Чувство взрослости - новообразование подросткового возраста.
Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни.
С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить (опять таки, по своему разумению). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется!
С внешней
Чувство взрослости.
Чувство взрослости - новообразование подросткового возраста.
Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его
готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного
участника этой жизни.
стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же
школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той
же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому".
Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так
же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за
хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить (опять
таки, по своему разумению). До реальной взрослости далеко – и физически,
и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может
включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные
со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне
подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости":
курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление
"я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.
Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми,
а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно
пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование
взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые
встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где
еще можно потренироваться, как не в своей семье? Часто подросток меняет
свое поведение: сегодня - добрый и ласковый, завтра - манерный, а на
следующей неделе - хулиганистый "как соседский Вовка". У кого-то из
подростков вхождение в жизнь ознаменовывается разными выходками
(доводящих домочадцев до невменяемости).
Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости,
благоприятные не только для близких, но и для личностного развития
самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную
деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки
или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье,
участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем,
кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает
высокого уровня развития морального сознания и немногие способны
принять на себя ответственность
Более
за благополучие других.
распространённой в наше время является социальная инфантильность.
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется
походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко
двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко вкарманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения.
Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с
образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая
на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.
Внешний вид подростка часто становится источником постоянных
недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни
молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток,
считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не
отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки –
такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.
Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее
потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как
механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.
происходит
следующее
.
Внутренне
У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже
достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.
Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом
его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то
подросток вовсе не желает (разве что на словах Стремление к самостоятельности. А по сему контроль и
помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает
малышовое "Я сам!"). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад
отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность"
еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.
взглядов,
пристрастия к музыке определенного типа).
оценок,
Появление собственных вкусов и
линии поведения (самое яркое - это появление