Деловые игры — являются одним из способов активизации обучения. Л.С, Выгоцкий уделял большое внимание игре, считая ее неотъемлемой частью учебного процесса. Как результат повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и взаимной ответствен¬ности. Участвуя в игре, школьники ненавязчиво усваи¬вают определенные понятия, т.е. теоретические, мето¬дические и практические знания, легче запоминают значительные объемы информации, и учебный про¬цесс превращается из "школы памяти'' и "школу мышления»
На первом этапе в развернутых и точных формулировках раскрывается тема игры. На втором формулиру¬ются ее цель и конкретные учебные задачи. На третьем дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, которая включает в себя определение райо¬на игры, ее условия (правила), используемый нагляд¬ный материал, характер размещения участников в ау¬дитории, определяются временные границы проведе-ния.
Деловые игры на занятиях кружка.
Деловые игры —
являются одним из
способов активизации обучения.
Л.С, Выгоцкий уделял большое внимание игре, считая ее неотъемлемой частью учебного
процесса. Как результат повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения
раздела, развивается чувство товарищества и взаимной ответственности. Участвуя в игре,
школьники ненавязчиво усваивают определенные понятия, т.е. теоретические, мето
дические и практические знания, легче запоминают значительные объемы информации, и
учебный процесс превращается из "школы памяти'' и "школу мышления»
На первом этапе в развернутых и точных формулировках раскрывается тема игры. На
втором формулируются ее цель и конкретные учебные задачи. На третьем дается
характеристика исходной обстановки игрового комплекса, которая включает в себя
определение района игры, ее условия (правила), используемый наглядный материал,
характер размещения участников в аудитории, определяются временные границы проведе
ния.
В сценарии игры подробно описываются правила поведения ее участников, дающие
не
игры
важно
итогов
подведении
им возможность принимать решения с высокой степенью обоснованности.
При
дать
общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам
разобрать весь ход, акцентируя внимание как на удачных, так и неудачных решениях. При
этом желательно оценить каждое такое решение. Рекомендуется также оценить
общую
и
интерес,
взаимопомощь,
мышление
дисциплину, быстроту реакции и т.п. В заключение разбора следует обязательно получить
от них собственную оценку, предложения по совершенствованию. Это поможет избежать в
следующей игре допущенных ошибок
Ниже представлена разработка деловой игр.
участников
эгоизм,
нестандартное
игры:
поведения
манеру
только
п.
Экономическое образование
Вклад каждого в дело экономии энергии
бережного
отношения
Цель: научить школьников способам экономии электричества, тепла и воды в быту и
умению применять их в повседневной жизни.
Задачи:
1. Закрепление учебного материала занятия по теме "Энергия земных недр. Экономия
энергии".
Воспитание
необходимого условия существования человека.
Развитие гибкости мышления при выборе и применении способов экономии энергии.
Задание: придумать, сформулировать и записать методы экономии электроэнергии, тепла
и воды в быту Исходные данные:
Конспект занятия.
Бланки для рейтинга.
Все участники делятся на три группы Каждой дается задание по разработке методов
экономии электричества, тепла, волы (по выбору). По окончании обсуждения
представители каждой группы выходят к доске разделенной на три части (по видам
энергии) и
записывают выработанные предложения. Затем они подробно рассказывают об их сути и
способах внедрения в быт.
энергии
кВыставление оценок происходит по рейтинговой системе. Каждой группе участников
выдается бланк, который предусматривает оценки по следующим критерии:
1. Эффективность предложенного метода.
2. Реальность применения.
3. Нетрадиционность мышления.
4. Уверенность докладчика.
При защите одной из групп остальные заполняют бланки, проставляя баллы (от 1 до
5) защищающейся группе. Затем просчитывается общий балл каждой группы, и учитель
выставляет оценки. При подведении итогов игры он обращает внимание на необходимость
применения разработанных группами методов экономии энергии и пропаганде их среди
родственников и знакомых.
Учениками был предложен ряд идей по рациональному использованию
электричества, тепла и воды в быту. Наряду с традиционными (своевременное отключение
освещения, нагревательных приборов, водоразборных устройств, применение менее
энергоемких бытовых приборов и т.д.) был выдвинут ряд оригинальных идей (внедрение
приборов учета расхода воды и тепла, установка приборов, сигнализирующих о
нерациональном их использовании, разработка устройств автоматического отключения
бытовых приборов).
Учащиеся рассказали, как происходил процесс подготовки предложений, как к ним
отнеслись домашние. оказалось, что даже короткой беседы достаточно, чтобы обратить
внимание на проблему, и многие предложения сразу же внедрялись в быту.
Ниже представлен бланк оценки работы группы №1.
По результатам игры группа №1 получила 36, N .2 — 34 и №3 — 38 баллов.
Критерии оценки
1. Эффективность предложенного метода
2. Реальность применения
3. Нетрадиционность мышления
4. Уверенность докладчика
Всего баллов
Группы
№2
4
4
5
4
17
№3
4
5
5
5
19
Понимание сложности и важности взятой проблемы, разработка реальных способов
экономии, обсуждение этих вопросов в семьях позволили сделать процесс выполнения и
защиты работ эмоциональным, интересным и результативным.
Учащиеся, обученные с помощью различных моделирующих систем, и сами
стремятся к конструированию и использованию в своей будущей профессиональной
деятельности различных моделей и методосистемного анализа. Происходит также
становление гражданской позиции, возникает стремление применять знания и умения на
пользу людям и природе.
Литература
Бабурин В.Л. Деловые игры по экономической социальной географии: книга для учителя.
М.. Просвещение, 1995.143 с.
В ы г о т с к и и Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В Давыдова. М.,
ПедагогикаПресс, 1996. "Деловая игра как форма активного обучение студентов:
методические указания. Ленинград, 1989 22 с.
Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Уколот учебное пособие для 911 классов
общеобразовательной школы. М.. ШколаПресс, 1996. 464 с.
Методические основы разработки и проведения деловых игр. М., 1988. 20 с.