Приемы и методы нетрадиционного рисования в ДО
Цель:
Развитие творческого воображения у детей среднего дошкольного возрастапосредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
1. Сформировать у детей технические навыки рисования.
2. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
3. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, зрительно-двигательную координацию, воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
4. Создавать условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
5. Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе мате-риала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества.
ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ..docx
ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
В ДОУ.
Мартынюк Наталья Станиславна
Воспитатель Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 111
комбинированного вида Выборгского района
города СанктПетербурга.
Это правда!
Ну что же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!
Э. Успенский.
Цель:
Развитие творческого воображения у детей среднего дошкольного
возрастапосредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
1. Сформировать у детей технические навыки рисования.
2. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками
рисования.
3. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, зрительно
двигательную координацию,
поддерживая
проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
4.
Создавать условий для свободного экспериментирования с
художественными материалами и инструментами.
5. Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе
материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость
творчества.
воображение детей,
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об
окружающем мире
творчестве.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в
рисовании.
своём изобразительном
в
Как известно, у ребенка в период его взросления активно проявляется интерес
ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух трех
лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит
и знает, даже запахи. Сегодня мы можем сказать, что рисование – это один из
путей совершенствования организма ребенка. В начале жизни рисование
развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и
«горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок
постигает формы,
постепенно осмысливает
окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а
рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал
дошкольник и что он не всегда может выразить словесно.
свойства материалов,
Практика показывает, что изобразительная деятельность является едва ли не
самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет
ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об
окружающем. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для
всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и
познавательного развития детей.
О том, что рисование важно для развития эмоциональной, волевой сферы,
внимания, памяти, мышления и других полезных качеств личности известно
давно. Об этом писали известные педагогические деятели, как Каменский,
Фребель. А также художники Древней Греции считали, например, что
обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел,
но и важно для общего образования и воспитания.
У деток очень развито воображение и чувственное восприятие мира, именно
это лежит в основе любви к изобразительному искусству. Причем ребенку
важен сам процесс творчества, а не конечный результат, что отличает его от
взрослого. Вы когданибудь наблюдали за ребенком, который чтото рисует?
Он сосредоточен, увлечен и… улыбается! Каждому малышу нравится быть
творцом и видеть, как изпод кисти выходят фантастические образы.
Каждый родитель часто видел, как только маленькая ручка становится
способной ухватить карандаш, сразу же у ребенка появляется стремление что
то изобразить на листке бумаги. А также на стене, на асфальте, вообще на
всем, на чем можно оставлять заметные следы. Но что делать, если кроха не
очень хорошо рисует? Как помочь ему поверить в свои силы? Для этого и
существуют нетрадиционные техники рисования, позволяющие ребенку
пофантазировать. Любая нетрадиционная техника рисования построена на
том, что в работе используются необычные сочетания материалов и
инструментов. Такое творчество интересно детям любого возраста и даже
взрослым!
Очень важно с детьми дошкольного возраста использовать в деятельности
гибкие формы работы. Нетрадиционные способы рисования предоставляют
ребенку возможность переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. А ведь сам
ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.
Изучение возможностей использования нетрадиционных способов рисования
в дошкольных учреждениях сегодня очень актуально. Знание об особенностях
работы с использованием различных способов рисования дает возможность
воспитателям обеспечить полноценное развитие ребенка.
Нетрадиционные способы рисования подразумевают под собой использование
в качестве инструментов для создания рисунка не только карандашей, кисти и
красок, но также огромного количества подручных средств – ватных
тампонов, смятой бумаги, поролона, трафаретов, высушенного природного
материала (травинок,
Помимо этого можно
экспериментировать с текстурой красок, создавая рисунки на мокром фоне,
на бумаге, посыпанной солью, или при помощи так называемых «воздушных
красок».
листьев) и т.п.
За счет рисования незаконченных образов, которые невозможно предугадать,
нетрадиционное рисование развивает в детях фантазию. Ведь непонятные
пятна и линии нужно дорабатывать до тех пор, пока рисунок не становится
узнаваемым и законченным. Можно сказать, что у нетрадиционного рисования
нет четких границ и правил, которые нужно соблюдать. Здесь можно сочетать
все виды рисования: мелками, красками, акварелью, гуашью, карандашами,
элементы аппликации и создания текстурных изображений.
Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют
каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При
использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою
фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в
какието рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям,
благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность,
легче воспринимает болезненные для него образы и события.
Темы нетрадиционных техник рисования могут быть самыми разнообразными.
Например, с помощью зубной пасты можно изображать зиму или пену на
рисунках морской и водной тематики. Если ребенок хочет изобразить туман,
ночь или фантастическое приключение, ему понадобится техника рисования
акварелью по мокрой бумаге для создания подходящего таинственного фона.
Для реалистичного изображения осеннего леса отлично подойдет техника
печати при помощи краски и высушенных листьев деревьев. Кроме того,
можно создать объемные поделки из морских камешков, разрисованных
краской. Вариантов множество, фантазируйте вместе с ребенком, и у Вас все
получится! Поскольку наши детки большую часть времени проводят именно в стенах
детского сада, то основной задачей выступает всестороннее развитие и
обучение малышей. И все чаще и чаще в художественноэстетическом
развитии используют техники нетрадиционного рисования.
Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому
что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной
деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения
сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе,
воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности,
заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими
художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно.
Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей
рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы.
Планирую провести «День выходного дня», заинтересовать родителей
техникой
рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность
состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого
результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать
пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы
и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в
своей работе.
нетрадиционного
и
по
которая
удивляет
техники
рисования
возрастному
Все существующие нетрадиционные техники рисования в детском саду
разделяют в зависимости от возраста детей. Это делается для того, чтобы
малышам обязательно удалось сотворить чудо – самостоятельно нарисовать
необычный рисунок посильным способом. Мы разделим существующие
детские
критерию.
Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая
деятельность,
детей.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при
организации предметно развивающей среды я учитывала, чтобы содержание
носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества
каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями,
доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески,
поролон,
свечи и.т.д)!!!
Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки,
шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха,
тополя.
Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной
деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают
детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» , можно рисовать чем
катушка ниток,
пенопласт,
восхищает
пробки, хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети
ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить
о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
Способствует снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Учит детей работать с разнообразным материалом;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
чувство фактурности и объёмности;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
С
рекомендуется использовать:
детьми
младшего
дошкольного
возраста
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля, яблок, пробок;
рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более
сложными техниками:
тычок – жесткая полусухая кисть;
печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки. А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более
трудные методы и техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет
детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Кляксография
Даже название этой техники рисования просто удивительное. Смысл работы
заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и
разноцветные). Затем уже 3летний ребенок может смотреть на них и видеть
образы, предметы или отдельные детали. Можно задать ребенку вопрос: "На
что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?".
Такие вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение.
Далее мы часто, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к
следующему этапу обведение или дорисовка клякс. В результате может
получиться целый сюжет. Клякса ставится кисточкой, а затем потихоньку
раздувается воздухом из трубочки.
Но есть и некоторые сложности этой техники рисования, которые необходимо
учитывать. Организованная деятельность по рисованию проводится поэтапно,
иногда индивидуально или по подгруппам. Случается, что надо оказать
помощь неуверенным детям. Так как работа для многих детей трудна,
необходимы динамические паузы.
Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.
Это очень хороший опыт совместного творчества детей (взрослых и детей).
Это совсем не трудный прием рисования. Берется длинная полоска бумаги (это поможет работать вдвоем, не мешая друг другу). Можно рисовать
изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом
случае ребенку теплее от локтя напарника. А потом желательно перейти к
коллективному рисованию. Дети договариваются кто, что будет рисовать,
чтобы получился один сюжет. Такая техника может быть рекомендована для
использования совместного творчества детей и родителей дома. Кстати
говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт).
Тычок параллоном:
то средствами выразительности
Когда используется тычок,
являются фактурность окраски, цвет. Материалы: тычок кисть, гуашь, бумага
любого цвета и формата (при необходимости и акварельные краски).
На тонкой палочке с одного конца закрепляется кусок параллона. Чтобы
получить изображение ребенок опускает тычок в гуашевую краску, лучше,
если краска будет разлита в блюдца. От того сухой параллон будет или
влажный зависит и фактурность рисунка. Дети из младших групп таким
способом могут рисовать ягодки, бусы и т.д. А в старших группах может
происходить и дорисовка, даже акварельными красками. Рисуя например
цветок, дети ставят тычок вертикально. Ребята, в старших группах начиная
учебный год, учатся рисовать акварельными красками. А, выполняя такого
рода рисунок, свободно справляются с заданием, если оно было, а также
могут и пофантазировать, придумав свой сюжет. Например, таким же
способом нарисован серый кот.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Мы довольно часто используем эту технику рисования.
Средства
выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть,
гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого
или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в
гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в
воду или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей
поверхности.
Сколько удовольствия доставляет детям такое рисование! У детей на глазах
появляется пушистый котенок, например, или ежик, или шишка и т.д.
Получают удовольствие от такого рисования не только дети. Но и
воспитатель, т.к. все эмоции малышей передаются и ему.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы:
широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы
большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью
кисточки (с 5 ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой
руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются
салфеткой, затем гуащь дегко смывается.
Вот уж где море ликования, радости и удовольствия. Как же нравятся
малышам их раскрашенные ладошки. С помощью отпечатка ладошки можно
нарисовать и лебедя, и цветок, и жарптицу. Можно выполнять и
коллективные работы. Например, рисуем солнышко, отпечатки ладошек – это
лучики. Детей вдохновляет совместная работа.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы:
мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит
точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного
цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко
смывается.
Рисование по сырой (мокрой) бумаге
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь
краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов,
сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна
неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить
следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь",
"Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Данная техника, в нашей
деятельности, уже становится традиционной. Нужно научить дошкольника
сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой
рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой
воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или
(если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к
произведению неясных образов.
На сырой бумаге можно рисовать акварелью, начиная с младшей возрастной
группы. Можно, например, рассказать детям о художнике анималисте
Чарушине Е.И., который пользовался таким средством выразительности,
изображая пушистых маленьких животных, птенцов, забавных и любопытных,
как маленькие дети.
Чтобы бумага дольше не высыхала, ее кладут на влажную салфетку. Иногда
изображения получаются как в тумане, размытые дождем. Если нужно
прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок подсохнет или
набрать на кисть очень густую краску Есть и другой способ размытого изображения.
Взять тазик с водой, на лист бумаги наносят линии, например контуры
осенних деревьев, в верхней части синяя линия (небо), затем этот лист
положить изображением вниз на поверхность воды, немного подождать и
резко поднять вверх. Вода растекается по бумаге, размывая краску, цвет
попадает на цвет, в результате получается яркая и необычная картина. Когда
она подсохнет, можно дополнительно дорисовать необходимые детали,
например, ветки, ствол, т.е. любые необходимые детали. Также можно
подчеркнуть контур тонкой кистью черной краской.
Техника рисования ватными палочками
Ватной палочкой прикасаемся к листу бумаги и осторожно поднимаем
палочку. На бумаге остается ровный кружочек. Ватной палочкой можно
прикоснуться к листу бумаги лишь слегка (не полное примакивание), тогда
кружочек будет маленького размера. Чтобы кружочки (цветные кляксы) были
не яркими, нужно на черновике сделать дветри кляксы, а затем рисовать этой
палочкой.
Такой вид рисования подходит как ребятам из младших групп, так и детям
кто постарше. Разница лишь сложности рисунка. Иногда это может быть
разноцветный рисунок. А иногда на цветном фоне рисунок бывает и
одноцветным.
Рисование с секретом в три пары рук.
Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются
взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий.
Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув
листочек сверху и оставив чутьчуть, какуюто часть, для продолжения
(шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает,
естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий
заканчивает. Затем открывается весь листок и почти всегда получается
смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.
Рисование самого себя или рисование с натуры любимых
игрушек
Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить,
а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на
оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале
нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз
поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете
рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла,
мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части
предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет чтото свое, в
результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, не
огорчайтесь. Похвалите своего малыша: "Ты сегодня нарисовал новую
машину! Наверно, тебе такую хочется?" Но обязательно в конце такого
рисования важно спрашивать: "А чем нарисованная машина отличается от
этой?"
Скатывание бумаги.
Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо
цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная
бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения:
ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает
из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка)
до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек
опускается в клей и приклеивается на основу.
«Я рисую маму»…
Хорошо бы продолжить рисование с натуры или рисование по памяти
(объектами для такого изображения могут стать члены семьи,
родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала могут
быть фотографии или беседы о характерных особенностях внешнего вида
отсутствующих родственников...Берутся и рассматриваются фотографии.
Проводится беседа: "Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа?
Любимое платье? Улыбка?" И начинается процесс сотворчества. Через
время можно предложить нарисовать по памяти подружек. Когда соберется
достаточно рисунков с изображением родственников и друзей, советуем
организовать минивыставку "Мои родные и близкие", где по достоинству
оцениваются первые портреты дошкольника.
Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце
либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из
тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и
размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок
прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит
оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и
смятая бумага. Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы:
восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения
изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем
закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками
остается не закрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы:
свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения:
ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один
или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Точечный рисунок.
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к
необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять
фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги
и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки
красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго
заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А
дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать
ребенка.
Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь,
жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ
получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью
о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в
один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь,
листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения
изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов,
затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения
отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно
дорисовать кистью.
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей,
имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных
техник. У детей со слабо развитыми художественнотворческими
способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года,
но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень
увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
Поролоновые рисунки.
Почемуто мы все склонны думать, что , если рисуем красками, то
обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь
может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные
маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой
проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже
готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать
красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в
отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать
геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие
орнаменты сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
Загадочные рисунки.
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется
картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем
выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее
конец на 8 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри
картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть
ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое
рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно
полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная
умственноречевая работа в сочетании с изобразительной будет
способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Рисование мелками.
Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам
обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая
плитка, камни вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь.
Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет
дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять
рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся
гденибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся
украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что
или кого по форме камень напоминает.
Метод волшебного рисунка.
Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге
рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем
кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все
изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение
свечой рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят,
проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским
клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль
играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика
лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться,
если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их
качества.
Разрисовка маленьких камешков.
Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже
на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома,
деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных
собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки.
Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка
порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать ( а иногда
взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку,
другой под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек
наносится яркая густая краска и образ готов. А лучше его закончить так:
после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом
случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная
детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в
самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.
Метод ниткографии.
Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он
не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале
делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или
бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить
симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток
различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к
фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие
определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить
интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно
девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни
цвета ниток, а к темной совершенно другие. Так начинается постепенный
путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.
Метод монотипии.
Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно.
Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если
кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом
на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или
спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу
же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на
белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают.
Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда
на бумаге.
Тканевые изображения.
В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного
качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на
конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка
могут помочь изобразить в сюжете чтото очень ярко и в то же самое время
легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены
цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим
хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое
красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в
качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или
шапочки для куклы, или сумочки.
Объемная аппликация.
Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать чтолибо и
наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно
создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их
делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более
реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого
изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную
бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего
едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали
карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте
овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.
Рисуем с помощью открыток.
В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток.
Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные
образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение
предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку
вполне художественное оформление. Разве может трех, четырех и даже
пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он
дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми
вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то
дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и
изобразительные навыки, бесспорно, дорисует чтото к нему.
Учимся делать фон.
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее.
Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее
фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон
кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и
надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в
воде и краске.
Коллаж.
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются
несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее:
хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами
изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя
заданную цель. Например, один из детей 56 лет решил нарисовать лето, и для
этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует
пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и
облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной
деятельности нет. Английский педагогисследователь Анна Роговин
рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в
рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз);
рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой
из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и
т.д.
Творческий процесс это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им
доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и
верят, что ошибки это всего лишь шаги к достижению цели, а не
препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше
внушить:
"В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть
только свой собственный путь"
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованнсти,
поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить
его к деятельности при помощи дополнительных стимулов:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент любимый герой сказки или мультфильма
приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им
важно почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение. И т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы
действий и показывать приемы изображения.
Хочется всем порекомендовать, не бояться и смело включать в свои рабочие
программы по художественноэстетической деятельности нетрадиционные
технологии рисования, которые благотворно способствуют формированию
высок
Дискуссия по результатам совместной деятельности.
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом,
точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь
действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии
раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут
обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и
способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило бездарных
детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны
мы,
взрослые!
Как говорил В.А. Сухомлинский:
“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие нитиручейки, которые питает
источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребёнок”
о художественной, нравственной личности ребёнка. Литература
1. Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду» — М., 2004г.
2. Александрова Т.Н. «Чудесная клякса», — М., 1998г.Давыдова Г.Н.
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» — М.2007г.
3. Лыкова И.А. «Цветные ладошки», — М., 1996г
4. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/seminar07.htm
5. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/seminar07.htm
6. http://doshvozrast.ru/metodich/seminar07.htm
7. Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/seminar07.htm
8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим
навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
9. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991,
N9.
10. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие
для студентов пед. интов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2е
изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ
ДИДАКТИКА», 2007.
12. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для
воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
13. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие
для студентов пед. интов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б.
Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2е изд., перераб. и доп. – М.:
Просвещение, 1985.
14. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и
музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлушной. – М.: Просвещение, 1974.
ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ.
ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ.
ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ.
ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ.
ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ.
ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ.
ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ.
ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ.
ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ.
ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ.
ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ.
ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ.
ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ.
ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ.
ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ.
ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ.
ЧУДО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДОУ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.