|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 г. БОЛОТНОГО БОЛОТНИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (ул. Ремесленная, д. 2, г. Болотное, Новосибирская область, 633340. Тел.(факс): 8(38349)25-508. Email: s_4_bol@edu54.ru http:/ 4bol.edusite.ru) ИНН/КПП 5413107971/541301001 Банк
Сибирское ГУ Банка Рос http://4
bol.edusite.ru сии//УФК по Новосибирской области г. Новосибирск БИК 015004950 |
Мастер-класс
«Шашки - сеанс одной игры»
Подготовила:
высшей квалификационной категории
Агеева Валентина Анатольевна
2023
Мастер-класс «Шашки. Сеанс одной игры»
Цель: научить детей играть в шашки.
Задачи:
Образующие:
· Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить правила игры.
· Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, закрепить понятия: вертикальные, горизонтальные линии, познакомить с диагональной линией, в умении составлять алгоритм деятельности.
Развивающие: Обогащать словарь детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья.
Воспитывающие: Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные
Формирование следующих умений:
– осознавать роль игры «Шашки» в жизни людей;
– объяснять некоторые правила и приемы игры
Метапредметные
Коммуникативные:
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
Регулятивные:
– реализовывать свои умения на практике;
– ориентироваться на шашечной доске, приводить примеры удачного и неудачного хода во время игры;
– самостоятельно принимать решение во время игры;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной игры класса.
Тип занятия: закрепление полученных знаний и умений
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: магнитная шашечная доска, наборы шашек (6 наборов), карандаши, памятки с правилами.
Участники мастер-класса: 10 учащихся начальной школы
Время: 45 минут
Ход занятия:
1. Организационный момент, открытие занятия.
Здравствуйте, ребята!
- Отгадайте загадку:
Столько игр настольных есть,
Что, наверное, не счесть!
Ну а я и братик Сашка
Целый день играем в … (шашки).
- У кого дома есть такая игра?
- Кто умеет играть в шашки?
- Ребята, кто из вас знает, что такое турнир? (вид соревнования)
- Как зовут человека, который играет в шашки? (Шашист)
- А каким должен быть шашист? (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.)
- Что нужно для игры в шашки? (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры)
Дети выставляют алгоритм.
- Кто может играть в шашки? (Любой человек)
- Кто может быть партнёром для игры? (Любой человек)
- Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры? (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры)
2. Актуализация знаний.
- Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок. Давайте попробуем вместе разгадать, рассекретить все диковинные тайны волшебной доски.
История возникновения
Шашки – древняя игра И первый вопрос, который мне хотелось бы осветить, это история возникновения шашек. Шашки - одна из самых древних игр. У Платона встречается миф о том, как бог ГермЕс, придумавший эту игру, предложил богине Луне играть с ним в шашки с тем условием, что в случае проигрыша он получит от Луны пять дней. Одержав победу, Гермес прибавил эти пять дней к тем 360 дням, которые до этого составляли год. По одной из исторических версий шашки изобрел греческий воин Паламед, известный как участник осады Трои. Осада города продолжалась 10 лет и, чтобы убить скуку, Паламед придумал эту увлекательную игру, возможно, рисуя клетки на земле. Увлекались шашками и египетские фараоны. Во время раскопок в Египте обнаружили гробницу вельможи, который был приближенным фараона. На стенах «МАСТЕР КЛАСС ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ В ШАШКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УЧИМСЯ ИГРАТЬ В ШАШКИ - ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» 3 гробницы есть росписи, отражающие три страсти древнего египтянина - охоту, рыбную ловлю и игру в шашки. В Лувре хранятся две шашечные доски, принадлежащие фараонам. Из гробницы Тутанхамона была извлечена доска для игры в шашки, состоявшая из тридцати клеток. Исходя из перечисленного возникла версия о древнеегипетском происхождении шашек. Из Древнего Египта шашки начали свой путь по миру.
2. Открытие новых знаний.
Дети садятся за столы.
- Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь, изучая её.
- Что вы видите на доске? (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету) (рис. 1)
Рис 1
- Чем они похожи и чем они отличаются? (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету)
- «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска …»
Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки. (Белых клеток 32, чёрных клеток 32)
- Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток? (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных)
- Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные.
А как называется каждый из квадратиков или клеток? (Поле)
- Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?
Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.
- А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.
Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево? (Горизонтальные линии)
- Сосчитайте, сколько их на доске? (8 горизонтальных линий)
- А теперь каждую линию обозначьте цифрой. Цифра ставится сбоку слева и справа от доски. Но мы с вами поставим только слева (выполнение с детьми).
- Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх? (Вертикальные линии)
- Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам провести по одной горизонтальной линии, синим карандашом, а вертикальную линию - красным карандашом, и сравнить их по длине.
- Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? (Линии равные)
- Тайны шашечной доски мы узнали, а о чём нам ещё нужно поговорить? (о шашках)
Дети садятся за стол.
- На каких квадратах располагаются шашки? (На чёрных)
- По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек)
- Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны)
«Белый отряд, чёрный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном,
Точно такой же в отряде другом»
- Какие шашки по цвету начинают первый ход? (белые шашки)
- А как определить, кому, какими играть? (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть)
- Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске.
Правила игры
• Тронул – ходи.
• При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»
• Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.
• Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.
• Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.
• Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.
• Взятие шашки соперника является обязательным
Джентельменские правила.
• Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.
• Не смеяться над проигрышем другого.
• Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.
Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.
- Ребята, а когда партия считается законченной?
• если у соперника не осталось ни одной фишки;
• если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;
• если соперник сам себя признаёт побеждённым;
• в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)
1) Начинать бой можешь смело
– Первый ход всегда за белой.
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по чёрным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все: и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!
4. Практическая работа.
- А теперь проведём небольшой шашечный турнир. Первую партию можно потренироваться, не считая очки.
- Кто готов сразу начать турнир, получает маршрутный лист, в который будут занесены результаты ваших сыгранных партий. Если вы одержали победу – ставим 1 балл, если проиграли – 0 баллов. Желаю вам успехов, удач и побед.
№ партий |
Очки |
Место |
1 |
|
|
… |
|
|
Итого |
|
|
(Раздаются маршрутные листы.)
- Ещё несколько советов:
· не жульничать;
· не обижаться, уважать соперника;
· не поддаваться;
· ничья после 15 ходов, если вы не сможете побить соперника;
· перед тем как сделать ход, необходимо оценивать ситуацию на доске, следить за всеми шашками на игровом поле, а также прогнозировать развитие ситуации;
игра в шашки требует спокойной обстановки и внимания.
5. Представление результатов практической работы (турнира).
- А теперь подведём итоги.
- Кто набрал 10 баллов? 9 баллов? И т.д.
(Подводятся итоги турнира и объявляются победители.)
6. Обсуждение и корректировка результатов работы (рефлексия).
1). Шашечная викторина.
- Какие шашки начинают игру?
- Что такое дамка?
- Как определяют, кто каким цветом играет?
- Сколько клеток на шашечном поле?
- Сколько шашек участвует в игре?
- Когда можно делать ход шашкой назад?
2). Устный опрос.
- Поднимите руки те ребята, кто поставил пять плюсов на поставленные вопросы (кто четыре, три плюса и т.д.).
· - «Я узнал(а) много нового»;
· - «Мне это пригодится в жизни»;
· - «На занятии было над чем подумать»;
· - «На все вопросы, возникающие в ходе занятия, я получил(а) ответы»;
· - «На занятии я работал(а) добросовестно и цели занятия достиг(ла)».
- Каждый награду свою получил.
Время пройдёт, соберёмся опять,
Будем сражаться и побеждать!
- Занятие закончено. Спасибо всем за игру.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.