«День памяти жертв политических репрессий»

  • docx
  • 27.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала методическая разработка политические репрессии.docx

Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

«Камчатский политехнический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка внеклассного мероприятие «День памяти жертв политических репрессий»

 

 

 

 

 

Разработчик: Макарова Ю.В., преподаватель социально-гуманитарных               дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск-Камчатский -2024

 

 

Рассмотрено и утверждено                                                       «Утверждено»

на заседании ЦК                                                                         Зам.директора

общепрофессионального цикла                                   по воспитательной работе

протокол № 2 от 22.10.2024                                     ______    А.Н.Ярочкина

председатель ЦК ___Ю.В. Макарова

 

 

 

Организация-разработчик: КГПАОУ «Камчатский политехнический техникум»

Разработчик: Макарова Ю.В., преподаватель социально-гуманитарных дисциплин, высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Воспитательное мероприятие «День памяти жертв политических репрессий», посвящённое проводимым репрессиям при сталинском режиме, напоминание нам о трагических страницах в истории страны, когда тысячи людей были необоснованно подвергнуты репрессиям, были обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку и на спецпоселения и даже лишены жизни.

 Воспитательное мероприятие – «День памяти жертв политических репрессий», апробировалось на уроках истории и литературы и вызвало большой интерес учащихся при его подготовке и проведении. Оно имеет большую социальную значимость, так как направлено на изучение трагического прошлого нашей Родины, воспитание гражданского самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому своего народа, своих близких, на формирование гражданской позиции, гражданского самоопределения.

Занятие ориентировано на подростковые группы, поэтому предполагает не только возможность ознакомления учащихся с воспитывающей информацией (посредством видеопрезентации или рассказа педагога), но и организацию интерактивных форм работы с этой информацией.

Студенты принимают активное участие в организации, планировании, подготовке и проведении данного мероприятия, что способствует воспитанию таких важных личностных качеств как: целеустремлённость, ответственность, дисциплинированность, исполнительность и др. Кроме того, обучающиеся сами занимались поиском, сбором информации о своих родственниках, земляках, подвергнутых репрессиям, что повысило личностную значимость коллективного дела и увеличило интерес к изучаемому материалу.

Воспитательное дело «День памяти жертв политических репрессий» является одной из форм образовательной деятельности в целостном педагогическом процессе ОУ.

Цель мероприятия.

1.     формировать знания учащихся о репрессиях при сталинском режиме, помочь выяснить, насколько опасным было это явление, добиться понимания учащимися, что никакая цель не может оправдать такое средство; выяснить цели, масштабы и последствия репрессий;

2.     развивать умение работать с документами; умение работы в сотрудничестве (малыми группами); развивать умение работать самостоятельно; развивать навык пользования персональным компьютером; развивать умение использования полученных знаний о политических правах на практике; развивать коммуникативные навыки.

3.     воспитывать гуманное отношение к людям, пострадавшим от репрессий; воспитывать качества характера: справедливость, порядочность, честность, ответственность, толерантность, чувства патриотизма и коллективизма, взаимопомощи.

Задачи мероприятия.

Формирование представлений о событиях 30-х годов 20 века;

Формирование опыта нравственного поведения личности;

Формировать гражданско-патриотическую позицию учащихся.

Воспитывать у учащихся любовь к истории Родного края.

Развитие познавательных и творческих интересов.

Мероприятие посвящается трагической странице нашей истории – «День Памяти жертв политических репрессий» – 30 октября.

Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы:

- историко-литературная композиция;

- мультимедийная презентация (показ слайдов);

- фрагменты фильмов.

Оборудование: телевизор, магнитофон, фонограммы, кино- и видеофрагменты.

 

Ход мероприятия

Куратор: 30 октября – особенный день. День Памяти жертв политических репрессий. В нашем календаре много памятных дат. Временами одни забываются, им на смену приходят другие. Может быть, они не настолько близки каждому из нас. Но забывать эту дату нельзя. Репрессии – это карательные меры государства против своих граждан, нарушавшие их политические, экономические, личные права и свободы».

Чтец: Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что осталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей стране.

(Сергей Есенин)

Ведущий 1: День памяти жертв политических репрессий в России – напоминание нам о трагических страницах в истории страны, когда тысячи людей были необоснованно подвергнуты репрессиям, обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку и на спецпоселения, лишены жизни.

Нравственные и физические мучения коснулись не только самих репрессированных, но и их родных и близких. Клеймо «врагов народа» и их пособников легло на безвинных людей и целые семьи. Миллионы погибли в результате террора и ложных обвинений.

Куратор: День памяти жертв политических репрессий должен был бы быть днем всеобщего траура, потому что жители нашей страны пережили национальную трагедию, которая началась сразу после октября 1917 года.

Ведущий 2: Уже 1918 год был отмечен расстрелом 3000 священнослужителей. В 1938–1941 годах репрессированы 38900 человек, свыше 35 тысяч из них расстреляны. В конце 1920-х – начале 1930-х годов было осуждено более 500 тысяч крестьян. Из рядов армии было «вычищено» 45 процентов командного состава как политически неблагонадежных.

В годы войны и первые послевоенные годы жестоким репрессиям подверглись вышедшие из окружения, военнопленные и репатриированные советские граждане. Общее количество военнослужащих, репрессированных в годы войны, составило 994 тысячи человек, из которых 157 тысяч расстреляно.

Ведущий 1: В количественном отношении пик репрессий пришелся на 1937-1938 годы, когда за два года по известной 58-й статье («контрреволюционные преступления») были осуждено 1,3 миллиона человек, из которых свыше половины расстреляны. В сталинские годы было репрессировано около 60 народов. Репрессии были планомерной политикой Сталина И.В. и его окружения и характерной чертой того режима, который создал этот руководитель. Признаками тоталитаризма были: создание однопартийной системы, ликвидация системы разделения власти, массовые репрессии, создание культа вождя, создание массовых организаций, единая идеология, унификация всей общественной жизни страны, огосударствление экономики, самоизоляция страны».

Ведущий 2: Система боролась с безвинными людьми, выдумывая себе «врагов», а потом безжалостно уничтожая их. Страшно было оказаться «врагом народа», не менее страшно было быть членом семьи «врага народа», т.е. изгоем общества. Жертвами репрессий были: крестьяне, рабочие, интеллигенция, священники, иностранные специалисты, военные, оппозиция в аппарате власти, дети, старики, целые народы. «С получением оперативного приказа № 00486 от 15 августа 1937 года по стране начались аресты жен изменников Родины. В Казахстане возник по этому случаю лагерь под названием АЛЖИР (Акмолинский Лагерь Жён Изменников Родины). Этот приказ давал неограниченные возможности для произвола. Подлежали аресту и жены, и члены семей «врагов».

Чтец: «… Вёл ту войну палач из палачей,

С ним берии, ежовы и ягоды.

Мы испытали: нет войны страшней,

Когда воюют с собственным народом…» (Василий Докукин)

Ведущий 1: Осуществляли карательные меры органы Советской власти: созданный в 1934 году Наркомат ВД (в 1934-36 годах – нарком Г.Г. Ягода, в 1936-38 годах – Ежов, в 1938-53 годах – Л.П.Берия). Наркомат объединял под своим руководством органы госбезопасности, милицию, пограничные и внутренние войска, ГУЛАГ; Верховный суд СССР; ГПУ (Главное Политическое Управление) – создано 06.02.1922 г. вместо ВЧК, особое совещание НКВД.

«Тройки» ГПУ, представляли собой особое совещание, состоящее из работника НКВД, секретаря райкома, судьи. Одно дело обычно длилось 10-15 минут. Были «рекорды», когда в день успевали рассмотреть по 700 с лишним дел (судили группами – на каждое дело затрачивалось по полторы – две минуты), обычное решение – смертный приговор».

Ведущий 2: «Смертную казнь разрешалось применять к лицам 12-летнего возраста. Члены семей, осужденных «врагов народа» без суда, подлежали ссылке, лишались гарантированных Конституцией гражданских прав. В это же время страна пела гимн СССР, восхваляя Сталина И.В.

«Для успешного проведения индустриализации лагеря строились недалеко от важных строек и назывались без особых замысловатостей так, как назывались населённые пункты: СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), КарЛАГ (Карагандинский лагерь), ВорЛАГ (Воркутинский лагерь), НорЛАГ (Норильский лагерь), ЖелДорЛАГ, …. и другие. «… Страну покрыли сетью лагерей,….».

Ведущий 1: Когда в апреле 1932 года было принято Постановление СНК СССР о строительстве БАМа, началось создание БАМлага. Численность заключенных лагеря выросло с нескольких тысяч человек в начале 1933 года до 291384 в январе 1939 года (среди них было 20 тысяч женщин и около 3 тысяч подростков). Соответственно довольно многочисленными были его отделения и лагерные пункты: первое отделение дислоцировавшееся в Тынде насчитывало на 1 июля 1935 года 10817 заключенных; двенадцатое – 13368…

Чтец: Вода гремит на плотинах

И грохот ее неистов.

С зеркальной лестницы шлюзов

В сумерки сходит день.

Я знаю: мне нужно учиться,

Писателю у чекистов. –

Искусству быть инженером,

Строителем новых людей.

Ведущий 2: «Маховик репрессий прошёлся по всем, никого не жалея. О массовых репрессиях 30-х годов написано немало. Напечатаны многие лагерные мемуары, рукописи бывших заключенных лагерей, стали известны документы из архивов НКВД. А.И.Солженицын в книге «Архипелаг ГУЛАГ», описал условия содержания заключённых, их жалкое доживание на этой земле. «Писатели и поэты в своих произведениях наиболее ярко описали тему репрессий, где показали трагедию нашего народа. Это – «Дети Арбата» А. Рыбакова, стихотворение О. Мандельштама, поэма «Реквием» А. Ахматовой…

Ведущий 1: 18 октября 1991 года вступил в силу Закон РСФСР № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

День памяти жертв политических репрессий в России впервые был отмечен в 1991 году в память о голодовке узников лагерей в Мордовии, начавшейся 30 октября 1974 года.

Почтим погибших минутой молчания.