Социальная статистика представляет собой одно из важнейших при-ложений статистического метода. Она дает количественную характери¬стику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотно¬шений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними. Статистический анализ явлений и процессов, происходящих в социальной жизни общества, осуществляется с помощью специфических для стати¬стики методов – методов обобщающих показателей, дающих числовое из¬мерение количественных и качественных характеристик объекта, связей между ними, тенденций их изменения. Эти показатели отражают социаль¬ную жизнь общества, выступающую как предмет исследования социаль¬ной статистики.
р.г..docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский государственный педагогический университет
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра биологии и географии с методикой преподавания
Тема: «Демографические методы исследования»
Выполнила: ЗыряноваГ.С.
Проверила: Булдакова Н.Б.
1 Шадринск, 2019г.
Содержание
Введение 3
1.Демография и методы ее исследования 4
1.2 Задачи демографии 7
1.3 Методы исследования 8
2 Демографическая статистика 10
2.1 Сбор информации о населении 10
2.2 Основные демографические показатели 12
2.3 Демографический анализ 14
3 Индекс развития человеческого потенциала 15
3.1 Понятие и сущность индекса развития человеческого потенциала 15
3.2 Метод, используемый для вычисления ирчп 17
Заключение 19
Список литературы 20
2 Введение
Социальная статистика представляет собой одно из важнейших при
ложений статистического метода. Она дает количественную характеристику
структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с
государством и правом, позволяет выявить и измерить основные
закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними.
Статистический анализ явлений и процессов, происходящих в социальной
жизни общества, осуществляется с помощью специфических для статистики
методов – методов обобщающих показателей, дающих числовое измерение
количественных и качественных характеристик объекта, связей между ними,
тенденций их изменения. Эти показатели отражают социальную жизнь
общества, выступающую как предмет исследования социальной
статистики.
Сложная и многогранная по своей природе социальная жизнь общества
представляет собой систему отношений разного свойства, разных уровней,
разного качества. Будучи системой, эти отношения взаимосвязаны и
взаимообусловлены. К числу наиболее значимых направлений исследования в
социальной статистике относятся: социальная и демографическая
структура населения и ее динамика, уровень жизни населения, уровень
благосостояния, уровень здоровья населения, культура и образование, мо
ральная статистика, общественное мнение, политическая жизнь. Приме
нительно к каждой области исследования разрабатывается система показа
телей, определяются источники информации и существуют специфические
подходы к использованию статистических материалов в целях регулирования
социальной обстановки в стране и регионах.
В отличие от многих других наук демография имеет точную дату рождения.
Она ведет свое начало с января 1662 г., когда в Лондоне вышла в свет книга
английского купца и капитана, ученогосамоучки Джона Граунта (1620 –
1674) имевшая длинное название: «Естественные и политические наблюдения,
перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней
о смертности. По отношению к управлению, религии, торговле, росту,
воздуху, болезням и другим изменениям названного города. Сочинение
Джона Граунта, гражданина Лондона». Эта книга послужила началом не
одной, а сразу трех наук: статистики, социологии и демографии.
Слово «демография» образовано из двух греческих слов: «демос» – народ
и «графо» пишу. Если трактовать это словосочетание буквально, оно будет
означать «народоописание», или описание населения.В ХХ веке становление
3 демографии как науки происходило в двух направлениях. С одной стороны,
ее предмет постепенно сужался, точнее, конкретизировался, с другой
расширялся круг, воздействующих на этот предмет факторов, которые
демография включала в поле своего рассмотрения. К середине 1960х гг.
большинство специалистов стали ограничивать предмет демографии
вопросами естественного движения населения. Различают два вида
движения: естественное и механическое (миграционное).
Естественное движение населения – это непрерывное изменение чис
ленности и структуры населения в результате рождений, смертей, браков и
разводов. В естественное движение населения включаются также и изменения
половозрастной структуры населения ввиду тесной взаимосвязи ее изменений
со всеми демографическими процессами.В первой половине 90х годов наша
страна вступила в стадию демографической катастрофы. Эта катастрофа
выражается, прежде всего, в беспрецедентно низкой рождаемости (уровень
которой сегодня вдвое ниже, чем в самые тяжелые годы Великой
Отечественной войны), в очень высоком уровне разводов (по которому РФ
сегодня на втором месте после США), в относительно низкой
продолжительности жизни населения, особенно мужского и сельского. С 1992
года население России не растет, а сокращается, причем очень быстрыми
темпами. За прошедшее с 1992 г. время оно сократилось почти на 2 млн.
человек, или на 1,3%. Однако при этом надо учесть, что убыль населения в
некоторой мере компенсировалась миграционным протоком населения изза
рубежа. За счет же естественной убыли, т.е. превышения числа умерших над
числом родившихся, страна уменьшилась за этот период на самом деле на 4,2
млн человек.
1. Демография и методы ее исследования
Этапы развития
Корни демографической науки уходят вглубь тысячелетий. Ещё древние
испытывали необходимость регистрировать население (табу, детоучет).
В Древнем Египте, Библии, Античном мире, Древнем Китае и во
времена Средневековья знания и представления о народонаселении
формировались бессистемно в общей массе недифференцированных научных
знаний: коегде проводились отдельные попытки регулировать семейное
поведение, рождаемость. В тот же период мыслители обратили внимание на
взаимосвязь численности населения и его общего развития (Конфуций,
Платон, Аристотель).
Конфуций
4 Конфуций (около 551—479 гг. до н. э.) осуществил попытку определения
идеальной пропорции между количеством обрабатываемой земли и
численностью заселения. Поскольку нарушение этой пропорции может
привести:
при малочисленности населения к ухудшению обработки пашни и к
отказу от налогов;
при чрезмерной плотности населения к обнищанию, праздности,
социальной напряженности.
Значит, необходимо государственное регулирование роста населения и
принятие такой меры, как, например, переселение жителей густонаселенных
районов в малонаселенные.
Платон
Платон (428—347 гг. до н. э.) в учении об идеальном государстве выдвигал в
качестве обязательного условия ограниченное число граждан 5040 человек
свободного населения. Предлагал установить определенные нормы брачных
отношений, требуя, чтобы мужчины имели детей только в возрасте от 30 до 55
лет. Он писал: « определить число браков мы предоставим правителям, чтобы
они по возможности сохраняли постоянное число мужчин, принимая в расчет
войны, болезни и т. д., и чтобы государство у нас по возможности не
увеличивалось и не уменьшалось».
Аристотель
Аристотель(384—322 гг. до н. э.) при рассмотрении проблем народонаселения
идеальным считал государство с малочисленным свободным населением.
Малочисленность граждан способствует возникновению социальной гармонии,
которая невозможна при избытке населения. Избыток населения способствует
росту числа возмущений и преступлений вследствие того, что часть граждан,
не будучи обеспечена землей, впадает в бедность. В отличие от Платона,
Аристотель не был сторонником колонизаций как меры регулирования
населения, а предлагал, например, узаконить умерщвление больных детей и
части «излишних» новорождённых. Если правила государства не позволяют
этого, то обществу следует установить для каждой семьи число детей,
которое она может иметь.
В эпоху феодализма
В эпоху феодализма (может быть, за вычетом Позднего Средневековья) в
странах Европы государственная власть всеми мерами способствовала
5 увеличению населения. Это обусловливалось стремлением власти поддержать
и увеличить свою политическую финансовую и военную мощь, состоящую по
тем временам в многолюдности страны, в количестве воинов, в размерах
налогов, которые могли собрать с населения большей численности. Поэтому и
основная идея выражалась в том, что богатство общества и сила государства
определяется численностью населения.
Формирование демографических знаний (XVII — начало XIX века)
Однако подлинное начало формирования демографии как науки со всеми
соответствующими атрибутами ориентацией на объективность, нацеленностью
на выявление закономерностей, средствами для формирования базы данных
(эмпирических фактов), эмпирическими обобщениями, методами
исследования и обработки данных, математическими средствами выражения,
расчетов и моделирования демографических процессов, — относится ко
второй половине XVII века, когда развитие капитализма породило
устойчивую потребность в изучении народонаселения. Исторически первым
объектом научного изучения в демографии была смертность. Знание порядка
вымирания поколения позволяло определить длительность жизни (а при
постоянстве чисел рождений — также и численность населения) и
рассчитывать при страховании жизни суммы выплат в зависимости от
дожития.
Рождаются новые цели и задачи: определить динамику численности
населения, её зависимость от рождаемости, смертности, структурных и
территориальных перемещений. В XVIII веке были предприняты первые
попытки наблюдать изменение числа умерших и родившихся и численности
населения в отдельных странах.
В 1693 году Галлей построил полную таблицу смертности для населения
города Бреславля (Вроцлав), включил в неё младенческую и
детскую смертность.
В конце XVIII — начале XIX века в США были заложены основы
современной населения (1790), был налажен текущий учет населения.
В России в середине XVIII века М. В. Ломоносов первый обратил внимание на
проблемы «сохранения и умножения российского народа».
Возникновение демографической науки XIX век
В XIX веке встал вопрос о роли и месте демографии в социально
экономическом развитии. Повышается описательный характер,
рассматриваются состав и движение населения. В середине XIX
века предпринимаются попытки изучения социальной дифференциации
6 рождаемости и смертности такими учеными, как Г. Ф. Кнапп (Германия),
Л. А. Бертильон (Франция).
Утверждение демографической науки (конец XIX — первая половина XX
века)
Центральным объектом изучения в демографии становится воспроизводство
населения, в связи с чем в ряде стран принимаются различные законы,
касающиеся народонаселения. Исследователи второй половины XIX
века подходят к трактовке воспроизводства населения как единого
взаимосвязанного процесса. В. Борткевич начал, а Р. Бек и Р. Кучинский
завершили разработку показателей, характеризующих результат
воспроизводственного процесса.
В 2030е годы были сделаны шаги к международному сотрудничеству.
Предпринимаются первые попытки вести демографические исследования во
взаимосвязи с другими общественными явлениями. Демография утверждается
в роли общественной науки.
Современное развитие (середина XX — до настоящего времени)
За последние полвека наблюдается тенденция к повышению внимания к
изучению демографии с точки зрения экономических и социальных факторов
общего развития.
В середине 70х ООН публикует труд «Детерминанты и последствия
демографических тенденций», в котором отмечаются:
увеличение объёма демографической информации и источников основы;
быстрое увеличение количества демографических исследований и
повышение степени их специализации;
успехи в области демографического анализа;
В XX веке становление и развитие демографии нашло отражение в
трудах Д. И. Менделеева, К.Ф.Германа, П. П. СемёноваТяньшанского,
А. И. Чупрова, Ю. Э. Янсона.
1.2 Задачи демографии
Подлинной целью исследования для любой науки является раскрытие законов
(причинноследственных связей) развития в той области бытия, которая
составляет ее предмет. В свою очередь, познание законов развития немыслимо
7 без предварительного установления закономерностей, т.е. объективно
существующих, повторяющихся, устойчивых связей между явлениями, этого
развития. Таким образом, предметом демографии являются законы
естественного воспроизводства населения.
Население в демографии это совокупность людей, самовоспроизводящаяся
в процессе смены поколений.
Основными задачами демографии являются:
1 изучение тенденций и факторов демографических процессов для
выявления подлинных тенденций демографических процессов надо оценить
достоверность статистической информации и выбрать подходящие для
каждого случая показатели. Различные показатели, в зависимости от их
индивидуальных свойств, могут совершенно поразному характеризовать на
правление и интенсивность одного и того же процесса. Не меньшее значение
имеет изучение факторов демографических процессов. Фактор есть
статистически наблюдаемое отражение причины.
2 разработка демографических процессов на основе изучения тенденций
демографических процессов и причинноследственных связей
демографических процессов с другими общественными процессами
демографы разрабатывают прогнозы будущих изменений численности и
структуры населения. На демографические прогнозы опирается планирование
народного хозяйства: производства товаров и услуг, жилищного и
коммунального строительства, трудовых ресурсов, подготовки кадров
специалистов, школ и детских дошкольных учреждений, дорог и средств
транспорта, военнопризывного контингента и прочее.
3 разработка мероприятий демографической политики на основе
познания реальных тенденций демографических процессов, на основе
становления и причинноследственных связей с другими общественными
процессами, на основе демографических прогнозов и планов определяются
цели и меры демографической и социальной политики.
1.3 Методы исследования
Демография в исследовании своего предмета – естественного воспро
изводства населения использует различные методы, основные из которых
можно объединит по их характеру в три
группы: статистические, математические и социологические.
Объектами наблюдения в демографии являются не отдельные люди и
события, а сгруппированные по определенным правилам, однородные в
8 некотором отношении совокупности людей и событий. Такие совокупности
называются статистическими фактами. Демография стремится
установить и измерить объективно существующие взаимосвязи между
статистическими фактами, имеющими отношение к ее предмету, используя
для этого методы, также разработанные в статистике, скажем методы
корреляционного и факторного анализа. В демографии используются и другие
статистические методы, в частности выборочный и индексный методы, метод
средних величин, методы выравнивания, табличный и другие.
Процессы воспроизводства населения связаны между собой иногда простыми,
иногда довольно сложными количественными соотношениями, что
обуславливает применение многих математических методов для измерения
одних демографических характеристик по данным о других характеристиках.
В демографии широко используются математические модели населения, с
помощью которых на основе фрагментарных и неточных данных можно
получить достаточно полное и достоверное представление об истинном
состоянии воспроизводства населения. К разряду математического
моделирования в демографии относятся вероятностные таблицы
смертности, а также и демографические прогнозы, которые представляют
собой один из видов математического моделирования.
В последнюю четверть века (у нас в стране, а на Западе же более полувека)
в демографии все активнее используются социологические
методы исследования, так называемого демографического поведения, т.е.
субъективных установок, потребностей, мнений, планов, принятия
решений, действий по отношению к демографическим аспектам жизни
людей, семей, общественных групп.
Внутри демографии стихийно выделяются такие отрасли, как:
демографическая статистика старейшая отрасль демографии; ее частным
предметом является изучение статистически закономерностей
воспроизводства населения. В задачу демографической статистики входит
разработка методов статистического наблюдения и измерения
демографических явлений и процессов, сбор и первичная обработка
статистических материалов о воспроизводстве населения.
математическая демография, которая разрабатывает и применяет
математические методы для изучения взаимосвязей демографических явлений
и процессов, моделирования и прогнозирования. В числе демографических
моделей вероятностные таблицы смертности, брачности, рождаемости,
9 модели стационарного и стабильного населения, имитационные модели
демографических процессов и т. п.
историческая демография, которая изучает состояние и динамику
демографических процессов в истории стран и народов, а также историю
развития самой демографической науки.
этническая демография исследует этнические особенности
воспроизводства населения. Этнические особенности бытового уклада жизни
народов, обычаи, традиции, структура семейных отношений оказывают
существенное влияние на уровень рождаемости, на среднюю
продолжительность жизни, состояние здоровья.
экономическая демография исследует экономические факторы
воспроизводства населения. Под экономическими факторами понимается
вся совокупность экономических условий жизни общества, и влияние на темы
роста населения, уровень рождаемости, смертности, брачности и т.д.
социологическая демография изучает влияние социологических
социальнопсихологических факторов на волевые, субъективные действия
людей в демографических процессах.
2 Демографическая статистика
2.1 Сбор информации о населении
Демографическая статистика (статистика населения) часть демографии,
наука, занимающаяся сбором, обработкой и анализом информации о
воспроизводстве населения.
Основные источники информации в демографии:
1 Переписи населения, проводимые регулярно (обычно раз в 10 лет);
Перепись населения – это общий процесс сбора, обобщения, оценки,
анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных
10 о всем населении, проживавшем на определенный момент времени в стране
или ее четко ограниченной части.
Хоть она и называется по традиции переписью населения (или демографи
ческой переписью), на самом деле перепись показывает целый ряд струк
тур населения, выходящих за границы предмета демографии (этническая и
социальноклассовая структура, распределение населения по территории и
миграция, распределение населения по отраслям народного хозяйства и по
занятиям, безработица, положение в занятии и др.). Для проведения пере
писи создается специальное подразделение в органах государственной ста
тистики. В его функции водит методологическая и техническая подготовка
переписи, организация ее непосредственного проведения, обработка итогов и
их публикация. В нашей стране таким подразделением является правление
переписей и обследований Государственного Комитета Российской
Федерации по статистике.
В переписях населения изучаются следующие вопросы:
численность и размещение населения по территории страны, по городским
и сельским типам населения, миграция населения;
структура населения по полу, возрасту, брачному состоянию и
семейному положению;
структура населения по национальной принадлежности, родному и разго
ворному языку, по гражданству;
распределение населения по уровню образования, по источникам средств
существования, по отраслям народного хозяйства, по занятиям и положению
в занятии;
число и структура семей по целому комплексу социальных характеристик;
рождаемость;
жилищные условия населения.
28 декабря 2001 года Государственная Дума приняла проект Федерального
закона «О Всероссийской переписи населения».
2 Текущий учет событий естественного движения населения – рождений,
смертей, браков, разводов – основан на регистрации эти событий. При
регистрации демографических событий записи актов гражданского состояния
в специальных книгах производятся в двух экземплярах, один хранится в ар
11 хиве, а второй передается в статистические органы для обработки и
обобщения содержащихся в нем сведений. Однако эти сведения даже в
суммарном виде не характеризуют интенсивности демографических процес
сов. Объем демографических событий зависит от численности населения,
которая эти события продуцирует. Совокупности демографических
процессов надо сопоставить с соответствующими им совокупностями насе
ления (число рождений – с числом женщин определенного возраста и брачного
состояния, число умерших – с численностью населения соответствующего
пола, возраста, национальности и т. д.). Данные о численности и составе
населения дают переписи. Т. о. Данные текущего учета демографических
событий образуют неразрывное единство с данными переписей населения.
3 Текущие регистры (списки, картотеки) населения ведут различные ад
министративные государственные органы. Эти картотеки создаются для вы
полнения конкретных задач и обычно охватывают не все население, а неко
торые его группы (жителей микрорайонов, категории, подлежащие социаль
ной опеке, и т. д.). Во всех этих регистрах числится юридическое население,
которое может не совпадать полностью с фактическим населением (наличным
или постоянным, как это определено в переписях населения). Поэтому данные
списков населения имеют ограниченное применение.
4 Выборочные и специальные обследования (например, микропереписи,
проводимые на середине межпереписного периода. Первая такая работа
была осуществлена в 1985 г., вторая в феврале 1994г) позволяют с
меньшими затратами, чем переписи, провести изучение интересующей
проблемы на небольшой, по специальным правилам отобранной группе
населения с тем, чтобы полученные результаты затем распространить на все
население.
2.2 Основные демографические показатели
Все показатели можно разделить на два основных вида: абсолютные и от
носительные. Абсолютные показатели (или величины) – это просто суммы
демографических событий: (явлений) на момент времени (или в интервале
времени чаще всего за год). К ним относятся, например, численность насе
ления на определенную дату, число родившихся, умерших и т. д. за год, месяц,
несколько лет т. п. Абсолютные показатели сами по себе не информативны,
используются в аналитической работе обычно как исходные данные для
расчета относительных показателей. Для сравнительного анализа ис
пользуются только относительные показатели. Относительными они назы
ваются потому, что всегда представляют собой дробь, отношение к той чис
ленности населения, которая их продуцирует.
12 Численность населения является основным показателем статистики
населения. Данный показатель важен как сам по себе, так и в качестве основы
расчета многих относительных показателей.
Численность населения может исчисляться по постоянному или по
наличному населению.
Постоянное население — часть населения, которая постоянно проживает в
данном населенном пункте, независимо от фактического местонахождения на
момент учета.
Наличное население — часть населения, которая находится на момент учета
в данном населенном пункте, независимо от места постоянного проживания.
Временно отсутствующие — лица, которые на момент учета временно
отсутствовали в месте постоянного проживания (на срок не более 6 месяцев).
Временно присутствующие — лица, которые временно находились в данном
населенном пункте на момент учета (на срок не более 6 месяцев).
Наличное население = Постоянное население + Временно присутствующие
— Временно отсутствующие
Постоянное население = Наличное население — Временно присутствующие
+ Временно отсутствующие
Также, наряду с этими показателями существуют и другие,
например:Абсолютные
демографические
показатели:
Общий прирост населения
Pп = P1 — P0 (1)
где Р0 — численность населения на начало периода (обычно год) Р1 — на
конец периода
Миграционное сальдо (чистая миграция)
V+ — V = V пр (2)
где V+ — число прибывших (иммигранты), V — число выбывших
(эмигранты) Относительные демографические показатели:
13 Коэффициент демографической нагрузки
К=n1/n2 (3)
где n1 количество граждан на исследуемой территории, не относящихся к
трудоспособному населению, то есть пенсионеров и детей.
n2 количество граждан на исследуемой территории, относящихся к
трудоспособному населению.
Коэффициент брачности
Sb =(B/(P*T))*1000% , где B — общее число браков, P — среднее население
в трудоспособном возрасте (4)
Специальный коэффициент рождаемости (коэффициент плодовитости
женщин) представляет собой отношение числа родившихся живыми (за год) к
средней (среднегодовой) численности женщин в возрасте от 15 до 50 лет.
2.3 Демографический анализ
Анализ населения РФ за 2010 2011 годы
Таблица 1 Численность населения
Годы Все
в том числе
население,
млн.
человек
2010 142,0
2011 141,9
городско
е
103,8
103,7
сельско
е
38,2
38,2
В общей
численности населения,
процентов
городское
сельское
73
73
27
27
Pп =P1 —P0
Общий прирост населения
Рп=141,9142=0,1млн. человек.
Значение показателя отрицательное, значит, имеет место естественная
убыль населения
14 Таблица 2 Миграция (человек)
Год Число
прибывших
2215945
201
0
Число
выбывших
1973839
Миграционное сальдо (чистая миграция)
V+ —V =Vпр Vпр = 2215945 – 1973839 = 242106.
В 2008 году иммигрантов больше чем эмигрантов.
Таблица 3 – Распределение населения по возрастным группам (тысяч человек)
2010
Все население 1419
трудоспособн
ое
нетрудоспосо
бное
04
8926
6
5263
8
Коэффициент демографической нагрузки К =n1/n2
К=52638/89266=0,589676 этот коэффициент показывает, что количество
населения в трудоспособном возрасте почти вдвое больше, по отношению к
населению в нетрудоспособном возрасте.
3 Индекс развития человеческого потенциала
3.1 Понятие и сущность индекса развития человеческого потенциала
Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен
Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии
человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого
развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние
человека основной и единственной целью развития.
Индекс развития человеческого потенциала – расчетный статистический
показатель, в котором учитываются не только объемы потребления
15 материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые
системами здравоохранения и образования.
Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого
потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из
базовых показателей количественно представляет одно из основных
направлений человеческого развития: долголетие, образованность и
собственно уровень жизни.
Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь,
что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных
универсальных потребностей человека. Базовый показатель долголетия
– средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении
(СППЖР). Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского
населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое
составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном
году. СППЖР единым числом выражает интенсивность смертности населения
данной страны (региона и т.п.) в данный календарный год, т.е. характеризует
долголетие гипотетического новорожденного, который проживет всю жизнь в
условиях данной интенсивности смертности. В условиях совершенствования
системы здравоохранения и повышения качества жизни реальному
новорожденному, появившемуся на свет в данном году, в среднем удастся
прожить дольше, чем гипотетическому.
Образованность рассматривается как способность к получению и
накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками
образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата
обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать,
понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной
жизни. Уровень грамотности взрослого населения – доля грамотных в
возрасте 15 лет и старше – служит важнейшим базовым показателем данного
направления человеческого развития. Уровень грамотности относится к
реальному населению и является показателем состояния образования, в
значительной степени зависящим от грамотности в течение предыдущих 10–20
лет. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности
априори устанавливается равным 99%. Учитывая тенденции повышения
образовательного уровня и необходимость более адекватного отражения
различий между индустриальными странами, образованность стала
оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности
взрослого населения и совокупной долей учащихся. Последний показатель
рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех
ступенях обучения (начальной, средней (средней специальной) высшей,
16 послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности
населения в возрасте от 6 до 24 лет.
Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам,
необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового
образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен
информацией и участие в жизни общества». Уровень жизни, в отличие от
долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у
человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство,
расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор.
Для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель –
валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Для межстранового
сравнения используется реальной ВВП на душу населения, рассчитанный в
соответствии с паритетом покупательной способности (ППС) валюты. Для
межрегионального сравнения субъектов одной страны, в том числе и
Российской Федерации, уровень жизни должен оцениваться аналогичным
макроэкономическим показателем – реальным валовым региональным
продуктом (ВРП) на душу населения.
Таким образом, величина ИРЧП служит критерием разделения стран на
группы с различным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от
уровня экономического развития (будь это индустриальные или
развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развития
относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем
человеческого развития – те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с низким
уровнем человеческого развития – те, в которых ИРЧП < 0,5.
3.2 Метод, используемый для вычисления ирчп
При подсчёте индекса учитываются 3 вида показателей:
Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении –
оценивает долголетие.
Уровень образования (грамотности), определяется комбинацией двух
показателей – грамотности взрослого населения и охвата населения тремя
ступенями образования (начальным, средним и высшим);
Материальный уровень жизни, оценивается величиной реального ВВП на
душу населения, т.е. величиной, переведенной в доллары с помощью паритета
покупательной способности.
17 Индекс отражает достижения каждой данной страны в обеспечении этих трех
важнейших аспектов человеческого благополучия.
Достижения в каждой из этих трех областей сначала оцениваются в процентах
от некой идеальной, ни в одной стране еще не достигнутой ситуации:
1. Ожидаемой продолжительности жизни, равной 85 годам;
2. Грамотности и охвата населения образованием всех трех ступеней на
уровне 100%;
3. Реального ВВП на душу населения на уровне 40000 долл.
Затем вычисляется простое среднее из этих трех индексов.
1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни – фиксированные значения
(определенные Программой развития ООН):
максимальное – 85 лет
минимальное – 25 лет
4. Совокупный индекс достигнутого уровня образования:
Индекс образования =
5. Индекс реального ВВП на душу населения (по ППС в долл. США):
максимальное – 40000 долл. по ППС
минимальное – 100 долл. по ППС
6. Индекс развития человеческого потенциала:
Индекс развития человеческого потенциала равный 1, будет иметь страна, в
которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам (это
фиксированный верхний порог для всех стран), ВВП на душу населения (по
паритету покупательной способности) равен 40000 долларам США (это также
фиксированный верхний предел для всех стран), в которой 100% населения
являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста,
посещают начальную или среднюю школу, учатся в высшем или среднем
учебном заведении (это также изначально неизменный индикатор для всех
стран). Ближе всего сегодня к этому показателю находится Норвегия, ИРЧП
которой равен 0,944.
18 Индекс развития человеческого потенциала равный 0, будет иметь страна, в
которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам (это
фиксированный нижний уровень), ВВП на душу населения (по паритету
покупательной способности) равен 100 долларам США (это также
фиксированный нижний предел для всех стран), в которой 100% населения
неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой
крайности находится сегодня Нигерия, ИРЧП которой равен 0,275.
Заключение
Данная тема очень интересна и актуальна. В процессе работы, были детально
изучены и применены на практике статистические методы демографического
анализа. Для понимания этой темы был переработан большой материал,
связанный с этой темой.
В заключении хотелось бы сказать, что можно выявить отрицательную
динамику демографической ситуации в стране, только в рассмотренном мной
двухгодичном периоде. Для более полного анализа, нужно рассматривать
демографическую ситуацию не за 2 года и не за 5, а как минимум за 10.
Только такое изучение позволит сделать правильные выводы и, следовательно,
применить правильные меры. Этому необходимо уделить больше внимания.
19 Было отмечено, что прирост населения стал отрицательным, в Россию
приезжают люди из других стран, что «скрывает» настоящую
демографическую картину. Статистка позволяет только показать
объективную картину происходящего. Хотелось бы отметить, что в настоящее
время в России действуют программы направленные на стабилизацию
численности населения и улучшение условий жизни населения.
По поводу ИРЧП можно сказать, что недостатком показателя является
невозможность судить по его величине об относительной важности
составляющих его элементов, о том, например, по какой именно причине та
или иная страна изменила свое положение в общем списке – по причине
изменения уровня душевого дохода или, например, уровня грамотности
населения.
Что касается России в оценке регионов по ИРЧП, то используемая методика
имеет ряд дефектов. Самый очевидный – относительная достоверность
показателя ВРП. Еще одна проблема не имеет решения в принципе, поскольку
регионы – более открытые экономические системы по сравнению со странами.
На уровне стран основная часть дохода потребляется там же, где
производится, а в регионах производство и потребление сильно различаются,
так как значительная часть произведенного ВРП (и при этом разная по
регионам) перераспределяется государством. Возможная альтернатива для
измерения – показатели фактического конечного потребления домашних
хозяйств системы национальных счетов, но они также имеют свои
региональные искажения, поэтому их использование не решает проблемы.
Кроме того, необходимо сохранить при измерениях единую методику,
применяемую в международных сопоставлениях. Еще одно трудно
устранимое искажение – формально заниженные показатели образования
пристоличных областей (Московской и Ленинградской), поскольку
значительная часть молодежи этих регионов получает профессиональное
образование в Москве и СанктПетербурге. Все это необходимо учитывать
при анализе результатов рейтинг
20 Список литературы
1. Борисов, В. А. Демография, М., 2010. 66 с.
2. Валентей, Д. И., Кваша А. Я. Основы демографии. М.: Мысль, 2010.68
с.
3. Годин, А. М. Статистика: учебник / А. М. Годин. – Москва: Дашков и
К°, 2012. – 451 с.
4. Елисеева, И. И. Статистика: [углубленный курс]: учебник для
бакалавров / И. И. Елисеева и др.]. – Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2011.
– 565 с.
5. Кильдишев, Г. С. Статистика населения с основами демографии, М.,
2009318 с.
6. Медков, В. М. Демография. Ростов на Дону. 2009.418 с.
7. Международная статистика : учеб. / Федер. агентство по образованию,
Моск. гос. унт экономики, статистики и информатики. Москва :
Юрайт, 2010. 671 с.
8. Назаров, М. Г. Статистика: учебнопрактическое пособиеМосква:
КноРус, 2010.479 с.
9. Ниворожкина, Л. И. Статистика: учебник для бакалавров: учебник /. –
Москва: Дашков и Кº: Наука–Спектр, 2011. – 415 с.
10.Шелестов Д. К. Демография: история и современность. М., 2009. –
245с.
21
Демографические методы исследования
Демографические методы исследования
Демографические методы исследования
Демографические методы исследования
Демографические методы исследования
Демографические методы исследования
Демографические методы исследования
Демографические методы исследования
Демографические методы исследования
Демографические методы исследования
Демографические методы исследования
Демографические методы исследования
Демографические методы исследования
Демографические методы исследования
Демографические методы исследования
Демографические методы исследования
Демографические методы исследования
Демографические методы исследования
Демографические методы исследования
Демографические методы исследования
Демографические методы исследования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.