Деловая игра для педагогов
по развитию речи детей дошкольного возраста
«Речевое развитие дошкольников»
Цель игры:
• Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;
• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;
• Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
• Закреплять умение отбирать информацию из разных источников.
Предварительная работа:
· На доске вывешиваются названия конкурсов для команд.
· Фишки двух цветов для обозначения команды победившей в том или ином конкурсе.
· Задания для каждого конкурса по числу команд.
· Выбирается жюри из членов коллектива.
Вступление:
В дошкольном возрасте ребёнок впервые открывает для себя мир. Это мир людей, их дел, взаимоотношений. Это мир предметов, их особенностей, назначения. Это мир, в котором всё подчиняется определенным закономерностям, всё взаимосвязано друг с другом.
Стремясь понять окружающее, дети обращаются к взрослым со своими бесконечными «почему?» и «зачем? ».
Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.
Мы приглашаем Вас на деловую игру, которая называется «Речевое развитие дошкольников». А так же нужно выбрать экспертов, которые будут следить за правильностью выполнения заданий, в конце игры подведут итог: насколько методически педагоги подготовлены в области познавательно – речевого развития дошкольников.
Организационный этап:
Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», записывают своё название на выставленных табличках. (1мин)
Теоретический этап:
Ведущий зачитывает вопросы поочередно каждой команде.
ВОПРОСЫ:
1 – Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста. (обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи)
2 – Что мы понимаем под развитием речи ребёнка? (Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи).
3 –Какие методы и приемы обогащения словарного запаса детей вы используете в работе?
4 –Перечислите все возможные формы взаимодействия с родителями по развитию речи дошкольников
(Можно использовать такие формы, как тематические лекции, беседы и консультации специалистов по проблемам речи. В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком. Формы работы: тематические развлечения; литературные вечера; фольклорные праздники; ярмарки; КВН; составление социального паспорта семьи; анкетирование; тестирование)
5 – Что такое диалог?
(Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией).
6 - Что такое монолог?
(Речь одного собеседника, обращённая к слушателям).
7 – Какие виды речи вам известны?
(Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная)
8 – Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? (Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.)
КОНКУРС «БЛИЦ».
Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.
1 команда.
1. Чем отличается звук от буквы.
2. Сколько букв в слове «деньги»?
3. Сколько дней в неделе?
4. Что курицу не учит?
5. Какая бывает ручка?
6. Что может быть широким?
7. У кого глаза велики?
8. Зачем слону хобот?
9. Поделите на слоги слово «парикмахерская».
10. Назовите двусложное слово из открытых слогов (вата).
11. Подберите рифму к слову «мак».
12. Измените по образцу: много домов – один …., много манжет - …(одна манжета).
13. Назовите центральную улицу Бендер. ленина
14. Придумайте родственное слово к слову «игра».
2 команда.
1. Назовите всегда твердый согласный звук («ж»).
2. Что такое дисграфия? (нарушение письма).
3. Назовите зимние месяцы.
4. Сколько ног у курицы?
5. Чем покрыта рыба?
6. Что такое инновация? нововведе́ние — внедрённое или внедряемое новшество, обеспечивающее повышение эффективности процессов и (или) улучшение качества продукции, востребованное рынком.
7. Продолжите ряд: лев – львенок, обезьяна — …детеныш обезьяны
8. Что всему голова? (хлеб).
9. Придумайте односложное слово со стечением согласных (бинт, шкаф, джем, кекс).
10. Назовите слово из 5 слогов (милиционер, насекомые, математика. Учительница..).
11. Сколько звуков в слове «пульт».
12. Назовите наоборот слово «дорога».
13. Объясните значение слова «пароход». судно, оснащенное поршневой паровой машиной или паровой турбиной в качестве тягового двигателя
14. Зачем обезьяне длинный хвост?
Хвост у обезьян может выполнять несколько функций. Он может быть использован в качестве руля в тот момент когда обезьяна прыгает с ветки на ветку. Хвост согреет в холодную погоду, а скромным особям женского пола поджатый хвост позволит уберечься от назойливых ухаживаний неприятных им кавалеров. Но главная польза заключается в том, что он является для многих обезьян пятой лапой. С его помощью можно держаться на ветку и при этом оставшиеся четыре лапы будут совершенно свободны. Некоторые обезьяны даже могут срывать хвостом плоды с деревьев
Практическая часть:
КОНКУРС «ПУТАНИЦА».
Ведущий зачитывает 10 пословиц (поговорок) для каждой команды.
Задание: найти в пословицах, поговорках «озорные» буквы, стоящие не на своих местах, меняющие тем самым привычный смысл.
1 команда.
1. Занятого человека и грусть – доска не берет (доска) д — т.
2. Не тесто красит человека, человек тесто ( место) т –м.
3. Лето дурное – зима с метелями ( бурное) д –б .
4. Море луковое ( горе ) м –г.
5. Комар ножа не подточит ( носа) ж – с.
6. Чем рогаты, тем и рады ( богаты) р – б.
7. Хозяин весел – и гости гады (рады) г — р.
8. На ловца и дверь бежит ( зверь) д –з.
9. По одежке протягивай ложки (ножки) л — н.
10. Марина любит ласку, чистку и смазку (машина) р –ш.
2 команда.
1. Родной куст и зайцу порог ( дорог) п – д.
2. От глупого писка до беды близко (риска) п – р.
3. На горе и шапка горит (воре) г – в.
4. Верная указка – не кулак, а маска (ласка) м – л.
5. Врач на горе – весна во дворе (грач) в – г.
6. Зима весну путает, да все равно тает (пугает) т – г.
7. Больше дела, меньше снов (слов) н – л.
8. Голода не бойся, а по пояс мойся (холода) г – х.
9. Не зная броду, не суйся в моду (воду) м –в.
10. Забота не волк, в лес не убежит (работа) з – р.
КОНКУРС «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ».
Задание: командам необходимо выбрать из трех слов слово – «неприятель». Лишнее
Выигрывает команда быстрее выполнившая 15 заданий.
1 команда.
1. Друг, подруга, враг.
2. Ночь, сутки, день.
3. Радость, счастье, печаль.
4. Поднимать, опускать, брать.
5. Давать, продавать, брать.
6. Покупать, продавать, отдавать.
7. Говорить, идти, молчать.
8. Короткий, маленький, длинный.
9. Пожилой, взрослый, молодой.
10. Рыжий, лысый, волосатый.
11. Твердый, жидкий, мягкий.
12. Вдох, дыхание, выдох.
13. Юг, запад, север.
14. Старый, грязный, новый.
15. Много, чуть-чуть, мало.
2 команда.
1. Высокий, большой, низкий.
2. Короткий, огромный, длинный,
3. Хороший, светлый, плохой.
4. Глубокий, низкий, мелкий.
5. Пасмурный, дождливый, солнечный.
6. Черный, красный, белый.
7. Бежать, лежать, стоять.
8. Наливать, плескать, выливать.
9. Широкий, маленький, узкий.
10. Тусклый, бледный, яркий.
11. Мириться, улыбаться, ссориться.
12. Зима, осень, лето.
13. Сухой, высохший, мокрый.
14. Восход, заря, заход.
15. Острый, заточенный, тупой.
КОНКУРС «ОБЪЯСНЯЛКИ».
Задание: командам необходимо объяснить смысл слов в словосочетаниях.
1 команда
Прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зеленый лук; спящая овсянка, сладкая овсянка; глубокая норка, пушистая норка; меткая стрела, стрела амура.
2 команда.
Больна ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка; скрипичный ключ, холодный ключ; болтливый язык, кожаный язык; стеклянное горлышко, больное горлышко; настольные часы, последние часы.
КОНКУРС «СКОРОГОВОРКА».
Задание: командам необходимо произнести 5 скороговорок. Выигрывает команда, безошибочно произнёсшая все скороговорки.
У мыши в норке сыра корка.
На горе Арарат растёт крупный виноград.
Трое кораблей лавировали, лавировали да не вылавировали.
Маша дала Ромаше сыворотку из простокваши.
Шёл Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.
КОНКУРС «ГРАМОТЕИ».
Задание: командам предлагается текст с неправильной разбивкой на слова. За 1 минуты необходимо восстановить текст.
1 команда.
Беж итчере злеснуюп оляну ёжик. Осень юу ежей малодо бычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки свилисьсколь зкиез мейки. Труд нонаход итьжуч ков. Во сен ниедни готов итхлопот ливыйе жи к жили щеназиму.
2 команда.
Ночь юиднем таскаетон внорум ягкиймо х, души стыелис точки. При дё тзима. На кроет снегомнор углубок ийсугроб. Подпушисты модеял омтепл оему. Буд етспа тьдове с ны.
КОНКУРС «ПОСЛОВИЦЫ»
Работа с пословицами: каждая команда получает карточку с заданием
1 команда:
1• Найдите лишнюю пословицу:
«Хвастать – не косить, спина не болит»
«Не спеши языком – торопись делом»
«Язык до Киева доведет»
«От слова до дела – сто перегонов»
(ответ: третья пословица)
2• Вспомните пословицы, противоположные по смыслу пословице «Пришла беда – отворяй ворота»
(Ответ: «Нет худа без добра», «Не было бы счастья, да несчастье помогло»)
3• Вспомните пословицы о труде, которые можно использовать в работе с детьми.
2 команда:
1• Найдите пары пословиц:
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»
«Руби дерево по себе»
«Знания никому не в тягость»
«Без корня и полынь растет»
«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»
«По Сеньке и шапка»
(Ответ: 1- 3, 2-6, 4 –5)
• Вспомните пословицу, противоположную данной по смыслу: «Коротка ночь до зари, коли много работы»
Ответ: «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
• Вспомните пословицы о дружбе, которые можно использовать в работе с детьми.
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА» (ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ)
• каждая команда представляет 1 дидактическое пособие или игру по речевому развитию детей, кратко рассказывая о том, где и как оно может быть использовано.
• показать пальчиковую игру, которую можно использовать на занятиях по развитию речи и в повседневной деятельности.
• вспомнить и прочитать потешки, которые можно использовать в работе с детьми для обогащения речи детей.
«ПРЕСС-ЦЕНТР»
Вопросы:
- Возникла ли какая – то идея, которую вы воплотите в жизнь?
- Какую бы еще информацию по этой теме вы хотели бы получить?
- Интересна ли вам форма проведения нынешнего мероприятия? Чем?
- Какой материал был наиболее интересен?
- Какой материал и формы работы, по вашему мнению, были бы интересны и полезны родителям?
- Пожелания коллегам.
ДЛЯ РАБОТЫ с педагогами
КОНКУРС «ПУТАНИЦА».
1 команда.
11. Занятого человека и грусть – доска не берет
12. Не тесто красит человека, человек тесто
13. Лето дурное – зима с метелями
14. Море луковое
15. Комар ножа не подточит
16. Чем рогаты, тем и рады
17. Хозяин весел – и гости гады
18. На ловца и дверь бежит
19. По одежке протягивай ложки
20. Марина любит ласку, чистку и смазку
2 команда.
11. Родной куст и зайцу порог
12. От глупого писка до беды близко
13. На горе и шапка горит
14. Верная указка – не кулак, а маска
15. Врач на горе – весна во дворе
16. Зима весну путает, да все равно тает
17. Больше дела, меньше снов
18. Голода не бойся, а по пояс мойся
19. Не зная броду, не суйся в моду
20. Забота не волк, в лес не убежит
КОНКУРС «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ».
Задание: необходимо выбрать из трех слов слово – «неприятель».
Выигрывает команда быстрее выполнившая 15 заданий.
1 команда.
1. Друг, подруга, враг.
2. Ночь, сутки, день.
3. Радость, счастье, печаль.
4. Поднимать, опускать, брать.
5. Давать, продавать, брать.
6. Покупать, продавать, отдавать.
7. Говорить, идти, молчать.
8. Короткий, маленький, длинный.
9. Пожилой, взрослый, молодой.
10. Рыжий, лысый, волосатый.
11. Твердый, жидкий, мягкий.
12. Вдох, дыхание, выдох.
13. Юг, запад, север.
14. Старый, грязный, новый.
15. Много, чуть-чуть, мало.
КОНКУРС «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ».
Задание: необходимо выбрать из трех слов слово – «неприятель».
Выигрывает команда быстрее выполнившая 15 заданий.
2 команда.
1. Высокий, большой, низкий.
2. Короткий, огромный, длинный,
3. Хороший, светлый, плохой.
4. Глубокий, низкий, мелкий.
5. Пасмурный, дождливый, солнечный.
6. Черный, красный, белый.
7. Бежать, лежать, стоять.
8. Наливать, плескать, выливать.
9. Широкий, маленький, узкий.
10. Тусклый, бледный, яркий.
11. Мириться, улыбаться, ссориться.
12. Зима, осень, лето.
13. Сухой, высохший, мокрый.
14. Восход, заря, заход.
15. Острый, заточенный, тупой.
КОНКУРС «СКОРОГОВОРКА».
Задание: необходимо произнести 5 скороговорок. Выигрывает команда, безошибочно произнёсшая все скороговорки.
У мыши в норке сыра корка.
На горе Арарат растёт крупный виноград.
Трое кораблей лавировали, лавировали да не вылавировали.
Маша дала Ромаше сыворотку из простокваши.
Шёл Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.
КОНКУРС «СКОРОГОВОРКА».
Задание: необходимо произнести 5 скороговорок. Выигрывает команда, безошибочно произнёсшая все скороговорки.
У мыши в норке сыра корка.
На горе Арарат растёт крупный виноград.
Трое кораблей лавировали, лавировали да не вылавировали.
Маша дала Ромаше сыворотку из простокваши.
Шёл Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.
КОНКУРС «ГРАМОТЕИ».
Задание: командам предлагается текст с неправильной разбивкой на слова. За 1 минуты необходимо восстановить текст.
1 команда.
Беж итчере злеснуюп оляну ёжик. Осень юу ежей малодо бычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки свилисьсколь зкиез мейки. Труд нонаход итьжуч ков. Во сен ниедни готов итхлопот ливыйе жи к жили щеназиму.
КОНКУРС «ГРАМОТЕИ».
Задание: командам предлагается текст с неправильной разбивкой на слова. За 1 минуты необходимо восстановить текст.
2 команда.
Ночь юиднем таскаетон внорум ягкиймо х, души стыелис точки. При дё тзима. На кроет снегомнор углубок ийсугроб. Подпушисты модеял омтепл оему. Буд етспа тьдове с ны.
КОНКУРС «ПОСЛОВИЦЫ»
Работа с пословицами: каждая команда получает карточку с заданием
1 команда:
• Найдите лишнюю пословицу:
«Хвастать – не косить, спина не болит»
«Не спеши языком – торопись делом»
«Язык до Киева доведет»
«От слова до дела – сто перегонов»
• Вспомните пословицы, противоположные по смыслу пословице «Пришла беда – отворяй ворота»
• Вспомните пословицы о труде, которые можно использовать в работе с детьми.
2 команда:
• Найдите пары пословиц:
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»
«Руби дерево по себе»
«Знания никому не в тягость»
«Без корня и полынь растет»
«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»
«По Сеньке и шапка»
• Вспомните пословицу, противоположную данной по смыслу: «Коротка ночь до зари, коли много работы»
• Вспомните пословицы о дружбе, которые можно использовать в работе с детьми.
«ПРЕСС-ЦЕНТР»
Вопросы:
- Возникла ли какая – то идея, которую вы воплотите в жизнь?
- Какую бы еще информацию по этой теме вы хотели бы получить?
- Интересна ли вам форма проведения нынешнего мероприятия? Чем?
- Какой материал был наиболее интересен?
- Какой материал и формы работы, по вашему мнению, были бы интересны и полезны родителям?
- Пожелания коллегам.
«ПРЕСС-ЦЕНТР»
Вопросы:
- Возникла ли какая – то идея, которую вы воплотите в жизнь?
- Какую бы еще информацию по этой теме вы хотели бы получить?
- Интересна ли вам форма проведения нынешнего мероприятия? Чем?
- Какой материал был наиболее интересен?
- Какой материал и формы работы, по вашему мнению, были бы интересны и полезны родителям?
- Пожелания коллегам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.