Деловая игра для педагогов с элементами тренинга: «ИКТ-компетентность как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

  • docx
  • 20.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Деловая игра для педагогов икт.docx

Деловая игра для педагогов с элементами тренинга:

 «ИКТ-компетентность как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

 

Профессия педагога одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетентности.

ИКТ - компетентность педагога дошкольной образовательной организации является составляющей профессионального стандарта "Педагог".

 

Для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогу можно:

-       участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ;

-       участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;

-       использовать при подготовке к занятиям, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров,

-       формировать банк презентаций, выполняемых с активным использованием ИКТ;

-       разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.

Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе детей дошкольного возраста – одно из самых актуальных тем в отечественной дошкольной педагогике.

 

Задание № 1.  «Мой компьютер»

1. ИКТ технологии это использование компьютера, его программного обеспечения, интернета, телевизора, DVD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, и всё то, что может представлять широкие возможности коммуникации.

2. Педагог должен уметь пользоваться компьютером, современным мультимедийным оборудованием, создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности и т. п.

 

Задание № 2  «Знаток»

-       Давайте коллеги по очереди поделимся своим опытом применения ИКТ технологии в нашей работе.

-       Подбор иллюстративного материала к занятиям, к родительским уголкам в группе, информационный материал для оформления стендов, папок передвижек;

-       Подбор дополнительного материала к занятиям, знакомство с различными практическими материалами, методическими разработками 

-       Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов

-       Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, педдиагностика развития детей, мониторинг выполнения программы, отчетов. (Их можно написать 1 раз и вносить небольшие поправки, комментарии)

-       В работе с детьми объяснительно-иллюстративный метод обучения (передача знаний и применение их на практике)

-       Использование цифровой аппаратуры и программ редактирования.

-       Использование видеокамеры -принципиально новый способ просмотра и  хранения. Предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса.

-       Использование Интернета для педагогической деятельности с целью информационного, научно-методического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, поиск дополнительной информации для всех участников образовательного процесса.

-       Оформление буклетов, визитных карточек группы, афиш, материалов по различным направлениям деятельности.

-       Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.

-       Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

-       Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

-        

Обобщение упражнения – Посмотрите, как много знатоков! Теперь любой из нас сможет обратиться к знатокам по любым вопросам применения ИКТ технологии, заходить к друг другу в гости за советом и повышать свое профессиональное мастерство…

Информационно-коммукативные технологии не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также позваляют ставить перед ребёнком и помогать ему самостоятельно решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребёнку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности. Используя в работе ИКТ мы должны помнить главную заповедь «НЕ НАВРЕДИ».

Каждое занятие должно быть дозировано по времени, составлено с учетом возрастных особенностей детей, включать в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ: движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг солнца, движение волн, вот идет дождь, воспроизведение звуков природы, работу транспорта и т. д. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Проблемные ситуации, поощрение при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт на ракете, половодье). Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности в сети Интернет вместе с родителями, самостоятельно. При частом использовании ИКТ в образовательном процессе приводят к отрицательным эффектам:

-       Ребёнок может игнорировать наглядно-дидактический материал;

-       Проблемы могут возникнуть с психологическим здоровьем ребенка, если у него разовьется «компьютерная зависимость»;

-       Дети перестанут воспринимать материал даваемый воспитателем без использования ИКТ.

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему воспитательно-образовательной работы, способствовать достижению поставленных педагогом целей и задач. Требования к педагогам ФГОС это владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Большое внимание ДОУ уделяет работе с родителями. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписание занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Виртуальный детский сад позволяет родителям детей по какой-либо причине не посещающих ДОУ (дети инвалиды или часто болеющие, дети с ОВЗ) стать источником информации учебного, методического, консультативного или воспитательного характера.

И в заключении хочется отметить, что в условиях детского сада необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, и использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационными технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны. Хочется закончить очень хорошей цитатой «Учись у времени, в котором ты живёшь!» Использование Интернет – ресурсов позволяет «идти в ногу со временем».


 

Скачано с www.znanio.ru