Воспитательная:
Цель: Воспитывать профессионально - личностные качества обучающихся.
Задачи:
-воспитывать активность в обсуждении вопросов занятия;
-воспитывать самостоятельность при выполнении индивидуальной работы.
Развивающая:
Цель: Развивать мыслительные навыки.
Задачи:
-формировать и развивать навыки анализировать, проводить сравнение, систематизацию.Методическая разработка
аудиторного практического занятия
по дисциплине ОП.09. Психология
на тему: Внимание
для специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка)
.
Методическая разработка
аудиторного практического занятия
по дисциплине ОП.09. Психология
для специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовая
на тему: Внимание
подготовка)
Методическая разработка
занятия
аудиторного практического
Специальность: 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка)
Дисциплина: ОП.02. Психология
Семестр: II семестр
Курс: 2
Тема: Внимание
Тип занятия: аудиторное практическое занятие
Вид занятия: урок закрепления изучаемого материала
Цели занятия:ситуациях и нести за них
Формирование ОК и ПК:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных
ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руковод-
ством, потребителями.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных
состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при
чрезвычайных ситуациях.
Образовательная:
Цель: Обобщить и закрепить знания по теме.
Задачи:
-проверить исходный уровень знаний обучающихся письменным
-повторить и закрепить знания, используя психологические тесты,
опросом;
упражнения, игры;
Воспитательная:
Цель:
обучающихся.
Воспитывать профессионально - личностные качества
Задачи:
-воспитывать активность в обсуждении вопросов занятия;
-воспитывать самостоятельность при выполнении индивидуальной
работы.
сравнение, система-
Развивающая:
Цель: Развивать мыслительные навыки.
Задачи:
-формировать и развивать навыки анализировать, проводить
тизацию.
Место проведения занятия: кабинет психологии.
Межпредметные связи:
МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение.
МДК.01.02. Основы профилактики.
МДК.01.03. Основы сестринского дела.
Внутрипредметные связи:
«Ощущения», «Восприятие», «Память», «Мышление»,
«Интеллект», «Воображе-ние», «Эмоции», «Чувства».
Методы обучения:
Репродуктивный, самостоятельная работа.
Формы обучения:
Фронтальная, в малых группах.помочь ребенку
ЕГЭ, (ГИА)».
Средства обучения:
Наглядность: мультимедийная лекция по теме «Внимание», «Как
быть внимательным», «Психологическая подготовка к экзаменам,
видеоролики: «Интересные факты», «Сила воли»,
Дидактический материал:
1. Раздаточный материал по теме.
Методы контроля:
1
Устный фронтальный опрос.
2
Психологические тесты, упражнение, игры.
Планируемый результат:
В результате освоения темы студент должен знать:
Определение внимания.
1.
2.
Свойства внимания.
3. Виды внимания.
4. Нарушения внимания.
В результате освоения темы студент должен уметь:
- показывать на плакатах, черепе места прохождения ЧМН;
- показывать на плакатах расположение ядер ЧМН;
- использовать знания в психологических упражнений, игр.
Структура занятия
1. Организационная часть - 2 мин.
2. Актуализация опорных знаний - 3 мин.
3. Проверка исходного уровня знаний – 10 мин.
4. Демонстрационная часть - 7 мин.
5. Самостоятельная работа студентов – 40 мин.
6. Проверка степени усвоения материала - 15 мин.
7. Подведение итогов - 10 мин.
8. Домашнее задание - 3 мин.Технологическая карта урока
Этапы занятия
Организационн
ая часть
Время
2 мин.
1.
2. Актуализация
опорных
знаний
3 мин.
Деятельность
преподавателя
к
Приветствует,
отмечает
отсутствующих,
проверяет внешний
вид обучающихся и
готовность группы
занятию.
Организует внимание
обучающихся.
Проводит
психологическое
упражнение «Давайте
поздороваемся»,
на
снятие
напряженности,
повышение
работоспособности
Сообщает тему и цели
занятия.
Излагает
занятия,
план
знакомит с видами
деятельности
и
опроса.
Деятельность
обучающихся
Приветствуют
преподавателя,
дежурные
докладывает об
отсутствующих
Методическое
обоснование
у
Воспитывает
обучающихся
дисциплинированность,
ответственность,
аккуратность,
требовательность
себе.
Устанавливается
деловой на-строй на
учебную деятель-ность.
к
Слушают
преподавателя,
записывают тему,
план занятия, что
должны
знать,
уметь по теме.
Осмысливают
поставленную
рабочую
Создает
обстановку: настраивает
на целенаправ-ленную
деятельность,
моти-
вирует,
активизирует
внима-ние, побуждает к
самостоя-тельной
учебной деятельности.3. Проверка
исходного
уровня знаний
4. Демонстрационная
часть
5. Организация
самостоятельн
ой работы
10 мин. Проводит
устный
опрос
по теме
(приложение №1),
проверяют
и
дополняют таблицу
«Познавательные
психические
процессы»
(приложение №2)
7 мин.
Проводит
психологические
упражнения «Линия»,
«Числа»,
психологический тест
Мюнстербергера
40 мин. Знакомит с порядком
выполнения
игры
(самостоятельной
мотивацию.
Студент
защищает
заданную на дом
презентацию «Как
помочь ребенку
быть
внимательным».
Отвечают
на
вопросы,
анализируют и
конкретизируют
свои знания.
Студенты
проверяют
правильность
запол-нения
таблицы по теме
«Внимание»
и
допол-няют.
Слушают, выполняют
психологические
упражнения.
и
Самостоятельно
рабо-тают
плану,
по
предло-
Способствует развитию
позна-вательных
способностей у сту-
дентов.
Развивает
мыслитель-ную
(умение
компетенцию
классифицировать,
сравнивать).
Развивает у студентов
память,
внимание,
позволяет приме-нять
знания
свои
в
конкретных условиях.
Развивает
навыки
самоконтроля.
Способствует развитию
внима-ния,
работоспособности,
побуждает
самостоятельной
учебной деятельности.
Формируются учебно-
позна-вательные,
информационные
кработы по столам) и
организует ее
(Приложение № 3).
6. Подведение
итогов
занятия.
Рефлексия.
7. Проверка
степени
личного
кругозора
10 мин. Подводит
деятель-ности
студентов,
успешно
справившихся
недочеты.
итог
отмечая
и
«Как
15 мин. Преподаватель
демонстрирует
видеоролик
развивать
концентрацию
«Сила
внимания»,
воли», «Интересные
факты»,
психологический тест
«Внимание и сила
воли»,
женному
преподава-телем.
Эксперт (студент)
выставляет
оценку остальным
за
членам
обсуждение
за
круглым столом,
комментируя ее.
Студенты
слушают
рекомендации
препода-вателя,
высказывают свое
мнение.
Студенты внимательно
смотрят и слушают,
дополняют
свои
факты,
интересные
стихи,
выполняют
психологическое
упражнение.
Студент
демонстрирует и
рассказывает
презентацию
«Психологическая
компетенции.
Развиваются творческие
мыслительные
и
компетенции,
умение
рацио-нально
время.
использовать
Способствует
достижению
целей
занятия.
умение
Развивает
анализиро-вать,
находить
ошибки.
Развивает продуктивное
мыш-ление. Воспитывает
самокри-тичность,
проводить
умение
рефлексию.
Способствует развитию
позна-вательных
способностей
и
повышение
работоспособности у
студентов.8. Домашнее
задание
3 мин. Домашнее задание.
Прочитать
дополнительную
литературу по этой
теме
подготовка к
экзаменам»
Записывают
домашнее
задание, слушают
методические
указания
Активизируется
самоподготов-ка,
воспитывается интерес к
учебной деятельности.Список литературы
Основная литература:
1. Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей/
А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2010 .
Электронные учебники: (библиотека БОУ СПО «ЧМК»)
1. ЭБК: Психология: учебник для мед. училищ и колледжей.2е изд.,испр.
М.:ГЭОТАРМедиа,2011.480с.
Приложение № 1опред
ление
е-
Восприят
ия
это
воспроизведе
ние в сознании
целостного
образа со всеми
его свойствами
и качествами.
Ощущени
я
это отражение
в сознании
человека
отдельных
свойств и
качеств
предметов и
явлений,
непосредственн
о
воздействую
щих на его
органы чувств.
виды Экстерореце
птивные
(внешние
ощущения);
Интерорецеп
тивные
ощущения
(внутренние
Восприяти
пространств
а
Восприяти
я
я
времени
Восприяти
это
способность
к
получению,
хранению и
воспроизве
де-нию
жизненного
опыта.
Произволь-
ная
Непроизвол
ьная
Кратковрем
енная
Долговреме
ие
особая форма
человеческой
психики,
стоящая
отдельно от
остальных
психических
процессов и
вместе с тем
занимающая
промежуточное
положение
между
восприятием,
мышлением и
памятью.
Воображение
характерно
только для
человека
Активное
Пассивное
Продуктивное
Репродуктивно
Специфически
е
е:
особое
состояние
сознания,
благодаря
которому
субъект
направляет и
сосредотачивает
познавательные
процессы для
более полного и
четкого
отражения
действительност
и.
Произвольное
Непроизвольн
ое
выражают
собой
субъективные
состояния
человека,
связанные с его
потребностями
и мотивами.
Эмоции
врожденные
присущи
только
человеку,
чувства -
приобрете
нные.
Чувства
проявляют
ся через
эмоции
Положите
л
ьные
(удовольстви
е, радость,
доверие,
симпатия и
др.)
Мораль-
ные
(нравствен
-ные)
Интеллек-
туальные
(познава-
тельные)
Таблица «Познавательные психические процессы»
Приложение № 2
Память Мышлени
Воображен
Эмоции Чувства
Внимание
е
это
движение
идей,
раскрывающ
ее суть
вещей, это
высшая
форма
познавательн
ой
деятельност
и
Теоретическо
е
понятийное
мышление
Теоретическо
е образное
мышлениеощущения);
Проприоце
п
тивные
ощущения.
свой-
ства
пороги
ощущений;
адаптация;
контраст;
сенсибилизация
;
последовательн
ые образы
я
движения
Преднаме
ре
нное
восприятие
Непредна
ме
ренное
восприятие
Оргнизова
н
ное
восприятие
Неорганиз
о
ванное
воприятие
константн
о
сть,
предметн
ос
ть,
целостнос
ть
обобщен-
ность.
нная
Двигатель-
Эмоциональ
ная
ная
Смысловая
Образная
Наглядно-
образное
мышление
Наглядно-
действенно
е мышление
Направленно
сть
Логичность
Понимание
Рефлексия
Активность
Целенаправл
енность
Объем
памяти
Скорость
запоминани
я
Длительн
о
сть
хранения
Точность
воспроизве
дения
нару-
шени
я
Гиперестезия
Гипестезия
Анестезия
Иллюзии
Галлюцин
а
ции
Гипомнезия
Амнезия
Парамнезия
Бредовые
Навязчивые
идеи
идеи
Сны
Галлюцинаци
и
Отрицате
льные
(неудовольс
твие, горе,
тоска,
тревога,
обида,
ненависть и
др.);
Нейтральные
(любопытств
о,
удивление,
безразличие
и др.);
Ситуацион
ные.
Творчество
Мечта
Акцентирова
-
ние
Галлюцинац
ия
Онейроид
Ониризм
Галлюцинац
ия
Универсал
ь
ность
Переключа
-
емость
Пластич-
ность
Динамич-
ность
Удержани
е
в памяти
Эйфория
Мания
Депрессия
Апатия
Эстетичес-
кие
Пережива-
ния
Познания
устойчивость
сосредоточен-
ность
переключаемо
сть
распределени
е
объем
Дисфория
Ангедония
Невниматель-
ность (рассеян-
ность, отвлекае-
мость) Сенестопати
я
Парестезия
Агнозии
Дереализа
ц
ия
Гиремнезия
(обсессии)
воображения
Бред
воображения
(эмоциональ
ная тупость)
АффектПриложение № 3
ТЕМА:
«ВНИМАНИЕ»
стол № 1ТЕМА:
«ВНИМАНИЕ»
стол № 2ТЕМА:
«ВНИМАНИЕ»
стол № 3
ТЕМА:
«ВНИМАНИЕ»стол № 4
ТЕМА:
«ВНИМАНИЕ»стол № 5Задание к столу №1
Вопросы для обсуждения:
1. Дайте определение понятию «внимание», «объем внимания».
2. Перечислите свойства внимания и дайте им определения
3. Непроизвольное внимание:
а) требует волевых усилий, утомляет;
б) дано человеку от природы;
в) без специального обучения не существует.
№ п/п
Ф.И.О.
студента
Оценка
Тема №1
Оценка
Тема №2
Оценка
Тема №3
Оценка
Тема №4
Оценка
Тема №5
Ведомость
1
2
3
4
5
6
7
Задание к столу №2
Вопросы для обсуждения:
1. Дайте определение понятию «концентрация внимания» и «устойчивость внимания».
2. Дайте определение понятию «распределение внимания», «переключение внимания».3. Верно или неверно:
1. Произвольное внимание активно.
2. Непроизвольная переключаемость внимания всегда вредит работе.
3. Чем выше интенсивность внимания, тем успешнее его распределение.
4. Невнимательность - это слабая интенсивность внимания и его легкая непроизвольная переключаемость.
5. Невнимательность - это высокая сосредоточенность на своих мыслях и трудная переключаемость на внешние
стимулы.
6. Произвольное внимание дано человеку от природы.
7. В «стерильной» тишине всегда лучше работается.
8. Произвольное и непроизвольное внимание могут переходить друг в друга.
№ п/п
Ф.И.О.
студента
Оценка
задание №1
Оценка
задание №2
Оценка
задание №3
Оценка
задание №4
Оценка
задание №5
Ведомость
1
2
3
4
5
6
7
Задание к столу №3
Вопросы для обсуждения:
1. Выбрать правильный ответ .
Произвольное внимание:
а) возникает без волевого усилия;
б) легко переключается;в) необходимо при изучении неинтересного предмета.
2. Заполнить пробелы:
1. Непроизвольное внимание связано с общей_.....................................................................личности.
2. Человек часто обращает внимание только на детали, отвечающие его……......…………………….
3. Послепроизвольное внимание характеризуется ……………………………….. волевого процесса.
4. Условием успешного распределения внимания является………………………одного из одно-
временно осуществляемых видов деятельности.
5. Успех учебной деятельности прежде всего зависит от……………………………………внимания.
Ведомость
№ п/п
Ф.И.О.
студента
Оценка
задание №1
Оценка
задание №2
Оценка
задание №3
Оценка
задание №4
Оценка
задание №5
1
2
3
4
5
6
7
Задание к столу №4Найти соответствие:
1. Нарушение
внимания:
1. Истощаемость
2. Отвлекаемость
3. Патологическая прикованность
Ведом
№ п/п
Ф.И.О.
студента
ость
Оценка
задание №1
Характерно
A. Для гипертимиков
Б. Для астенических состояний
B. Для депрессивных состояний
Оценка
задание №2
Оценка
задание №3
Оценка
задание №4
Оценка
задание №5
1
2
3
4
5
6
7
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Свойства внимания:
1. Интенсивность
2. Устойчивость
3. Распределение
4. Объем
Ф.И.О.
5. Переключаемость
студента
Оценка
задани
е №1
Задание к столу №5
Найти соответствие:
Оценка
задание №5
Оценка
Оценка
задание №2
Определения
A. Перевод внимания с одного объекта на
другой, с одного вида деятельности на
другую
Б. Длительная концентрация внимания на
определенном объекте
B. Повышенная сосредоточенность
сознания на определенном объекте
Г. Способность одновременного успешного
выполнения двух или более различных
видов деятельности
Д. Среднее количество объектов, которые
одномоментно могут находиться в сфере
внимания человека
задание №3
Оценка
задание №4
ВедомостьУпражнение №1 «Давайте поздороваемся»