Конспект урока литературного чтения,
проведённого в 3 классе
10 января 2025 года.
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Научно-естественные сведения о природе в сказке Максима Горького «Случай с Евсейкой».
ФОУД: фронтальная, парная, индивидуальная.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: создание условий для знакомства и анализа произведения М.Горького «Случай с Евсейкой».
Задачи урока:
- познакомить с биографией М. Горького;
- начать изучение произведения М. Горького «Случай с Евсейкой»;
- развивать умения работать с текстом;
- совершенствовать навыки техники чтения, развивать устную речь, мышление, память, внимание;
- расширять словарный запас учащихся;
- поддерживать интерес к учебному предмету используя современные технические средства (ИКТ).
Планируемые результаты:
Предметные:
• формировать умение работать с текстом, делать выбор необходимой информации;
• формировать представления об окружающем мире;
• прогнозировать содержание раздела;
• определять особенности сказки и рассказа;
• определять тему и главную мысль произведения;
• оценивать события, поступки героев произведения.
Метапредметные
Личностные УУД:
• определять нравственный смысл поступков героя;
• выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях;
• уметь сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Регулятивные УУД:
• высказывать свое предположение на основе учебного материала;
• извлекать необходимую информацию из текста;
• определять и формулировать цель деятельности на уроке;
• формулировать учебные задачи;
• учить планировать свою деятельность на уроке;
• осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке;
• находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.
Познавательные УУД:
• осуществлять поиск полученной информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
• представлять героев рассказа, характеризовать героев рассказа на основе их поступков;
• различать вымышленные события и реальные,
• находить ответы на
вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
• развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
• строить речевое высказывание в устной форме;
• делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
• понимать содержание прочитанного;
• высказывать свое отношение к прочитанному.
Коммуникативные УУД:
• научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;
• выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами;
Оборудование: проектор, презентация, РЛ, учебник литературного чтения 3 класс 2 часть авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Городецкий – М.: Просвещение, 2024
Структурные компоненты урока, цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I. Организационный момент.
|
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.
- Сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения. Прочитайте его, пожалуйста, со слайда.
Все в этой жизни случается к лучшему!
– Что такое случай? – Сегодня на уроке нам представится случай узнать много интересного.
|
Контролируют и оценивают свою готовность к уроку. |
Проявлять положительный настрой на работу и взаимодействие с учителем.
|
II. Актуализация знаний
1. Речевая разминка, дыхательная гимнастика.
2. Анализ названия раздела
|
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.
– Прочитайте четверостишие. Алло! Это море? Алло! Это море? Вы слышите, Черное море, меня? Ракушку я взял и стою в коридоре И очень волнуюсь, на берег звоня. Р. Сеф –
Прочитайте медленно. – Прочитайте скороговоркой. – Прочитайте выразительно. - Ребята, мы закончили работать с 1-ой частью учебника. Перед вами 2-ая часть учебника литературного чтения. - Откройте учебник и прочитайте название раздела. - Как называется первый раздел второй части? - Как вы это понимаете? (что означают слова «быль» и «небылица»?) - Предположите, какие произведения могут быть размещены в этом разделе.
- Прочитайте задачи этого раздела.
|
Читают на оценку.
Выполняют речевую зарядку.
Анализируют название первого раздела второй части учебника: – Раздел называется «Были-небылицы». Название состоит из двух слов: «были» – значит то, что было, а «небылицы» – то, что придумано, чего не было.
Читают задачи раздела. |
Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста стихотворные произведения после предварительной подготовки. Прогнозировать содержание раздела. |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока. |
– Вспомните четверостишие, которое мы читали во время речевой разминки. Оно было подобрано не случайно. Сегодня мы сможем встретиться с морем вместе с одним очень хорошим человеком. – А узнать, что приключилось с героем, нам поможет известный русский писатель, имя которого нам нужно восстановить. «Слово рассыпалось»
– Предположите, о чем оно будет?
• Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы сможем поразмышлять…
|
Расшифровывают имя автора.
- Максим Горький
Обсуждают тему урока.
Формулируют цель урока.
|
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Определяют и формулируют цель деятельности на уроке; формулируют учебные задачи; планируют свою деятельность на уроке. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Открытие новых знаний. Подготовка к восприятию произведения. 1. Знакомство с биографией автора.
Физкультминутка
|
Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета писателя. – М. Горький создал много произведений о детях и для детей. Какие из них вы знаете?
- Обратите внимание на портрет и годы жизни М. Горького.
- Ребята, я предлагаю вам послушать небольшую информацию о писателе, слушайте внимательно и запоминайте. Подготовленные дети рассказывают о писателе. - Максим Горький (1868 - 1936) - русский писатель. Настоящее имя писателя - Алексей Максимович Пешков. - Сейчас очень трудно сказать, что побудило писателя выбрать данный псевдоним, но существует мнение, что фамилию горький писатель взял из-за своей горькой судьбы: горького, безрадостного сиротского детства в доме деда, где за малейшую провинность он подвергался жестоким наказаниям. Имя - Максим - он взял в память об отце, который рано ушел из жизни. (См. приложение)
– Как вы понимаете эти слова?
- В своих произведениях Горький писал о безграничной любви к свободе и жизни. - Я предлагаю вам посмотреть выставку книг Максима Горького. - Итак, что же вы запомнили о писателе?
- Сегодня мы будем
читать произведение М.Горького «Случай с Евсейкой». |
– «Воробьишко», «Дед Архип и Ленька», «Детство».
Рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора.
Слушают рассказ подготовленных учащихся.
– Если много читать, то много будешь знать. Книга действительно как волшебник. Раскроешь ее и узнаешь все тайны. Книги нужно беречь. Относиться к ним как к друзьям. Брать их нужно только чистыми руками, не мять, не рвать, не загибать уголки. Рассматривают выставку книг.
|
Адекватно воспринимают
информацию Понимать содержание прочитанного; высказывать свое отношение к прочитанному.
|
V. Первичное восприятие текста. Работа над содержанием текста. 1. Словарная работа.
2. Первичное чтение произведения
3. Первичный анализ текста.
Физкультминутка (зрительная) |
Организует первичное прослушивание текста, предварительно проведя словарную работу. - Ребята, откройте страницу 6 и прочитайте еще раз название рассказа. - Предположите, о чем оно будет? - Прежде чем мы начнем читать произведение «Случай с Евсейкой», выясним значения слов, которые встретятся в рассказе. - Если у нас возникнут затруднения, что нам поможет?
АВИАТОР - специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов; КЛАРНЕТ - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент;
- Сейчас я начну читать произведение, а вы внимательно следите, т.к. в любой момент я могу остановиться и попросить продолжить.
Проводит работу по первичному восприятию текста после прослушивания. – Понравилось ли вам произведение? – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Почему это произведение включили в раздел «Были-небылицы»? – Определите жанр произведения. – Посмотрим, какие черты рассказа и сказки есть в данном произведении. (Таблица заполняется по мере анализа произведения.)
– Какова основная мысль рассказа? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения.
|
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.
Работа с толковым словарем.
- Толковый словарь.
Внимательно слушают, читают.
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.
- Рассказ с элементами сказки (или рассказ-сказка)
|
Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. высказывать свое предположение на основе учебного материала; извлекать необходимую информацию из текста; различать вымышленные события и реальные, понимать содержание прочитанного; высказывать свое отношение к прочитанному.
|
VI. Повторное выборочное чтение и последующий анализ произведения. 1. Анализ произведения.
2. Беседа о морских обитателях.
3. Выборочное чтение.
3. Самостоятельная работа на РЛ. |
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – С чего начинается произведение? – Прочитайте начало произведения. Что окружало героя рассказа на морском дне?
– Каким вы себе представляете Евсейку? Охарактеризуйте его с опорой на текст. (ЕВСЕЙКА — маленький мальчик, рыболов, «очень хороший человек». Евсейка любопытен. Ему интересны жители моря. Он наблюдателен, подмечает их особенности и старается вести себя с каждым по-своему. Евсейка осторожен: пытается уйти от опасных тем разговора (например, о том, что люди едят рыбу). Мальчик очень находчив. Чтобы выбраться на поверхность, он говорит, что любит мух, что ему нравится под водой, он даже готов играть с рыбой.)
– Теперь постараемся посмотреть на морских обитателей глазами Евсейки. Каких морских животных повстречал мальчик? – Это реальные или сказочные животные? – Давайте немного узнаем об этих морских обитателях? (Слайды) – Как их описывает Горький? (Содержит яркие, красочные и подробные описания морского дна и его жителей. Каждый из обитателей реки имеет свой характер и неповторимые черты.) – О ком из них вы раньше не слышали? Организует выборочное чтение. – За кого приняли морские жители Евсейку? Почему? Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Чему удивился Евсейка на дне морском? – О чем был его разговор с рыбами? – Расскажите, как Евсейка очутился на морском дне. – Как он снова попал на берег?
Организует работу на рабочих листах. Задает вопросы. (См. приложение) |
Читают произведение (выборочно). Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Рассматривают иллюстрацию в учебнике. Отвечают на вопросы. Подтверждают ответы чтением фрагментов из текста.
Выполняют задания, которые не выполнены в ходе работы на уроке.
|
Выразительно читают. Определять нравственный смысл поступков героя; выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Формулируют и аргументируют свою точку зрения. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. |
VII. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. • Составить синквейн «Евсейка». • Читать по ролям разговор Евсейки и рыб. |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия |
Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися с помощью беседы по вопросам: – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Что нового узнали на уроке? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. (самооценка на РЛ) (см. ресурсный материал) |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Выполняют упражнение «Плюс-минус-интересно» |
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Приложение
1 ученик
Максим Горький – человек нелёгкой судьбы. Он рано лишился родителей. Воспитывал его суровый дедушка. Учить мальчика никто не собирался. Сызмальства ему пришлось работать: сначала собирал всякое старьё (это называлось “ветошничеством”), а потом был отдан “в люди”. Он зарабатывал деньги, выполняя разную чёрную работу, был прислугой и посудомойкой, мальчиком на побегушках.
2 ученик
Всего два года было отведено Алёше на освоение школьных наук. Считали, что этого вполне достаточно. Но М. Горькому этого достаточно не было. Он учился не в гимназии, а сам, читая книги и смог стать всемирноизвестным писателем.
1 ученик
Максим Горький – литературное имя писателя, ПСЕВДОНИМ. Его настоящее имя – Алексей Пешков. Он создал множество серьёзных произведений, которые мы будем читать в средней школе. Писатель часто бывал в Италии. В 1908 году итальянском городе Мессине произошло землятресение. Максим Горький, к тому времени писатель с мировым именем, обратился к людям с призывом помочь пострадавшим. Отзывались многие, в том числе и ребятишки из школы близ Баку. Между ними и писателем завязалась переписка.
2 ученик
В одном из писем дети попросили писателя сочинить рассказ про воробьишку и ещё какой-нибудь “выдуманный” рассказ. Так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой”, -писатель создал по заказу маленьких читателей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.