|
Открытый урок русского языка в 5 классе по теме «Второстепенные члены предложения. Определение»
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
Тема: Второстепенные члены предложения. Определение. Тип урока: урок русского языка в 5 классе, урок «открытия» нового знания Учебник: Ладыженская Т.А. «Русский язык. 5 класс» Цели: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения. Определить роль определений в речи Задачи: формирование умения находить определения в предложениях и графически обозначать их. Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков; воспитывать правильное отношение к слову.
|
|
|
||||||||||||||||||||
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) |
- Вступительное слово (подготовка учащихся к усвоению материала) Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку… («Пять!») - Итак, ребята, все ли готовы получать новые знания? Очень хорошо, что у вас бодрое настроение, и я надеюсь, в течение урока оно будет только улучшаться. Запишите число, классная работа, оставьте место для темы, мы её позже запишем. - В чем особенность предложений, которыми я вас приветствовала? |
Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. |
Л.: положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания.
|
||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний |
Выясним, кто же у нас лучший знаток правил?
- Сколько верных утверждений? -Объясните, в чем ошибочность? - Проверьте свои ответы. - Итак, |
Л.: желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся. П.: осознают познавательную задачу. Р.: планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции. К.: обмениваются мнениями, |
|||||||||||||||||||||
3. Подготовка учащихся к изучению темы урока. Стадия вызова |
- Вашему вниманию я предлагаю предложения. Как хорош лес осенью! Воздух свеж. Тишину леса не нарушает пение птиц. - Каким является 1 предложение по цели высказывания, по эмоциональной окраске? (повествовательное, восклицательное) - В чем особенность 2 предложения? (нераспространенное) -Запишите последнее предложение, подчеркните все члены предложения. Какие это второстепенные члены предложения? - Что вы знаете о дополнении? - Выпишите из этого предложения словосочетания в два столбика. Как вы думаете, почему в два столбика? - Именные и глагольные. не нарушают тишины,
тишина леса, пение птиц
- Замените словосочетания (сущ+сущ) на словосочетание (прил+сущ) тишина леса - лесная тишина пение птиц – птичье пение - Запишите полученное новое предложение, изменился ли смысл предложения? (Лесную тишину не нарушает птичье пение.) - Подчеркните эти словосочетания как члены предложения. Какие? - Предположите, о каком второстепенном члене мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему нашего урока (Определение) - Запишите тему урока. Подберите однокоренные слова -определить, определенный. Измените слова, выделите окончание. Морфемный состав: корень - определ, суффикс - ени, окончание – е. - Вернемся к теме. Как выдумаете, чему мы научимся на уроке? |
Учащиеся выполняют задание, слушают учителя, оценивают свою работу. |
П.: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Р.: планируют необходимые действия, действуют по плану. К.: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных познавательных задач. |
||||||||||||||||||||
4.Изучение нового материала
5. Первичное закрепление материала.
6.Нахождение определений в тексте художественных произведений
|
- Вернемся к предложениям. Можно ли их назвать текстом? (Да, общая тема: об осени) - Посмотрите за окно, какие краски осени? Составьте предложение об осени, используя цвета осени в этом предложении? Какие части речи помогают представить осень? Что они обозначают? Поставьте к ним вопросы? Каким членом предложения они будут? - Заполните таблицу об определении. Второстепенные члены предложения
- Откройте страницу 86, прочитайте про себя правило, сравните, все ли об определении мы записали? Кто справился без ошибок? Что можно добавить? ( вопрос чей?) - Итак, определение – второстепенный член… - Значит, мы познакомились. Переходим к умению находить определения в тексте и правильно задавать вопросы к ним.
- Упр 186. Спишите. Подчеркните главные члены предложения и определения. Укажите, на какой вопрос отвечает определение, к какому слову относится. (1 вариант – 1-2 предложение, 2 вариант – 3-4 предложение) (на доске 2 человека, последнее предложение 5 – синтаксический разбор) - Можно ли назвать их текстом? Почему? (между собой не связаны) - - А теперь немного отдохнем. Сядьте поудобнее и послушайте музыку П.Чайковского. - Какому времени года, по вашему мнению, посвящена мелодия? Какие определения можете подобрать? - Многие поэты описывали осень в своих произведениях. Давайте заглянем в листы-подсказки. Какая осень в стихотворениях? - Какие слова помогли автору ярко и образно описать красоту природы? Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. С.Есенин Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Ф.Тютчев
Лес, точно терем расписной, И.Бунин - Какой части речи эти слова? (Прилагательные)
- Художественный текст невозможно представить себе без определений, которые делают нашу речь тонкой, образной, яркой. - Как называются красочные прилагательные? - В литературе, слова, определяющие предмет или явление и подчеркивающие его свойства, качества и признаки, называют эпитетами. Запись в тетрадь. ЭПИТЕТ, -а, м. В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, напр. синее море, зяаты кудри). Нелестный э. (перен.: о неодобрительной характеристике кого-че-го-н.). - Выпишите эпитеты из текста, рисующие картину природы, вместе с существительными: 1 ряд из С.Есенина, 2 ряд – из Ф.Тютчева, 3 ряд - И.Бунина - С.Есенин – листва золотая, легкая стая, розоватая вода - И. Бунина - терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной. - Ф. Тютчева – в осени первоначальной, короткая, но дивная пора, день как бы хрустальный,
- Итак, эпитеты |
Составление предложений, заполнение таблицы
Работа с учебником
Прослушивание мелодии, работа с отрывками из стихотворений поэтов
Работа по группам, анализ выполнения работы |
К.: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных познавательных задач |
||||||||||||||||||||
7. Работа с текстом. |
- Вашему вниманию я предлагаю задание упр 187. Прочитайте выразительно текст. О чем он? Какова основная мысль? Озаглавьте. Какие пропущенные слова? Стоит ненас(?)ная погода. Третий день дует (какой?) ветер. Закружилась в (каком?) воздух… (какие?) листья. Вот с б..резы падают (какие?) листочки. На дорожк… лежат (какие?) листья осинки,(какие?) листья тополя. Ул…тают последние перелетные птицы. Появились осенние зайчата – листопаднички. - Какие средства выразительности использовали мы? (эпитеты) - Как понимаете листопаднички? - Назовите орфограммы с пропущенными буквами? |
Работа с текстом |
Стоит ненастная погода.(повест., невоскл., прос., распр.) . |
||||||||||||||||||||
8. Дом задание. Творческий диктант. |
- Ребята, а вы любите путешествовать? Сейчас мы отправимся в заочную экскурсию. Отправляемся в лес. Ваша задача составить 3-4 предложения на тему «Осень в лесу» или «Осенний день» В помощь слова на доске: Пасмурный день, солнечное утро, свежий ветерок, разноцветные листья, осенний листопад, темные тучи, |
Составление текста по опорным словам |
|
||||||||||||||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности.
|
Ребята, назовите тему урока. (Определение). - Чему мы научились? (Научились находить определения, ставить вопросы). - Что нового узнали?
|
Подведение итогов работы на уроке, самооценка |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.