«День памяти жертв политических репрессий»
Оценка 4.8

«День памяти жертв политических репрессий»

Оценка 4.8
docx
27.11.2024
«День памяти жертв политических репрессий»
методическая разработка политические репрессии.docx

Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

«Камчатский политехнический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка внеклассного мероприятие «День памяти жертв политических репрессий»

 

 

 

 

 

Разработчик: Макарова Ю.В., преподаватель социально-гуманитарных               дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск-Камчатский -2024

 

 

Рассмотрено и утверждено                                                       «Утверждено»

на заседании ЦК                                                                         Зам.директора

общепрофессионального цикла                                   по воспитательной работе

протокол № 2 от 22.10.2024                                     ______    А.Н.Ярочкина

председатель ЦК ___Ю.В. Макарова

 

 

 

Организация-разработчик: КГПАОУ «Камчатский политехнический техникум»

Разработчик: Макарова Ю.В., преподаватель социально-гуманитарных дисциплин, высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Воспитательное мероприятие «День памяти жертв политических репрессий», посвящённое проводимым репрессиям при сталинском режиме, напоминание нам о трагических страницах в истории страны, когда тысячи людей были необоснованно подвергнуты репрессиям, были обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку и на спецпоселения и даже лишены жизни.

 Воспитательное мероприятие – «День памяти жертв политических репрессий», апробировалось на уроках истории и литературы и вызвало большой интерес учащихся при его подготовке и проведении. Оно имеет большую социальную значимость, так как направлено на изучение трагического прошлого нашей Родины, воспитание гражданского самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому своего народа, своих близких, на формирование гражданской позиции, гражданского самоопределения.

Занятие ориентировано на подростковые группы, поэтому предполагает не только возможность ознакомления учащихся с воспитывающей информацией (посредством видеопрезентации или рассказа педагога), но и организацию интерактивных форм работы с этой информацией.

Студенты принимают активное участие в организации, планировании, подготовке и проведении данного мероприятия, что способствует воспитанию таких важных личностных качеств как: целеустремлённость, ответственность, дисциплинированность, исполнительность и др. Кроме того, обучающиеся сами занимались поиском, сбором информации о своих родственниках, земляках, подвергнутых репрессиям, что повысило личностную значимость коллективного дела и увеличило интерес к изучаемому материалу.

Воспитательное дело «День памяти жертв политических репрессий» является одной из форм образовательной деятельности в целостном педагогическом процессе ОУ.

Цель мероприятия.

1.     формировать знания учащихся о репрессиях при сталинском режиме, помочь выяснить, насколько опасным было это явление, добиться понимания учащимися, что никакая цель не может оправдать такое средство; выяснить цели, масштабы и последствия репрессий;

2.     развивать умение работать с документами; умение работы в сотрудничестве (малыми группами); развивать умение работать самостоятельно; развивать навык пользования персональным компьютером; развивать умение использования полученных знаний о политических правах на практике; развивать коммуникативные навыки.

3.     воспитывать гуманное отношение к людям, пострадавшим от репрессий; воспитывать качества характера: справедливость, порядочность, честность, ответственность, толерантность, чувства патриотизма и коллективизма, взаимопомощи.

Задачи мероприятия.

Формирование представлений о событиях 30-х годов 20 века;

Формирование опыта нравственного поведения личности;

Формировать гражданско-патриотическую позицию учащихся.

Воспитывать у учащихся любовь к истории Родного края.

Развитие познавательных и творческих интересов.

Мероприятие посвящается трагической странице нашей истории – «День Памяти жертв политических репрессий» – 30 октября.

Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы:

- историко-литературная композиция;

- мультимедийная презентация (показ слайдов);

- фрагменты фильмов.

Оборудование: телевизор, магнитофон, фонограммы, кино- и видеофрагменты.

 

Ход мероприятия

Куратор: 30 октября – особенный день. День Памяти жертв политических репрессий. В нашем календаре много памятных дат. Временами одни забываются, им на смену приходят другие. Может быть, они не настолько близки каждому из нас. Но забывать эту дату нельзя. Репрессии – это карательные меры государства против своих граждан, нарушавшие их политические, экономические, личные права и свободы».

Чтец: Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что осталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей стране.

(Сергей Есенин)

Ведущий 1: День памяти жертв политических репрессий в России – напоминание нам о трагических страницах в истории страны, когда тысячи людей были необоснованно подвергнуты репрессиям, обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку и на спецпоселения, лишены жизни.

Нравственные и физические мучения коснулись не только самих репрессированных, но и их родных и близких. Клеймо «врагов народа» и их пособников легло на безвинных людей и целые семьи. Миллионы погибли в результате террора и ложных обвинений.

Куратор: День памяти жертв политических репрессий должен был бы быть днем всеобщего траура, потому что жители нашей страны пережили национальную трагедию, которая началась сразу после октября 1917 года.

Ведущий 2: Уже 1918 год был отмечен расстрелом 3000 священнослужителей. В 1938–1941 годах репрессированы 38900 человек, свыше 35 тысяч из них расстреляны. В конце 1920-х – начале 1930-х годов было осуждено более 500 тысяч крестьян. Из рядов армии было «вычищено» 45 процентов командного состава как политически неблагонадежных.

В годы войны и первые послевоенные годы жестоким репрессиям подверглись вышедшие из окружения, военнопленные и репатриированные советские граждане. Общее количество военнослужащих, репрессированных в годы войны, составило 994 тысячи человек, из которых 157 тысяч расстреляно.

Ведущий 1: В количественном отношении пик репрессий пришелся на 1937-1938 годы, когда за два года по известной 58-й статье («контрреволюционные преступления») были осуждено 1,3 миллиона человек, из которых свыше половины расстреляны. В сталинские годы было репрессировано около 60 народов. Репрессии были планомерной политикой Сталина И.В. и его окружения и характерной чертой того режима, который создал этот руководитель. Признаками тоталитаризма были: создание однопартийной системы, ликвидация системы разделения власти, массовые репрессии, создание культа вождя, создание массовых организаций, единая идеология, унификация всей общественной жизни страны, огосударствление экономики, самоизоляция страны».

Ведущий 2: Система боролась с безвинными людьми, выдумывая себе «врагов», а потом безжалостно уничтожая их. Страшно было оказаться «врагом народа», не менее страшно было быть членом семьи «врага народа», т.е. изгоем общества. Жертвами репрессий были: крестьяне, рабочие, интеллигенция, священники, иностранные специалисты, военные, оппозиция в аппарате власти, дети, старики, целые народы. «С получением оперативного приказа № 00486 от 15 августа 1937 года по стране начались аресты жен изменников Родины. В Казахстане возник по этому случаю лагерь под названием АЛЖИР (Акмолинский Лагерь Жён Изменников Родины). Этот приказ давал неограниченные возможности для произвола. Подлежали аресту и жены, и члены семей «врагов».

Чтец: «… Вёл ту войну палач из палачей,

С ним берии, ежовы и ягоды.

Мы испытали: нет войны страшней,

Когда воюют с собственным народом…» (Василий Докукин)

Ведущий 1: Осуществляли карательные меры органы Советской власти: созданный в 1934 году Наркомат ВД (в 1934-36 годах – нарком Г.Г. Ягода, в 1936-38 годах – Ежов, в 1938-53 годах – Л.П.Берия). Наркомат объединял под своим руководством органы госбезопасности, милицию, пограничные и внутренние войска, ГУЛАГ; Верховный суд СССР; ГПУ (Главное Политическое Управление) – создано 06.02.1922 г. вместо ВЧК, особое совещание НКВД.

«Тройки» ГПУ, представляли собой особое совещание, состоящее из работника НКВД, секретаря райкома, судьи. Одно дело обычно длилось 10-15 минут. Были «рекорды», когда в день успевали рассмотреть по 700 с лишним дел (судили группами – на каждое дело затрачивалось по полторы – две минуты), обычное решение – смертный приговор».

Ведущий 2: «Смертную казнь разрешалось применять к лицам 12-летнего возраста. Члены семей, осужденных «врагов народа» без суда, подлежали ссылке, лишались гарантированных Конституцией гражданских прав. В это же время страна пела гимн СССР, восхваляя Сталина И.В.

«Для успешного проведения индустриализации лагеря строились недалеко от важных строек и назывались без особых замысловатостей так, как назывались населённые пункты: СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), КарЛАГ (Карагандинский лагерь), ВорЛАГ (Воркутинский лагерь), НорЛАГ (Норильский лагерь), ЖелДорЛАГ, …. и другие. «… Страну покрыли сетью лагерей,….».

Ведущий 1: Когда в апреле 1932 года было принято Постановление СНК СССР о строительстве БАМа, началось создание БАМлага. Численность заключенных лагеря выросло с нескольких тысяч человек в начале 1933 года до 291384 в январе 1939 года (среди них было 20 тысяч женщин и около 3 тысяч подростков). Соответственно довольно многочисленными были его отделения и лагерные пункты: первое отделение дислоцировавшееся в Тынде насчитывало на 1 июля 1935 года 10817 заключенных; двенадцатое – 13368…

Чтец: Вода гремит на плотинах

И грохот ее неистов.

С зеркальной лестницы шлюзов

В сумерки сходит день.

Я знаю: мне нужно учиться,

Писателю у чекистов. –

Искусству быть инженером,

Строителем новых людей.

Ведущий 2: «Маховик репрессий прошёлся по всем, никого не жалея. О массовых репрессиях 30-х годов написано немало. Напечатаны многие лагерные мемуары, рукописи бывших заключенных лагерей, стали известны документы из архивов НКВД. А.И.Солженицын в книге «Архипелаг ГУЛАГ», описал условия содержания заключённых, их жалкое доживание на этой земле. «Писатели и поэты в своих произведениях наиболее ярко описали тему репрессий, где показали трагедию нашего народа. Это – «Дети Арбата» А. Рыбакова, стихотворение О. Мандельштама, поэма «Реквием» А. Ахматовой…

Ведущий 1: 18 октября 1991 года вступил в силу Закон РСФСР № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

День памяти жертв политических репрессий в России впервые был отмечен в 1991 году в память о голодовке узников лагерей в Мордовии, начавшейся 30 октября 1974 года.

Почтим погибших минутой молчания.


 

Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Камчатский политехнический техникум»

Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Камчатский политехнический техникум»

Рассмотрено и утверждено «Утверждено» на заседании

Рассмотрено и утверждено «Утверждено» на заседании

Пояснительная записка Воспитательное мероприятие «День памяти жертв политических репрессий», посвящённое проводимым репрессиям при сталинском режиме, напоминание нам о трагических страницах в истории страны, когда тысячи…

Пояснительная записка Воспитательное мероприятие «День памяти жертв политических репрессий», посвящённое проводимым репрессиям при сталинском режиме, напоминание нам о трагических страницах в истории страны, когда тысячи…

Задачи мероприятия. Формирование представлений о событиях 30-х годов 20 века;

Задачи мероприятия. Формирование представлений о событиях 30-х годов 20 века;

Ход мероприятия Куратор: 30 октября – особенный день

Ход мероприятия Куратор: 30 октября – особенный день

Общее количество военнослужащих, репрессированных в годы войны, составило 994 тысячи человек, из которых 157 тысяч расстреляно

Общее количество военнослужащих, репрессированных в годы войны, составило 994 тысячи человек, из которых 157 тысяч расстреляно

Ведущий 1: Осуществляли карательные меры органы

Ведущий 1: Осуществляли карательные меры органы

С зеркальной лестницы шлюзов

С зеркальной лестницы шлюзов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2024