Демонстративное поведение
подчеркнуто-выразительное поведение с осознаваемой или неосознанной целью привлечь к себе особое внимание окружающих без учета их потребностей и желаний.
Причины возникновения:
недостаток внимания взрослых к детям
получение одобрения или порицания как один из способов получения внимания
неумение попросить внимания в приемлемой форме
гипоопека как стиль семейного воспитания
гипертрофированная потребность в эмоциональных контактах избалованных детей, «кумиров семьи»
демонстрация своих возможностей
желание попробовать свои силы
стремление к самоутверждению
протест против чего-либо
закрепление демонстративного поведения через реакцию взрослых на социально неодобряемые поступки
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Привлечение внимания | Раздражение, возмущение | Сделать замечание | Временно прекращает выходку | Постараться до урока подчеркнуть громко "что-то" хорошее в этом ученике, предложить выполнить поручение: достать мел, написать число т. п. (полить цветок) и похвалить. |
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Власть | Гнев, негодование, возмущение, часто также страх | Немедленно прекратить выходку | Ученик прекратит выходку, когда сам решит |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Власть | Гнев, негодование, возмущение, часто также страх | Немедленно прекратить выходку | Ученик прекратит выходку, когда сам решит | Постараться сохранить объективность, не прибегать к унижениям и оскорблениям |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Месть | Растерянность, гнев, негодование, обида, страх. "Как это вообще могло произойти?" | «В этой школе, дорогой, останешься либо ты, либо я.» |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Месть | Растерянность, гнев, негодование, обида, страх. "Как это вообще могло произойти?" | В этой школе, дорогой, останешься либо ты, либо я" | Ученик прекратит выходку, когда сам решит |
|
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Месть | Растерянность, гнев, негодование, обида, страх. "Как это вообще могло произойти?" | В этой школе, дорогой, останешься либо ты, либо я" | Ученик прекратит выходку, когда сам решит | Проявлять заботу об учениках, учить их выражать свои переживания приемлемыми способами |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Избегание неудачи | Жалость, попытки позаниматься дополнительно, объяснить материал ещё раз, ощущение профессиональной беспомощности |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Избегание неудачи | Жалость, попытки позаниматься дополнительно, объяснить материал ещё раз, ощущение профессиональной беспомощности | Отвести ребёнка к психологу и получить ответ на вопрос "Почему он не тянет?" |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Избегание неудачи | Жалость, попытки позаниматься дополнительно, объяснить материал ещё раз, ощущение профессиональной беспомощности | Отвести ребёнка к психологу и получить ответ на вопрос "Почему он не тянет?" | Ученик впадает в зависимость |
Мотивы демонстративного поведения
Мотивы | Диагностические признаки | Как изменить поведение | ||
Чувства учителя | Что хочется сделать? | Ответная реакция ученика | ||
Избегание неудачи | Жалость, попытки позаниматься дополнительно, объяснить материал ещё раз, ощущение профессиональной беспомощности | Отвести ребёнка к психологу и получить ответ на вопрос "Почему он не тянет?" | Ученик впадает в зависимость | Создать ситуацию успеха |
Мотивы демонстративного поведения
Сильные стороны
стремление к успешности
развитие конкурентоспособности
развитие лидерских навыков
Слабые стороны
агрессивность и безжалостность при достижении целей
ригидность
склонность преуменьшать достижения других
формализм
Меры педагогического воздействия при демонстративном поведении
1 стратегия «Минимизация внимания»
Игнорируйте такое поведение
Установите зрительный контакт
Встаньте рядом. Физическое приближение
Упоминайте имя ученика
Пошлите «секретный сигнал»
Делайте письменные замечания
Формулируйте «Я-высказывания»
Меры педагогического воздействия при демонстративном поведении
2 стратегия «Разрешающее поведение»
Доведите до абсурда демонстративную выходку.
Используйте «разрешенную квоту».
«Запретный плод всегда сладок», разрешите его
Меры педагогического воздействия при демонстративном поведении
3 стратегия «Поступайте неожиданно!»
Выключите свет
Используйте музыкальные инструменты
Начните говорить тихим голосом
Измените манеру речи
Говорите со стеной или «с портретом Пушкина»
Временно прекратите вести урок
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 1
Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это?
1. «Вот тебе и на!»
2. «А что тебе смешно?»
3. «Ну, и ради бога!»
4. «Ты что, дурачок?»
5. «Люблю веселых людей».
6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 2
В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».
Ваша реакция:
1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».
2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».
3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
4. «Тебе просто не хочется учиться».
5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».
6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 3
Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя?
1. «Не хочешь — заставим!»
2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»
3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».
4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»
5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»
6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 4
Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» — Что должен на это ему ответить учитель?
1. «Если честно сказать — сомневаюсь».
2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».
3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».
4. «Почему ты сомневаешься в себе?»
5. «Давай поговорим и выясним проблемы».
6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 5
Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». — Как нужно ответить ему?
1. «Попробуй только!»
2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».
3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».
4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».
5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»
6. «А что ты собираешься делать дальше?»
Методика "Педагогические ситуации"
7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».
8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 6
Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:«Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».
2. «Да, я плохо себя чувствую».
3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».
4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».
5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».
6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 7
«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». — Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Перестань говорить глупости!»
2. «Ничего себе, додумался!»
3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»
4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»
5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»
6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 8
Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». — Какой должна быть на это реплика учителя?
1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».
2. «С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!»
3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»
4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».
5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».
6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 9
В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». — Что должен ответить ему на это учитель?
1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».
2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».
3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».
4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».
5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».
6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 10
Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?
1. «Ну вот, опять!»
2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».
4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»
5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 11
Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?
1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»
2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»
3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».
4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»
5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»
6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 12
Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что должен на это ответить учитель?
1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».
2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».
3. «Прежде чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».
4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».
5. «Я не готов(а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».
6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 13
Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». — Каким должен быть ответ учителя?
1. «Это — плохо».
2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».
3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».
4. «Почему?»
5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»
6. «На вкус и цвет товарища нет».
7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»
Методика "Педагогические ситуации"
Ситуация 14
Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Ну и что?»
2. «Никуда не денешься, все равно придется».
3. «Это глупо с твоей стороны».
4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».
5. «Почему?»
6. «Я думаю, что ты не прав».
Методика "Педагогические ситуации"
Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.
средняя оценка выше 4,5 балла - педагогические способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми.
средняя оценка находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла - педагогические способности считаются среднеразвитыми.
средняя оценка меньше, чем 3,4 балла - педагогические способности рассматриваются как слаборазвитые.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.