Cтатья "Метапредметная компетенция учащихся в системе доп.образования"
Оценка 4.6

Cтатья "Метапредметная компетенция учащихся в системе доп.образования"

Оценка 4.6
docx
01.04.2022
Cтатья "Метапредметная компетенция учащихся в системе доп.образования"
статья метапредметная технология.docx

 

 

Метапредметная компетенция учащихся в системе  дополнительного

образования.

 

 

Сапарова Эльмира Маликовна,

педагог дополнительного образования,

МБУДО «Центр детского творчества»

Ново-Савиновского района,

г.Казань

 

 Система дополнительного образования детей в современных российских условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей. Одним из требований к организации образования сегодня является ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе. Это в полной мере касается и дополнительного образования, которое помогает обучающемуся занять  серьезные позиции в определении своего дальнейшего пути. Занятия творческой деятельностью позволяют обучающимся осваивать метапредметные компетенции, такие как умение ставить цель, искать и применять необходимые средства ее достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

    Миссией современного образования становится не столько усвоение готовых знаний, сколько обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием, умением учиться. Это и является главной сутью новых образовательных стандартов. Опираясь на ФГОС, сформируем понятие метапредметных результатов образования. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Метапредметное  содержание,  по мнению А.В. Хуторского, есть то, что предшествует   учебному предмету, как бы находится над ним, существует до его конкретного проявления. «Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения

учиться» (А. Г. Асмолов).                                                                             1

   Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста.

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.Поэтому возникает необходимость так организовать учебный процесс, в котором главное место будет отводиться активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также обеспечить преемственность всех ступеней образования.                                           

    Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры.                                 Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco – украшаю)  – широкий раздел, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

    Программа  объединения « Радуга» «Салават Купере»  реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Занятия в объединении формируют  у детей способность к развитию творческого восприятия и самостоятельного мышления, помогают ребенку творчески подходить к решению любых проблем. Развивают  технологические компетенции работы с различными видами ткани, бисером и с другими материалами, прививают  аккуратность, усидчивость в выполнении работы, воспитывают  любовь к творчеству, расширяют общий кругозор и фантазию. Целенаправленное занятие ребенка по формированию жизненно важных универсальных умений путем деятельностного продуктивного обучения меняет представление о характере развития личности ребенка .На занятиях объединения «Радуга» ,  у воспитанников развитие  метапредметных компетенций зависит от многих факторов:

- воспитания личностно-ориентированной мотивации на обучение ;

- мотивация на успех, так как успех формирует самостоятельность, уверенность в себе, воспитывает еще большую потребность в деятельности, которая становится двигателем развития и взросления ребенка;                                                                                                          2

- саморазвитие ребенка начинается с процесса обучения его простым действиям тактильного и моторного характера, которые   по мере взросления ребенка,          формируются в умения разного уровня.

    В рамках программы используется проектная деятельность, в процессе которой  формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

    Так, например, работая над проектом «Цветочная фантазия» , ученики подробно узнают о том, как на самом деле происходит долгий и непростой процесс работы над изделием ,какой путь необходимо проделать творцу собственной идеи, закрепляют новые знания на практике: каждый ребенок пробует себя одновременно в роли дизайнера, экономиста, менеджера, создателя рекламы своей продукции.  В творческом проекте наблюдается исследовательский подход: была исследована история возникновения и развития цветов с использованием различного материала, изучена технология изготовления цветов ,использована различная литература, интернет-ресурсы.

      Таким образом, применение проектной работы  в творческой деятельности формирует метапредметные компетенции, включающие в себя регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Воспитанники учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение, координировать различные позиции в сотрудничестве. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации.

     Творческая деятельность позволяет педагогу, не только обучать детей различным  видам  искусства, но и формировать компетенции - знания, соединенные с опытом практического их применения, это реальная возможность повысить качество образования и дать возможность каждому ребёнку найти своё место, своё дело, научиться ориентироваться и уметь выживать в нашем сложном, многообразном и прекрасном мире.

 

 

Список  литературы  :

 1.Гетманская А. А. Модульный подход в формировании ключевых компетентностей у учащихся//Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 10 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–24.htm.

2.Маркова О.И., Романова М.Н. Формирование метапредметных компетенций у учащихся в системе дополнительного образования// Современные проблемы науки и образования. – 2016. 3.
URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24757 (дата обращения: 10.02.2017).

3. Писнова О. Ю. Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере дополнительного образования как компонент комплексной дополнительной общеобразовательной программы [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 168-172.

4.Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов: материалы региональных научно-практических конференций преподавателей учреждений СПО 2005–2006гг./Абакана: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2006. — 2006. — 176с.

5.Хуторской А. В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А. В. Хуторской. — М.: Высш. шк., 2007. — 639 с.: ил. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                               4.


 

Метапредметная компетенция учащихся в системе дополнительного образования

Метапредметная компетенция учащихся в системе дополнительного образования

Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста

Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста

В рамках программы используется проектная деятельность, в процессе которой формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально…

В рамках программы используется проектная деятельность, в процессе которой формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально…

URL: https://www.science-education

URL: https://www.science-education
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2022