ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО
Куликова А.Г., преподаватель профессиональных модулей ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №5» г. Москва
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу обучающихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Одним из таких направлений развития образования является его информатизация. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к любому изучаемому предмету - мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала.
Информационные технологии облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому организовать взаимодействие преподавателя и студентов. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп занятия, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся. Поэтому использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель по любой дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника.
Использование ИКТ в процессе обучения способствует: осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся; повышению эффективности учебного процесса в области овладения умениями самостоятельного извлечения знаний; развитию личности обучающегося; подготовке его к комфортной жизни в условиях информационного общества.
ИКТ позволяют оптимизировать занятие, сделать его более ярким, запоминающимся и выразительным, более грамотно и доступно объяснить материал и, главное, сделать работу всей учебной группы одновременной.
Для реализации идеи информатизации в колледже оборудован кабинет компьютерных технологий для проведения занятий по учебным дисциплинам с использованием информационных технологий, компьютерного тестирования, индивидуальных работ студентов и преподавателей. В кабинете компьютеры объединены локальной сетью и имеют выход в Интернет. Также имеется информационный фонд, состоящий из дисков с записанными на них лекциями, электронными учебниками, энциклопедиями, справочниками, обучающими программами, тестами и др. Во всех кабинетах практического обучения на базе колледжа и ЛПУ имеются компьютеры для обеспечения учебного процесса.
Информационные технологии используются:
• в учебно-воспитательном процессе:
• в изучении дисциплин информационного блока;
• при компьютерном сопровождении уроков по различным дисциплинам;
• при компьютерном тестировании;
• при подготовке творческих, учебно-исследовательских работ;
• при обращении к информационным ресурсам учебного заведения;
• при посещении сайта учебного заведения;
• при обращении к сети Интернет;
• при организации и проведении внеклассных мероприятий;
• в управлении:
• для оформления документации;
• для проведения курсов (семинаров, занятий) по повышению квалификации преподавателей;
• для создания и обращения к информационным ресурсам колледжа;
• для разработки и обновления сайта учебного заведения.
Наиболее часто используем такие программные продукты как:
• компьютерные презентации занятий или их фрагментов;
• видеоматериалы, учебные фильмы;
• электронные словари, справочники, энциклопедии, пособия и учебники;
• тестовые и контролирующие программы.
Компьютерные презентации занятий или их фрагментов являются наиболее распространенным способом использования преподавателями колледжа информационных технологий при проведении занятий. Широкое использование мультимедийных презентаций в учебном процессе можно объяснить легкостью освоения программы MS Power Point, необходимой для их разработки, и большим количеством возможностей этой программы таких как, размещение текста, таблиц, схем, диаграмм, рисунков, фотографий, видео, которые можно сопроводить звуком и анимационными эффектами. Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать урок более наглядным, повысить уровень восприятия материала, сконцентрировать внимание студентов на важных моментах изучаемой темы, тем самым повысить качество усвоения материала.
Учебные видеоматериалы не так часто применяются в учебном процессе, так как их мало в связи с тем, что содержание учебных кинофильмов должно полностью соответствует программе дисциплины. Тем не менее, используем видеоматериалы обучающего характера, а также видеофильмы с ошибками при выполнении каких-либо манипуляций. Опыт преподавателей различных дисциплин, применяющих на своих занятиях видеофильмы, показывает, что студенты более эффективно воспринимают просмотренный материал, активно участвуют в его обсуждении, развивают наглядно-образный тип памяти, профессиональную наблюдательность, учатся правильно и красиво говорить, отстаивать и доказывать свою точку зрения.
Электронные словари, справочники, энциклопедии, пособия и учебники являются распространенными обучающими средствами в настоящее время. На данный момент в колледже имеется большое количество электронных изданий словарей, энциклопедий, справочников, методических рекомендаций и пособий, к которым студенты чаще всего обращаются при самостоятельной работе.
Тестовые и контролирующие программы, применяемые в учебном процессе, позволяют быстро установить обратную связь с обучающимися, внести коррективы в их знания, стимулировать подготовку к каждому занятию, а также экономить время преподавателя; снизить уровень тревожности и эмоционального напряжения при контроле знаний; объективно выставлять оценки. Вследствие объективности выставления оценок, студенты адекватно оценивают свои возможности и тем самым критически относятся к своим успехам. Использование тестовых и контролирующих программ помогает проверить знания при проверке домашнего задания, при выполнении практических работ, при проведении экзаменов, как по дисциплинам, так и итогового междисциплинарного экзамена по специальности.
Значимые преимущества применения ИКТ в колледже в процессе преподавания:
- формирование у обучающихся исследовательских способностей, готовности принимать оптимальные решения, основных способов работы с информацией;
- развитие коммуникативных способностей, личностных качеств для продуктивного сотрудничества в условиях информационного общества;
- повышение уровня знаний студентов, ускорения и улучшения подачи материала, активизации обучения, что позволяет повысить эффективность обучения в случае, если требуется подача большого и достаточно трудного для усвоения студентами материала.
В процессе преподавания с использованием ИКТ преподаватель учитывает ряд принципиальных требований:
- применять наглядные способы представления учебного материала с использованием мультимедиа, обеспечивать доступ к необходимым информационным ресурсам;
- использовать компьютерные технологии на всех изучаемых дисциплинах, модулях и МДК в течение всего учебного процесса;
- обеспечивать свободу выбора методики, стиля и средств обучения с целью выявления творческих индивидуальных способностей обучаемого в сочетании с возможностью их коллективной деятельности на основе информационных технологий и телекоммуникационных систем;
- создавать и применять на занятиях научно и методически обоснованные системы преподавания дисциплин, модулей, МДК с использованием компьютерных технологий.
Наличие современного компьютерного и программного обеспечения, оптимальная и рациональная организация учебной и учебно-методической работы позволяют повышать мотивацию и качество подготовки студентов в нашем колледже, так как теоретическая подготовка преподавателей в области применения ИТ в обучении повышается, а также совершенствуются практические навыки владения прикладным программным обеспечением. Следовательно, круг приобретенных компетенций студентов становится шире и соответствует требованиям современного образования.
Список источников:
Воронцова И.В. Сетевые педагогические сообщества как форма повышения профессиональной компетентности учителя [Текст] / И.В. Воронцова // Молодой ученый. — 2019. — №18. — С. 444-449.
Гафурова Н.В. Педагогическое применение мультимедиа средств [Текст]: учеб, пособие / Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова. — 2-е изд. перераб. и доп. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. — 204 с.
Калмыкова О. В. Студент в информационной образовательной среде: учеб.-практ. пособие [Текст] / О.В.Калмыкова, А.А.Черепанов. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. — 102 с.
Роготнева А.В. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС [Текст]: метод, пособие /А.В. Роготнева, Л.Н. Тарасова. — М.: ВЛАДОС, 2018. — 120 с.
Формирование личностных универсальных учебных действий во внеурочное время: сборник учеб.-метод. работ / под ред. В.Л. Казанской. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2020. — 145 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.