День Единства Народов Дагестана
Оценка 4.7

День Единства Народов Дагестана

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
воспитательная работа
1 кл—9 кл
28.05.2022
День Единства Народов Дагестана
Сценарий школьной линейки "День Единства народов Дагестана. Святые узы дружбы и куначества связывают нас издревле. Недаром в Дагестане говорят: «Друг, мой дом – это твой дом, наш праздник – это и ваш праздник».
День единства народов Дагестана.doc

День единства народов Дагестана

(Сценарий школьной линейки)

Автор: Абдурахманов Р.М., учитель истории и обществознания МКОУ «Мехельтинская ООШ»

День Единства народов Дагестана — праздник достаточно новый. Впервые он отмечался 15 сентября 2011 года.

События, к которым приурочен этот праздник, произошли в 1741 году. В середине 18 века великий иранский полководец Надир-шах во главе хорошо вооруженной 100-тысячной армии двинулся на Кавказ. Он намеревался двумя огромными колоннами пройти через Дербент, Кайтаг и шамхальство Тарковское на столицу Мехтулинского ханства Дженгутай с одной стороны и через Шах-Даг, Могу-даре, Кази-Кумух и Хунзах — с другой, чтобы в результате покорить весь Дагестан.

Поначалу захватнические планы Надир-шаха осуществлялись именно так, как он задумал. Огромная армия одерживала одну победу за другой, учиняя по пути расправу над населением. В результате, взяв по пути Кази-Кумух, войска шаха дошли до границ Андалала. Вторжение в город началось 12 сентября 1741 года.

Тем временем дагестанцы, не желавшие быть порабощенными иноземным шахом, стали объединяться в Андалальской долине — в районе предполагаемого сражения, в месте под названием «Хициб». Как повествует народный эпос Дагестана, на борьбу с врагом собрались добровольцы со всех концов Аварии. Гидатлинцы, карахцы, чамалялльцы, багуляльцы, койсубулинцы массами вливались в боевые дружины, готовящиеся к тяжелому бою. С тыла противника пробивались в Андалал лакцы, лезгины, даргинцы, кумыки, табасаранцы, кубачинцы, джарские ополченцы.

Решающее сражение на территории Андалала продолжалось пять дней. Закаленные в боях опытные военачальники горских народов, воспользовавшись ослаблением оборонной силы шахских войск, повели своих воинов в наступление на врага. Героизм защитников родной земли стал массовым явлением. Так началось изгнание шаха с дагестанской земли.

Андалальская победа упрочила геополитическое значение Дагестана как важного стратегического моста между Западом и Востоком, став убедительным свидетельством силы и мощи дагестанских народов. Но память героев на несколько столетий была предана забвению.

Переломным моментом в истории Дагестана стал 2011 год. В декабре 2010 года на III съезде народов Дагестана было принято решение ввести в республике новый праздник — День единства народов Дагестана. Указом президента Республики Дагестан от 6 июля 2011 года было постановлено отмечать его 15 сентября — в день, когда дагестанская армия повергла в бегство полчища Надир-шаха.

Сама республика Дагестан была образована 20 января 1921 года. Она является самым южным субъектом Российской Федерации и граничит с Азербайджаном, Грузией, Чеченской Республикой, Ставропольским краем и с Республикой Калмыкия. В столице Дагестана — Махачкале — живут представители более 60 народностей.

В сам же праздник, уже традиционно, по всей республике проходят различные торжественные мероприятия, народные гуляния, концерты фольклорных коллективов, спортивные соревнования по национальным видам спорта, ярмарки и другие акции и мероприятия. Образовательные и научные учреждения к этому дню устраивают открытые уроки, исторические экспозиции, фото- и книжные выставки.

Чтец 1: Дагестан

 

– Эй, Дагестан, откликнись, где ты есть?

– Я здесь.

Я здесь, на этих серых скалах,

Свои усы кручу, как мне пристало.

Я здесь!

– Эй, Дагестан, откликнись, где ты есть?

– Я здесь!

Я в поле, словно сноп пшеницы,

Лежу, и солнце надо мной лучится.

Я здесь!

– Эй, Дагестан, куда ты держишь путь?

– Иду я вдаль с открытою душою.

Хоть сам я мал, хочу найти большое,

И в этом суть!

(Р. Гамзатов).

У каждого человека есть свой заветный уголок на земле, для дагестанцев это, прежде всего, Дагестан, любовь к которому остается навсегда. Эту любовь мы впитываем с молоком матери и любовью отца, с советами мудрого аксакала и красотой гор, окружающих нас.

Чтец 2: Горцы

 

Стихи слагали

стихотворцы

О высях гор,

но ни один

Не знал,

насколько выше горцы

Своих подоблачных

вершин.

Я вглядываюсь

в даль столетий,

Мне кажется,

что – дети гор –

Возникли мы

на белом свете

Намного раньше этих гор.

Взирая долго

исподлобья

На древних горцев,

чуждых зла,

По образу их и подобью

Природа горы создала.

Она судила и рядила,

Пока решила, наконец –

И глыбы гор

нагромоздила,

Взяв горский дух

за образец.

Не потому ль

вершины птичьи

В небесный тянутся

простор,

Что сила горцев,

их величье

Воплощены в идее гор.

Не потому ль,

как горцы, горы

Стояли гордо

сто веков,

Перед врагом

и перед горем

Не опустив

седых голов.

По лицам гор

лишь в день погожий

Стекают слезы талых вод.

От счастья плачет

горец тоже,

А в час печали

слез не льет.

Там, в этих высях

первозданных,

В снегах,

не тронутых досель,

Вместилась

чистота горянок –

Орлиц

подоблачных

земель

И где мы только

не бывали,

А горы оставались тут,

Они нас ждали,

ждали, ждали,

Как воинов горянки ждут.

Гордитесь, горы,

высотою

И красотою

без прикрас.

Как ты, Кавказ,

горды тобою

И тем,

что ты похож

на нас.

(Танзиля Зумакулова).

Ведущая: Граждан нашей страны объединяет патриотизм. Патриот тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, Родине. Дагестанцы мужественно сражались в годы Великой Отечественной войны, защищая Родину, заслужив 58 высоких государственных наград, почетных званий Героев Советского Союза и России!

Ведущий: А когда в 1999 году в Дагестан вторглись бандформирования, дагестанский народ оказал врагу решительное сопротивление, доказав, что ничего нет дороже родной земли.

Чтец 2:

Когда бы я забыл, откуда родом,

Когда б Отчизне изменил своей,

Тогда земля мне стала б черным гробом,

А небо – черной крышкою над ней.

Когда бы предал я друзей надежных,

За личное спокойствие дрожа,

Меня, как тот клинок в истлевших

ножнах,

Разъела бы раскаяния ржа.

Когда бы я, гонясь за легкой славой,

Забыл с народом кровное родство,

Покрыло бы меня, как смертный саван,

Отцовское проклятие его.

(Ю. Хаппалаев).

Ведущая: На протяжении столетий в Дагестане традиции передавались из поколения в поколение, постоянно дополнялись все новыми деталями, обретали новое звучание и смысл, и вместе с тем оставались священными.

Ведущий: Дружба, кунак, для нас, дагестанцев это святое слово, и назначение и цену истинной дружбе хорошо знают у нас.

Гость для горца, как звезда в зените,

Только в горы, помните о том,

Вы с собой оружье не берите,

Встретят вас и хлебом и вином.

Ведущая: Святые узы дружбы и куначества связывают нас издревле. Недаром в Дагестане говорят: «Друг, мой дом – это твой дом, наш праздник – это и ваш праздник».

С детства в Дагестане учат держать свое слово,

В этом достоинство дагестанцев и их честь.

Как кинжал было острым слово,

Как могучий Каспий, глубоким,

Как седой Шалбуздаг, высоким,

Чистым, как небес полотно.

Горе друга смирить могло,

Преграждало врагу дорогу.

Было нежно, сурово, строго...

Как любили его светло.

(А. Кардаш).

Ведущий: В Дагестане свято уважение к старшим, почитание аксакалов, помощь землякам, любовь и сострадание к ближнему.

Чтец 1: Есть в горах у нас такой закон,

Есть обычай, свято чтимый всеми:

Тем мудрее кажется мне он,

Чем быстрее пролетает время.

Обратятся старшие ли к младшим,

Младшие ли к старшим подойдут,

Солнце начинает греть иначе,

Звезды по-иному свет свой льют.

Старшему поклон отвесят низкий:

«Здравствуй, брат отца!

И счастлив будь».

Женщину – сестрою материнской

Назовут, ей уступая путь.

Повстречается джигит-ровесник,

Говорит в дороге:

«Здравствуй, брат!»

Девушке, воспетой в горских песнях:

«Добрый день, сестренка!» – говорят.

Если старший младших встретил где-то

В поле, на вершине ли горы,

Скажет:

«Здравствуй, брата сын!» – в ответ он

Или молвит:

«Здравствуй, дочь сестры!»

Мир огромный, с множеством обличий,

Восприми с любовью, без труда

Дагестанских гор моих обычай,

Если хочешь здравствовать всегда!

(Г.-Б. Багандов).

Чтец 2: Мне книг таких не завещали предки,

В которых бы прочла законы гор.

Но лишь о них заходит разговор,

Я вижу вас,

Соседи и соседки.

Я вижу жар из очага –

Из рук и в руки.

Я вижу, как идет мука –

Из рук и в руки.

И с хмелем свадебный сосуд –

Из рук и в руки.

И как умершего несут

Соседей руки.

Чтец 1: Душа у горцев – меч,

Когда враги придут

Душа у них – ковер,

Когда друзья придут.

Вот каковы законы наших гор,

Давным-давно известные в народе.

Они не в книгах,
А в самой природе.

Законы гор не включены в тома, –

И каждый раз

Диктует кровь сама.

(Ф. Алиева).

Ведущий: Исстари так повелось у нас в Дагестане, что высшим органом независимого джамаата было общее собрание сельчан. Ему принадлежали вся полнота законодательной власти, права судебного и распорядительных органов сельского общества. Джамаат выступал как единое юридическое лицо, обладающее правами на свою землю.

Ведущая: Людям, пользующимся авторитетом и имеющим личные заслуги, поручалось руководить джамаатом. Любой спор здесь разрешался сообща, в кругу уважаемых людей.

Ведущий: Силы джамаата держалось на внутреннем единстве его людей. Главная забота – поддержание мира и порядка. Одна из заповедей адатского права джамаата гласит: «Лишь тот ценен, кто соблюдает порядок. У того, кто принимает порядок, у того приумножатся богатства».

Ведущая: Джамааты собирались посередине аульской площади или вблизи мечети. Считалось, что именно здесь взрослеют, умнеют, становятся настоящими людьми, именно здесь познают существовавший в старину Кодекс горских законов.

Чтец 2: Пусть никогда не гаснет наш очаг, –

Сказал нам старший брат, прощаясь с нами.

Очаг наш цел. Светло в его лучах,

Но боль утраты

Все острей с годами.

Ушел навек, сжимая автомат,

И смертью смерть поправ во имя жизни,

И вот стоит он – бронзовый солдат,

На постаменте служит вновь Отчизне.

…Раскрыты книги на его столе,

В той комнате, где не успел прочесть их,

И жизнь его и смерть – все на земле

Нам говорит о доблести и чести.

И разве может превратиться в прах

Тот,

Кто Отчизну

Защитил от праха?

Пусть никогда не гаснет наш очаг

И наши дети не узнают страха.

(Б. Салимов).

Чтец 1: В том нет ни выдумки, ни лести,

Что люди горской стороны

От века были чувством чести

И мудростью наделены.

Их горы этим одаряли,

Была их вера крепче стали,

И зря на ветер не бросали

Слов необдуманных они.

И до конца благое дело

Без шума доводить умело

Они привыкли искони.

Трудились, не щадя усилий,

Преградам всем наперекор.

Тесали камни, возводили

Себе жилье на спине гор.

И не молились о подмоге,

И полагались не на «вдруг»,

А выносливые ноги

И навык мускулистых рук.

Не понял наши горы глубоко

Тот, кто решил,

Что жить в горах легко.

От маленького камешка в лощине

До снеговой папахи на вершине –

Всегда от горца требует гора

Закалки, и смекалки, и добра.

(Ф. Алиева).Ведущий: Наша история, история Дагестана пережила всякое: бывали катастрофические разрушительные нашествия и насильственное расчленение Страны гор, гибель огромных людских масс от меча иноземцев, эпидемий, голода и многолетние внутренние междоусобицы, политическая раздробленность.

Ведущий: Случалось, наших предков горцев разделяла принадлежность к разным религиям. Бывали междоусобные столкновения разных горских княжеств и джамаатов, подчас в союзе с внешними силами. Но история наша не знает ни одного случая борьбы, выступления одной горской народности против другой.

Ведущая: Использование розни историческим противником – явление не новое. Удавалось иногда столкнуть горцев с их соседями, эксплуатируя религиозные различия. Известны примеры использования феодальной и племенной раздробленности, местных особенностей и разногласий, но не бывало случаев розни по национальному признаку.

Ведущий: Явление это примечательное. Оно выделяет Дагестан из общего ряда событий древности и средневековья на Кавказе. Такая особенность нашего края не случайна. Это тысячелетняя история его развития.

Ведущая: История и этнография свидетельствуют о постоянном сотрудничестве наших предков, их непрерывном многостороннем обмене, накоплении и шлифовке целого набора приемов посредничества, арбитража, способов разрешения больших и малых конфликтов.

Ведущий: Именно поэтому ни междоусобицы, ни кровомщения, ни другие «исторические ужасы» не смогли разделить Дагестан – уникальное историко-культурное единство, бытовавшее тысячелетиями, без какой-либо централизованной государственной власти.

Ведущая: На традициях единения держится наша «малая родина». Такой тесный союз разных народностей и языковых групп является гордостью Дагестана:

Чтец 2: Будь русский ты, кумык или лезгин,

Но вместе мы, друзья народ один.

И, как Отчизны – матери сыны,

Мы делу общему навек верны.

(А. В. Сулейманов).

С верой в Всевышнего, с клятвою Родине

Мы под знамена Свободы встаем!

Ни перед кем головы не преклоним!

С нашей земли никуда не уйдем!

Нет – оккупантам! Нет чужеземцам!

Воля – народная – их покарать!

Болью и гневом наполнено сердце!

Наш Дагестан – и ни шагу назад!

(К. Исрапилова).

Чтец 1: Что – дерево, когда оно одно?!

Его

Минуют стаи птиц,

Садовник не лелеет,

Его не гнут плоды.

Но тяжелее,

Чем одиноким быть, –

Нет ничего.

Ведущая: А вот когда деревья вместе

И когда

Зовут их не деревьями, а садом,

Тогда и птицы здесь ведут рулады,

А садовод ручьи ведет сюда.

Ведущий: А человек – один – сам по себе –

Соломинка, что ветерком влекома.

Но не подвластны ветру никакому

Соломинки, что собраны в снопе

Чтец 2: Да, плохо одиночке на земле.

Он – камушек, для ветра невесомый.

Но камешек – могуч, когда спрессован,

Как и другие камушки, в скале!

Горянка: В стране моей тысячи речек,

Несчетные тысячи гор,

И сто языков и наречий

Согласный ведут разговор.

Джигит: И звуки баяна, чонгура –

Согласья прекрасного звук,

Вот брат мой – потомок «гяура»,

Вот брат – «правоверного» внук.

Ведущий: Я может, в любви тебе редко клянусь,

Не ново любить, но и клясться не ново,

Я молча люблю, потому, что боюсь:

Поблекнет стократ повторенное слово.

Джигит: В наследство для воли и силы

Мне отчие горы даны,

Горжусь, я – наследник России

И всей необъятной страны!

Чтец 1: Пусть дружба навеки скрепит наш союз,

Живем по достоинству чести.

Никто не разрушит священных тех уз,

Когда мы в содружестве, вместе!

 

 

Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,

Не молиться,

Тебя ль не любить,

Мне ль в станице твоей журавлиной

Отколовшейся птицею быть?

Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых!

(Р. Гамзатов)

 


Скачано с www.znanio.ru

День единства народов Дагестана (Сценарий школьной линейки)

День единства народов Дагестана (Сценарий школьной линейки)

Сама республика Дагестан была образована 20 января 1921 года

Сама республика Дагестан была образована 20 января 1921 года

Намного раньше этих гор. Взирая долго исподлобья

Намного раньше этих гор. Взирая долго исподлобья

А горы оставались тут, Они нас ждали, ждали, ждали,

А горы оставались тут, Они нас ждали, ждали, ждали,

Ведущая: Святые узы дружбы и куначества связывают нас издревле

Ведущая: Святые узы дружбы и куначества связывают нас издревле

В которых бы прочла законы гор

В которых бы прочла законы гор

И вот стоит он – бронзовый солдат,

И вот стоит он – бронзовый солдат,

Ведущая: Использование розни историческим противником – явление не новое

Ведущая: Использование розни историческим противником – явление не новое

Ведущий: А человек – один – сам по себе –

Ведущий: А человек – один – сам по себе –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2022