Ход урока
I. Организационный момент. (слайд 1)
Уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, (слайд 2) то можно
надеяться, что он пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с улыбкой.
Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Желаю вам быть внимательными,
активными, находчивыми.
II. Речевая разминка.
Начнём урок с речевой разминки. (слайд 3)
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
познакомьтесь (прочитать глазками);
прочитайте шепотом;
прочитайте медленно;
прочитайте быстро.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)
Объясните значение этого слова. (Множество деревьев, растущих на
большом пространстве)
Какими предложениями насыщено стихотворение?
Почему их так много? или Что скрывают они? (тайну, загадку)
Как ответите на вопросы Сергея Погореловского:
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Да, ребята, вы много назвали животных, но лишь один из них является
героем нашего произведения (назвали много животных, но одного забыли), а
кто он вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это ... (еж)Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала.
Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – еж.
(слайд )
А что вы знаете о ёжике?
Андрей Зеленин приготовил для вас сообщение об этом удивительном
зверьке.
Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для
этого возьмите карточки жёлтого цвета.
(Слайд )
Н. Рубцов
“Хитрый Лис и умная Уточка”
М. Пришвин “Страшный рассказ”
В. Бивнки
“Ребята и утята”
Е. Чарушин
“Про зайца”
Обозначьте стрелочками произведения и авторов, ранее нами изученные.
Приступайте к выполнению задания. (слайд 6)
Обоснуйте свой ответ, установив связь между произведением и автором.
(работа со слайдом )
Значит, тема нашего урока будет... (работа со слайдом ) (“Страшный
рассказ” Евгений Иванович Чарушин)
Какие задачи мы для себя определим используя опорные слова? (слайд )
Познакомиться... (работа со слайдом ) (со сведениями из биографии Е. И.
Чарушина).
Учиться правильно... (и выразительно читать его произведение
“Страшный рассказ”).
Проанализировать... (новое произведение).
IV. Работа по теме урока.
Ну, а сейчас мы перейдём к первой задаче урока и узнаем о жизни Евгения
Чарушина. (слайд ) Ваши одноклассники подготовили для вас сообщение
1. Биографические сведения о Е.Чарушине.(Сущёва П.)
Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (ныне Киров) 11 ноября 1901
года в семье известного русского художника – архитектора. Отец его много
путешествовал и часто брал с собой сынишку. Первые уроки
наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю.
(Сазонова Т.)
Отец дал мальчику первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна,
привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу. Мальчик очень
любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики,
козлики. На день рождения отец сыну дарил книги о природе. Эти книги Женя
читал запоем. Он вооброжал себя великим путешественником, знаменитым
учёным и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал карандаш или
кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях.
(Лазарева Алёна)
Особенно хорошо Женя рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и
каких видел в жизни. К Чарушину известность пришла как к художнику –
иллюстратору. Он иллюстрировал книги Пришвина, Бианки, Маршака,
Горького. Позже он стал писать рассказы о животных, и их повадках.
2. Мы познакомимся с рассказом, который называется не совсем обычно–
«Страшный рассказ». Признаюсь, что прочитав название, я немного
испугалась, но потом..., А что потом мы с вами и узнаем. Давайте сделаем
прогноз.
«Стратегия ключевых слов» Посмотрите на экран. Перед вами опорные
слова из рассказа.
•
•
остались одни;
у самого леса;
• ни папы, ни мамы;
• темно;• не страшно, не боялся;
• ктото топает;
•
закрылись с головой;
• прижались друг к другу;
• пришли (родители);
•
зажгли; ёжик
Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?
Было ли вам когдалибо страшно?
– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь?
– Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он шуточным,
смешным, серьезным, поучительным?
А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести
«диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не
непосредственно, а через текст, созданный им.
3. Работа с текстом во время чтения:
А) Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.
Давайте проверим, подтвердилось ли чтонибудь из наших предположений.
(Чтение текста учителем)
Выясняем, какое из предположений подтвердилось.
4. Физминутка
Б) «Чтение вслух с остановками» и анализ текста.
Мальчики Шура и Петя остались одни. Они жили на даче у самого
леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама ушли в гости.
Почему мальчики остались одни?
Для чего автор описывает место, где происходило событие? (Чтобы мы
лучше могли представить состояние мальчиков)
Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли
спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В
комнате темно. И в темноте по стене ктото, ползает – шуршит… Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это
подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои
постельки)
Кто по стене может ползать?
Как вы думаете, дети сразу уснули?
Представьте, что ваши родители ушли и вы легли спать со своим братишкой
или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать)
Прочитайте разговор мальчиков.
Шура и говорит со своей кровати:
Мне совсем и не страшно.
Мне тоже совсем не страшно, отвечает Петя с другой кровати.
Мы воров не боимся, говорит Шура.
Людоедов тоже не боимся, отвечает Петя.
И тигров не боимся, говорит Шура.
Они сюда и не придут, отвечает Петя.
О чём говорили дети?
На самом деле им было страшно?
Какой вопрос хочется задать автору? (Что случилось вдруг?)
И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как
вдруг они слышат за дверью, в сенях, ктото негромко топает
ногами по полу: топ… топ.… топ.… шлёп.… шлёп... топ... топ....
Словарная работа (по ходу чтения): (Слайд )
Что такое сени? (Показываю изображение сеней. СЕНИ – помещение
между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.)
Как бы вы повели себя на месте мальчиков?
Как повели себя мальчики? Давайте прочитаем.Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой
одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихотихо, чтобы их
никто не услышал.
Не дыши, говорит Шура Пете.
Я не дышу.
Топ... топ... шлёп... шлёп... топ... топ... шлёп... шлёп... А через
одеяло всё равно слышно, как ктото за дверью ходит и ещё
пыхтит вдобавок.
Почему мальчики спрятались?
Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает)
И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто
шлепает по комнате. И все мы ожидаем чтото страшное, ужасное. Какой
вопрос хочется задать автору? ( Кто напугал мальчиков?)
Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос.
Но тут пришли папа с мамой. Они открыли двери, вошли в дом,
зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой
зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во
всех углах. Нет никого. И вдруг вдоль стены ктото как пробежит
в угол... Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят да это
ёжик! Он, верно, из леса забрался в дом.
Кто испугал ребят? (Ёжик)
Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой.
Прочитаем вслух цепочкой. Чтение двух абзацев цепочкой с остановками.
Да это ёжик!
Как мы будем читать это предложение?
Выберите варианты:
Радость, грусть, испуг, удивление, злость, облегчение
Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над
ними? Почему? Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа?
Как бы вы поступили с ежом?
Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики.
Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда
закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок
мяса. А потом все заснули.
. Какие непонятные слова встретились?
Словарная работа ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой.
Показываю картинку чулана (слайд )
Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему?
Почему ёж свернулся шариком? Замените выражение «свернулся в углу
шариком» близким по значению. (Свернулся клубком)
Почему ёж навестил ребят ночью? (Ночной житель)
Чтение теста вслух с остановками до конца
Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом
пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.
Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?
(Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес.
Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь
им, но потом их нужно обязательно отпустить)
Как поступили с ежом мальчики?
Почему его уже потом никто не боялся?
Почему ёж остался жить с ребятами на даче?
Что подтвердилось из наших предположений? В чём мы не правы?
Справились ли мы с поставленными задачами?
5. Работа с текстом после прочтения: Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите.
(Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии,
животные не обладают голосом, характером)
Проблемный вопрос: Как вы считаете, Петя и Шура смелые или
трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).
Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? Перечитайте их диалог.
Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по
ролям. Но прежде чем читать определим:
ТОН – спокойный или взволнованный
ТЕМП – быстро, медленно или не спеша
ГРОМКОСТЬ – тихо или громко
Чтение диалога по ролям.
Как же автор относится к своим героям?
(Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались
побороть свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.) Что
такое смелость?
Смелость – это способность перебороть страх.
Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ?
Е. Чарушин тоже был когдато маленьким мальчиком, тоже чегото боялся.
Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль? (Уважать и беречь
животных.)
А я подытожу ваши ответы словами Е. Чарушина (слайд 12) “Входи в мир
природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше
узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой
Родиной”. (Е. Чарушин)6. Работа с планом рассказа (в группе) .
Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст
произведения.
План:
1)Мальчики остались одни.
2)Странные звуки.
3)Испуганные дети.
4)Родители вернулись.
5)Неожиданная находка.
6)Ёжик остался на даче.
(Проверка)
7. Подведение итогов урока.
Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным. Перед вами
утверждения. Если они верны – хлопаем в ладоши, если нет, то топаем
ногами.
1. Мальчиков звали Шура и Петя.
2. Без мамы и папы дети не ложились спать.
3. В темноте по стене ползалшуршал таракан.
4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать.
5. В углу свернулся шариком ёжик.
6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.
7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.
8. Рефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
9. Домашнее задание.
Подготовить пересказ по плану стр. 9798.