Дать характеристику искусству эпохи эллинизма. Назвать, самые знаменитые скульптурные
произведения.
Период с 330-х гг. до н.э. до 30 г. н.э. Для скульптуры этого периода характерна увеличивающаяся
индивидуализация образов, большая рельефность с передачей света и тени, разительный контраст в
изображениях богов и людей. Боги приобретают монументальный характер (Колосс Родосский), а люди
изображаются немного приниженными и беспомощными. Впервые изображена обнажённая фигура. Гармония
идеального тела и прекрасной души.
В эпоху эллинизма наиболее популярны были портреты, монументальная пластика и скульптура жанрового
характера. Для скульптурных портретов характерно изображение сильных и волевых людей (правителей,
полководцев), а так же философов и поэтов, размышляющих о противоречиях действительности. В образах и
тех, и других отразились эмоциональное напряжение, драматизм и динамика. Лисипп – круглая скульптура
окружённая воздухом, душевные переживания героев.
Отдыхающий Гермес; цикл скульптур, посвященных подвигам Геракла; скульптура Кайроса; Эрот; Геракл и
Телефос; колосс Зевса в Таренте
В скульптуре расширяются приёмы выразительности, теряются некоторые черты классического стиля.
Скульпторы эллинизма научились передавать различные эмоции, движения, строили сложные композиции для
многофигурных групп и рельефов, пытались создать скульптуры, которые можно рассматривать с различных
точек зрения.
Памятники эллинизма: Статуя Афродиты (найдена в 1820 году на острове Мелос) скульптор Агесандр; алтарь
Зевса в Пергаме; Фарнезский бык; Венера Таврическая, Милосская
"Лаокоон и сыновья"- Троянский жрец Лаокоон подвергся страшному наказанию богов, покровительствующих
грекам, за то, что убеждал своих сограждан не доверять грекам и не вносить в город оставленного ими
деревянного коня. За это боги наслали на него громадных змей, задушивших сыновей Лаокоона и его самого.
Камея Гонзага- это раннеэллинистическое произведение, исполненное в Александрии, - вырезанные два
профиля: портрет царя Птолемея и жены его Арсинои.
Исторический аспект возникновения ковроткачества. Мотивы художественной росписи для
ковроткачества. Техника их выполнения.
Первые тканые картины, датируют XVI—XI веками до н. э. Их изображения нашли в гробнице Тутмоса IV,
эпохи Нового Царства.
Самый древний из ворсовых ковров был создан в V в. До н. э в Пазырыкском кургане на Алтае. Соткан
вероятно, в Ассирии с зооморфными элементами (всадники на лошадях). Использовался в погребальном
ритуале скифского воина.
Ковры тюркских племён просты и грубы, с четким геометрическим орнаментом, изображением птиц или
зверей. Позже - изображения живых существ и фантастических животных- дракон, феникс. Символический
цвет. Красный - богатство, зеленый - цвет рая, желтый защищает от неудач, голубой- цвет величия и
благородства.
Персия и Турция. Период с 16-го по 18 века - золотой век Персидских ковров. Итальянский
путешественник Марко Поло описывал ковры Анталии с геометрическими узорами и фигурами животных.
Немецкий художник Ганс Гольбейн Младший (1497-1543) писал геометрически узорные ковры, известны на
Западе как ковры Гольбейна. Ислам запрещал изображение живых творений Аллаха: с ковров исчезли птицы,
верблюды, лошади. Персидский ковер — книга о строении мироздания.
Первые восточные ковры в Европу из Персии, Турции и Египта, Кавказа и Средней Азии. 16 век, коллекции
восточных ковров Екатерина Медичи и Карла V. В 1839 г. была изобретена жаккардовая машина. С XVII века,
центр ковроткачества Франция. Атрибут королевской и церковной власти. После падения династии Бурбонов,
изделия доступны всем. В XVIII веке в Обюссоне - первое создание безворсовых ковров.
Русские ковры – геометрические и растительные орнаменты. Рисунки в полоску, с включением простых
геометрических узоров, наклонных, уступчатых или зигзагообразных полос и их комбинаций, в шашку,
кругами, также простейшие геометрические мотивы, раппортно располагавшиеся на плоскости ковра.
Имели квадратную форму. Русский орнамент обогащался новыми мотивами. ( изображениями ягод, вазонов с
цветами, самоваров и чайных чашек, людей, птиц и зверей.). В современных цветочных коврах центральное
поле украшается мелкими букетами роз, незабудок, садовых и полевых цветов. Композиция завершается
каймой в виде цветочной гирлянды или крупных и мелких групп цветочных и растительных форм.
Махровые ковры имеют меньшую плотность, чем ворсовые, а длину ворса больше. Их рисунок построен на
крупных орнаментальных формах, ярких цветовых сочетаниях применяемой пряжи. Художественное
оформление отражало условия быта и занятия населения. (изображение головы коня или подковы (как символ
ямщицкого дела) и гирлянды из цветов.)
Ковры ручного ткачества изготавливаются на простых ковроткацких станках, представляющих собой
прямоугольную вертикальную или горизонтальную раму. Внутри рамы расположены верхняя и нижняя
перекладины, между которыми протягиваются (вкруговую) нити основы, а по всей ширине основы – нити утка.
Жаккарда - машина, позволившая ткать различные узорчатые и двухполотные ковры. Машинное
ковроткачество производительнее. Однако ковры, вырабатываемые на ручных станках, по качеству исполнения,
прочности, долговечности, цветовому решению и сложности рисунка остаются непревзойденными (поэтому их
стоимость значительно выше).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.