Методическая разработка открытого факультативного занятия по курсу
«Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»
Учитель - Прилуцкая Т.А., Салина Л.А., учителя начальных классов МБОУ «Тогурская СОШ им. С.В. Маслова»
Класс – 4 а, 4 б
Предмет - факультативное занятие «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»
Дата проведения – 23.12.2024
Базовый учебник – М.К. Антошин «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»
Тема: Евгений Пермяк «Сказка о большом колоколе».
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Е. Пермяка и его произведением «Сказка о большом колоколе».
Задачи:
• раскрыть нравственный смысл произведения;
• совершенствовать навык выразительного чтения, выборочного чтения;
• учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;
• учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;
• развивать читательский интерес.
Формировать УУД
Личностные:
· Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
· Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
· Прививать чувство патриотизма и гордости за Родину.
Регулятивные:
· Научить принимать и сохранять учебную задачу;
· Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные:
· Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
· Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
· Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Познавательные:
· Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;
· Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
· Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
Планируемые результаты:
Предметные
Тип урока: Урок изучение нового материала
Формы работы учащихся:
· Фронтальная, индивидуальная, групповая
· Самоконтроль;
5. Информационно-технические ресурсы: компьютер, ноутбуки, интерактивная панель, раздаточный материал,
Ход урока
І. Организационный момент.
- Здравствуйте те, кто любит читать!
Здравствуйте те, кто уверен в себе!
- Приветствую всех на внеурочном занятии «Грамотный читатель».
II.Речевая разминка
- Предлагаю провести речевую разминку
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
- Прочитайте стихотворение
- с раздражением,
- с радостью,
- с ускорением,
- с замедлением,
- скороговоркой,
- по памяти.
- О чём это стихотворение? Где используется и для чего нужен колокол? (Стихотворение о колоколе. В церкви колокол зовет верующих на службу. На флоте используют в качестве сигнального средства)
Слайд. Звучит голос колокола.
- Ребята, мы разбудили большой колокол. А как этот предмет может быть связан с темой урока? Ваши предположения. (Мы будем читать произведение о колоколе)
III. Сообщение темы и постановка цели урока, определение задач.
- Давайте проверим.
- Прочитайте тему урока на слайде.
Слайд («Сказка о большом колоколе»)
- А кто автор данного произведения? Расшифруйте запись.
ВЕИНЕГЙ ЕПМРЯК
- О жизни и творчестве автора «Сказки о большом колоколе» Евгении Пермяке расскажут Мария и Дмитрий.
(Е.А. Пермяк родился в 1902 году в Перми. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии Виссов предпочёл псевдоним Пермяк.
Обучаясь в церковно-приходской школе и гимназии, Евгений наряду с образовательными дисциплинами освоил 5 ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Всю жизнь Пермяк посвятил поискам «тайны цены» человеческого труда. Почти все книги писателя о людях-тружениках, мастерах своего дела.)
- Прочитайте учебные задачи.
• Будем учиться прогнозировать содержание произведения. Определим ид
• Определим идею (главную мысль) произведения.
- Сделать правильный прогноз нам поможет приём «КОРЗИНА ИДЕЙ». А работать мы будем по следующему алгоритму:
Алгоритм работы с «Корзиной идей»:
1. Индивидуальная работа.
Каждый записывает в рабочем листе свой прогноз. Этап длится 15 секунд.
2. Работа в парах или группах.
Обмениваемся информацией в группе, выясняя в чём совпали мнения, в чём возникли разногласия. Время обсуждения – 30 сек.
3. Этап работа с классом.
Затем каждая группа высказывает своё мнение по данному критерию. Ответы не должны повторяться.
4. Этап оценивания.
После прочтения текста каждый отметит знаком + своё утверждение, если оно было верным.
Слайд. (обложка книги, Е. Пермяк «Сказка о большом колоколе»)
- Определите жанр произведения по названию (рассказ, сказка)
1) Индивидуальная работа
Заполните первую строчку в рабочем листе в графе «Мои предположения».
2) Обсудите в группе
3) Выскажите мнение
(Автор в названии указал жанр своего произведения. «Сказка о большом колоколе»)
- Уточните, пожалуйста, какие признаки сказки вам известны? (Зачин, концовка, волшебные предметы, троекратный повтор, волшебство, волшебные предметы, герои-помощники, добро побеждает зло)
- Попробуйте предугадать, о чём пойдёт речь в произведении, опираясь на иллюстрацию к тексту. Запишите в «Корзину идей».
1) Индивидуальная работа
Заполните первую строчку в рабочем листе в графе «Мои предположения».
2) Обсудите в группе
3) Выскажите мнение
(Это будет морское путешествие на парусном судне)
- Даём вам еще одну подсказку – отрывок из произведения.
«Исландия третью неделю туманы гонит. Откуда русским парусам в Лондоне быть?»
- Прочитайте отрывок из рассказа, который поможет уточнить где происходит действие.
1) Индивидуальная работа
Заполните первую строчку в рабочем листе в графе «Мои предположения».
2) Обсудите в группе
3) Выскажите мнение
(Это сказка о морском путешествии на парусном судне в Англию)
- Кто герой произведения?
1) Индивидуальная работа
Заполните первую строчку в рабочем листе в графе «Мои предположения».
2) Обсудите в группе
3) Выскажите мнение
- Как проверить наши предположения?
(Надо прочитать текст.)
IV.Словарная работа
- До чтения предлагаем объяснить значение незнакомых слов. Игра «Найди пару». Работаем парами 30 секунд. Затем каждая пара зачитывает лексическое значение указанных слов.
Проверка.
Поморский (поморы) |
Коренное русское население побережья Белого и Баренцева морей |
|||
Бор |
Хвойный лес |
|||
Аршин |
Старинная русская мера длины, равная 71 см |
|||
Отлогий |
Спускающийся под небольшим углом, не крутой |
|||
Ихний (разговорное) |
их |
|||
лён |
техническая культура, из которой изготавливали ткани и шили паруса |
|||
якорь |
|
|||
конопля |
травянистое растение, из которого делают канаты, верёвки |
|||
ластятся |
|
|||
жаркий утюг дал |
погладил паровым утюгом |
|||
занедужил |
заболел |
надраил |
натёр, чисто вымыл |
|
провиант |
продукты |
грот-мачта |
большая мачта |
|
бушлат |
матросская куртка |
матрос |
рядовой на судне |
|
гавань |
порт |
парус |
большой кусок толстой ткани, надуваемый ветром и приводящий в движение судно |
|
канат швартовый |
крепит судно к причалу, удерживает его |
|
|
|
V.Физкультминутка
- Давайте перед чтением немного отдохнём и поплаваем в море. (Физминутка «Рыбы в море»).
- Ребята, поднимите руку, кому захотелось вместе с героями Евгения Пермяка отправиться на морском судне к берегам Англии? Мне тоже не терпится. Откройте учебники на стр. 58. Закладка лежит на нужной странице.
VI.Чтение и анализ текста.
1. Приём «Комбинированное чтение»: чтение текста профессиональным актёром, учителем, хорошо читающими детьми.
А) Читает профессиональный актёр.
- Слушаем «Сказку о большом колоколе» (со слов «Давно уж нет в живых …» до «…И на ваших кораблях землячков найду» (1 мин 25 сек)
Приём «Чтение с остановкой» (проблемный вопрос)
- Сможет ли матрос отыскать «землячков» на английском судне? Каких?
Б) Читает учитель
(со слов «Сказал так и на английский корабль ступил» до «Здорово, землячка, архангельская сосна»)
В) Читают ученики
2. Первичное восприятие текста
- Поаплодируйте, если вам понравилась «Сказка о большом колоколе».
- Какие чувства испытали при чтении? (Чувство волнения, что русский матрос не отыщет земляков и расстроится; радость за русского моряка, который сумел на чужом корабле быстро отыскать своих земляков; чувство гордости за Россию, страну богатую лесами, реками, рудами и хорошими людьми)
- Какими словами автор заканчивает своё произведение?
(… Пускай уж висит, как висел, да толкуем о голубом небе, о тихой воде, о солнечных днях … О дружбе.)
- О какой дружбе говорит рассказчик? (О дружбе моряков разных стран)
- Жанр своего произведения Е.Пермяк определил так: «познавательная сказка».
Приём «КОРЗИНА ИДЕЙ»: этап «Оценивание»
- Вернёмся к рабочим листам. Отметьте знаком «+» каждое своё утверждение, если оно было верным.
|
Мои предположения |
Правильный ответ |
Жанр произведения (рассказ, сказка, стихотворение) |
|
|
Содержание (о чем пойдет речь) |
|
|
Герой произведения |
|
|
Где происходит действие? |
|
|
V. Анализ произведения.
1) Приём «ФИШБОУН» (СКЕЛЕТ РЫБЫ)
- Ребята, сегодня мы приготовили для вас «Фишбоун». Кто меня понял?
Да, это скелет рыбы, на голове которой написан вопрос или тема. На косточках справа – причины, на косточках слева – факты.
Задание: прочитайте схему и впишите недостающие данные. Подтвердите свои ответы чтением отрывка из текста. Время выполнения – 30 сек.
- Представьте результаты работы другим группам.
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Давайте сделаем вывод (Что нам, читателям, хотел сказать автор?)
Вдали от Родины любой предмет из дома радует, помогает пережить разлуку с родными.
2) Дифференцированное задание.
Итогом нашего занятия станет самостоятельная работа. Предлагаем выполнить одно задание на выбор:
1 – Решение «Кроссворда»
2 – Создание презентации «Достопримечательности Лондона»
3 – Составление «тонких» и «толстых» вопросов к произведению
- Объединитесь в пары, выполните задание и представьте результаты совместной работы. Время выполнения (10 минут).
Представление итогов парной работы. Оцените себя.
VI. Итог урока
- Наше занятие подошло к концу. Просим высказать мнение о занятии, используя приём «Закончи предложение».
- Сегодня я узнал …
- Мне понравилось …
- Я научился …
- После занятия мне захотелось …
- Сегодня я сумел …
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.