при создании всемирно известной Эйфелевой башни?
ФИЗИКИ.
Задача1: Какую работу совершает спортсмен, пробегая дистанцию в 100 метров, если в ахилловом сухожилии при беге действует растягивающая сила 4000 Н и при толчке нога наклонена под углом в 600 к горизонту? (Ответ: 200 кДж)
В каждом шаге принимают участие до 300 мышц. В одну мышцу в среднем поступает 20 импульсов в секунду.
Задача2. Одна из самых сильных мышц – икроножная, может поднять груз в 130 килограмм. Какую она совершает работу, поднимая груз на 5 метров. (Ответ: 6500 Дж)
Задание группа 4:
Биологи.
Кожа – это наружный покров тела, который надёжно защищает все находящиеся под ней органы от механических повреждений, препятствует потере воды организмом, проникновению в него различных бактерий. Кожа участвует в регуляции температуры тела, в обменных и выделительных процессах. Кожа обладает повышенной чувствительностью, что позволяет организму избегать возможных повреждений.
Докажите, что это так.
Физики
1. Почему опасно работать с электрическим током при повышенной влажности
воздуха? Рассчитайте силу тока, проходящую через человека при случайном касании сухой руки, влажной руки?
Решение Ток, проходящий при случайном касании рукой через и 220В тело человека;
I=220/105=2,09А
Ток, проходящий через тело человека при касании влажной рукой,
I=220/103=2,13А
А такая сила тока может оказаться смертельной.
2.Электрофорез это метод лечения, основанный на введении лекарств через кожу и слизистые оболочки с помощью постоянного электрического тока. На тело человека накладывают электроды, между телом и электродом помещают бумагу или ткань, пропитанную электропроводящим лекарственным препаратом. При включении тока начинается движение заряженных частиц из бумаги или ткани в кожу, а затем в тело человека.
Какой физический процесс используется при электрофорезе?
Решение.
При электрофорезе используется электролиз.
Ответ: электролиз.
Учитель физики:
Обобщение. Задание на соответствие(раздать разрезанные или на напечатанных поставить стрелочки)
Задание:
Ответ:
Учитель биологии:
Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы.
1) Наука о живой природе .(биология)
2) Как называется газ молекулы, которого не взаимодействуют друг с другом? (идеальный газ-модель реального газа)
3) Определенная часть тела, имеющая определенное строение и выполняющая определенную функцию. (орган)
4) Наука, получившая свое название от греческого слова «фюзис», что в переводе означает - природа? (Физика)
5) Кровоизлияние в сердце. Инфаркт)
6) Отдел кисти, расположенный между предплечьем и пястьем. (Запястье)
7) Атом, который потерял или присоединил один или несколько электронов. (Ион)
8) Жидкая соединительная ткань, состоящая из плазмы и форменных элементов. (Кровь)
9) Частицы, из которых состоят молекулы? (Атом)
Учитель биологии: Прочитайте, какое слово у нас получилось? (БИОФИЗИКА) Как вы поняли, что изучает эта наука? (это наука о физических процессах, протекающих в биологических системах)
Учитель физики:
«Физика не только может, но и должна
глубоко вторгаться в биологию, как своими
средствами исследования, так и
свойственными ей теоретическими
представлениями»
Академик Л.А.Арцимови
Учитель биологии: А заканчивая урок хочется еще раз вернуться к нашей формуле успеха. (формула – слайд) оцените КПД своей работы и заполните таблицу оценки и самооценки.
Выставление оценок и подведение итогов.
Таблица самооценки:
Группа №
Фамилия,имя |
КПД,% |
Оценка за урок учителю биологии |
Оценка за урок учителю физики |
Оценка за урок ученику,т.е. самооценка |
Замечания и предложения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание:
В тетради по физике начертить и заполнить таблицу.
Законы физики и физические явления в организме человека
№ |
Закон физики или физическое явление |
Система или орган |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.