ДЕЛОВАЯ ИГРА «РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ ИЛИ СОЦИАЛЬНО ЗРЕЛАЯ СЕМЬЯ»
Оценка 4.8

ДЕЛОВАЯ ИГРА «РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ ИЛИ СОЦИАЛЬНО ЗРЕЛАЯ СЕМЬЯ»

Оценка 4.8
Игры
doc
воспитательная работа
Взрослым
19.09.2017
ДЕЛОВАЯ ИГРА «РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ ИЛИ СОЦИАЛЬНО ЗРЕЛАЯ СЕМЬЯ»
В игре моделируется процесс распределения доходов семьи по основным расходным статьям бюджета, сведение баланса доходной и расходной части семейного бюджета. Первый этап (4—5 мин). Участники объединяются в семьи. Затем участники в группах самостоятельно распределяют игровые роли 1. Муж. 5. Свекор — отец мужа. 2. Жена. 6. Свекровь — мать мужа. 3. Сын. Группа решает вопрос об общей фамилии семьи. Второй этап (5—10 мин).
ДЕЛОВАЯ ИГРА «РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ ИЛИ СОЦИАЛЬНО ЗРЕЛАЯ СЕМЬЯ».doc
ДЕЛОВАЯ ИГРА «РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ ИЛИ СОЦИАЛЬНО ЗРЕЛАЯ СЕМЬЯ» Цель игры — ознакомление участников со структурой рационального   потребительского бюджета   семьи, практическое закрепление навыков распределения поступивших доходов, сведение   баланса   доходов     и     расходов;       формирование     умений   коллективного обсуждения сложной информации   и   принятия   решений   в   ограниченное время.  Содержание. В игре моделируется процесс распределения доходов   семьи   по   основным расходным     статьям   бюджета, сведение     баланса     доходной     и     расходной     части семейного бюджета. Первый этап (4—5 мин). Участники   объединяются   в   семьи.   Затем   участники   в   группах   самостоятельно распределяют игровые роли 5. Свекор — отец мужа. 1. Муж. 2. Жена.        6. Свекровь — мать мужа. 3. Сын. Группа решает вопрос об общей фамилии семьи. Второй этап (5—10 мин). Участники составляют характеристику семьи, обсуждая группой следующий перечень вопросов:   игровое   имя   и   возраст   каждого   члена   семьи;   предполагаемое   место   работы (профессия,   квалификация)   или   учебы,   наличие   пенсии;   предполагаемый   размер заработной платы (стипендии, пенсии) каждого члена семьи; возможные источники других доходов семьи (их размер и законность); итоговая сумма ежемесячного дохода семьи. Все эти данные каждая семья оформляет на Бланке № 1. Б л а н к   №   1Характеристика семьи     (фамилия)    № 1 п/п Семейный статус Имя, отчество Возраст Место    работы, учебы 1. 2. 3. 4. 5. 6. Муж Жена Сын Дочь Свекор Свекровь Предполагаемый размер стипендии, пенсии   зарплаты, Итого: Источники дополнительных доходов семьи 1._____________________ _______________ 2._____________________ _______________ 3._____________________ _______________ 4._____________________ _______________ Итого:    Общая    сумма    ежемесячного    дохода    семьи:  _______________ Один экземпляр этого бланка каждая семья сдает «эксперту» (его роль играет заранее подготовленный участник или это делает сам координатор игры). В то время как участники работают над составлением потребительского бюджета своей семьи, «эксперт», внимательно знакомится с характеристиками каждой семьи на предмет выявления соответствия возраста, профессии, квалификации, размера заработной платы ее членов. Если   у   «эксперта»   возникают   вопросы   к   отдельным   семьям,   он   выясняет   их   и корректирует структуру и объемы доходов. Третий этап (15—40 мин). Координатор объявляет, что семьи  могут приступить к планированию предстоящих расходов на один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Для этого каждой семье выдается Бланк _№ 2, содержащей основные статьи расходов.  Б л а н к   №   2 Семья_________________    (фамилия) Общая сумма доходов семьи за один месяц___________ (из Бланка № 1)  Расходная часть семейного бюджета Сумма (руб.) Процент Процент по РПБ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Наименование статьи расходов Питание: 1.1. Хлеб и крупы 1.2. Мясопродукты 1.3. Жиры (включая масло) 1.4. Овощи 1.5. Фрукты 1.6. Сахар 1.7. Молочные продукты 1.8. Напитки Одежда: 2.1. Верхняя одежда 2.2. Белье 2.3. Головные уборы 2.4. Чулочно­носочные изделия 2.5. Обувь Мебель и предметы домашнего обихода Культурно­бытовые нужды Алкогольные напитки и курение Оплата квартиры Транспортные расходы Платежи, сборы, налоги Накопления, сбережения Общий итог:                                                 (в руб.) В   процессе   обсуждения   статей   расходов   и   принятия   окончательного   решения участники заполняют Бланк № 2 как в абсолютных величинах расходов по каждой статье в руб. (колонка № 3), так и в процентах по отношению суммы расходов по этой статье к общей сумме расходов семьи за данный месяц (колонка № 4). Координатор игры обращает особое внимание участников на необходимость соблюдения баланса доходов и расходов, т. е. сумма расходов должна совпадать с размерами доходов каждой семьи. Кроме того, участники должны учесть, что при  распределении денежных средств необходимо выделить определенные суммы на каждую статью расходов. Четвертый этап (10—15 мин). Координатор подводит итоги обсуждения и составления .бюджетов в семьях. При этом каждая   семья   сообщает  координатору   игры   основные   итоги   обсуждения   и   принятые решения, включая: сумму всех доходов, полученных за месяц; сумму всех расходов за этот же месяц по основным статьям: 1. Питание 2. Одежда 3. Мебель и предметы домашнего обихода 4. Культурно­бытовые нужды б. Алкогольные напитки и курение 6. Оплата квартиры 7. Транспортные расходы 8. Платежи, сборы, налоги 9. Накопления, сбережения Общий итог определяется как разность суммы доходов и суммы расходов. Если баланс доходов и расходов отрицательный, это означает, что данная семья живет в долг и она должна объяснить, где взяты недостающие деньги (или где семья собирается их взять). На каких условиях семья собирается воспользоваться кредитом, может быть, взять в долг у родственников, знакомых? Если баланс положительный, следовательно, семья закончила этот месяц с определенной экономией. Как она собирается  распорядиться этими деньгами: купить ценные бумаги, отложить   на   крупную   покупку   в   следующем   месяце?   Эти   сэкономленные   суммы приплюсовываются к статье «Накопления, сбережения». После обсуждения баланса каждой семьи координатор игры приступает к количественному анализу   расходной   части   семейного   бюджета.   Для   этого   он   сообщает   участникам Рациональный Потребительский Бюджет (РПБ) в процентном  отношении по каждой его расходной статье. Ниже приведена структура расходной части РПБ, однако в зависимости от условий времени и региона может быть использована и иная структура. Расходная часть Рационального Потребительского Бюджета (РПБ) п/п 1. 2. 3. Наименование статьи расходов Процент  по  отношению  ко всей сумме расходов Питание: 1.1. Хлеб и крупы 1.2. Мясопродукты 1.3. Жиры (включая масло) 1.4. Овощи 1.5. Фрукты 1.6. Сахар 1.7. Молочные продукты 1.8. Напитки Одежда: 2.1. Верхняя одежда 2.2. Белье 2.3. Головные уборы 2.4. Чулочно­носочные изделия 2.5. Обувь Мебель и предметы домашнего обихода 50 7 7 8 6 5 7 7 3 20 7 5 1 2 5 5 4. 5. 6. 7. 8. 9. Культурно­бытовые нужды Алкогольные напитки и курение Оплата квартиры Транспортные расходы Платежи, сборы, налоги Накопления, сбережения 5 4 6 3 3 4 И т о г о :                                                               100 Участники   вписывают   данные   расходной   части   РПБ   (процент   по   каждой   статье)   в колонку № 5 Бланка № 2. После того как координатор сообщил эту информацию, каждая семья   сравнивает   свои   результаты   (процент   по   «каждой   статье  расходов)   с соответствующими   статьями   Рационального   Потребительского   Бюджета.   Такой количественный анализ проводится по всем расходным статьям для определения степени соответствия   процента  распределения  расходов   каждой  семьи   проценту  Рационального Потребительского Бюджета. Победителем в этой игре, т. е. наиболее социально зрелой  семьей,  объявляется группа, результаты   которой   ближе   всего   к   Рациональному   Потребительскому   Бюджету.   Для количественного определения уровня социальной зрелости семьи  можно провести расчет уровня социальной зрелости (УСЗ) по формуле УСЗ =    ba где: ∑— знак суммирования,   a— величина процента расходной статьи в бюджете семьи, обозначенная в колонке № 4 Бланка № 2,  b  — величина процента однотипной расходной статьи в Рациональном Потребительском Бюджете (колонка № 5),  с  — абсолютная       величина       (модуль)       разности       чисел «а,» и «b», т. е. разность, вычисленная без учета знака.  Суммирование   целесообразнее   проводить   Только   по 9 основным расходным статьям. Например, у семьи Орловых в результате собственных расходных статей и сопоставления с Рациональным     Потребительским     Бюджетом     получилась следующая сравнительная таблица. Т а б л и ц а   № п/п Наименование статьи расходов Разность по модулю, =  c Процент в семейном бюджете Процент в рациональном бюджете 1 Питание 2. Одежда 3. Мебель и предметы домашнего обихода 4. Культурно­бытовые нужды 5. Алкогольные напитки и курение 6. Оплата квартиры 7. Транспортные расходы 8. Платежи, сборы, налоги 9. Накопления, сбережения В итоге сумма разностей «с;» — по модулю без учета знака составила 38 единиц. В идеале этот показатель должен приближаться к нулю, т. е. проценты, отражающие суммы расходов конкретной семьи по всем статьям, полностью совпадают с однотипными статьями Рационального Потребительского Бюджета. И чем дальше этот показатель от нуля, тем ниже уровень социальной зрелости семьи. Пятый этап (15—20 мин). Координатор проводит анализ хода и результатов игры. В ходе анализа целесообразно обратить внимание участников на следующие моменты. обсуждения семейного бюджета. Кто   чаще   предлагал   варианты?   Какие   аргументы   использовали   участники   для убеждения других членов семьи? Чья точка зрения чаще всего находила понимание и поддержку? Были ли в семье конфликты? Какого рода и в чем была их причина? Как семья выходила из этих конфликтов? Кто стремился гасить возникающие конфликты? Какие приемы он для этого использовал? Процедура   2. Игровые роли. Всем   ли   участникам   удалось   держаться   в   рамках   заданной   игровой   роли?   Какие трудности испытывали участники, играя свою роль? Если кому­то не удалось выдержать рамки роли, то почему? Кому его роль в семье пришлась по душе? Почему? 3. Знание экономических реалий. Насколько   хорошо   участники   знают   реальные   цены   на   продовольствие,   на промышленные товары? Представляют ли себе, какие суммы расходует в среднем семья на оплату квартиры, на культурно­бытовые нужды? Опирались ли участники при обсуждении бюджета на опыт своих (уже не игровых, а реальных) семей?. Как помогал семейный опыт в этой игре? Представляли   ли   участники   хотя   бы   в   самых   общих   чертах   структуру   семейного бюджета? Координатор предоставляет  возможность высказаться всем  желающим, обязательно нужно выслушать представителей каждой семьи (группы). Примечания.  1.   Координатору   рекомендуется   следить   за   тем,   чтобы  участники оперировали в ходе игры суммами, близкими к реальной жизни. 2. Если кто­то из участников значительно завышает или занижает доходы  и расходы в сравнении с жизненной реальностью, координатор советует ему откорректировать цифры.

ДЕЛОВАЯ ИГРА «РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ ИЛИ СОЦИАЛЬНО ЗРЕЛАЯ СЕМЬЯ»

ДЕЛОВАЯ ИГРА «РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ ИЛИ СОЦИАЛЬНО ЗРЕЛАЯ СЕМЬЯ»

ДЕЛОВАЯ ИГРА «РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ ИЛИ СОЦИАЛЬНО ЗРЕЛАЯ СЕМЬЯ»

ДЕЛОВАЯ ИГРА «РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ ИЛИ СОЦИАЛЬНО ЗРЕЛАЯ СЕМЬЯ»

ДЕЛОВАЯ ИГРА «РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ ИЛИ СОЦИАЛЬНО ЗРЕЛАЯ СЕМЬЯ»

ДЕЛОВАЯ ИГРА «РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ ИЛИ СОЦИАЛЬНО ЗРЕЛАЯ СЕМЬЯ»

ДЕЛОВАЯ ИГРА «РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ ИЛИ СОЦИАЛЬНО ЗРЕЛАЯ СЕМЬЯ»

ДЕЛОВАЯ ИГРА «РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ ИЛИ СОЦИАЛЬНО ЗРЕЛАЯ СЕМЬЯ»

ДЕЛОВАЯ ИГРА «РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ ИЛИ СОЦИАЛЬНО ЗРЕЛАЯ СЕМЬЯ»

ДЕЛОВАЯ ИГРА «РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ ИЛИ СОЦИАЛЬНО ЗРЕЛАЯ СЕМЬЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2017