Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Страшный рассказ.docx
Ход урока I. Организационный момент. (слайд 1)  Уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, (слайд 2) то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с улыбкой.  Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Желаю вам быть внимательными,  активными, находчивыми. II. Речевая разминка.  Начнём урок с речевой разминки. (слайд 3) Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь, мы свои. С. Погореловский ­ познакомьтесь (прочитать глазками); ­ прочитайте шепотом; ­ прочитайте медленно; ­ прочитайте быстро. III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.  ­ О чем идет речь в стихотворении? (о лесе) ­ Объясните  значение этого слова. (Множество деревьев, растущих на  большом пространстве) ­ Какими предложениями насыщено стихотворение? ­ Почему их так много? или Что скрывают они? (тайну, загадку) ­ Как ответите на вопросы Сергея Погореловского:   Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? ­ Да, ребята, вы много назвали животных, но лишь один из них является  героем нашего произведения (назвали много животных, но одного забыли), а  кто он вы узнаете, когда отгадаете загадку. Сам он круглый, а не мяч, Рта не видно, а кусач, Голой ручкой не возьмешь, А зовется это ... (еж)Полежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг побежала.  ­ Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – еж.  (слайд    ) ­ А что вы знаете о ёжике? Андрей Зеленин приготовил для вас сообщение об этом удивительном  зверьке.  ­ Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для  этого возьмите карточки  жёлтого  цвета. (Слайд  ) Н. Рубцов “Хитрый Лис и умная Уточка” М. Пришвин “Страшный рассказ” В. Бивнки “Ребята и утята” Е. Чарушин “Про зайца” ­ Обозначьте стрелочками  произведения и авторов, ранее нами изученные.  Приступайте к выполнению задания. (слайд 6) ­ Обоснуйте свой ответ, установив связь между произведением и автором.  (работа со слайдом   ) ­ Значит, тема нашего урока будет... (работа со слайдом   ) (“Страшный  рассказ” Евгений Иванович Чарушин)  ­ Какие задачи мы для себя определим используя опорные слова? (слайд   ) ­ Познакомиться... (работа со слайдом   ) (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина). ­ Учиться правильно... (и выразительно читать его произведение  “Страшный рассказ”). ­ Проанализировать... (новое произведение). IV. Работа по теме урока. ­ Ну, а сейчас мы перейдём к первой задаче урока и узнаем  о жизни Евгения  Чарушина. (слайд  ) Ваши одноклассники подготовили для вас сообщение  1. Биографические сведения о Е.Чарушине.(Сущёва П.) Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (ныне Киров) 11 ноября 1901 года в семье известного  русского художника – архитектора.  Отец его много путешествовал   и   часто   брал   с   собой   сынишку.   Первые   уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю.  (Сазонова Т.) Отец  дал мальчику первые навыки рисования.  Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу. Мальчик очень любил животных. В доме у Чарушиных водились  кошки, собаки, кролики, козлики. На день рождения отец сыну дарил книги о природе. Эти книги Женя читал запоем. Он вооброжал себя великим путешественником, знаменитым учёным и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях.  (Лазарева Алёна) Особенно хорошо Женя рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и каких видел в жизни. К Чарушину известность пришла   как к художнику – иллюстратору.   Он   иллюстрировал   книги   Пришвина,   Бианки,   Маршака, Горького. Позже он стал писать рассказы о животных, и их повадках. 2. Мы познакомимся с рассказом, который называется не совсем обычно– «Страшный   рассказ».  Признаюсь,   что   прочитав   название,   я   немного испугалась, но потом...,  А что потом мы с вами и узнаем.  Давайте  сделаем прогноз.       «Стратегия ключевых слов»  Посмотрите на экран.  Перед вами опорные слова из рассказа. • •  остались одни;  у самого леса;  • ни папы, ни мамы;  • темно;• не страшно, не боялся;  • кто­то топает;  • закрылись с головой;  • прижались друг к другу; • пришли (родители);  • зажгли;    ёжик  ­Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк? ­ Было ли вам когда­либо страшно?  – Попробуйте предположить, о чем может пойти речь?  – Можно ли по названию  рассказа определить, будет ли он шуточным,  смешным, серьезным, поучительным?  ­ А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести  «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не  непосредственно, а через текст, созданный им. 3. Работа с текстом во время чтения: А) Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением. Давайте проверим, подтвердилось ли что­нибудь из наших предположений.  (Чтение текста учителем) Выясняем, какое из предположений подтвердилось. 4. Физминутка  Б) «Чтение вслух с остановками» и анализ текста. Мальчики Шура и Петя остались одни. Они жили на даче ­ у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама ушли  в гости. ­ Почему мальчики остались одни? ­ Для чего автор описывает место, где происходило событие?   (Чтобы мы лучше могли представить состояние мальчиков) Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто­то, ползает – шуршит…­ Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают?  (Сами   умылись,   сами   разделись,   легли   спать   в   свои постельки) ­Кто по стене может ползать? ­ Как вы думаете, дети сразу уснули? ­ Представьте, что ваши родители ушли и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать) Прочитайте разговор мальчиков. Шура и говорит со своей кровати:  ­ Мне совсем и не страшно.  ­ Мне тоже совсем не страшно, ­ отвечает Петя с другой кровати.  ­ Мы воров не боимся, ­ говорит Шура.  ­ Людоедов тоже не боимся, ­ отвечает Петя.  ­ И тигров не боимся, ­ говорит Шура.  ­ Они сюда и не придут, ­ отвечает Петя.  ­ О чём говорили дети? ­ На самом деле им было страшно? ­ Какой вопрос хочется задать автору? (Что случилось вдруг?) И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг   они   слышат   ­   за   дверью,   в   сенях,   кто­то   негромко   топает ногами по полу: топ… топ.… топ.… шлёп.… шлёп... топ... топ.... Словарная работа (по ходу чтения): (Слайд  ) ­   Что   такое   сени?  (Показываю   изображение   сеней.   СЕНИ   –   помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.) ­Как бы вы повели себя на месте мальчиков? ­ Как повели себя мальчики? Давайте прочитаем.Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой  одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо­тихо, чтобы их  никто не услышал. ­ Не дыши, ­­ говорит Шура Пете.  ­ Я не дышу. Топ... топ... шлёп... шлёп... топ... топ... шлёп... шлёп... А через  одеяло всё равно слышно, как кто­то за дверью ходит и ещё  пыхтит вдобавок. ­ Почему мальчики спрятались? ­Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает) ­  И   вам,  наверное,  тоже   было   страшно.  Ведь   автор   не   сообщает   нам,  кто шлепает  по комнате. И все мы ожидаем что­то страшное, ужасное.  Какой вопрос хочется задать автору? ( Кто напугал мальчиков?) Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос.  Но тут пришли папа с мамой. Они открыли двери, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого. И вдруг  вдоль стены кто­то как пробежит в угол... Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят ­ да это ёжик! Он, верно, из леса забрался в дом.  ­ Кто испугал ребят? (Ёжик) ­ Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой. Прочитаем вслух цепочкой. Чтение двух абзацев цепочкой с остановками. Да это ёжик! Как мы будем читать это предложение? Выберите варианты: Радость, грусть, испуг, удивление, злость, облегчение  ­ Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему?­ Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? ­ Как бы вы поступили с ежом? Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. .­ Какие непонятные слова встретились? Словарная   работа   ЧУЛАН   –   помещение   в   доме,   служащее   кладовой. Показываю картинку чулана (слайд   ) ­ Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему? Почему   ёж   свернулся   шариком?     Замените   выражение   «свернулся   в   углу шариком» близким по значению. (Свернулся клубком)  ­ Почему ёж навестил ребят ночью?  (Ночной житель) Чтение теста вслух с остановками до конца Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся. ­Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему? (Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен  лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить) ­ Как поступили с ежом мальчики? ­ Почему его уже потом никто не боялся? ­ Почему ёж остался жить с ребятами на даче? ­ Что подтвердилось из наших предположений? В чём мы не правы? Справились ли мы с поставленными задачами? 5. Работа с текстом после прочтения:­ Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите. (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, характером) Проблемный   вопрос:  ­   Как   вы   считаете,   Петя   и   Шура   смелые   или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх). ­ Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться?  ­ Перечитайте  их  диалог. Это   самый   напряженный   момент   в   рассказе.   Попробуем   его   прочитать   по ролям. Но прежде чем читать определим: ТОН – спокойный или взволнованный ТЕМП – быстро, медленно или не спеша ГРОМКОСТЬ – тихо или громко Чтение диалога по ролям. ­ Как же автор относится к своим героям? (Он   сочувствует   им.   Считает   их   храбрыми,   так   как   они   старались побороть  свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.) Что такое смелость? Смелость – это способность перебороть страх.  ­ Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ? ­ Е. Чарушин тоже был когда­то маленьким мальчиком, тоже чего­то боялся. ­ Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль? (Уважать и беречь  животных.)  ­ А я подытожу ваши ответы словами Е. Чарушина (слайд 12) “Входи в мир  природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше  узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой  Родиной”. (Е. Чарушин)6. Работа с планом рассказа (в группе) .  Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст  произведения.  План: 1)Мальчики остались одни. 2)Странные звуки. 3)Испуганные дети. 4)Родители вернулись. 5)Неожиданная находка. 6)Ёжик остался на даче. (Проверка) 7. Подведение итогов урока. Сейчас мы узнаем, кто  в нашем классе был самым внимательным. Перед вами утверждения. Если они верны – хлопаем в ладоши, если нет, то топаем  ногами. 1. Мальчиков звали Шура и Петя. 2. Без мамы и папы дети не ложились спать. 3. В темноте по стене ползал­шуршал таракан. 4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать. 5. В углу свернулся шариком ёжик. 6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока. 7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче. 8. Рефлексия.  Выберите и продолжите любое предложение. На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел… 9. Домашнее задание. Подготовить пересказ по плану стр. 97­98.