Методическая разработка открытого факультативного занятия по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Евгений Пермяк «Сказка о большом колоколе». Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Е. Пермяка и его произведением «Сказка о большом колоколе». Задачи: • раскрыть нравственный смысл произведения; • совершенствовать навык выразительного чтения, выборочного чтения; • учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение; • учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы; • развивать читательский интерес.
Иконка файла материала Методическая разработка открытого факультативного занятия по курсу.docx

Методическая разработка открытого факультативного занятия по курсу

«Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»

 

Учитель - Прилуцкая Т.А., Салина Л.А., учителя начальных классов МБОУ «Тогурская СОШ им. С.В. Маслова»

Класс – 4 а, 4 б

Предмет - факультативное занятие «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»

Дата проведения – 23.12.2024

Базовый учебник – М.К. Антошин «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»

 

Тема: Евгений Пермяк «Сказка о большом колоколе».

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Е. Пермяка и его произведением «Сказка о большом колоколе».

Задачи:

• раскрыть нравственный смысл произведения;

• совершенствовать навык выразительного чтения, выборочного чтения;

• учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;

• учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;

• развивать читательский интерес.

 

Формировать УУД

Личностные:

·         Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

·        Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

·        Прививать чувство патриотизма и гордости за Родину.

Регулятивные:

·        Научить принимать и сохранять учебную задачу;

·        Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

·        Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

·        Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

·        Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

·        Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Познавательные:

·        Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;

·        Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;

·        Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

Планируемые результаты:

Предметные

 

 

Тип урока: Урок изучение нового материала

Формы работы учащихся:

·        Фронтальная, индивидуальная, групповая

·        Самоконтроль;

 

5. Информационно-технические ресурсы: компьютер, ноутбуки, интерактивная панель, раздаточный материал,

 

Ход урока

І. Организационный момент.

 

- Здравствуйте те, кто любит читать!

  Здравствуйте те, кто уверен в себе!

 

- Приветствую всех на внеурочном занятии «Грамотный читатель».

 

II.Речевая разминка

  - Предлагаю провести речевую разминку

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

 

 - Прочитайте стихотворение

- с раздражением,

- с радостью,

- с ускорением,

- с замедлением,

- скороговоркой,

- по памяти.

 

- О чём это стихотворение? Где используется и для чего нужен колокол? (Стихотворение о колоколе. В церкви колокол зовет верующих на службу. На флоте используют в качестве сигнального средства)

Слайд. Звучит голос колокола.

- Ребята, мы разбудили большой колокол. А как этот предмет может быть связан с темой урока? Ваши предположения. (Мы будем читать произведение о колоколе)

 

III. Сообщение темы и постановка цели урока, определение задач.

- Давайте проверим.

-  Прочитайте тему урока на слайде.

Слайд («Сказка о большом колоколе»)

- А кто автор данного произведения? Расшифруйте запись.

ВЕИНЕГЙ ЕПМРЯК

- О жизни и творчестве автора «Сказки о большом колоколе» Евгении Пермяке расскажут Мария и Дмитрий.

(Е.А. Пермяк родился в 1902 году в Перми. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии Виссов предпочёл псевдоним Пермяк. 

Обучаясь в церковно-приходской школе и гимназии, Евгений наряду с образовательными дисциплинами освоил 5 ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Всю жизнь Пермяк посвятил поискам «тайны цены» человеческого труда. Почти все книги писателя о людях-тружениках, мастерах своего дела.)

 

- Прочитайте учебные задачи.

 

         Будем учиться прогнозировать содержание произведения. Определим ид

         Определим идею (главную мысль) произведения.

 

- Сделать правильный прогноз нам поможет приём «КОРЗИНА ИДЕЙ». А работать мы будем по следующему алгоритму:

  

Алгоритм работы с «Корзиной идей»:

1.     Индивидуальная работа.

Каждый записывает в рабочем листе свой прогноз. Этап длится 15 секунд.

2.     Работа в парах или группах.

Обмениваемся информацией в группе, выясняя в чём совпали мнения, в чём возникли разногласия. Время обсуждения – 30 сек.

3.     Этап работа с классом.

Затем каждая группа высказывает своё мнение по данному критерию. Ответы не должны повторяться.

4.     Этап оценивания.

После прочтения текста каждый отметит знаком + своё утверждение, если оно было верным.

 

 

Слайд. (обложка книги, Е. Пермяк «Сказка о большом колоколе»)

 

- Определите жанр произведения по названию (рассказ, сказка)                       

 1) Индивидуальная работа 

Заполните первую строчку в рабочем листе в графе «Мои предположения».

2) Обсудите в группе

3) Выскажите мнение                                                                                     

  (Автор в названии указал жанр своего произведения. «Сказка о большом колоколе»)

 

- Уточните, пожалуйста, какие признаки сказки вам известны?  (Зачин, концовка, волшебные предметы, троекратный повтор, волшебство, волшебные предметы, герои-помощники, добро побеждает зло)

 

- Попробуйте предугадать, о чём пойдёт речь в произведении, опираясь на иллюстрацию к тексту. Запишите в «Корзину идей».

1) Индивидуальная работа 

Заполните первую строчку в рабочем листе в графе «Мои предположения».

2) Обсудите в группе

3) Выскажите мнение                                                                                       

(Это будет морское путешествие на парусном судне)

 

- Даём вам еще одну подсказку – отрывок из произведения.

«Исландия третью неделю туманы гонит. Откуда русским парусам в Лондоне быть?»

- Прочитайте отрывок из рассказа, который поможет уточнить где происходит действие.

1) Индивидуальная работа 

Заполните первую строчку в рабочем листе в графе «Мои предположения».

2) Обсудите в группе

3) Выскажите мнение                                                                                       

(Это сказка о морском путешествии на парусном судне в Англию)

 

- Кто герой произведения?

1) Индивидуальная работа 

Заполните первую строчку в рабочем листе в графе «Мои предположения».

2) Обсудите в группе

3) Выскажите мнение                                                                                       

 

- Как проверить наши предположения?

(Надо прочитать текст.)

 

IV.Словарная работа

- До чтения предлагаем объяснить значение незнакомых слов. Игра «Найди пару». Работаем парами 30 секунд. Затем каждая пара зачитывает лексическое значение указанных слов.

Проверка.

Поморский (поморы)

Коренное русское население побережья Белого и Баренцева морей

Бор

Хвойный лес

Аршин

Старинная русская мера длины, равная 71 см

Отлогий

Спускающийся под небольшим углом, не крутой

Ихний (разговорное)

их

лён

техническая культура, из которой изготавливали ткани и шили паруса

якорь

 

конопля

травянистое растение, из которого делают канаты, верёвки

ластятся

 

жаркий утюг дал

погладил паровым утюгом

занедужил

заболел

надраил

натёр, чисто вымыл

провиант

продукты

грот-мачта

большая мачта

бушлат

матросская куртка

матрос

рядовой на судне

гавань

порт

парус

большой кусок толстой ткани, надуваемый ветром и приводящий в движение судно

канат швартовый

крепит судно к причалу, удерживает его

 

 

 

 

V.Физкультминутка

 - Давайте перед чтением немного отдохнём и поплаваем в море. (Физминутка «Рыбы в море»).

 

- Ребята, поднимите руку, кому захотелось вместе с героями Евгения Пермяка отправиться на морском судне к берегам Англии? Мне тоже не терпится. Откройте учебники на стр. 58. Закладка лежит на нужной странице.

 

VI.Чтение и анализ текста.

1. Приём «Комбинированное чтение»: чтение текста профессиональным актёром, учителем, хорошо читающими детьми.

А) Читает профессиональный актёр.                                                                                                                     

- Слушаем «Сказку о большом колоколе» (со слов «Давно уж нет в живых …» до «…И на ваших кораблях землячков найду» (1 мин 25 сек)

 

Приём «Чтение с остановкой» (проблемный вопрос)

- Сможет ли матрос отыскать «землячков» на английском судне? Каких?

Б) Читает учитель

(со слов «Сказал так и на английский корабль ступил» до «Здорово, землячка, архангельская сосна»)

В) Читают ученики

 

2.     Первичное восприятие текста

- Поаплодируйте, если вам понравилась «Сказка о большом колоколе».

- Какие чувства испытали при чтении? (Чувство волнения, что русский матрос не отыщет земляков и расстроится; радость за русского моряка, который сумел на чужом корабле быстро отыскать своих земляков; чувство гордости за Россию, страну богатую лесами, реками, рудами и хорошими людьми)

- Какими словами автор заканчивает своё произведение?

(… Пускай уж висит, как висел, да толкуем о голубом небе, о тихой воде, о солнечных днях … О дружбе.)

- О какой дружбе говорит рассказчик? (О дружбе моряков разных стран)

- Жанр своего произведения Е.Пермяк определил так: «познавательная сказка».

 

Приём «КОРЗИНА ИДЕЙ»: этап «Оценивание»

 

- Вернёмся к рабочим листам. Отметьте знаком «+» каждое своё утверждение, если оно было верным.

 

 

Мои предположения

Правильный ответ

Жанр произведения (рассказ, сказка, стихотворение)

 

 

Содержание (о чем пойдет речь)

 

 

Герой произведения

 

 

Где происходит действие?

 

 

 

 

V. Анализ произведения.

1) Приём «ФИШБОУН» (СКЕЛЕТ РЫБЫ)

 

- Ребята, сегодня мы приготовили для вас «Фишбоун». Кто меня понял?

Да, это скелет рыбы, на голове которой написан вопрос или тема. На косточках справа – причины, на косточках слева – факты.

Задание: прочитайте схему и впишите недостающие данные. Подтвердите свои ответы чтением отрывка из текста. Время выполнения – 30 сек.

- Представьте результаты работы другим группам.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Давайте сделаем вывод (Что нам, читателям, хотел сказать автор?)

Вдали от Родины любой предмет из дома радует, помогает пережить разлуку с родными.

2) Дифференцированное задание.

Итогом нашего занятия станет самостоятельная работа. Предлагаем выполнить одно задание на выбор:

1 – Решение «Кроссворда»

2 – Создание презентации «Достопримечательности Лондона»

3 – Составление «тонких» и «толстых» вопросов к произведению

 

- Объединитесь в пары, выполните задание и представьте результаты совместной работы. Время выполнения (10 минут).

 

Представление итогов парной работы. Оцените себя.

 

VI. Итог урока

 

 - Наше занятие подошло к концу. Просим высказать мнение о занятии, используя приём «Закончи предложение».

 

- Сегодня я узнал …

- Мне понравилось …

- Я научился …

- После занятия мне захотелось …

- Сегодня я сумел …