Деловая игра Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Оценка 5

Деловая игра Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Оценка 5
Педсоветы
docx
другое
СCУЗ, ВУЗ
24.02.2020
Деловая игра  Тема: «Формирование универсальных учебных действий  на уроках в начальной школе»
Деловая игра для педагогов
Деловая игра . Федянина Н.Л..docx

 

 

 

 

 

 

 

Деловая игра

Тема: «Формирование универсальных учебных действий

на уроках в начальной школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Составила : Федянина Н.Л.,

                                                                           учитель начальных классов,

                                                                      МБОУ СОШ №2.,г.Агрыз,РТ

 

 

 

 

 

Деловая игра

Тема: «Формирование универсальных учебных действий

на уроках в начальной школе»

Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе;  предлагаемые на занятиях приёмы работ  можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

·        познакомить участников с планом проведения деловой игры, его целевыми установками;

·        раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;

·        показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения деловой игры с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.

Продолжительность проведения: 1ч 15 минут

Целевая аудитория: учителя начальных классов

Предполагаемый результат: участники  игры получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на деловой игре.

 

 

 

 

План проведения:

I.                  Орг.  момент. Мотивация к деятельности.

Добрый день!

- Мы рады приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением.

Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Мы рады видеть ваши улыбки.

   В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя:

 глаза  - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

 Пусть этот урок принесет вам радость общения. Сели  поудобнее,  глубоко вдохнули и выдохнули ваши хлопоты, заботы, переживания.

II.               Постановка проблемы.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,- это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Сегодня очень важно вооружить ученика такими способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся.

Всем хорошо знакома аббревиатура “ФГОС”.

Назовите ваши ассоциации, связанные с этим термином

(системно-деятельностный подход - СДП, специальная образовательная программа, УУД,  современные технологии, социализация и т.п.)

              Практическая работа

Федеральные государственные образовательные стандарты в профессиональной среде называют стандартом трёхТ”. Ответьте на вопросы. Подсказка. Новый стандарт определяет новые требования, какие? ...

1.     Расшифруйте выражение  «3Т».

2.     Какой методологический подход лежит в основе ФГОС?

3.     Назовите 3 группы требований к результатам освоения обучающимися  ООП.

 

 

 

 

 

Ответы

1 вопрос

·        Требования к условиям.

·        Требования к структуре образовательных программ.

·        Требования к результатам.

2 вопрос

В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач)

3 вопрос

Существует 3 группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.

Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление учеников - одним словом, то, что они будут помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

III.           Формулировка темы МО, цели и задачи.

Предлагаем вам распутать «Паутинки» (Регулятивные, личностные,

коммуникативные, познавательные)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Что получится , если мы объединим  эти понятия? (УУД)

Особое место в реализации ФГОС отводится формированию  УУД

 Сформулируем тему  нашего занятия.

         Тема: Универсальные учебные действия. 

УУД положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приёмов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса. Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счёте, ведёт к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

 

IV. Самооценка.

Попробуйте оценить свои знания по данному вопросу, отметьте тот уровень, на котором вы находитесь. (Используется стимульный материал к методике “Дерево”) Перед вами на листочках деревья. Оцените свой уровень знаний УУД.

Изучение самооценки качеств личности по методике Л.П. Пономаренко используется для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе для наших детей в старшее звено.

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта автора данной методики, она советует учащимся вначале не подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нём и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Мы проверим, насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана с учетом устных рекомендаций Д. Лампенова, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения подписали номера на каждой из фигурок человечков.

Слайд.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий

№ 2, 19, 18, 11, 12—общительность, дружескую поддержку

№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

№ 5 утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 9 мотивация на развлечения

№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 8 характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 14 кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Следует заметить, что позицию № 16 уч-ся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).

VII. Работа  по  теме.

Если разобраться, что такое УУД, какие они бывают, какие существуют способы формирования УУД, то будет понятно, какими приёмами формируются УУД.

И всё-таки вспомним, что же такое УУД? 

·        УУД - обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

·        УУД - совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

·        УУД - умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

·        УУД – это самоопределение, самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Вывод:

В широком смысле УУД – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле УУД - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Познакомимся подробнее с УУД.

Выступления учителей СОШ№2 

  - Формирование  личностных УУД – Рассулова Л.Х.

 - Формирование  коммуникативных УУД – Шевякова Е.В.

- Формирование  познавательных УУД – Валеева О.В.

- Формирование  личностных УУД – Неклюдова Г.Ф.

VIII. Выполнение практической работы в группах по определению действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации. Так как в конечном счёте у детей должны быть выработаны УУД, чтобы успешно применять их в жизни, то и мы будем искать проявления этих действий в повседневной жизни, посмотрим, обладают ли данными компетентностями герои мультфильмов. Итак, в рамках этого этапа мы будем анализировать ситуации, искать в них разные виды УУД.

1 задание

Посмотрим мультфильм.

Заполните таблицу по мультфильму.

 

Название мультфильма

Какие УУД можем «найти»?

Что полезного «транслирует» мультфильм?

«Кто сказал «Мяу?»

 

 

 

 

 

 

Название мультфильма

Какие УУД можем «найти»?

Что полезного «транслирует» мультфильм?

Кто сказал "Мяу"

*Регулятивные-целеполагания,познавательные-поиск и выбор необходимой информации,анализ объектов с целью выделения признаков,установление причинно - следственных связей;коммуникативные -постановка вопросов.

*способ нахождения на интересующий вопрос,умениеобщаться,устанавливать коммуникативные связи

Кто сказал "Мяу"

*Мультик отражает такие УУД: создание проблемной ситуации,познавательныйпоиск,коммуникативные связи.

*Создавая проблемную ситуацию, мультфильм знакомит ребят через щенка с окружающим животным миром: кто как говорит

 

 

Задание 2. Какие УУД формируются на данных фрагментах уроков.( У каждой группы свой урок)

Русский язык:

·        В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

·        Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

·        Соотнесите предметы и звуковые модели слов.

·        Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Окруж. мир:

·        Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.

·        Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны.

·        В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.

·        Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?

Литературное чтение:

·        Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?

·        Как нужно было ухаживать за репкой?

·        Почему репка выросла большая – пребольшая?

·        Сочини продолжение сказки с друзьями.

 

Изобразительное искусство:

·        С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?

·        В какой последовательности будет выполнен портрет?

·        Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

·        Какой цвет является твоим любимым и почему?

 

Проверка работы

Русский язык

·         Личностные УУД

·         Регулятивные УУД

·         Познавательные УУД

·         Коммуникативные УУД

Л Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

РСоотнесите предметы и звуковые модели слов.

ПВ русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

ККак бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Окружающий мир

·        Личностные УУД

·        Регулятивные УУД

·        Познавательные УУД

·        Коммуникативные УУД

ЛИзучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?

РИз упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.

ПВ какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.

КОбсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей.

 

Литература

·        Личностные УУД

·        Регулятивные УУД

·        Познавательные УУД

·        Коммуникативные УУД

ЛКак бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?

РКак нужно было ухаживать за репкой?

ППочему репка выросла большая – пребольшая?

КСочини продолжение сказки с друзьями.

 

Изобразительное искусство

·        Личностные УУД

·        Регулятивные УУД

·        Познавательные УУД

·        Коммуникативные УУД

ЛКакой цвет является твоим любимым и почему?

РВ какой последовательности будет выполнен портрет?

ПС помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?

КОпределите критерии оценивания работы, обсудив их в.

 

IX. Психологический тренинг .Сизова Е.В.

X. Знакомство с педагогическими приёмами формирования УУД. (мастер-классы учителей школ города и района)

Разобравшись с УУД, какие они бывают, какие существуют способы формирования УУД, вам уже стало понятно, для чего нам нужны приёмы УУД. Ознакомьтесь самостоятельно с приёмами для формирования УУД. Использование приёмов является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идёт о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС.

1.     Мышление по аналогии, как один из приемов формирования УУД.

Аминова Н.Р.- Гимназия №1

2.     Формирование коммуникативных и регулятивных УУД через  ТРИЗ, как средство активизации  познавательной деятельности учащихся,  на уроках литературного чтения. Составление паспорта героя сказок.    

 Хузина Т.В. МБОУ СОШ №3

3 Мастер-класс       Мусина С.И.МБОУ СОШ №4

X. Рефлексия.

Теперь я предлагаю вам в описании педагогических приёмов отметить знаком “+” те приёмы, которые вы уже используете в своей практике. Приём, который вам покажется интересным – обведите в кружок.    Приём, который вы хотели бы изучить и узнать о нём поподробнее поставьте – !

                                    Приемы:

 

1.     Мышление по аналогии.

2.     Прием  Фишбоун

3.     Выход за пределы

4.     Мозговой штурм

5.     Лесенка

6.     Дерево

7.     Паутина

8.     Задания массивом

9.     «5 вопросов»

10.  Ассоциации

11. Прием «ТРИЗ»

12. «Корзина идей»

 

Очень часто формирование какого-либо универсального учебного действия требует больших затрат времени, и учителю кажется, что время тратится зря, в ущерб каким-то предметным результатам. Но если мы освоим такие технологии, как продуктивное чтение, самооценка, научим учащихся формулировать проблему урока, составлять план индивидуальной деятельности или распределять роли в группе при групповой работе, предметные результаты могут быть достигнуты с меньшими затратами времени. Это связано с тем, что мы научим детей учиться, то есть выполним основное требование времени.

XI. Поведём итог. Посмотрите, какие задачи мы решали? Данные задачи мы выполнили. Цель - повышение компетентности педагогов в освоении понятия УУД – достигнута.

Я от души желаю вам добра,
Успехов, счастья, радости, улыбок!
Пусть светлым будет ваш нелёгкий учительский путь!
И чтоб каждый из нас нашёл бы свой «клад в основании радуги».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Деловая игра Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Деловая игра Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Деловая игра Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Деловая игра Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

План проведения: I.

План проведения: I.

Ответы 1 вопрос ·

Ответы 1 вопрос ·

Что получится , если мы объединим эти понятия? (УУД)

Что получится , если мы объединим эти понятия? (УУД)

Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам

Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам

Вывод: В широком смысле УУД – это умение учиться, т

Вывод: В широком смысле УУД – это умение учиться, т

Кто сказал "Мяу" *Регулятивные-целеполагания,познавательные-поиск и выбор необходимой информации,анализ объектов с целью выделения признаков,установление причинно - следственных связей;коммуникативные -постановка вопросов

Кто сказал "Мяу" *Регулятивные-целеполагания,познавательные-поиск и выбор необходимой информации,анализ объектов с целью выделения признаков,установление причинно - следственных связей;коммуникативные -постановка вопросов

Регулятивные УУД ·

Регулятивные УУД ·

IX . Психологический тренинг .Сизова

IX . Психологический тренинг .Сизова

Это связано с тем, что мы научим детей учиться, то есть выполним основное требование времени

Это связано с тем, что мы научим детей учиться, то есть выполним основное требование времени

Деловая игра Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Деловая игра  Тема: «Формирование универсальных учебных действий  на уроках в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2020