Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции
Оценка 4.7

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции

Оценка 4.7
Педсоветы +2
docx
психологическая работа +2
Взрослым
29.08.2018
Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции
Материал к презентации опубликованной ранее, предназначен для педагогов-психологов, классных руководителей, учителей-предметников. Материал может быть использован для просветительской работы на педагогических советах, родительских собраниях. В данном материале приведено определение понятия, список причин, мотивов демонстративного поведения школьников, стратегии реагирования на "плохое поведение" и меры воздействия в таких ситуациях.Материал к презентации о демонстративности школьников
Демонстративное поведение школьников.docx
Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции   АКТУАЛЬНОСТЬ   ЭТОЙ   ТЕМЫ  заключается   в   том,   что демонстративность,   как   нарушение   поведения   ­   это   очень   часто встречающаяся,   как   личная   особенность   подрастающего   поколения   нашего времени, которая может как помочь личности в достижении значимых для неё целей,   так   и   создать   множество   проблем   в   социальных   и   межличностных отношениях, в частности в образовательных учреждениях и семье.  Демонстративное поведение  – подчеркнуто­выразительное поведение с осознаваемой   или   неосознанной   целью   привлечь   к   себе   особое   внимание окружающих без учёта их потребностей и желаний.   т.е. Демонстративность­ личная особенность. В её основе лежит повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре внимания. Детям   с   высоким   уровнем   демонстративности   свойственно   несколько нарочитое   "театрализованное"   поведение,   любовь   к   украшениям.   Для привлечения   внимания   дети   могут   использовать   самые   разные   средства: кривляние нарочитое нарушение правил поведения, подчёркнуто "идеальное" поведение и даже подчёркнутая застенчивость, когда ребёнок как бы говорит: "Посмотрите,   как   я   стесняюсь",   у   таких   детей   высокая   эмоциональная лабильность,   склонность   к   частым   колебаниям   настроения, кратковременность и неустойчивость переживаний. Нередко для привлечения к   себе  дополнительного   внимания   дети   "эксплуатируют"   свои   заболевания: подчёркнуто демонстрируют симптомы, ведут себя так, как будто их болезнь значительно более тяжела, чем она есть в действительности (аггравируют). Это относится   не   только   к   телесным   (соматическим)   симптомам,   но   и   к психологическим:   демонстрируют   свои   страхи,   утомляемость,   тревожность. Эта   тенденция   чревата   последующим   развитием   истерии,   при   которой   без всяких физиологических причин возникают болезненные симптомы, служащие для истерика средством решения социальных и межличностных проблем.  Причины возникновения: (по слайду) Недостаток внимания взрослых к детям По наблюдениям и диагностическим данным за детьми можно выделить четыре основных мотива " демонстративного " поведения. Очень часто причиной такого поведения учеников бывает потребность в особом внимании к себе. Мы   все   нуждаемся   во   внимании   со   стороны   окружающих   людей   и   не хотим чувствовать себя «пустым местом», мы хотим ощущать свой вклад в группу,   к   которой   себя   причисляем.   Однако   есть   дети,   которые   своим поведением   все   время   стремятся   привлечь   внимание   и   никогда   не удовлетворены получаемым вниманием, требуя его все больше и больше. Привлекая   внимание   учителя   или   одноклассников   на   уроке,   ученики делают самые разные вещи: стучат по парте ручкой, тянут без конца руку, шепчутся, пишут записочки и т. д. Возникает вопрос,  что чувствует учитель,  наблюдающий это на своём уроке. Что чувствует нормальный человек, которого всё время отвлекают? Да, совершенно   верно   ­   раздражение.   Из   него   легко   рождается   негодование   и возмущение. Отсюда следующий вопрос ­ что хочется сделать? Сделать замечание. Иногда прочитать нотацию. Какова же   ответная реакция ученика.  Временно прекращает выходку (обратите на это внимание, если ученик не прекращает вертеться или стучать после Вашего замечания ­ мотив другой), их мы рассмотрим дальше. Итак, дети привлекают внимание на уроке и основная трудность педагога ­ как дать внимание (ведь они имеют на него право), не подкрепляя при этом условный рефлекс "хочешь внимания ­ делай плохо". Постарайтесь   до   урока   подчеркнуть   громко   "что­то"   хорошее   в   этом ученике, предложить выполнить поручение: достать мел, написать число т. п. (полить цветок) и похвалить. Следующий мотив ­ власть Одна из главных причин такого поведения ­ мода на "сильную" личность, на "крутых". Дети и подростки видят только внешнюю эффективную сторону властолюбивого поведения. Они ещё не знают того, что знают люди мудрые: против лома нет приёма, окромя другого лома. Страх ­ оборотная сторона власти. Многие   молодые   родители   полагают,   что   "крутой"   и   есть   сильная личность. А сильная личность ­ это человек, который принимает решения за других. Однако   сильная   личность   ничего   не   решает   за   других,   а   просто   не позволяет   другим   решать   за   неё.   Для   этого   не   нужно   быть   агрессивным, достаточно быть уверенным в себе. Рассмотрим  чувства учителя, наблюдающего властолюбивое поведение: гнев, негодование, возмущение, часто также страх. Действия учителя ­ что же он хочет сделать?  Этот момент особенно важен   для   различия   власти   и   привлечение   внимания.   Властолюбца   хочется "убить своими руками", то есть, говоря методически правильно, немедленно прекратить выходку. Иными словами, когда кулаки сжимаются ­ имеешь дело с мотивом "власть". Какова     ответная   реакция   ученика.  Эта   реакция   также   весьма характерна ­ ученик прекратит выходку, когда сам решит. Он провоцирует Вас, вы попадаетесь на провокацию, выходите из себя ­ именно этого он и добивался. Он победил и наслаждается минутами торжества. Почему же он должен прекращать? Конечно, можно забыть про гуманизм и унизить или напугать его. Но тогда Вы сделаете из него мстителя. А "месть" ­ более тяжёлый, чем "власть" мотив "плохого" поведения. Месть Месть похожа на власть, но причины "плохого" поведения здесь глубже. Если властолюбец просто испытывает вас, то мститель изживает внутреннюю боль, которую нанесли, может быть, вы сами, не заметив этого, а скорее всего, кто­ то другой. Непрофессиональное   и   неэтическое   поведение   педагога   часто   также является причиной мести. Первоклассник полгода отчаянно мстил хорошей учительнице, пока она не решилась выяснить причину его ненависти. Он сказал: " Вы всех посылали за журналом, даже Мишку, хоть он глупее меня. А меня не разу!". Мстители делают не просто пакости, они выбирают то, что произведёт впечатление именно на этого человека. Если учительница любит цветы можно "нечаянно" уронить цветочный горшок, остричь их ножницами. Если требует пунктуальности ­ мститель будет методично опаздывать на каждый урок. Если учительница много говорит о приличном внешнем виде, можно специально соорудить костюмчик, увидеть который, она не останется равнодушной. Каковы здесь   чувства учителя.  Это растерянность, гнев, негодование, обида, страх. "Как это вообще могло произойти?" Что хочется сделать учителю? "В этой школе, дорогой, останешься либо ты, либо я". Ответно   мстить   или   убегать   ­   древняя,   первобытная   формула.   Она включается в момент опасности, и изменить её крайне трудно. Учитель в эти минуты забывает о гуманизме, о том, что перед ним ещё ребёнок,   о   том,   что   из   двоих   участников   конфликта   именно   он профессиональный воспитатель с дипломом. Какова ответная реакция ученика. Она та же, что и у властолюбца. Особая проблема ­ как изменить поведение мстителей? Личная проблема учителя:   как   научиться   прощать   учеников,   которые   им   мстят,   как   вообще относится к ним? Одна из психологических тонкостей здесь следующая. Нужно разделять личность   (в   данном   случае   человека,   который   пытается   выжить,   выражая внутреннюю боль с помощью агрессии) и поведение, то есть человека, и то что он сказал. Проступок, очевидно, нуждается в санкциях, а вот личность ­ в поддержке. Избегание неудачи Эти тихие на уроках дети вполне послушны, только не выполняют заданий. Происходит   это   потому,   что   они   боятся   вновь   столкнуться   с   ощущением полного ничтожества: ведь получается у всех кроме меня! У   детей   этот   мотив   формируется   в   первые   годы   обучения   в   школе. Постоянное   ощущение   неуспеха,   что   ты   не   оправдал   чьих   ­   то   ожиданий: "Опять не успел сделать примеры! Почему "4" , а не "5"? Только ты один, Петров, опоздал  в  школу!"  и т.д.­  заставляет всё это  ребёнка защищаться: злость   или   отчаяние   в   первом   классе   сменяются   со   временем   защитным безразличием   или   "скукой".   Это   дети,   которым   уже   всё   равно.   Самый страшный мотив, ибо с таким поведением нет шансов "выжить". Какие  чувства возникают у учителя в данной ситуации? Сначала это жалость,   затем,   когда   раз   за   разом   попытки   позаниматься   дополнительно, объяснить   материал   ещё   раз   ни   к   чему   не   приводят,   возникает   ощущение профессиональной беспомощности. Что хочется сделать учителю, чтобы исправить ситуацию? Хочется отвести ребёнка к психологу и получить ответ на вопрос "Почему он не тянет?". А психолог пишет: "Интеллектуальное развитие соответствует возрасту". А вот мотивация и эмоциональная сторона ­ запущены в процессе обучения. Какова ответная реакция ученика.  Ученик впадает в зависимость. Он готов   на   всё:   мыть   класс,   носить   парты,   и   т.   д.,   но   он   по­прежнему   не выполняет задания. Сильные и слабые стороны демонстративного поведения (слайд) Как и у любой личностной черты человека, у демонстративности есть свои сильные и слабые стороны. Давайте вместе подумаем, какие сильные стороны у такого поведения, а какие слабые? Рассмотрим   принципы   профилактики   демонстративного   поведения (слайд) Работа с учащимися (слайд) Работа с родителями (слайд) Работа с учителями (слайд) Можно выделить несколько стратегий педагогического воздействия на учащегося с демонстративным поведением. 1 Стратегия «Минимизация внимания» Это парадоксально: естественным образом реагируя на выходки учеников, целью которых   является   привлечение   внимания,   мы   как   бы   даем   им   положительное подкрепление в виде нашего внимания, закрепляя тем самым их плохое поведение. Они начинают ощущать себя частью учебного процесса, чувствовать принадлежность к группе (классу) только когда получают много замечаний, а наши гневные проповеди и угрозы они воспринимают   как   вид   особого   внимания   к   себе.   Зачем   же   поддерживать   с  помощью внимания   такое   поведение,   которое   нарушает   ведение   урока   и   отвлекает   других учеников? Стратегия минимизации внимания содержит множество приемов, призванных уменьшить демонстративное поведение, поскольку оно будет оставаться незамеченным. Игнорируйте   такое   поведение.   Часто   лучший   способ   прекратить   демонстративное поведение – перестать на него реагировать. «Нет ответа» ­ значит, цель не достигается с помощью этого действия. Когда ученик ведет себя демонстративно, задайте себе вопрос: «Что будет, если я проигнорирую его выходку?» Если вы ответите себе, что ничего не случится,   кроме   того,   что   он   лишится   вашего   внимания,   смело   применяйте   прием игнорирования.   Через   несколько   попыток   ученик   прекратит   вести   себя   подобным образом.  Установите зрительный контакт. «Пристально посмотрите на них, — советуют опытные учителя. — Они знают, что они делают. Они знают, что я знаю, что они делают. И они знают, что этот взгляд означает "хватит". Пристальный взгляд (без осуждения) — это все внимание, которое они "выручили" за свою проделку. Никаких слов — только взгляд». Встаньте   рядом.   Физическое   приближение   —   другой   инструмент,   помогающий минимизировать   поведение,   направленное   на   привлечение   внимания.   Продолжая   вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов. Дети начинают понимать, что делают что­то не то, когда учитель стоит так близко. Упоминайте имя ученика. Этот прием позволяет одновременно дать минимум внимания «в награду» за демонстративное поведение и рекомендовать ученику присоединиться к тому,  что   вы   объясняете.  Учитель   делает   это,  периодически   вставляя   имя   ученика   в контекст урока. Это может звучать так: «Таким образом, квадрат гипотенузы, Вова, равен сумме…» Или: «Тогда, Игорь, Петр Первый издал указ о…». Эти простые приемы могут быть легко использованы с учениками, часто нарушающими поведение. Пошлите «секретный сигнал». Вы можете использовать какие­то жесты, смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: «Тсс». Вот интересный рассказ одной учительницы. Однажды,   разговаривая   с   второклассником   Борей,   который   очень   раздражал   меня   на уроке, я поинтересовалась: «Что мне сделать, чтобы ты спокойно сидел, пока я занята другими   детьми?»   Боря   поднял   над   головой   скрещенные   руки,   как   это   делает баскетбольный   судья.   «Что   это   значит?»   —   спросила   я.   «Это   означает,   что   игра окончена», — ответил Боря. Всегда и везде теперь, когда Боря шалил, я делала ему этот знак — и он помогал! К этому основному сигналу я часто добавляла подмигивание, и Боря улыбался и успокаивался, удовлетворенный тем, что получил хотя бы две секунды моего внимания только себе. Прошло время, Боря вырос. Но где бы мы ни встречались с ним, в коридоре или на школьном   дворе,   я   подмигивала   ему   и   скрещивала   руки   —   это   были   наши   особые отношения. Делайте письменные замечания. Если вы знаете, что завтра у вас урок  в классе, где будет ученик   с   поведением,   направленным   на   привлечение   внимания,   приготовьте   заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, престань делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту ученику, когда он «разошелся». Не надо   ничего   говорить   –   все   написано.   Этот   прием,   конечно,   работает   с   учениками, которые хорошо и быстро читают.  Формулируйте   «Я­высказывания».   Бывают   ситуации,   когда   нервы   не   выдерживают   и просто хочется крикнуть ученику, который заводит класс: «Прекрати немедленно!» Психологи   советуют   в   этих   случаях   применять   «Я­высказывание».   Это   словесное утверждение дает в специфической форме информацию о нарушении поведения и о том, какое оно производит на вас впечатление. Вот пример: «Катя, когда ты шепчешься с Леной во время моего объяснения, я чувствую сильное раздражение, потому что теряю мысль. Пожалуйста, перестань!» «Я­высказывание» состоит из трех частей: Часть 1. Содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения…» Часть 2. Называет чувства учителя в этот момент: «…я чувствую сильное раздражение…» Часть 3. Описывает эффект от плохого поведения: «…потому что я теряю мысль…» «Я­высказывание» сообщает ученикам только то, что мы чувствуем. Если, используя «Я­ высказывание», вы будете искренни на словах и в интонациях, вы сможете подействовать на многих учеников. 2 Стратегия. «Разрешающее поведение» Запретный плод всегда сладок. Это свойство человеческой натуры известно со времен Адама и Евы. Поэтому вторая стратегия заключается не в том, чтобы запретить есть яблоко,   а   в   том,   чтобы   уничтожить   всю   прелесть   содеянного,   объявив   яблоко   не запретным. Вот конкретные приемы стратегии разрешающего поведения. Стройте урок на основе вопиющего поведения. Вот пример такого урока математики. Ученики   четвертого   класса   помешались   на   плевках   из   трубочек.   Они   не   поддавались никаким   воспитательным   методам.   Плевались   на   уроках   и   переменах.   Тогда   учитель математики сказал, что раз они так любят плевки, он собирается учить их математике исключительно на плевках. Он сделал мишень и движущийся контур, начертил на полу зоны,   обозначающие   разную   степень   успешности,   и   велел   тщательно   записывать результаты   своих   достижений.   Довольно   скоро   дети   больше   не   хотели   и   слышать   о плевках. Этот   прием   хорошо   работает   с   ругательствами,   которые   могут   быть   изучены   в   теме «Сленг», с надписями на английском языке (названия рок­групп и молодежных лозунгов) —   в   английском,   с   выкриками   запомнившихся   рекламных   слоганов   —   в   обучении орфографии, пунктуации и практической стилистике. Доведите до абсурда демонстративную выходку. А вот другой прием, используемый в той же ситуации массовой эпидемии плевания. Провинившиеся ученики получали задание плюнуть 500 раз. После первой сотни плевков они уже мечтали только об одном — никогда больше не видеть трубочек для плевания, ибо это было скучное и однообразное занятие, от которого сохло горло. Этот прием годится для многих хамских выходок: учеников, которые не хотят сидеть на своем месте, заставьте стоять весь урок, ученики, которые постоянно болтают или издают неприличные   звуки,   должны   записать   полную   часовую   аудиокассету   своих   речей   или звуковых упражнений и принести завтра в класс и т.п. Ира без конца стучит ручкой по парте. Учитель: «Ну, хорошо. Класс, возьмите свои ручки и три минуты стучите ими по парте. Начали!» Весь класс присоединяется к выходке. Ира стучит со всеми и не получает какого­то особого внимания. И интерес к этому виду деятельности у Иры пропадает. Используйте «разрешенную квоту». Этот прием рекомендует доктор Рудольф Дрейкурс в книге «Психология в классе». Прием состоит в том, что какое­то нарушение поведения разрешается, уж если оно появилось, но только в том объеме, который оговорен заранее и с условием, что ежедневно объем этот будет уменьшаться. В   качестве   примера   того,   как   работает   этот   прием,   Дрейкурс   описывает   следующий случай. Джонни громко икает на каждом уроке гражданского права по меньшей мере десять раз. Однажды   утром,   перед   началом   занятий,   учитель   договорился   с   Джонни,   какое количество «иканий» будет позволено ему на каждом уроке, а также, что каждый день он будет икать меньшее число раз, чем вчера. А уж учитель проследит за этим. Каждый раз, когда Джонни икал, учитель просто улыбался ему и делал пометку мелом в углу классной доски. Когда «лимит» на сегодня был исчерпан, учитель говорил Джонни: «На сегодня — все!» Так постепенно число громких иканий было сведено на нет. Скептики, возможно, скажут: «А что будет, если ученик продолжит выходку после слов учителя "На сегодня — все"?» Если это случится, оставьте эту технику и используйте другую технику из этой главы. Или же проанализируйте еще раз это нарушение поведения с точки зрения его цели — возможно, дело в том, что истинная цель не привлечение вашего внимания, а, например, власть. Техника «разрешенной квоты» работает только в отношении поведения, направленного на привлечение внимания. Учителя,   которые   использовали   эту   технику,   утверждают,   что   ученики   соблюдают правило «разрешенной квоты». Почему? Потому что особые' отношения между вами и учеником, ваши улыбки, отметки мелом — все это знаки внимания, которые так нужны ученику. Ведь эти ученики не нуждаются в утверждении своей власти над нами, они не хотят   свергать   ничьих   авторитетов.   Им   нужно   лишь   немного   внимания,   чтобы   не чувствовать себя «пустым местом». 3 Стратегия. «Поступайте неожиданно!» Часто мы можем прекратить «плохое» поведение учеников, действуя неожиданно. Когда мы что­то неожиданно «выкидываем», мы как бы говорим: «Я все вижу и знаю, что ты делаешь,  но   не   собираюсь   играть   в   твою   игру».  Игра   требует   по   меньшей   мере   двух участников. Когда же учитель отказывает в игре, лучше делать это необычным способом. Скажем,   короткие   вспышки   хохота   лучше,   чем   что­либо   другое,   могут   разрядить атмосферу в классе. Чем больше юмора в вашем классе в момент нарушения поведения, тем быстрее оно прекратится. Вот некоторые конкретные приемы данной стратегии. Выключите свет. Это старый испытанный способ, который учителя используют давно. Когда   кто­то   из   учеников   или   весь   класс   стал   неуправляемым,   просто   поверните выключатель, подождите тишины несколько минут. Нет необходимости в очередной раз читать обвинительную речь или лекцию о том, что ученики плохо себя ведут, ведь они и сами прекрасно понимают, что нарушают правила поведения. В этой ситуации молчание дает больший эффект, чем громкие слова. Используйте музыкальные инструменты. Учителя музыки часто исполняют аккорд или несколько аккордов на пианино в момент нарушения поведения. Вместо пианино может быть использован любой музыкальный инструмент, и не только на занятиях по музыке. Начните   говорить   тихим   голосом.   Известны   результаты   социологического   опроса учеников   разных   классов.   На   вопрос   «Что   вам   больше   всего   не   нравится   в   школе?» большинство учеников ответили: «Учителя, которые орут». Учительские   крики   не   уменьшают   уже   существующий   беспорядок   и   сильно   снижают самоуважение   и   внутреннюю   свободу   учеников.   Когда   мы   начинаем   говорить   тише, ученики, наоборот, прислушиваются и обращают на нас внимание, а это отвлекает их от нарушения поведения. Когда мы говорим спокойно, они тоже говорят спокойно. Измените манеру речи. Используйте необычную манеру говорить, измените произношение, ударения   или   начните   вдруг   говорить   на   другом   языке,   может   быть,   даже   на бессмысленном.  Шепчите   или   пойте   слова,   говорите   монотонно,  высоким   или   низким голосом, меняйте тон. Какие­то из этих вокализаций отвлекут учеников от того, чем они занимаются, нарушая правила, и заставят обратить на вас внимание. Говорите со стеной или «с портретом Пушкина». Этот прием хорошо работает в 5—7 классах. Когда один или несколько  ваших учеников плохо ведут себя, повернитесь к стене и начните монолог: «Уважаемая стена, (Александр Сергеевич!) ты не поверишь, что происходит в моем классе сейчас. Одни выкрикивают ответы, не подняв руки, другие сидят ко мне спиной. Не хочешь ли посмотреть на ученика, который пускает бумажные самолетики с задней парты? Вот оно, племя младое, незнакомое!» Решив попробовать этот прием, заранее предупредите об этом директора, в противном случае он может решить, что вы — кандидат в психиатрическую клинику. Временно  прекратите  вести  урок. Ученики  знают, что  учитель  в  школе,  чтобы  учить. Когда   вы   прерываете   урок   и   «ничего   не   делаете»   несколько   минут,   вы   посылаете ученикам впечатляющий сигнал о том, что пора прекратить такое поведение. «Ничего не делать» можно стоя у доски или присев у стола. «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжать урок», — вот все, что вам нужно сказать. Ненавязчивое давление старшего вскоре подействует, мир и порядок будут быстро восстановлены. 4 Стратегия. «Отвлеките ученика» Никто долго не может делать два дела одновременно. А именно это и происходит, когда ученик   плохо   ведет   себя.   Поэтому   вы   можете   просто   отвлечь   его,   сфокусировав   его внимание на чем­либо другом. Как это сделать практически? Задавайте прямые вопросы. В критический момент полезно задать ему прямой вопрос: «Роман,   какое   задание   я   только   что   дала?»,   или:   «Миша,   что   ты   думаешь   об   этой физической   проблеме?»   Такие   вопросы   и   отвлекают   от   «плохого»   поведения,   и направляют внимание ученика на тот урок, на котором он сейчас находится. Попросите об одолжении. «Саша, собери, пожалуйста, сочинения!», «Маша, не могла бы ты отнести эту тетрадь   в  учительскую   прямо   сейчас?», «Гриша,  сходи   к   Марье   Ивановне   в  8 «А»  и спроси, не могла бы она дать нам цветной мел?» Только не используйте этот прием часто, так как демонстративные дети могут решить, что их «плохое» поведение награждается особыми поручениями. Но как единовременная мера он работает очень хорошо. Измените   деятельность.   Если   сразу   много   учеников   «бесятся»,   чтобы   привлечь   ваше внимание, резко измените их деятельность, отвлекая от нарушения поведения. Попросите их освободить парты для нового задания, вынуть другие книги, послушать новое задание и так далее.  5 Стратегия. «Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения» Гораздо   полезнее   уделить   внимание   кому­то   из   учеников,   ведущих   себя   хорошо,   чем указывать ученику­нарушителю на его «плохое» поведение. Этим вы подчеркнете, что внимания учителя и его уважения заслуживает хорошее, а не «плохое» поведение. Благодарите учеников. Благодарите и отмечайте тех учеников, которые делают то, что вы просили сделать: «Спасибо тебе, Саша, что ты нашел нужную страницу в учебнике и внимательно смотришь на доску!», «Спасибо, Оля, что твои руки на парте, а ноги — под партой».   Такие   утверждения,   обращенные   к   соседу   по   парте   или   приятелю   ученика­ нарушителя, должны точно описывать то самое поведение, которое мы ждем от шалуна. Этот  прием  работает, только  если   мы  описываем   желаемое  поведение  в объективных терминах. Общие и неконкретные утверждения типа: «Спасибо, Юля, что ты была такой доброй»   или   «Спасибо,   Саша,   что   ты   делаешь   то,   что   я   ожидал»,   —   абсолютно неэффективны,   так   как   неясны   эти   ваши   ожидания.   Будьте   внимательны,   избегайте благодарить   одних   и   тех   же   учеников   слишком   часто,   дабы   не   представить   их «любимчиками» и не навлечь насмешки класса. 6 Стратегия. «Пересаживайте учеников» Ученики, которые нуждаются во внимании, как правило, нуждаются и в аудитории. Когда вы отсаживаете таких учеников от их зрителей, вы лишаете их главной награды, и это заставляет учеников успокаиваться. Есть два приема, подходящих для пересаживания. Просите   ученика   сесть   на   другое   место.   Иногда   этого   вполне   достаточно:   «Игорь, пересядь, пожалуйста, на свободное место в третьем ряду», — и продолжайте вести урок, пока Игорь пересаживается. Так он не получит желаемого внимания. А возможно, что такой вид внимания с вашей стороны окажется вполне достаточным и будет воспринят как награда. «Стул   размышлений».   Некоторые   учителя   в   своем   классе   ставят   специальный   «стул размышлений» в отдалении от остального класса (он не должен находиться в поле зрения остальных учеников). Этот стул должен отличаться от остальных. Его можно купить в комиссионке   и   перекрасить,   например,   в   ярко­красный   цвет.   Подойдет   любой   стул, непохожий на остальные. Этот стул — место, где нарушитель может подумать о том, как он будет вести себя по­ другому, вернувшись на свое место. Пять минут на этом стуле — достаточное время. Остальной   класс   должен   понимать,   что   нельзя   беспокоить   сидящего   на   «стуле размышлений». Но может быть так, что, когда вы говорите ученику­нарушителю: «Женя, пожалуйста, сядь на стул размышлений», он не идет туда. Это не означает, что плох прием, просто цель ученика другая — власть, а не внимание. Теперь мы предлагаем вам пройти диагностику, которая позволяет судить   о   психолого­педагогической   готовности   педагога   объективно реагировать на демонстративное поведение ученика. Методика   автора             «Педагогические   ситуации»   состоит   из   14 вопросов.     Сами   вопросы   представлены   на   слайде.   На   каждый   их вопросов необходимо выбрать один из предложенных вариантов ответов.  Теперь оцените свои ответы в соответствии с предложенным ключом. Спасибо за внимание!

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции

Демонстративное поведение школьников: причины, проявления, способы коррекции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2018