Классный час «День народного единства»
8-9 класс (Разговоры о важном)
Тема: Мы – одна страна!
Цель: формирование исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным отечественным ценностям, воспитание патриотизма, осознания себя частью единой многонациональной страны.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма занятия: беседа, занятие предполагает также использование видеоролика, групповых и интерактивных заданий, анализ информации, ответы на вопросы, диалог.
Комплект материалов:
сценарий,
видеоролики,
интерактивные задания
презентационные материалы
Содержательные блоки занятия:
1. Мотивационная часть (беседа о связи с предыдущими занятиями, вопросы для актуализации знаний о празднике)
2. Основная часть (демонстрация видео, диалог)
3. Заключение (итоговая беседа и заключительное слово)
Сценарий занятия
Этап занятия |
Содержание |
Цель |
Мотивационная часть |
Вступительное слово Недавно мы говорили с вами о важной роли отца в семье и воспитании детей, о традиционных российских ценностях, которые важно беречь и передавать следующим поколениям. Мы пришли к выводу, что семья – самое дорогое, что есть в жизни каждого человека, это опора и поддержка, это любовь и понимание. Граждане одного государства тоже одна большая единая семья! И мы – граждане России – большая семья, в которой все поддерживают и оберегают друг друга. У нас есть праздник, символизирующий сплоченность общества. Это государственный праздник Российской Федерации – «День народного единства». Беседа – Что вы знаете о празднике «День народного единства»? Какого числа он отмечается и почему? – Почему праздник назван «День народного единства»? Что вы понимаете под «единством» народа? – Приведите примеры, когда единение людей позволило сделать то, что они не смогли сделать поодиночке. – Подумайте, важно ли нашему классу быть единым, одной дружной «семьей», настоящей командой? Аргументируйте свой ответ. (ответы учащихся) Мы – все разные, но вместе мы сможем решить любые, даже самые сложные задачи. Предлагаю вам по очереди сказать соседу о том, что он делает лучше всех, и как это сделает наш класс сильнее. Начать можно со слов: «Ты умеешь…», «Ты можешь…», «Ты лучше всех делаешь…» и др. Групповое задание Разделитесь на три группы. Пусть каждая группа предложит девиз класса. В девизе важно отразить, что мы – все разные, но мы – одна команда. Поясните, почему вы считаете, что девиз должен быть именно таким. |
подготовить обучающихся к восприятию темы, акцентировать внимание школьников на значении Дня народного единства в современной России и исторических событиях, ставших основой празднования. |
Основная часть |
Просмотр видеоролика (при просмотре выпишите ключевые слова) Приложение 1 Обсуждение ключевых слов (героизм, свобода, братство, мужество и др. Интерактивное задание 1. Приложение 2 Посмотрим, какие ключевые слова «спрятаны» в интерактивном задании «Филворд». Знаете ли вы значения этих слов? Слова из филворда: Россия, интервент, Пожарский, Минин, единство, отечество, народ, ополчение, взаимовыручка, победа, сплоченность, держава, праздник. В видеоролике были названы герои Смутного времени – князь Дмитрий Пожарский и земский староста Кузьма Минин. Вспомните, какую роль каждый из них сыграл в победе русского народа над врагами? (В числе выводов должно прозвучать: сплотили народ, объединили людей, вместе справились с бедой и т. п.) – Имя какого героя вы бы добавили к этим двум именам? (Речь идет об Иване Сусанине) В чем же был подвиг Ивана Сусанина? Приложение 3 Демонстрация презентации исторического парка «Россия – моя история». Более подробно о подвиге Минина и Пожарского вы можете узнать в историческом парке «Россия – Моя история» – самом масштабном экспозиционном комплексе в России. География его площадок простирается через всю Россию и насчитывает 24 города. Самый крупный исторический парк «Россия – моя история» находится в Москве на ВДНХ. Постоянная мультимедийная Выставка-музей, посвящённая истории России, занимает полностью павильон 57 площадью более 20 000 кв. метров и расположена на двух его ярусах. О парке также можно узнать на сайте https://myhistorypark.ru/?city=msk. Подвиг Минина и Пожарского не был забыт русским народом. Благодарные потомки по всей России поставили памятники в честь героев. Самым известным является памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади. Как вы думаете, есть ли еще в городах нашей страны памятники этим двум героям? Народное ополчение два героя собирали в Нижнем Новгороде. Именно в этом городе первоначально собирались поставить памятник Минину и Пожарскому, который теперь мы видим на Красной площади. В Нижнем Новгороде были созданы несколько памятников народным героям. А в 2005 году в этом городе установили почти точную копию московского памятника в том месте, откуда Кузьма Минин призывал народ на защиту Родины. Интерактивное задание 2. Приложение 4 Давайте посмотрим Ленту времени – на ней показаны некоторые памятники К. Минину и Д. Пожарскому в разных городах России. |
обсудить историческую основу празднования Дня народного единства, формировать чувство причастности к традиционным отечественным ценностям. |
Заключительная часть |
Заключительная беседа В начале занятия мы с вами говорили о том, что единство и сплоченность народов страны помогает защищать ее от врага. – Как вы думаете, в чем проявляется это единство? – Какой выбор приходится делать человеку, когда его страна защищает свой народ? – Какими могут быть наши действия в трудной ситуации выбора? Подвиги совершались в прошлом и совершаются в настоящем во славу Отечества! Образы героев-защитников Отечества, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского вдохновляли советских людей во время Великой Отечественной войны. На защиту страны поднимались и взрослые, и молодое поколение. К 80-летию создания подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия» в Краснодоне совсем недавно торжественно окрыли возрожденный мемориал «Непокоренные». – Как вы думаете, что заставило совсем молодых ребят-молодогвардейцев, почти подростков, организовать борьбу против врага? – Им в таком юном возрасте пришлось сделать выбор – я или Родина. Как вы думаете, почему они решили именно так – защищать Родину? Важно понимать, что защита Родины – не просто слова. В тяжелые годы, когда враг пытался причинить боль и страдания нашему народу, люди вставали на защиту своего Отечества. 4 ноября мы отмечаем День народного единства. Он способствует объединению всех национальностей, народностей и этносов в один русский народ ради развития и процветания России. |
|
Приложение 1
Текст к видео
В жизни каждого народа случаются моменты, когда речь идет о самом существовании государства. У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века. Этот период вошел в нашу историю под названием Смутного времени.
В период Смутного времени польско-литовские войска на два года оккупировали Москву.
Нижегородский земский староста Кузьма Минин вдохновил и организовал народное ополчение, князь Дмитрий Пожарский возглавил войско и повел его к Москве. Ополченцам в количестве 10 тысяч человек удалось освободить Москву от польско-литовских захватчиков, восстановить российскую государственность.
Позднее Земский Собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова – сына патриарха Филарета. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение её суверенитета и самобытности.
В память о событиях 1612 года в 2004 году был учрежден новый государственный праздник. Это День народного единства, который наша страна празднует 4 ноября.
Известно, что поздней зимой 1613 года уже нареченный Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, скрывались от врагов недалеко от Костромы и Ипатьевского монастыря в деревне Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Федоровича.
Существует несколько версий дальнейших событий. По одной из них Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками и литовцами до смерти.
По другой версии, успел послать в Домнино своего зятя с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повел поляков в противоположную сторону – на болота.
Подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского монастыря.
Патриотический подвиг Сусанина остался в народной памяти на долгие века. Сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности своему народу.
Велика роль народных героев, благодаря которым наша страна в разные исторические периоды отстаивала свою независимость и государственность.
Приложение 2
Интерактивное задание 1
Филворд
Приложение 3
После избрания на царство в 1613 году юный царь Михаил Романов (ему было всего 16 лет!) оставался в своем костромском имении. Как только стало известно, что вместо королевича Владислава царем стал представитель русского боярского рода, туда отправились польско-литовские отряды, чтобы убить нового царя. Деревенский староста Иван Сусанин отправил своего зятя к Михаилу Романову с советом укрыться в Ипатьевском монастыре (монастырь был удален от основных дорог, труднодоступен и хорошо укреплен), а сам отказался выдать местоположение молодого государя врагам. Он обрёк себя на смерть, понимая, что судьба целого народа, целой страны дороже его собственной жизни.
Приложение 4
1818 год
1. Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Москва, Красная площадь. Автор И. П. Мартос. 1818 г. Сооружен на народные средства. Воспроизводит историческую встречу Минина с Пожарским, когда нижегородский староста предложил князю возглавить народное ополчение. Бронзовые герои расположены на мощном постаменте с надписью «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818 г.». Высота постамента 4 м, на него ушло 20 т бронзы. Был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.
1943 год
2. Памятник Кузьме Минину в Балахне. Нижний Новгород. Площадь Минина. Автор памятника – скульптор Александр Колобов. 7 ноября 1943 года. В Нижнем Новгороде памятник находился до конца 80-х годов, в 1989 его перевезли в город Балахну, на родину Кузьмы Минина. В Балахне памятник Минину установлен на месте первой остановки Нижегородского ополчения 1612 года.
1950 год
3. Памятник Дмитрию Пожарскому в Суздале. Суздаль, Владимирская область. Сквер у стен Спасо-Евфимиевского монастыря. Автор: народный художник З. И. Азгур. 1950 г. На барельефе надпись «Дмитрию Пожарскому благодарная Родина». Именем Пожарского названа расположенная рядом улица.
1997 год
4. Памятник народному ополчению 1612 года в Ярославле (Часовня Казанской Богоматери). Ярославль. Архитектор – Г. Л. Дайнов. Август 1997 года, в честь 385-летия выхода ополчения на Москву. Сооружение – одновременно и часовня, поскольку там есть изображения христианских святых, и памятник прошлому, так как внутри на плите надпись «Народному ополчению 1612 года от благодарных потомков». В часовне есть в виде витража изображение иконы Казанской Божией матери – покровительницы русского и ярославского воинства.
2003 год
5. Памятник-бюст князю Пожарскому в Зарайске. Зарайск. Московская область. Прикремлевская площадь. Авторы: скульптор, заслуженный художник России Ю. Ф. Иванов и архитектор С. В. Киреев. 26 июля 2003 года в День города Зарайска, к юбилейной дате – 425 лет со дня рождения воеводы города Зарайска Д. М. Пожарского.
2005 год
6. Памятник князю Пожарскому в поселке Борисоглебский Ярославской области. Поселок Борисоглебский. Ярославская область. Автор: московский скульптор М. Переяславец. 2005 г. Здесь Дмитрий Пожарский получил от преподобного Иринарха благословение на защиту Москвы от польской интервенции в 1612 году.
2009 год
7. Памятник-часовня на месте захоронения Д. М. Пожарского в Суздале. Суздаль. Владимирская область. Спасо-Евфимиев монастырь. Памятник-часовня народному герою России – князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, уроженцу Суздальской земли, похороненному в Спасо-Евфимиевском монастыре согласно его завещанию вместе с родителями и детьми. Памятник открыт 4 ноября 2009 г.
Дополнительный материал
Историческая справка
День народного единства — общенациональный праздник России, отмечаемый 4 ноября.
4 ноября 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польско-литовских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.
Смутное время – период в истории России в начале XVII века, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, – было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного различными причинами, в том числе пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина»2 во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» – писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от интервентов. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве в марте 1611 года антипольское восстание было подавлено.
В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 33- летний князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго народного ополчения встали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей»3 из крестьян.
Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.
В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны – дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года знаменовал окончание Смутного времени, торжество православия и национального единства.
Использованный материал: https://razgovor.edsoo.ru/topic/23/grade/89/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.