|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 г. БОЛОТНОГО БОЛОТНИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ |
Методическая разработка учебного занятия
«Чудо игра - шашки»
Подготовила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Агеева Валентина Анатольевна
2022
Разработка учебного занятия
Цель: Научить детей играть в шашки.
Задачи занятия:
§ Предметные: изучение правил игры в русские шашки.
§ Личностные:
— развитие мышления, внимания, памяти;
— создание интереса к внеурочной деятельности
§ Регулятивные:
— формирование умения оценивать результаты своих действий;
— овладение навыками выполнения учебных действий
§ Коммуникативные:
— участие в различных формах работы в группе (индивидуальной, фронтальной, групповой);
— выражение своей точки зрения, восприятие чужого мнения
§ Познавательные:
— использование шашечной терминологии в речи;
— осуществление обобщения при помощи педагога;
Оборудование: шахматная доска, набор шашек. индивидуальные карточки тестирования, шашечная доска, шашки, школьная доска, мел.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель:
Столько игр настольных есть,
Что, наверное, не счесть!
Ну а мы и братик Сашка
Целый день играем в... (Шашки)
Учитель: Ребята. Для чего люди играют в шашки? (Шашки — это интересно, развивает логику, память, внимание, воображение, терпение, радость победы и т.д.)
- Сегодня я расскажу вам о стратегии игры в шашки, вы получите несколько полезных советов, которые помогают побеждать, узнаете о возникновении игры в шашки и проведете небольшой шашечный турнир в конце нашего мероприятия.
Для начала послушайте интересную сказку «Шашечное царство»
Когда-то очень давно в шашечном государстве, жили - были два шашечных короля. Один был белый, другой – черный. Сын черного короля влюбился в белую принцессу. Но белый король не хотел свою дочь отдавать ему в жены.
И тогда черный король предложил провести турнир. Разыграв право хода, в шашечном королевстве установилось на века правила – белые ходят первыми.
Короли построили свои шашки по четыре, в три линии обороны.
И белые сделали ход – так начался турнир. Он длился долго, шашки долго ходили, кого-то убирали с поля боя, а кто-то успевал стать «дамкой» - так назывались начальники. И дамкам можно было уже ходить по всему полю боя, а не только на одну клеточку вперед.
И вот чёрные победили белых, и черный принц женился на белой принцессе. С тех пор шашки черные и белые живут в одном доме - коробочке для шашек, а для развлечения играют на шашечной доске 8 на 8, где поля для боя поделено поровну одна белая клеточка, другая черная и так далее…
Знакомство с игрой в шашки:
- Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок. Давайте попробуем вместе разгадать, рассекретить все диковинные тайны волшебной доски.
Дети садятся за столы.
- Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь изучая её.
- Что вы видите на доске? (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету)
- Чем они похожи и чем они отличаются? (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету)
- «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска …»
Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки. (Белых клеток 32, чёрных клеток 32)
- Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток? (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных)
- Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные.
-А как называется каждый из квадратиков или клеток? (Поле)
- Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?
-Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.
- А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.
-Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево? (Горизонтальные линии)
- Сосчитайте, сколько их на доске? (8 горизонтальных линий)
- А теперь каждую линию обозначьте цифрой. Цифра ставится сбоку слева и справа от доски. Но мы с вами поставим только слева. (Выполнение с детьми)
- Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх? (Вертикальные линии)
- Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам провести по одной горизонтальной линии синим карандашом, а вертикальную линию - красным карандашом, и сравнить их по длине.
- Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? (Линии равные)
- Я предлагаю вам поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды.
(Дети берут цифры, и делятся на чётные и нечётные)
- Злой волшебник рассыпал шашечные доски на горизонтали. Нужно их собрать, давайте попробуем! (Дети выполняют задание за круглым столом)
- Молодцы! Вы победили коварство злого волшебника! Но на шаечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии. Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. (Диагональные линии разные по длине)
- Мы с вами выяснили, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные? Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1, L8.
- А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой? (Клеточки – поля)
- Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру.
· Игра «Найди поле»
Учитель раздаёт детям по 2 фишки с адресом полей, а дети должны найти и поставить свою фишку в нужное поле.
Физминутка
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
Учитель: Об игре мы поговорили, о чём мы ещё не вспомнили? (о правилах)
Правила игры:
• Тронул – ходи.
• При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»
• Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.
• Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.
• Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.
• Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.
• Взятие шашки соперника является обязательным
Джентельменские правила.
• Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.
• Не смеяться над проигрышем другого.
• Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.
Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.
- Ребята, а когда партия считается законченной?
• если у соперника не осталось ни одной фишки;
• если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;
• если соперник сам себя признаёт побеждённым;
• в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)
- Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным.
- Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры. Для проверки того, как хорошо вы их изучили, мы проведем небольшое тестирование. (см. Приложение № 1)
«Белый отряд, чёрный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном,
Точно такой же в отряде другом»
- Какие шашки по цвету начинают первый ход? (белые шашки)
- А как определить, кому какими играть? (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть)
· Играем в игру «Кто быстрее расставит шашки на игровом поле». Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. - Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры.
Тренировочные партии.
-Теперь, когда мы с вами изучили все правила, вы можете сыграть полноценную партию по всем правилам игры в русские шашки.
Дети делятся по парам и садятся играть партию, по окончанию меняясь соперниками.
- Вот и подошел к концу наше занятие. Вы храбро сражались за победу в турнире, не всем сегодня повезло, объявляю победителей шашечного турнира.
Пора прощаться. До свидания ребята!
Приложение № 1
Тест на усвоение правил
Только что мы с вами изучили основные правила шашек. Для проверки того, как хорошо вы их изучили, мы проведем небольшое тестирование.
_______________________________________________________
Вопрос 1. Сколько всего клеток на игровом поле в русские шашки?
а. 25
б. 36
в. 64
г. 100
д. 144
_______________________________________________________
опрос 2. Можно ли по правилам шашке кушать назад?
а. Можно, сколько угодно раз
б. Можно, но только одну шашку/дамку
в. Кушать назад нельзя
_______________________________________________________
Вопрос 3. Сколько шашек в начале игры стоит у каждого из соперников?
(по 12 шашек)
_______________________________________________________
Вопрос 4. Как из обычной шашки превратиться в дамку?
(дойти до последней линии соперника обычным ходом или с помощью боя)
_______________________________________________________
Вопрос 5. Выберите неверное утверждение
а. Если есть возможность скушать шашку или дамку соперника – надо обязательно это делать
б. Простая шашка может кушать и ходить назад
в. Дамка может ходить назад
г. Первый ход делают белые
_______________________________________________________
Вопрос 6. Могут ли шашки ходить по белым полям?
а. Могут
б. Не могут
в. Только когда станут дамками
_______________________________________________________
Вопрос 7. Выберите правильные утверждения:
а. Если тронул свою шашку – ей нужно ходить
б. Обычная шашка не может скушать чужую дамку
в. Игрок может один раз за игру пропустить свою очередь хода
г. Дамка может скушать две стоящие подряд чужие шашки
д. Если соперник не заметил, что нужно кушать, его шашку или дамку можно взять “за фук”
е. После того, как скушал, ты можешь сходить еще один раз в награду
ж. Если твоя шашка во время боя проходит через дамочное поле, она превращается в дамку и может продолжить бой уже как дамка
з. Можно вернуть сделанный ход и походить по-другому, пока соперник не успел сделать ответный ход
_______________________________________________________
Вопрос 8. Какой результат ставится в партии, если у твоего соперника все шашки заперты и нет ни одного возможного хода?
а. Ты победил
б. Ты проиграл
в. Ничья
г. Нужно переиграть партию, потому что нельзя определить победителя
_______________________________________________________
Вопрос 9. Какой результат засчитывается в партии, если у твоего соперника закончилось отведенное ему на игру время?
а. Ты победил
б. Ты проиграл
в. Ничья
г. Нужно переиграть партию, потому что нельзя определить победителя
_______________________________________________________
Проверка ответов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.