Аннотация: данная статья раскрывает актуальность индивидуального обучения детей с ОВЗ, в их дальнейшей социализации.
Ключевые слова: специальное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, социализация, образование, инклюзия.
статья предназначена для педагогов, воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ. так же рекомендована студентам - дефектологам, олигофренопедагогам.Статья относится к коррекционной педагогике
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Коррекционная школаинтернат», г. Куйбышев, Новосибирская область,
Саломина Е.А.
Россия
«К вопросу об индивидуальном обучении детей с ограниченными
возможностями здоровья»
Как известно, цивилизованное общество отличает гуманное
отношение ко всем его членам и в первую очередь к тем, кто имеет
ограниченные возможности здоровья. Современные психологические и
социологические исследования свидетельствуют об устойчивом росте числа
детей, имеющих те или иные отклонения в развитии нарушение слуха,
нарушение интеллекта, нарушение зрения, нарушение речи, ЗПР, РДА, НОДА.
Отклонение в развитии определяет специфичность социальной ситуации
развития ребенка, влияя тем самым на ход его личностного развития.
Рассматривая обучение и воспитание детей с ОВЗ возможным и
необходимым, а специально организованную систему образования как главное
условие преодоления, коррекции и компенсации умственных и физических
недостатков этих детей, созданы специальные образовательные организации и
специальные образовательные программы. Одним из направлений является
индивидуальное обучение.
Индивидуальное обучение позволяет учиться ребенку в том, особенном
режиме, в котором ему комфортно, т.к. педагог учитывает психофизические,
индивидуальные особенности конкретного ребенка.
Учитель индивидуального обучения начинает свою работу с изучения
документов, образовательного маршрута, который определила ПМПк,
диагноза, знакомства с семьей, изучения характеристик. В период адаптации
проводится логопедическое,
педагогическое и психологическое
обследования, составляется адаптированная общеобразовательная программа
(АООП) или специальная индивидуальная программа реабилитации (СИПР),
составляется индивидуальный учебный план.
Сравним индивидуальный учебный план обучающегося первого
дополнительного класса с нормой интеллектуального развития, но с тяжелым
нарушением речи с ДЦП и индивидуальный учебный план обучающегося
первого дополнительного класса с тяжелой умственной отсталостью с ДЦП.
класс
Класс
Первый дополнительный
Первый дополнительный
Диагноз
ДЦП
Тяжелая умственная отсталость,
Диагноз
ДЦП
Дефицитарность опорноорганическое поражение ЦНС,
двигательного аппарата. СНР. III
тетрапарез.
Тотальное недоразвитие высших
психических функций. Сочетанная
дефицитарность. СНР 1 уровень.
Анартрия. Стойкое выраженное
недоразвитие познавательной
деятельности. Низкий уровень
обучаемости.
уровень речевого развития.
Дизартрия. Фрагментарная
недостаточность познавательной
сферы, уровень обучаемости снижен.
СНР – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее
звуковой и смысловой стороне у детей с ОВЗ.
нарушение
(тяжелая дизартрия)
Анартрия
речи,
тяжелое
обусловленное
поражением
определенных зон коры головного
мозга
анартрии
взаимосвязано с поражением мышц
лица,
вследствие чего
человек не может разговаривать.
гортани,
развитие
расстройство
Дизартрия
произносительной стороны речи,
связанное поражением центрального
отдела
речедвигательного
анализатора и нарушение иннервации
мышц артикуляционного аппарата.
Программа
АОП для обучающихся с глубокой
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
вариант 2 ФГОС О УО (ИН), СИПР
Программа
АОП НОО для обучающихся с ТНР и
НОДА
ФГОС НОО ОВЗ
Речь и альтернативная коммуникация
Предметы
Математические представления
Изобразительная деятельность: лепка,
аппликация, рисование
Окружающий природный мир
Окружающий социальный мир
Человек
Азбука
Русский язык
Математика
Технология
Изобразительная деятельность:
рисование, моделирование
Окружающий мир
В течение обучения проходит мониторинг. Полученные данные
мониторинга показывают, что индивидуальное обучение детей с ОВЗ разной
степени выраженности, организованное с учетом психофизических и
индивидуальных особенностей, рекомендаций ПМПк, при совместной работе
специалистов, семьи и педагога индивидуального обучения, проходящее вкомфортной среде, благоприятно влияют на психологическое, социальное
развитие и обучение ребенка, и осуществляется успешно.
23.12.2018 г.