День грамотности

  • docx
  • 29.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала День грамотности.docx

День грамотности.

– Здравствуйте, ребята! Знаете ли вы, какой праздник мы сегодня отмечаем? Он называется Международный день грамотности. Вся наша жизнь связана с языком.

 

:  С каждым годом все большее количество людей учится читать и писать, в мире сейчас свыше 4 миллиардов человек считаются грамотными. Но еще более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а около 100 миллионов детей не ходят в школу.

– В России большинство людей владеют грамотой. Но в последнее время в газетах и журналах все чаще встречаются безграмотные объявления, люди отправляют друг другу сообщения с помощью различных гаджетов с ошибками.

 

Что же такое грамотность? "Грамотностью называют умение человека осмысленно читать и писать простые тексты на родном языке. Для ребенка минимальной степенью грамотности считается регулярное посещение начальной школы" (Большая советская энциклопедия).

Грамотность всегда важна,

Это нам не ново:

Одну букву изменил —

И другое слово.

С грамотности Днём, друзья,

Вас хочу поздравить,

Пожелать вам запятые

В нужном месте ставить.

Чтобы не было сомнений,

Как же правильно писать,

И в хорошем настроении

Постоянно пребывать.

Как хорошо уметь читать!

Как хорошо уметь читать!

 Не надо к маме приставать,

 Не надо к бабушке идти:

 - Прочти, пожалуйста! Прочти!

 Не надо умолять сестрицу:

 - Ну, почитай еще страницу!

 Не надо звать.

 Не надо ждать.

 А можно взять

 И почитать!

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вам что то  показать.(достает из коробки дерево )

Дети : Это дерево!

Воспитатель: Да , только оно не простое на каждом его листочке написана пословица .Тот кто умеет читать выйдет и поможет мне (Яна,Юля,Маша)

Дети срывают листочки и читают пословицы.

Пословицы:

Азбука наука, а ребятам бука (мука).

Выбирай книгу, как выбираешь друга.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Испокон века книга растит человека.

Книга не пряник, а к себе манит.

Книга не самолет, а за тридесять земель унесет.

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

Мир освещается солнцем, а мир знаньем.

Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.

С книгами знаться – ума набраться.

Хорошая книга – лучший друг.

Воспитатель:Вот такое волшебное дерево , а кто же написал пословицы?

Дети: Народ!

Воспитатель: А теперь немного отдохнем .

Загадки:

Тридцать три сестрички –

Ростом невелички.

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет.

(Буквы.)

 

Чёрные, кривые, от рожденья все немые,

Станут в ряд – сейчас заговорят.

(Буквы.)

 

Грамоты не знаю, а весь век пишу.

(Карандаш, авторучка.)

 

Умный Ивашка

Всю жизнь в одной рубашке.

По белому полю пройдёт –

Каждый след его поймёт.

(Карандаш.)

 

Языка не имеет,

А у кого побывает,

Тот много знает.

(Книга.)

У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже.

(Книжный шкаф.)

 

«Чему учат в школе» (слова М. Пляцковского, музыка Шаинского):
– Буквы разные писать

– Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

– Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотепы,
Что нет Айболита, и нет дяди Степы.

– Наверно, нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

На школьном празднике к Международному дню грамотности ведущие приведут смешные фразы из сочинений:

·         Младшая сестра носила на голове платок, старшая – ботинки.

·         У Тараса Бульбы было два сына: один Остап, другой Бендер.

·         Люди в парке посадили деревья и скамейки.

·         Навстречу шел отец. Девочка и собачка радостно залаяли.

·         Еж, жаба и ласточки помогают садовнику поедать насекомых.

·         неправильные подсказки).

·         – Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, … (карандаш).

·         – По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет,
А прохожие глядят во все глаза:
Очень длинная у девочки … (коса).

·         – В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется … (медведь).

·         – Кругла, рассыпчата, бела,
На стол с полей она пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная … (картошка).

·         – В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? … (мышка).

·         – Я трудился не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от… (труда).

·         Знайка и Незнайка предложат детям сказать, отрывки из каких сказок они прочтут:
– Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…
( «Сказка о рыбаке и рыбке»).

·         – Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..
(«О мертвой царевне и семи богатырях»).

·         – Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была совсем маленькой.
(«Серая Шейка»).

·         – Сивка-Бурка, вещая каурка!
Встань передо мной,
Как лист перед травой!
(«Сивка-Бурка»).

·         1 конкурс-разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)

·         - Сколько букв в русском алфавите? (33)

·         - Сколько согласных букв? (21)

·         - Сколько гласных букв? (10)

·         - Как называется часть речи, обозначающая действие предмета?  (глагол)

·         - Как называется часть речи, обозначающая предмет?  (существительное)

·         - Как называется часть речи, обозначающая признак предмета?  (прилагательное)

·         - Первый звук в слове Яблоко? (й)

·         - Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?»   (подлежащее)

·         - Подлежащее и сказуемое – это… (главные члены предложения)

·          

·         2 конкурс «Весёлая грамматика»

·         - Из предложенных слогов составьте и запишите слова:

·          

·         Лу мон  ли но ня на ре мер ма ня мо ма

·         http://ped-kopilka.ru/images/rebus.gif

·        

·         3 конкурс «Кто больше»

·         В квадрате с буквами спрятались названия обитателей морей и рек. Отыщите их и запишите на лист. Чья команда назовёт больше слов, получает 1 балл. Учтите, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.

·         http://ped-kopilka.ru/images/tabl1.gif

·         Материал для учителя:

·         Отгадки к конкурсу:

·          

·         1. Дельфин

·         2. Щука

·         3. Карп

·         4. Окунь

·         5. Карась

·         6. Сом

·         7. Краб

·         8. Акула

·         9. Кит

·         10. Рак

·         11. Медуза

·         12. Осьминог

·         13. Сельдь.

·        

·         4 конкурс «Доскажи словечко»

·         1. Жеребенок с каждым днем

·         Подрастал и стал ... (конем)

·          

·         2. Кто альбом раскрасит наш?

·         Ну, конечно, ... (карандаш)

·          

·         3. Кругла, рассыпчата, бела

·         На стол с полей пришла.

·         Ты посоли ее немножко,

·         Ведь правда вкусная ...  (картошка)

·          

·         4. Что за скрип, что за хруст?

·         Это что еще за куст?

·         Как же быть, без хруста,

·         Если я ... (капуста)

·          

·         5. Мчусь как пуля я вперед,

·         Лишь поскрипывает лед.

·         Да мелькают огоньки!

·         Кто несет меня? ... (коньки)

·          

·         6.  По дороге наша Машенька идет,

·         За веревочку козу она ведет

·         А прохожие глядят во все глаза

·         Очень длинная у девочки ... (коса)

·          

·         7. В яме спит зимою длинной

·         Но чуть солнце станет греть,

·         В путь за медом и малиной

·         Отправляется ... (медведь)

·          

·         8. В черном поле заяц белый.

·         Прыгал, прыгал, петли делал.

·         След за ним был тоже бел

·         Кто ж этот заяц ... (мел)

·          

·         9. В подполье, в каморке

·         Живет она в норке.

·         Серая малышка

·         Кто же это? ... (мышка)

·          

·         10. Он всю зиму в шубе спал,

·         Лапу бурую сосал,

·         А проснувшись стал реветь

·         Этот зверь лесной ... (медведь)

·        

·         5 конкурс «Половинки»

·         (задание на развитие словесно-логического мышления)

·         Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.

·          

·         Любишь кататься,     люби и саночки возить.

·         Век живи,       век учись.

·         Старый друг лучше новых двух.

·         Делу время, потехе час.

·         При солнышке тепло, при матери добро.

·         Вся семья вместе, так и душа на месте.

·         Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

·         Труд человека кормит, а лень портит.

·        

·         5 конкурс «Отгадай ребусы»