Проектная работа
на тему
"Действия с многочленами"
Выполнила: ученица 7А класса
Арсланова Д.
Проверила: Минеева К.И.
2021г.
Оглавление
Введение. 3
Основная часть. 4
Заключение. 8
Список литературы.. 9
“Люди, незнакомые с алгеброй, не могут представить себе тех удивительных вещей, которых можно достигнуть при помощи названной науки" Готфрид Лейбниц (учёный, математик).
Труды ал - Хорезми (VIII - IX века), Абу Камила (IX - X века), ал - Караджи (X - XI века), ал-Беруни (X - XI века), Омар Хайяма (XI - XII века), ал-Каши (XIV - XV века) и других ученых стран ислама значительно способствовали развитию алгебры, в частности теории уравнений. Однако в этих трудах отсутствовали символы и знаки. Как содержание задачи и название величин, так и все действия, решение и ответ записывались полностью словами.
На уроках алгебры мы изучали тему «Многочлены», которая меня заинтересовала. Тема многочлены одна из важнейших тем в алгебре, она является основой для изучения формул сокращенного умножения, преобразования выражений и др.
С многочленами можно выполнять следующие действия: сложение, вычитание, умножение, разложение многочлена на множители. В этой работе мы определим и ознакомимся с указанными действиями многочленов, то есть, разберемся, как они выполняются и что получается в результате.
Целью моего проекта является подчеркнуть значимость данной темы в курсе алгебры основной школы, продолжить развитие интереса учащихся к предмету, навыков самостоятельной, исследовательской деятельности.
1. Многочлен
Многочлен – это сумма одночленов. Одночлены, которые составляют многочлен, называют членами данного многочлена. Если многочлены состоят из двух или трех слагаемых, то их можно называть двучленами или трехчленами соответственно.
Пример №1.
11x- одночлен
2y - одночлен
11x-2y - многочлен
2. Стандартный вид многочлена
Многочлен называется приведенным к стандартному виду, если он не имеет подобных слагаемых, и каждый его член имеет также стандартный вид.
Пример №2. (2a+b)-(b-4a)=2a+b-b+4a=6a
2aи 4a- подобные
b и -b - подобные
3. Степень многочлена
Степенью многочлена стандартного вида называют наибольшую из степеней входящих в него одночленов. При этом многочлен должен быть записан в стандартном виде.
Пример №3.
4с6+7а9–18х
Степень многочлена, записанного в стандартном виде, равна 9, так как одночлен 7а9 имеет степень равную 9 и она наибольшая по сравнению со степенями одночленов 4с6 и –18х.
4. Сложение и вычитание многочленов.
Два первых действия с многочленами – сложение и вычитание – стоит рассматривать вместе, так как они выполняются по одному принципу:
· сначала составляется сумма или разность исходных многочленов, для чего многочлены заключаются в скобки и между этими скобками ставятся знаки плюс или минус;
· после этого раскрываются скобки, в результате получается новый многочлен;
· наконец, при необходимости полученный многочлен приводится к стандартному виду.
Для пояснения приведем решение примеров:
Пример №4.Выполним сложение многочленов:
6х2+8х–11 и –9х2+3х+19
Сначала составим их сумму (6х2+8х–11) + (–9х2+3х+19), теперь раскроем скобки, помня о том, что, если перед скобками стоит знак «плюс», то знаки у слагаемых в скобках не изменяются:
6х2+8х–11–9х2+3х+19
Теперь приведем подобные слагаемые и получим многочлен стандартного вида:
–3х2+11х+8
Пример №5.Выполним вычитание многочленов:
7х5+12х3–24 и 2х5+36х3–11
Составим разность многочленов (7х5+12х3– 24) – (2х5+36х3–11), раскроем скобки, помня о том, что, если перед скобками стоит «минус», то надо изменить знаки у слагаемых в скобках на противоположные:
7х5+12х3– 24 – 2х5–36х3+11
Приведем подобные слагаемые и получим многочлен:
5х5– 24х3–13
5. Умножение одночлена на многочлен
Чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно умножить этот одночлен на каждый член многочлена и полученные произведения сложить.
Пример №6.Умножим одночлен 7х на многочлен 6х2+3х–5. Запишем в виде произведения:
7х•(6х2+3х–5)
Выполним умножение 7х на каждое слагаемое в скобках: 7х•6х2+7х•3х–7х•(–5) и получим:
42х3+21х2+35х
Запись данного выражения можно делать короче, выполняя промежуточные действия устно:
7х•(6х2+3х–5)= 42х3+21х2+35х
6. Умножение многочлена на многочлен
Чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена.
Пример №7.Умножим многочлен (а+с) на многочлен (х+с).
Составим произведение (а+с)(х+с); умножим сначала а на (х+с), затем с на (х+с); получим:
ах+ас+сх+с2
Получили многочлен в стандартном виде. Здесь были даны простые многочлены, не содержащие степеней. Запись выражения выглядит так:
(а+с)(х+с)=ах+ас+сх+с2
Пример №8. Умножим многочлен 8х3–12х на многочлен 3х5–10х. Имеем:
(8х3–12х)(3х5–10х)=8х3•3х5+8х3•(–10х)–12х•3х5–12х•(–10х)=24х8–80х4 –36х6+120х2
Здесь были даны многочлены, содержащие степень, поэтому промежуточное решение лучше расписывать, чтобы не допустить ошибок.
7. Разложение многочлена на множители
· Способ №1. Вынесение общего множителя за скобки.
Вынесение общего множителя за скобки – это представление многочлена в виде произведения одночлена и многочлена.
Пример №9. Вынесем за скобки общий множитель:
15а + 3b = 3 * 5а + 3 * b = 3 * ( 5a + b);
Общим множителем данного многочлена является число 3
· Способ №2. Способ группировки.
Чтобы разложить многочлен на множители способом группировки, необходимо сделать следующее.
1. Подчеркнуть повторяющиеся буквы и записать друг за другом одночлены с одинаковыми буквенными множителями
2. Вынести общий множитель за скобки у каждой группы одночленов
3. Вынести полученный общий многочлен за скобки
Пример №10.
Сгруппируем крайние члены между собой, а средние между собой:
Можно сделать вывод, что применение алгебраических правил настолько универсальны, что могут применяться не только в точных науках, но и в повседневной нашей жизни
Поэтому развитие науки, такой как алгебра, даёт нам огромную помощь в нашей жизни и продвижении вперёд вместе научно-техническим прогрессом. И хочется выразить огромную благодарность всем учёным, математикам, чей вклад был внесён в развитие этой науки.
В этой работе я показала что такое многочлен, и объяснила как выполняются сложения, вычитание и умножение многочленов, способы разложение многочлена на множители.В этом проекте я подчеркнула значимость данной темы в курсе алгебры основной школы, продолжила развитие навыков самостоятельной, исследовательской деятельности.
1. Алгебра:7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 272 с. :ил.
2. http://spacemath.xyz
3. https://spadilo.ru
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.