Ход урока
I. Организационный момент. (слайд 1)
Уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, (слайд 2) то можно
надеяться, что он пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с улыбкой.
Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Желаю вам быть внимательными,
активными, находчивыми.
II. Речевая разминка.
Начнём урок с речевой разминки. (слайд 3)
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
познакомьтесь (прочитать глазками);
прочитайте шепотом;
прочитайте медленно;
прочитайте быстро.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)
Объясните значение этого слова. (Множество деревьев, растущих на
большом пространстве)
Какими предложениями насыщено стихотворение?
Почему их так много? или Что скрывают они? (тайну, загадку)
Как ответите на вопросы Сергея Погореловского:
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Да, ребята, вы много назвали животных, но лишь один из них является
героем нашего произведения (назвали много животных, но одного забыли), а
кто он вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это ... (еж) Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала.
Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – еж.
(слайд )
А что вы знаете о ёжике?
Андрей Зеленин приготовил для вас сообщение об этом удивительном
зверьке.
Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для
этого возьмите карточки жёлтого цвета.
(Слайд )
Н. Рубцов
“Хитрый Лис и умная Уточка”
М. Пришвин “Страшный рассказ”
В. Бивнки
“Ребята и утята”
Е. Чарушин
“Про зайца”
Обозначьте стрелочками произведения и авторов, ранее нами изученные.
Приступайте к выполнению задания. (слайд 6)
Обоснуйте свой ответ, установив связь между произведением и автором.
(работа со слайдом )
Значит, тема нашего урока будет... (работа со слайдом ) (“Страшный
рассказ” Евгений Иванович Чарушин)
Какие задачи мы для себя определим используя опорные слова? (слайд )
Познакомиться... (работа со слайдом ) (со сведениями из биографии Е. И.
Чарушина).
Учиться правильно... (и выразительно читать его произведение
“Страшный рассказ”).
Проанализировать... (новое произведение).
IV. Работа по теме урока.
Ну, а сейчас мы перейдём к первой задаче урока и узнаем о жизни Евгения
Чарушина. (слайд ) Ваши одноклассники подготовили для вас сообщение
1. Биографические сведения о Е.Чарушине. (Сущёва П.)
Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (ныне Киров) 11 ноября 1901
года в семье известного русского художника – архитектора. Отец его много
путешествовал и часто брал с собой сынишку. Первые уроки
наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю.
(Сазонова Т.)
Отец дал мальчику первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна,
привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу. Мальчик очень
любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики,
козлики. На день рождения отец сыну дарил книги о природе. Эти книги Женя
читал запоем. Он вооброжал себя великим путешественником, знаменитым
учёным и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал карандаш или
кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях.
(Лазарева Алёна)
Особенно хорошо Женя рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и
каких видел в жизни. К Чарушину известность пришла как к художнику –
иллюстратору. Он иллюстрировал книги Пришвина, Бианки, Маршака,
Горького. Позже он стал писать рассказы о животных, и их повадках.
2. Мы познакомимся с рассказом, который называется не совсем обычно–
«Страшный рассказ». Признаюсь, что прочитав название, я немного
испугалась, но потом..., А что потом мы с вами и узнаем. Давайте сделаем
прогноз.
«Стратегия ключевых слов» Посмотрите на экран. Перед вами опорные
слова из рассказа.
•
•
остались одни;
у самого леса;
• ни папы, ни мамы;
• темно; • не страшно, не боялся;
• ктото топает;
•
закрылись с головой;
• прижались друг к другу;
• пришли (родители);
•
зажгли; ёжик
Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?
Было ли вам когдалибо страшно?
– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь?
– Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он шуточным,
смешным, серьезным, поучительным?
А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести
«диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не
непосредственно, а через текст, созданный им.
3. Работа с текстом во время чтения:
А) Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.
Давайте проверим, подтвердилось ли чтонибудь из наших предположений.
(Чтение текста учителем)
Выясняем, какое из предположений подтвердилось.
4. Физминутка
Б) «Чтение вслух с остановками» и анализ текста.
Мальчики Шура и Петя остались одни. Они жили на даче у самого
леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама ушли в гости.
Почему мальчики остались одни?
Для чего автор описывает место, где происходило событие? (Чтобы мы
лучше могли представить состояние мальчиков)
Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли
спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В
комнате темно. И в темноте по стене ктото, ползает – шуршит… Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это
подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои
постельки)
Кто по стене может ползать?
Как вы думаете, дети сразу уснули?
Представьте, что ваши родители ушли и вы легли спать со своим братишкой
или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать)
Прочитайте разговор мальчиков.
Шура и говорит со своей кровати:
Мне совсем и не страшно.
Мне тоже совсем не страшно, отвечает Петя с другой кровати.
Мы воров не боимся, говорит Шура.
Людоедов тоже не боимся, отвечает Петя.
И тигров не боимся, говорит Шура.
Они сюда и не придут, отвечает Петя.
О чём говорили дети?
На самом деле им было страшно?
Какой вопрос хочется задать автору? (Что случилось вдруг?)
И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как
вдруг они слышат за дверью, в сенях, ктото негромко топает
ногами по полу: топ… топ.… топ.… шлёп.… шлёп... топ... топ....
Словарная работа (по ходу чтения): (Слайд )
Что такое сени? (Показываю изображение сеней. СЕНИ – помещение
между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.)
Как бы вы повели себя на месте мальчиков?
Как повели себя мальчики? Давайте прочитаем. Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой
одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихотихо, чтобы их
никто не услышал.
Не дыши, говорит Шура Пете.
Я не дышу.
Топ... топ... шлёп... шлёп... топ... топ... шлёп... шлёп... А через
одеяло всё равно слышно, как ктото за дверью ходит и ещё
пыхтит вдобавок.
Почему мальчики спрятались?
Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает)
И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто
шлепает по комнате. И все мы ожидаем чтото страшное, ужасное. Какой
вопрос хочется задать автору? ( Кто напугал мальчиков?)
Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос.
Но тут пришли папа с мамой. Они открыли двери, вошли в дом,
зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой
зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во
всех углах. Нет никого. И вдруг вдоль стены ктото как пробежит
в угол... Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят да это
ёжик! Он, верно, из леса забрался в дом.
Кто испугал ребят? (Ёжик)
Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой.
Прочитаем вслух цепочкой. Чтение двух абзацев цепочкой с остановками.
Да это ёжик!
Как мы будем читать это предложение?
Выберите варианты:
Радость, грусть, испуг, удивление, злость, облегчение
Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над
ними? Почему? Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа?
Как бы вы поступили с ежом?
Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики.
Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда
закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок
мяса. А потом все заснули.
. Какие непонятные слова встретились?
Словарная работа ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой.
Показываю картинку чулана (слайд )
Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему?
Почему ёж свернулся шариком? Замените выражение «свернулся в углу
шариком» близким по значению. (Свернулся клубком)
Почему ёж навестил ребят ночью? (Ночной житель)
Чтение теста вслух с остановками до конца
Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом
пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.
Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?
(Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес.
Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь
им, но потом их нужно обязательно отпустить)
Как поступили с ежом мальчики?
Почему его уже потом никто не боялся?
Почему ёж остался жить с ребятами на даче?
Что подтвердилось из наших предположений? В чём мы не правы?
Справились ли мы с поставленными задачами?
5. Работа с текстом после прочтения: Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите.
(Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии,
животные не обладают голосом, характером)
Проблемный вопрос: Как вы считаете, Петя и Шура смелые или
трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).
Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? Перечитайте их диалог.
Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по
ролям. Но прежде чем читать определим:
ТОН – спокойный или взволнованный
ТЕМП – быстро, медленно или не спеша
ГРОМКОСТЬ – тихо или громко
Чтение диалога по ролям.
Как же автор относится к своим героям?
(Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались
побороть свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.) Что
такое смелость?
Смелость – это способность перебороть страх.
Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ?
Е. Чарушин тоже был когдато маленьким мальчиком, тоже чегото боялся.
Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль? (Уважать и беречь
животных.)
А я подытожу ваши ответы словами Е. Чарушина (слайд 12) “Входи в мир
природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше
узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой
Родиной”. (Е. Чарушин) 6. Работа с планом рассказа (в группе) .
Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст
произведения.
План:
1)Мальчики остались одни.
2)Странные звуки.
3)Испуганные дети.
4)Родители вернулись.
5)Неожиданная находка.
6)Ёжик остался на даче.
(Проверка)
7. Подведение итогов урока.
Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным. Перед вами
утверждения. Если они верны – хлопаем в ладоши, если нет, то топаем
ногами.
1. Мальчиков звали Шура и Петя.
2. Без мамы и папы дети не ложились спать.
3. В темноте по стене ползалшуршал таракан.
4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать.
5. В углу свернулся шариком ёжик.
6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.
7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.
8. Рефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
9. Домашнее задание.
Подготовить пересказ по плану стр. 9798.
Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"
Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"
Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"
Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"
Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"
Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"
Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"
Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"
Конспект урока по литературному чтению "Страшный рассказ". Чарукшин"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.