Конспект урока литературного чтения М.Горький "Случай с Евсейкой"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

технологическая карта урока
Иконка файла материала конспект.docx

Конспект урока литературного чтения,

проведённого в 3 классе

10 января 2025 года.

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Научно-естественные сведения о природе в сказке Максима Горького «Случай с Евсейкой».

ФОУД: фронтальная, парная, индивидуальная.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: создание условий для знакомства  и анализа  произведения М.Горького «Случай с Евсейкой».

Задачи урока:

- познакомить с биографией М. Горького;

- начать изучение произведения М. Горького «Случай с Евсейкой»;

- развивать умения работать с текстом;

- совершенствовать навыки техники чтения, развивать устную речь, мышление, память, внимание;

- расширять словарный запас учащихся;

- поддерживать интерес к учебному предмету используя современные технические средства (ИКТ).

 

Планируемые результаты:

Предметные: 

• формировать умение работать с текстом, делать выбор необходимой информации;

• формировать представления об окружающем мире;

• прогнозировать содержание раздела;

• определять особенности сказки и рассказа;

• определять тему и главную мысль произведения;

• оценивать события, поступки героев произведения.

 

 

Метапредметные

Личностные УУД: 

• определять нравственный смысл поступков героя;

• выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях;

• уметь сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

 

Регулятивные УУД: 

• высказывать свое предположение на основе учебного материала;

извлекать необходимую информацию из текста;

• определять и формулировать цель деятельности на уроке; 

• формулировать учебные задачи;

• учить планировать свою деятельность на уроке;

• осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке;

• находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

 

Познавательные УУД:

• осуществлять поиск полученной информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

• представлять героев рассказа, характеризовать героев рассказа на основе их поступков;

различать вымышленные события и реальные,
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

строить речевое высказывание в устной форме;

делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; 

• понимать содержание прочитанного;

• высказывать свое отношение к прочитанному.

 

Коммуникативные УУД:

научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами;

 

Оборудование: проектор, презентация, РЛ, учебник литературного чтения 3 класс 2 часть авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Городецкий – М.: Просвещение, 2024

 

Структурные компоненты урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.    Организационный момент.

 

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

 

- Сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения. Прочитайте его, пожалуйста, со слайда.

 

Все в этой жизни случается к лучшему!
Дайте возможность представиться случаю!
                                                                Лидия Коржан 

 

– Что такое случай?

– Сегодня на уроке нам представится случай узнать много интересного.

 

Контролируют и оценивают свою готовность к уроку.

Проявлять положительный настрой на работу и взаимодействие с учителем.

 

II. Актуализация знаний

 

 

 

1. Речевая разминка, дыхательная гимнастика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ названия раздела

 

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

 

– Прочитайте четверостишие.

Алло! Это море? Алло! Это море?

Вы слышите, Черное море, меня?

Ракушку я взял и стою в коридоре

И очень волнуюсь, на берег звоня.

Р. Сеф

– Прочитайте медленно.
– Прочитайте с ускорением.

– Прочитайте скороговоркой.

– Прочитайте выразительно.

- Ребята, мы закончили работать с 1-ой частью учебника. Перед вами 2-ая часть учебника литературного чтения.

- Откройте учебник и прочитайте название раздела.

- Как называется первый раздел второй части?

- Как вы это понимаете? (что означают слова «быль» и «небылица»?)

- Предположите, какие произведения могут быть размещены в этом разделе.

 

 

 

 

 

 

- Прочитайте задачи этого раздела.

 

Читают на оценку.

 

 

 

 

Выполняют речевую зарядку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют название первого раздела второй части учебника:

– Раздел называется «Были-небылицы». Название состоит из двух слов: «были» – значит то, что было, а «небылицы» – то, что придумано, чего не было.

 

Читают задачи раздела.

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста стихотворные произведения после предварительной подготовки.

Прогнозировать содержание раздела.

III. Сообщение темы урока. Определение целей  урока.

– Вспомните четверостишие, которое мы читали во время речевой разминки. Оно было подобрано не случайно. Сегодня мы сможем встретиться с морем вместе с одним очень хорошим человеком.

– А узнать, что приключилось с героем, нам поможет известный русский писатель, имя которого нам нужно восстановить.

«Слово рассыпалось»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Откройте учебник на с. 6 и прочитайте название произведения.

– Предположите, о чем оно будет?

 

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы сможем поразмышлять…

 

 

 

 

 

 

Расшифровывают имя автора.

 

 

 

- Максим Горький

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают тему урока.

 

 

 

Формулируют цель урока.

 

 

 

 

 

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Определяют и формулируют цель деятельности на уроке; 

формулируют учебные задачи;

планируют свою деятельность на уроке. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие новых знаний. Подготовка к восприятию произведения.

1. Знакомство с биографией автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета писателя.

– М. Горький создал много произведений о детях и для детей. Какие из них вы знаете?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Обратите внимание на портрет и годы жизни М. Горького.

- Что вы знаете о нем?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, я предлагаю вам послушать небольшую информацию о писателе, слушайте внимательно и запоминайте.

Подготовленные дети рассказывают о писателе.

- Максим Горький (1868 - 1936) - русский писатель. Настоящее имя писателя - Алексей Максимович Пешков.

- Сейчас очень трудно сказать, что побудило писателя выбрать данный псевдоним, но существует мнение, что фамилию горький писатель взял из-за своей горькой судьбы: горького, безрадостного сиротского детства в доме деда, где за малейшую провинность он подвергался жестоким наказаниям. Имя - Максим - он взял в память об отце, который рано ушел из жизни.

(См. приложение)

 

– Прочитайте слова, записанные на доске: «...Любите книгу, она обеспечит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она открывает ум и сердце чувствам любви к миру, к человеку...».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Как вы понимаете эти слова?

 

- В своих произведениях Горький писал о безграничной любви к свободе и жизни.

- Я предлагаю вам посмотреть выставку книг Максима Горького.

- Итак, что же вы запомнили о писателе?

 

 

- Сегодня мы будем читать произведение М.Горького «Случай с Евсейкой».

 

 

 

– «Воробьишко», «Дед Архип и Ленька», «Детство».

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают рассказ подготовленных учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Если много

читать, то много будешь знать. Книга действительно как волшебник. Раскроешь ее и узнаешь все тайны. Книги нужно беречь.

Относиться к ним как к друзьям. Брать их нужно только чистыми руками, не мять, не рвать, не загибать уголки.

Рассматривают выставку книг.

 

 

 

Адекватно воспринимают информацию
с опорой
на наглядность.

Понимать содержание прочитанного;

высказывать свое отношение к прочитанному.

 

V. Первичное восприятие текста. Работа над содержанием текста.

1. Словарная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Первичное чтение произведения

 

 

3. Первичный анализ текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка (зрительная)

Организует первичное прослушивание текста, предварительно проведя словарную работу.

- Ребята, откройте страницу 6 и прочитайте еще раз название рассказа.

- Предположите, о чем оно будет?

- Прежде чем мы начнем читать произведение «Случай с Евсейкой», выясним значения слов, которые встретятся в рассказе.

- Если у нас возникнут затруднения, что нам поможет?

 

АВИАТОР - специалист по управлению, вождению и обслужи­ванию летательных аппаратов;

КЛАРНЕТ - деревянный духовой язычковый музыкальный ин­струмент;

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сейчас я начну читать произведение, а вы внимательно следите, т.к. в любой момент я могу остановиться и попросить продолжить.

 

Проводит работу по первичному восприятию текста после прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Почему это произведение включили в раздел «Были-небылицы»?

– Определите жанр произведения.

– Посмотрим, какие черты рассказа и сказки есть в данном произведении. (Таблица заполняется по мере анализа произведения.)

 

 

 

 

 

 

 

 

– Какова основная мысль рассказа?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения.

 

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.

 

Работа с толковым словарем.

 

- Толковый словарь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают, читают.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения.

 

 

- Рассказ с элементами сказки (или рассказ-сказка)

 

 

 

 

 

 

Осуществляют анализ произведения. Осознанно

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. высказывать свое предположение на основе учебного материала;

извлекать необходимую информацию из текста; различать вымышленные события и реальные,

понимать содержание прочитанного;

высказывать свое отношение к прочитанному.

 

 

VI. Повторное выборочное чтение и последующий анализ произведения.

1. Анализ произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Беседа о морских обитателях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выборочное чтение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Самостоятельная работа на РЛ.

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– С чего начинается произведение?

– Прочитайте начало произведения. Что окружало героя рассказа на морском дне?

 

– Каким вы себе представляете Евсейку? Охарактеризуйте его с опорой на текст.

(ЕВСЕЙКА — маленький мальчик, рыболов, «очень хороший человек». Евсейка любопытен. Ему интересны жители моря. Он наблюдателен, подмечает их особенности и старается вести себя с каждым по-своему. Евсейка осторожен: пытается уйти от опасных тем разговора (например, о том, что люди едят рыбу). Мальчик очень находчив. Чтобы выбраться на поверхность, он говорит, что любит мух, что ему нравится под водой, он даже готов играть с рыбой.)

 

– Теперь постараемся посмотреть на морских обитателей глазами Евсейки. Каких морских животных повстречал мальчик?

– Это реальные или сказочные животные?

Давайте немного узнаем об этих морских обитателях? (Слайды)

– Как их описывает Горький?

(Содержит яркие, красочные и подробные описания морского дна и его жителей. Каждый из обитателей реки имеет свой характер и неповторимые черты.)

– О ком из них вы раньше не слышали?

Организует выборочное чтение.

– За кого приняли морские жители Евсейку? Почему?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Чему удивился Евсейка на дне морском?

– О чем был его разговор с рыбами?

– Расскажите, как Евсейка очутился на морском дне.

– Как он снова попал на берег?

 

Организует работу на рабочих листах. Задает вопросы.

(См. приложение)

Читают произведение

(выборочно). Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Рассматривают иллюстрацию в учебнике.

Отвечают на вопросы. Подтверждают ответы чтением фрагментов из текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания, которые не выполнены в ходе работы на уроке.

 

Выразительно читают. Определять нравственный смысл поступков героя; выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Формулируют и аргументируют свою точку зрения. Делают выводы, извлекают информацию из различных

источников.

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Составить синквейн «Евсейка».

•  Читать по ролям разговор Евсейки и рыб.

Внимательно слушают,

задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися с помощью беседы по вопросам:

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Что нового узнали на уроке?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. (самооценка на РЛ) (см. ресурсный материал)

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Выполняют упражнение «Плюс-минус-интересно»

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Приложение

1 ученик

Максим Горький – человек нелёгкой судьбы. Он рано лишился родителей. Воспитывал его суровый дедушка. Учить мальчика никто не собирался. Сызмальства ему пришлось работать: сначала собирал всякое старьё (это называлось “ветошничеством”), а потом был отдан “в люди”. Он зарабатывал деньги, выполняя разную чёрную работу, был прислугой и посудомойкой, мальчиком на побегушках.

 

2 ученик

Всего два года было отведено Алёше на освоение школьных наук. Считали, что этого вполне достаточно. Но М. Горькому этого достаточно не было. Он учился не в гимназии, а сам, читая книги и смог стать всемирноизвестным писателем.

 

1 ученик

Максим Горький – литературное имя писателя, ПСЕВДОНИМ.  Его настоящее имя – Алексей Пешков. Он создал множество серьёзных произведений, которые мы будем читать в средней школе. Писатель часто бывал в Италии. В 1908 году итальянском городе Мессине произошло землятресение. Максим Горький, к тому времени писатель с мировым именем, обратился к людям с призывом помочь пострадавшим. Отзывались многие, в том числе и ребятишки из школы близ Баку. Между ними и писателем завязалась переписка. 

 

2 ученик

В одном из писем дети попросили писателя сочинить рассказ про воробьишку и ещё какой-нибудь “выдуманный” рассказ. Так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой”, -писатель создал по заказу маленьких читателей.