Демонстративное поведение школьников:Причины, проявления, способы коррекции
Педагог-психолог МАОУ Гимназия №2 г.Стерлитамак РБТарова Юлия Николаевна
Демонстративное поведение
подчеркнуто-выразительное поведение с осознаваемой или неосознанной целью привлечь к себе особое внимание окружающих без учета их потребностей и желаний.
Причины возникновения:
недостаток внимания взрослых к детям
получение одобрения или порицания как один из способов получения внимания
неумение попросить внимания в приемлемой форме
гипоопека как стиль семейного воспитания
гипертрофированная потребность в эмоциональных контактах избалованных детей, «кумиров семьи»
демонстрация своих возможностей
желание попробовать свои силы
стремление к самоутверждению
протест против чего-либо
закрепление демонстративного поведения через реакцию взрослых на социально неодобряемые поступки
Формы проявления демонстративности
Активная
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Привлечение внимания |
|
| |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Привлечение внимания | Раздражение, возмущение |
| |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Привлечение внимания | Раздражение, возмущение | Сделать замечание | |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Привлечение внимания | Раздражение, возмущение | Сделать замечание | Временно прекращает выходку | |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Привлечение внимания | Раздражение, возмущение | Сделать замечание | Временно прекращает выходку | Постараться до урока подчеркнуть громко "что-то" хорошее в этом ученике, предложить выполнить поручение: достать мел, написать число т. п. (полить цветок) и похвалить. |
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Власть |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Власть | Гнев, негодование, возмущение, часто также страх |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Власть | Гнев, негодование, возмущение, часто также страх | Немедленно прекратить выходку |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Власть | Гнев, негодование, возмущение, часто также страх | Немедленно прекратить выходку | Ученик прекратит выходку, когда сам решит |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Власть | Гнев, негодование, возмущение, часто также страх | Немедленно прекратить выходку | Ученик прекратит выходку, когда сам решит | Постараться сохранить объективность, не прибегать к унижениям и оскорблениям |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Месть |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Месть | Растерянность, гнев, негодование, обида, страх. "Как это вообще могло произойти?" |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Месть | Растерянность, гнев, негодование, обида, страх. "Как это вообще могло произойти?" | «В этой школе, дорогой, останешься либо ты, либо я.» |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Месть | Растерянность, гнев, негодование, обида, страх. "Как это вообще могло произойти?" | В этой школе, дорогой, останешься либо ты, либо я" | Ученик прекратит выходку, когда сам решит |
|
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Месть | Растерянность, гнев, негодование, обида, страх. "Как это вообще могло произойти?" | В этой школе, дорогой, останешься либо ты, либо я" | Ученик прекратит выходку, когда сам решит | Проявлять заботу об учениках, учить их выражать свои переживания приемлемыми способами |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Избегание неудачи |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Избегание неудачи | Жалость, попытки позаниматься дополнительно, объяснить материал ещё раз, ощущение профессиональной беспомощности |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Избегание неудачи | Жалость, попытки позаниматься дополнительно, объяснить материал ещё раз, ощущение профессиональной беспомощности | Отвести ребёнка к психологу и получить ответ на вопрос "Почему он не тянет?" |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Избегание неудачи | Жалость, попытки позаниматься дополнительно, объяснить материал ещё раз, ощущение профессиональной беспомощности | Отвести ребёнка к психологу и получить ответ на вопрос "Почему он не тянет?" | Ученик впадает в зависимость |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Избегание неудачи | Жалость, попытки позаниматься дополнительно, объяснить материал ещё раз, ощущение профессиональной беспомощности | Отвести ребёнка к психологу и получить ответ на вопрос "Почему он не тянет?" | Ученик впадает в зависимость | Создать ситуацию успеха |
Мотивы демонстративного поведения
Сильные стороны
Слабые стороны
Меры педагогического воздействия при демонстративном поведении
1 стратегия «Минимизация внимания»
Игнорируйте такое поведение
Установите зрительный контакт
Встаньте рядом. Физическое приближение
Упоминайте имя ученика
Пошлите «секретный сигнал»
Делайте письменные замечания
Формулируйте «Я-высказывания»
Меры педагогического воздействия при демонстративном поведении
2 стратегия «Разрешающее поведение»
Доведите до абсурда демонстративную выходку.
Используйте «разрешенную квоту».
«Запретный плод всегда сладок», разрешите его
Меры педагогического воздействия при демонстративном поведении
3 стратегия «Поступайте неожиданно!»
Выключите свет
Используйте музыкальные инструменты
Начните говорить тихим голосом
Измените манеру речи
Говорите со стеной или «с портретом Пушкина»
Временно прекратите вести урок
Меры педагогического воздействия при демонстративном поведении
4 стратегий «Отвлеките ученика»
Задавайте прямые вопросы.
Измените деятельность.
Меры педагогического воздействия при демонстративном поведении
5 стратегия «Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения»
Благодарите учеников
Меры педагогического воздействия при демонстративном поведении
6 стратегия «Пересаживайте учеников»
Просите ученика сесть на другое место
«Стул размышлений»
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 1
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 2
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 3
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 4
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 5
Методика "Педагогические ситуации"
7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».
8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 6
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 7
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 8
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 9
В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». — Что должен ответить ему на это учитель?
1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».
2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».
3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».
4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».
5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».
6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 10
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 11
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 12
Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что должен на это ответить учитель?
1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».
2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».
3. «Прежде чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».
4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».
5. «Я не готов(а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».
6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 13
Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». — Каким должен быть ответ учителя?
1. «Это — плохо».
2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».
3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».
4. «Почему?»
5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»
6. «На вкус и цвет товарища нет».
7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 14
Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Ну и что?»
2. «Никуда не денешься, все равно придется».
3. «Это глупо с твоей стороны».
4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».
5. «Почему?»
6. «Я думаю, что ты не прав».
.Порядковый номер педагогической ситуации | Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | 4 | 3 | 4 | 2 | 5 | — | ||
2 | 2 | 3 | ||||||
3 | 3 | 4 | 5 | |||||
4 | 4 | |||||||
5 | 3 | 2 | 4 | 5 | ||||
6 | 3 | 2 | 4 | 5 | — | |||
7 | 3 | |||||||
8 | 4 | 5 | 4 | 3 | ||||
9 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | |||
10 | 3 | 4 | ||||||
11 | 3 | 4 | ||||||
12 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | |||
13 | 3 | 2 | 5 | 4 | 5 | — | ||
14 | 2 | 3 | 4 | 5 | — |
Методика "Педагогические ситуации"
Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.
средняя оценка выше 4,5 балла - педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми.
средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла - педагогические способности считаются среднеразвитыми.
средняя оценка меньше, чем 3,4 балла - педагогические способности рассматриваются как слаборазвитые.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.