Cтатья «Создание образовательной среды школы, способствующей успешной социализации учащихся «группы риска»
Оценка 4.7

Cтатья «Создание образовательной среды школы, способствующей успешной социализации учащихся «группы риска»

Оценка 4.7
Особые потребности +2
docx
администрации
1 кл—11 кл
24.03.2017
Cтатья «Создание образовательной среды школы, способствующей успешной социализации учащихся «группы риска»
В статье представлена: - система выявления и сопровождения школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации; - эффективная интеграция образовательного процесса с дополнительным образованием в школе; - преодоление эмоциональных личностных и иных психологических барьеров, затрудняющих развитие школьников; - профессиональная и личностная готовность педагогов к работе с учащимися с низким уровнем учебно-познавательной мотивации.Статьи «Создание образовательной среды школы, способствующей успешной социализации учащихся «группы риска»
Статья Пономарева О.А.docx

Тема статьи «Создание образовательной среды школы, способствующей успешной социализации учащихся «группы риска»».

Авторы: Пономарева Ольга Анатольевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 7 с УИОП г.о.Балашиха, Россия, 

Учащиеся «группы риска» - это учащиеся, выросшие  в трудной семейной ситуации, приходят в школу с отсутствием положительных привычек в поведении. Ребята не владеют привычкой работать и зачастую немотивированны на учебную деятельность, ленивы, неряшливы, у них отсутствуют коммуникативные умения и навыки, переменчиво настроение и поведение, жестоки и агрессивны.  У нас накоплен позитивный опыт работы обучения и воспитания таких учащихся, успешно реализуется целевая программа «Путь к успеху».

Цель: создание культуротворческой образовательной среды, способствующей выявлению и развитию способностей и  самореализации учащихся «группы риска» с учетом их индивидуальных особенностей.

         Задачи:
- создание оптимальных условий для выявления, развития и реализации способностей детей «группы риска»;
- оказание психолого-педагогической поддержки детям;
 - стимулирование творческой деятельности школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- развитие способностей учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной и исследовательской деятельности;
- повышение педагогического мастерства учителей.

 

Ожидаемый результат:
- система выявления и сопровождения школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- эффективная интеграция образовательного процесса с дополнительным образованием в школе;
- преодоление эмоциональных личностных и иных психологических барьеров, затрудняющих развитие школьников;
- профессиональная и личностная готовность педагогов к работе с учащимися с низким уровнем учебно-познавательной мотивации.

 

Подходы к педагогической деятельности в работе с детьми «группы учебного риска»

1.  Личностно – ориентированный подход. Воспитание гуманизма, человеческого достоинства, гражданственности, гражданской активности личности связано с личностным подходом. Личность прежде всего характеризуется индивидуальностью, своим человеческим «Я». При личностном подходе необходимо учитывать, важнейшие стороны личности - интеллектуальную, связанную с познанием, развитием мышления, формированием познавательных потребностей; эмоциональную, отражающую отношения личности к различным явлениям социального и естественного характера; волевую, включающую формирование установки, принятие решений, усилия при их реализации, преодоление возникающих противоречий; наконец, действенно-практическую, связанную с предметно – практической деятельностью.

 2.  Дифференцированный подход предполагает выбор технологии обучения с учетом индивидуальных способностей детей и, прежде всего, с учетом доминирующего у них вида мышления, организацию обучения в соответствии с предпочитаемыми ребенком способами переработки материала. Дифференциация обучения и дифференцированный подход к обучению, по сути дела, являются основой реализации индивидуальности ученика.

 3. Эколого-психологический подход, при котором индивидуальное развитие ребенка, ученика, понимается как процесс взаимодействия развивающейся личности со средой. Главная задача – активизировать социальный контекст жизни детей. Сущность воспитания на основе личностного эколого-психологического подхода заключается в открытии и реализации новых возможностей индивидуального и социального развития детей в условиях  деятельности и общения друг с другом, событийно-ситуативной организации педагогического процесса, усилении аналитико-диагностической направленности деятельности воспитателя.

 

4.     Исследовательский подход вовлекает учащихся в круговорот научного поиска, побуждает выдвигать идеи, альтернативные тем, которые уже известны, изучать и анализировать литературу, описывать и интерпретировать сведения и наблюдения, полученные в процессе исследования. Данный подход предполагает овладение культурой самоисследования, исследования собственной учебной и профессиональной деятельности, личной жизни, состояния рынка, тенденций развития экономики. Подготовка высококвалифицированных специалистов, отвечающих современному уровню научно-технического прогресса, ставит перед системой образования задачу формирования и развития исследовательских навыков учащихся уже на начальном этапе образования. Наиболее эффективно эта задача решается через внеклассные формы работы - олимпиады, интеллектуальные турниры, научные конференции.

 

Принципы реализации:

Ø    Принцип индивидуализации обучения

Ø    Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг

Ø    Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей

Ø    Принцип возрастания роли внеурочной деятельности

Ø    Принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности в индивидуальной работе с учащимися.

Мы опираемся на классификацию, которую в своих трудах использует Ольга Николаевна Феногенова, КПН Красноярского ИПИ.

 

Схема 5.  Направления развития детей «группы риска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Работа по выявлению и сопровождению детей «группы риска» начинается еще до поступления ребенка в 1 класс. На базе школы успешно работает служба психолого-педагогического сопровождения. На этом этапе важно помочь малышу в развитии творческих способностей, активизировать работу по развитию его интеллектуальных способностей, проявляющихся в сообразительности, находчивости, оригинальности и самостоятельности мышления, высокой концентрации внимания, хорошей памяти. Здесь главным является создание условий для выявления задатков и способностей.

         На первой ступени обучения дети, испытывающие затруднения в обучении и адаптации в школьном коллективе, участвуют в учебной деятельности с помощью технологии развивающего обучения, привлекаем к участию в олимпиадном движении: школьные, городские предметные олимпиады среди учащихся начальной школы, интернет-конкурсы - “Русский медвежонок”, “Кенгуру для всех”, “Золотое руно”, “British Bulldog”, “Зимние интеллектуальные игры”.

В состав научного общества учащихся (далее НОУ)  вошли младшие школьники, которые знакомятся с азами исследовательской деятельности, изучая окружающий мир, литературу, историю своей семьи и т.д. Работой секций школьного НОУ руководят опытные педагоги, имеющие высшую и первую квалификационные категории.          Наши учащиеся участвуют в предметных олимпиадах. Любое участие в олимпиаде – это не случайность, а результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя. На основании учебных результатов корректируется “Карты личностного развития гимназиста”. На осенних, весенних каникулах проводится сезонная школа, основной целью которой является знакомство ребят I ступени обучения с азами проектной и исследовательской деятельности.

Наиболее ответственным этапом является работа с учащимися 5-9 классов. Здесь становится важным предоставление ученику возможности участия в познавательной и творческой деятельности.

         В школе созданы условия для социальных и интеллектуальных проб учащихся «группы риска»: школьники имеют возможность участвовать как в очных, так и дистанционных олимпиадах, конкурсах от школьного до городского уровней.

Зарождение проектных идей, навыки проектирования отрабатываются как в ходе учебной деятельности (организация погружение в рамках предмета), так и на семинарах-тренингах, фестивалях, научно-практических конференциях, групповых и факультативных занятиях по проектной деятельности учащихся, систематически проводимых в школе.

Результаты проектной деятельности представляются как на конференциях НОУ (на уровне школы), так и на муниципальных конференциях по исследовательской и проектной деятельности.

Обучение старшеклассников «группы риска» в школе по индивидуальным образовательным траекториям дает возможность  максимально индивидуализировать обучение.

На данном этапе весь учебный процесс, а также внеурочная деятельность четко выстроены для успешного освоения программы учащимися, минимизируются перегрузки. Старшеклассники участвуют в олимпиадах и конференциях, что дает дополнительные возможности продолжить дальнейшее обучение в соответствии с  выбором ребенка и родителей. Для отслеживания личных достижений школьников мы используем технологию «портфолио». "Портфолио" – портфель индивидуальных образовательных достижений школьника.

Система работы школы с неблагополучными детьми обеспечивает преемственность в работе начальной, средней и старшей школы, давая возможность творческой самореализации личности учащихся.

         Дополнительное образование гимназии ориентировано на выявление и развитие спортивно и художественно-эстетически гимназистов.

Дополнительное образование детей в школе строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции.

Эта система дополнительного образования не развалилась с переходом учреждения на новые экономические условия  нормативно-подушевого финансирования. В школе созданы все условия для развития спортивных способностей и наклонностей обучающихся на всех ступенях обучения. Образовательный процесс учащихся, уже серьезно занимающихся спортом, в силу усиленного режима тренировок индивидуально ориентирован: при необходимости составляется расписание индивидуальных консультаций, ведется карта развития физических умений учащегося, при необходимости обучение проводится по индивидуальным образовательным маршрутам.

Психологическая служба школы является связующим звеном между всеми участниками образовательного процесса. Мониторинг развития индивидуальных способностей учащихся «группы риска», работа “Родительского клуба” по вопросам поддержки развития и сопровождения своих детей, по вопросам сложностей коммуникации, социализации подростков - это не полный перечень вопросов, которые решает психологическая служба школы.

Главным образом, деятельность психологической службы направлена на консультативную работу с родителями по вопросам индивидуальных особенностей их ребенка, по организации совместной работы с педагогов и родителей на создание ситуации успеха для ребенка с учетом его жизненной и социальной ситуации.

При организации работы с детьми «группы риска» мы считаем, что необходимо:

1.     учитывать личностные и возрастные особенности трудновоспитуемых детей;

2.     учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально-волевых качеств;

3.     создать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я-концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей неблагополучного ребенка;

4.     оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

Не только раннее выявление проблемных зон, но также их коррекция, развитие способностей и кропотливая разнообразная работа с учащимися «группы риска» различных учебных возможностей позволяют нашим выпускникам быть конкурентоспособными людьми, поступать и успешно обучаться в вузах  России. Доброжелательная обстановка, индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение,  возможность в полной мере развить способности детей и целенаправленно заниматься исследовательской работой – то, что привлекает родителей и детей при выборе нашего учреждения. Система работы школы, усилия коллектива по разностороннему воспитанию учащихся позволяют добиваться  успешной адаптации трудных подростков в социуме и получить достойное образование в дальнейшем.

 

 


 

Тема статьи «Создание образовательной среды школы, способствующей успешной социализации учащихся «группы риска»»

Тема статьи «Создание образовательной среды школы, способствующей успешной социализации учащихся «группы риска»»

Дифференцированный подход предполагает выбор технологии обучения с учетом индивидуальных способностей детей и, прежде всего, с учетом доминирующего у них вида мышления, организацию обучения в соответствии…

Дифференцированный подход предполагает выбор технологии обучения с учетом индивидуальных способностей детей и, прежде всего, с учетом доминирующего у них вида мышления, организацию обучения в соответствии…

Принцип возрастания роли внеурочной деятельности Ø

Принцип возрастания роли внеурочной деятельности Ø

Любое участие в олимпиаде – это не случайность, а результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя

Любое участие в олимпиаде – это не случайность, а результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя

Образовательный процесс учащихся, уже серьезно занимающихся спортом, в силу усиленного режима тренировок индивидуально ориентирован: при необходимости составляется расписание индивидуальных консультаций, ведется карта развития физических умений…

Образовательный процесс учащихся, уже серьезно занимающихся спортом, в силу усиленного режима тренировок индивидуально ориентирован: при необходимости составляется расписание индивидуальных консультаций, ведется карта развития физических умений…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017