Как развивается у человека чувство самоуважения? Подлинное самоуважение вырастает из уверенности в себе и в том, что вы все делаете правильно. Самоуважение – это истинное ощущение себя как кого-то достойного заботы и защиты. Оно позволяет нам расти и развиваться. Если ваше самоуважение поддерживается извне, чувство уверенности ведет к его дальнейшему повышению. Эта позитивная спираль начинает медленно раскручиваться и сама себя подкрепляет. Таков универсальный процесс, происходящий у обоих родителей и у ребенка.
Чувство самоуважения
Как развивается у человека чувство самоуважения? Подлинное самоуважение
вырастает из уверенности в себе и в том, что вы все делаете правильно.
Самоуважение – это истинное ощущение себя как когото достойного заботы и
защиты. Оно позволяет нам расти и развиваться. Если ваше самоуважение
поддерживается извне, чувство уверенности ведет к его дальнейшему
повышению. Эта позитивная спираль начинает медленно раскручиваться и сама
себя подкрепляет. Таков универсальный процесс, происходящий у обоих
родителей и у ребенка.
«Когда нужно кормить ребенка?», «Хватает ли ему молока?», «Должна ли я
взять его на руки?», «Как прекратить этот плач?» Все эти вопросы – начало
игры, в которую вовлекаются родители и ребенок. Используя свой опыт,
природные способности и интуицию, матери и отцу становится все легче найти
ответы на эти вопросы, и у них появляется уверенность в себе. Благодаря опыту
и знаниям воспитывать второго и третьего ребенка им часто оказывается проще.
Итак, наши малыши растут, и, соответственно, повышается наша компетентность
как родителей.
Дети рождаются со способностью к накоплению собственного опыта и
повышению уровня навыков по мере своего развития. Головной мозг ребенка
запрограммирован на работу в направлении увеличения опыта и эффективности.
Эта способность развивается по мере того, как малыш знакомится с новыми
ситуациями и привыкает к более широкому спектру стимулов. Ребенок должен
исследовать мир при участии любящего воспитателя.
Регуляция
физиологических функций, понимание разных эмоций и появление интереса к
миру означают, что ребенок растет. Если он хорошо спит и хорошо питается, то
способен лучше исследовать окружающий мир.
Дети реагируют на причины и следствия. Когда отец или мать разговаривает с
ребенком, он улыбается и издает в ответ какието звуки. Продолжающиеся
родительские ответы на них способствуют дальнейшей тренировке, готовящей
ребенка к произнесению первых слов. Прямой визуальный контакт с младенцем
тоже поощряет диалог.
Один детский психиатр говорил о том, что каждому ребенку нужен воспитатель,
«настроенный» на него. Эмоциональная настройка – это трехступенчатый
процесс. Вопервых, воспитатель путем сравнения называет и определяет
ощущения ребенка:
Затем
следует понимание того, что внутренние ощущения отличаются от внешнего
поведения, например плача. И наконец, воспитатель реагирует , объясняя
ребенку его эмоции: «Ты плохо себя чувствуешь, потому что хочешь кушать».
Настройка – это не взгляд в зеркало, которое имитирует поведение («Ты
плачешь»); скорее, это прочтение знаков, передающих эмоциональное состояние:
да, ребенок плачет, и этот плач чтото означает. Мать шестинедельного
младенца, слыша его плач, знает, что он свидетельствует о голоде. Когда
ребенок ощущает ее запах и чувствует, что мать собирается его кормить, он
быстро успокаивается, зная, что сейчас поест. Путем повторения определенных
последовательностей, которые выучивают мать и отец, создается определенный
ритм. Плач изза мокрого подгузника можно отличить от «голодного» плача.
Воспитатель реагирует на сигналы ребенка, а тот становится более
ему грустно.
он голоден,
устал,одну
организованным, начинает осознавать причины и следствия и чувствует себя
более уверенно.
Дети поразному реагируют на отца, мать, братьев и сестер и приходящую няню.
Ребенок растет под влиянием поведения родителей, которые стараются как
можно лучше его понимать и сочувствовать ему и тем самым помогают развивать
сильные стороны и формировать идеалы. В самом раннем возрасте ребенок
впитывает похвалы. «Мой малыш самый красивый, умный, сильный», – слышит он
хор голосов вокруг себя. Удовлетворение его потребностей с нежной улыбкой –
часть этой атмосферы любви.
Ребенок является важной частью этого уравнения, так как рождается с
собственным уровнем устойчивости и возможностями для стимуляции и
возбуждения. У всех детей разные способности и темпы развития. Такая
вариабельность порождает различия в восприятии самых первых и последующих
событий в жизни. У отца и матери, в свою очередь, тоже неодинаковые
способности и возможности. О ребенке могут заботиться самые разные люди в
самых разных сочетаниях, и такое окружение создает для ребенка социальную
среду. Это объединение людей меняет каждого из них.
Давайте вернемся к истории о том, как Эсме просила еще одну сказку на ночь.
«Еще
(продолжение)
Мне нужно было разобраться, у кого на самом деле проблемы с укладыванием –
у меня или у дочери. Может быть, это мне сложнее уложить ее, чем ей – улечься
и заснуть?
Может быть, это я держу Эсме и не хочу отпускать, когда она больше всего
нуждается в том, чтобы я приучила ее легко совершать переход от дня к ночи, от
игры – к отдыху, от общения – к одиночеству, переход, необходимый для нас
обеих ради здорового отдыха и здоровой самостоятельности? Меня вдруг
поразило осознание того, что это яне хочу класть этот теплый уютный комочек в
кроватку, отпустить дочурку, сказать ей «Спокойной ночи!», закрыть дверь и
оставить ее; что это я страдаю от страха разлуки. Мысли у меня смешались.
Когда же я перестала воспринимать укладывание как полезный, необходимый,
мирный перерыв во времени, которое я провожу с дочерью, и оно стало для меня
трудным расставанием?
Когда я все это поняла, все встало на свои места. Существовал миллион причин –
одни очень простые, другие – более сложные. Эсме стала старше, и мне все
интереснее проводить с ней время. Каждый день она узнает чтото новое,
каждую секунду есть чтото такое, что моя дочка может узнать, рассмотреть,
показать, произнести. Дочка обожает книжки и бросает любую игрушку, если
вместо игры можно почитать. Я так же прихожу в волнение и восхищаюсь ее
развитием, как и она сама. Поскольку я очень горжусь тем, сколько знаний она
впитывает, просьба «Еще одну сказку, мамочка» втайне меня радует.
сказку»