Деловая игра для педагогов по развитию речи детей дошкольного возраста «Речевое развитие дошкольников»

  • docx
  • 02.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Деловая игра РЕчевое разв дошк.docx

Деловая игра для педагогов

по развитию речи детей дошкольного возраста

«Речевое развитие дошкольников»

Цель игры:

• Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;

• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;

• Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;

• Закреплять умение отбирать информацию из разных источников.

Предварительная работа:

·         На доске вывешиваются названия конкурсов для команд.

·         Фишки двух цветов для обозначения команды победившей в том или ином конкурсе.

·         Задания для каждого конкурса по числу команд.

·         Выбирается жюри из членов коллектива.

 

Вступление:

         В дошкольном возрасте ребёнок впервые открывает для себя мир. Это мир людей, их дел, взаимоотношений. Это мир предметов, их особенностей, назначения. Это мир, в котором всё подчиняется определенным закономерностям, всё взаимосвязано друг с другом.

         Стремясь понять окружающее, дети обращаются к взрослым со своими бесконечными «почему?» и «зачем? ».

         Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

         Мы приглашаем Вас на деловую игру, которая называется «Речевое развитие дошкольников». А так же нужно выбрать экспертов, которые будут следить за правильностью выполнения заданий, в конце игры подведут итог: насколько методически педагоги подготовлены в области познавательно – речевого развития дошкольников.

 

Организационный этап:

Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», записывают своё название на выставленных табличках. (1мин)

Теоретический этап:

Ведущий зачитывает вопросы поочередно каждой команде.

 

ВОПРОСЫ:

1 – Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста. (обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи)

 

2 – Что мы понимаем под развитием речи ребёнка? (Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи).

3 –Какие методы и приемы обогащения словарного запаса детей вы используете в работе?

 

4 –Перечислите все возможные формы взаимодействия с родителями по развитию речи дошкольников

(Можно использовать такие формы, как тематические лекции, беседы и консультации специалистов по проблемам речи. В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком. Формы работы: тематические развлечения; литературные вечера; фольклорные праздники; ярмарки; КВН; составление социального паспорта семьи; анкетирование; тестирование)

 

5 – Что такое диалог?

 (Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией).

6 - Что такое монолог?

(Речь одного собеседника, обращённая к слушателям).

 

7 – Какие виды речи вам известны?

 (Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная)

 

8 – Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? (Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.)

 

КОНКУРС «БЛИЦ».

Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

1 команда.

1. Чем отличается звук от буквы.

2. Сколько букв в слове «деньги»?

3. Сколько дней в неделе?

4. Что курицу не учит?

5. Какая бывает ручка?

6. Что может быть широким?

7. У кого глаза велики?

8. Зачем слону хобот?

9. Поделите на слоги слово «парикмахерская».

10. Назовите двусложное слово из открытых слогов (вата).

11. Подберите рифму к слову «мак».

12. Измените по образцу: много  домов – один …., много манжет  -  …(одна манжета).

13. Назовите центральную улицу Бендер.  ленина

14. Придумайте родственное слово к слову «игра».

2 команда.

1. Назовите всегда твердый согласный звук («ж»).

2. Что такое дисграфия? (нарушение письма).

3. Назовите зимние месяцы.

4. Сколько ног у курицы?

5. Чем покрыта рыба?

6. Что такое инновация?  нововведе́ние — внедрённое или внедряемое новшество, обеспечивающее повышение эффективности процессов и (или) улучшение качества продукции, востребованное рынком.

7. Продолжите ряд: лев – львенок, обезьяна — …детеныш обезьяны

8. Что всему голова? (хлеб).

9. Придумайте односложное слово со стечением согласных (бинт, шкаф, джем, кекс).

10. Назовите слово из 5 слогов (милиционер, насекомые, математика. Учительница..).

11. Сколько звуков в слове «пульт».

12. Назовите наоборот слово «дорога».

13. Объясните значение слова «пароход». судно, оснащенное поршневой паровой машиной или паровой турбиной в качестве тягового двигателя

14. Зачем обезьяне длинный хвост?

Хвост у обезьян может выполнять несколько функций. Он может быть использован в качестве руля в тот момент когда обезьяна прыгает с ветки на ветку. Хвост согреет в холодную погоду, а скромным особям женского пола поджатый хвост позволит уберечься от назойливых ухаживаний неприятных им кавалеров. Но главная польза заключается в том, что он является для многих обезьян пятой лапой. С его помощью можно держаться на ветку и при этом оставшиеся четыре лапы будут совершенно свободны. Некоторые обезьяны даже могут срывать хвостом плоды с деревьев

 

 

Практическая часть:

КОНКУРС «ПУТАНИЦА».

Ведущий зачитывает 10 пословиц (поговорок) для каждой команды.

Задание: найти в пословицах, поговорках «озорные» буквы, стоящие не на своих местах, меняющие тем самым привычный смысл.

1 команда.

1.     Занятого человека и грусть – доска не берет (доска) д — т.

2.     Не тесто красит человека, человек тесто ( место) т –м.

3.     Лето дурное – зима с метелями ( бурное) д –б .

4.     Море луковое ( горе ) м –г.

5.     Комар ножа не подточит  ( носа) ж – с.

6.     Чем рогаты, тем и рады ( богаты) р – б.

7.     Хозяин весел – и гости гады (рады) г — р.

8.     На ловца и дверь бежит ( зверь) д –з.

9.     По одежке протягивай ложки (ножки) л — н.

10. Марина любит ласку, чистку и смазку (машина) р –ш.

2 команда.

1.     Родной куст и зайцу порог ( дорог) п – д.

2.     От глупого писка до беды близко (риска) п – р.

3.     На горе и шапка горит (воре) г – в.

4.     Верная указка – не кулак, а маска (ласка) м – л.

5.     Врач на горе – весна во дворе (грач) в – г.

6.     Зима весну путает, да все равно тает  (пугает) т – г.

7.     Больше дела, меньше снов  (слов) н – л.

8.     Голода не бойся, а по пояс мойся (холода) г – х.

9.     Не зная броду, не суйся в моду (воду) м –в.

10. Забота не волк, в лес не убежит (работа) з – р.

 

КОНКУРС «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ».

 

Задание: командам необходимо выбрать  из трех слов слово  – «неприятель». Лишнее

Выигрывает команда быстрее выполнившая 15 заданий.

1 команда.

1. Друг, подруга, враг.

2. Ночь, сутки, день.

3. Радость, счастье, печаль.

4. Поднимать, опускать, брать.

5. Давать, продавать, брать.

6. Покупать, продавать, отдавать.

7. Говорить, идти, молчать.

8. Короткий, маленький, длинный.

9. Пожилой, взрослый, молодой.

10. Рыжий, лысый, волосатый.

11. Твердый, жидкий, мягкий.

12. Вдох, дыхание, выдох.

13. Юг, запад, север.

14. Старый, грязный, новый.

15. Много, чуть-чуть, мало.

2 команда.

1. Высокий, большой, низкий.

2. Короткий, огромный, длинный,

3. Хороший, светлый, плохой.

4. Глубокий, низкий, мелкий.

5. Пасмурный, дождливый, солнечный.

6. Черный, красный, белый.

7. Бежать, лежать, стоять.

8. Наливать, плескать, выливать.

9. Широкий, маленький, узкий.

10. Тусклый, бледный, яркий.

11. Мириться, улыбаться, ссориться.

12. Зима, осень, лето.

13. Сухой, высохший, мокрый.

14. Восход, заря, заход.

15. Острый, заточенный, тупой.

 

КОНКУРС «ОБЪЯСНЯЛКИ».

Задание: командам необходимо объяснить смысл слов в словосочетаниях.

1 команда

Прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зеленый лук; спящая овсянка, сладкая овсянка; глубокая норка, пушистая норка; меткая стрела, стрела амура.

2 команда.

Больна ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка; скрипичный ключ, холодный ключ; болтливый язык, кожаный язык; стеклянное горлышко, больное горлышко; настольные часы, последние часы.

 

КОНКУРС «СКОРОГОВОРКА».

Задание: командам необходимо произнести 5 скороговорок. Выигрывает команда, безошибочно произнёсшая все скороговорки.

У мыши в норке сыра корка.

На горе Арарат растёт крупный виноград.

Трое кораблей лавировали, лавировали да не вылавировали.

Маша дала Ромаше сыворотку из простокваши.

Шёл Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.

 

КОНКУРС «ГРАМОТЕИ».

Задание: командам предлагается текст с неправильной разбивкой на слова. За 1 минуты необходимо восстановить текст.

1 команда.

Беж итчере злеснуюп оляну ёжик. Осень юу ежей малодо бычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки свилисьсколь зкиез мейки. Труд нонаход итьжуч ков. Во сен ниедни готов итхлопот ливыйе жи к жили щеназиму.

2 команда.

Ночь юиднем таскаетон внорум ягкиймо х, души стыелис точки. При дё тзима. На кроет снегомнор углубок ийсугроб. Подпушисты модеял омтепл оему. Буд етспа тьдове с ны.

 

КОНКУРС «ПОСЛОВИЦЫ»

Работа с пословицами: каждая команда получает карточку с заданием

1 команда:

1• Найдите лишнюю пословицу:

«Хвастать – не косить, спина не болит»

«Не спеши языком – торопись делом»

«Язык до Киева доведет»

«От слова до дела – сто перегонов»

(ответ: третья пословица)

2• Вспомните пословицы, противоположные по смыслу пословице «Пришла беда – отворяй ворота»

(Ответ: «Нет худа без добра», «Не было бы счастья, да несчастье помогло»)

3• Вспомните пословицы о труде, которые можно использовать в работе с детьми.

2 команда:

1• Найдите пары пословиц:

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

«Руби дерево по себе»

«Знания никому не в тягость»

«Без корня и полынь растет»

«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»

«По Сеньке и шапка»

(Ответ: 1- 3, 2-6, 4 –5)

• Вспомните пословицу, противоположную данной по смыслу: «Коротка ночь до зари, коли много работы»

Ответ: «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

• Вспомните пословицы о дружбе, которые можно использовать в работе с детьми.

 

 

 

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА» (ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ)

• каждая команда представляет 1 дидактическое пособие  или игру по речевому развитию детей, кратко рассказывая о том, где и как оно может быть использовано.

• показать пальчиковую игру, которую можно использовать на занятиях по развитию речи и в повседневной деятельности.

• вспомнить и прочитать потешки, которые можно использовать в работе с детьми для обогащения речи детей.

 

 

 

 

 

«ПРЕСС-ЦЕНТР»

Вопросы:

- Возникла ли какая – то идея, которую вы воплотите в жизнь?

- Какую бы еще информацию по этой теме вы хотели бы получить?

- Интересна ли вам форма проведения нынешнего мероприятия? Чем?

- Какой материал был наиболее интересен?

- Какой материал и формы работы, по вашему мнению, были бы интересны и полезны родителям?

- Пожелания коллегам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЛЯ РАБОТЫ с педагогами

 

КОНКУРС «ПУТАНИЦА».

 

1 команда.

11. Занятого человека и грусть – доска не берет

12. Не тесто красит человека, человек тесто

13. Лето дурное – зима с метелями

14. Море луковое

15. Комар ножа не подточит 

16. Чем рогаты, тем и рады

17. Хозяин весел – и гости гады

18. На ловца и дверь бежит 

19. По одежке протягивай ложки

20. Марина любит ласку, чистку и смазку

 

 

 

 

 

 

2 команда.

11. Родной куст и зайцу порог 

12. От глупого писка до беды близко 

13. На горе и шапка горит 

14. Верная указка – не кулак, а маска

15. Врач на горе – весна во дворе

16. Зима весну путает, да все равно тает  

17. Больше дела, меньше снов  

18. Голода не бойся, а по пояс мойся

19. Не зная броду, не суйся в моду 

20. Забота не волк, в лес не убежит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНКУРС «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ».

Задание:  необходимо выбрать  из трех слов слово  – «неприятель».

Выигрывает команда быстрее выполнившая 15 заданий.

 

 

 

1 команда.

1. Друг, подруга, враг.

2. Ночь, сутки, день.

3. Радость, счастье, печаль.

4. Поднимать, опускать, брать.

5. Давать, продавать, брать.

6. Покупать, продавать, отдавать.

7. Говорить, идти, молчать.

8. Короткий, маленький, длинный.

9. Пожилой, взрослый, молодой.

10. Рыжий, лысый, волосатый.

11. Твердый, жидкий, мягкий.

12. Вдох, дыхание, выдох.

13. Юг, запад, север.

14. Старый, грязный, новый.

15. Много, чуть-чуть, мало.

 

 

КОНКУРС «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ».

Задание:  необходимо выбрать  из трех слов слово  – «неприятель».

Выигрывает команда быстрее выполнившая 15 заданий.

 

 

2 команда.

1. Высокий, большой, низкий.

2. Короткий, огромный, длинный,

3. Хороший, светлый, плохой.

4. Глубокий, низкий, мелкий.

5. Пасмурный, дождливый, солнечный.

6. Черный, красный, белый.

7. Бежать, лежать, стоять.

8. Наливать, плескать, выливать.

9. Широкий, маленький, узкий.

10. Тусклый, бледный, яркий.

11. Мириться, улыбаться, ссориться.

12. Зима, осень, лето.

13. Сухой, высохший, мокрый.

14. Восход, заря, заход.

15. Острый, заточенный, тупой.

 

 

КОНКУРС «СКОРОГОВОРКА».

Задание:  необходимо произнести 5 скороговорок. Выигрывает команда, безошибочно произнёсшая все скороговорки.

 

У мыши в норке сыра корка.

На горе Арарат растёт крупный виноград.

Трое кораблей лавировали, лавировали да не вылавировали.

Маша дала Ромаше сыворотку из простокваши.

Шёл Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.

 

 

 

КОНКУРС «СКОРОГОВОРКА».

Задание:  необходимо произнести 5 скороговорок. Выигрывает команда, безошибочно произнёсшая все скороговорки.

 

 

У мыши в норке сыра корка.

На горе Арарат растёт крупный виноград.

Трое кораблей лавировали, лавировали да не вылавировали.

Маша дала Ромаше сыворотку из простокваши.

Шёл Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.

 

 

 

КОНКУРС «ГРАМОТЕИ».

Задание: командам предлагается текст с неправильной разбивкой на слова. За 1 минуты необходимо восстановить текст.

 

1 команда.

Беж итчере злеснуюп оляну ёжик. Осень юу ежей малодо бычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки свилисьсколь зкиез мейки. Труд нонаход итьжуч ков. Во сен ниедни готов итхлопот ливыйе жи к жили щеназиму.

 

КОНКУРС «ГРАМОТЕИ».

Задание: командам предлагается текст с неправильной разбивкой на слова. За 1 минуты необходимо восстановить текст.

 

2 команда.

Ночь юиднем таскаетон внорум ягкиймо х, души стыелис точки. При дё тзима. На кроет снегомнор углубок ийсугроб. Подпушисты модеял омтепл оему. Буд етспа тьдове с ны.

 

 

 

 

 

 

КОНКУРС «ПОСЛОВИЦЫ»

Работа с пословицами: каждая команда получает карточку с заданием

 

1 команда:

• Найдите лишнюю пословицу:

«Хвастать – не косить, спина не болит»

«Не спеши языком – торопись делом»

«Язык до Киева доведет»

«От слова до дела – сто перегонов»

 

• Вспомните пословицы, противоположные по смыслу пословице «Пришла беда – отворяй ворота»

 

• Вспомните пословицы о труде, которые можно использовать в работе с детьми.

 

 

 

 

2 команда:

• Найдите пары пословиц:

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

«Руби дерево по себе»

«Знания никому не в тягость»

«Без корня и полынь растет»

«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»

«По Сеньке и шапка»

 

• Вспомните пословицу, противоположную данной по смыслу: «Коротка ночь до зари, коли много работы»

 

• Вспомните пословицы о дружбе, которые можно использовать в работе с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ПРЕСС-ЦЕНТР»

Вопросы:

- Возникла ли какая – то идея, которую вы воплотите в жизнь?

- Какую бы еще информацию по этой теме вы хотели бы получить?

- Интересна ли вам форма проведения нынешнего мероприятия? Чем?

- Какой материал был наиболее интересен?

- Какой материал и формы работы, по вашему мнению, были бы интересны и полезны родителям?

- Пожелания коллегам.

 

 

 

 

«ПРЕСС-ЦЕНТР»

Вопросы:

- Возникла ли какая – то идея, которую вы воплотите в жизнь?

- Какую бы еще информацию по этой теме вы хотели бы получить?

- Интересна ли вам форма проведения нынешнего мероприятия? Чем?

- Какой материал был наиболее интересен?

- Какой материал и формы работы, по вашему мнению, были бы интересны и полезны родителям?

- Пожелания коллегам.