ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ В КОНТЕКСТЕ МЕРОПРИЯТИЙ ГОДА РУССКОГО ЯЗЫКА
Оценка 4.9

ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ В КОНТЕКСТЕ МЕРОПРИЯТИЙ ГОДА РУССКОГО ЯЗЫКА

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
русский язык
СCУЗ, ВУЗ
05.01.2020
ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ В КОНТЕКСТЕ МЕРОПРИЯТИЙ  ГОДА РУССКОГО ЯЗЫКА
День словарей в контексте мероприятий Года русского языка
Den_slovarey_Novikova.docx

Новикова Любомира Александровна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Школа №119 г.Донецка»,

 

ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ В КОНТЕКСТЕ МЕРОПРИЯТИЙ

ГОДА РУССКОГО ЯЗЫКА

Подходит к завершению Год русского языка в Донецкой Народной Республике. Год насыщенный разнообразными мероприятиями, целью которых являлись популяризация русского языка и культуры, приобщение к лучшим образцам литературы, воспитание настоящих патриотов, для которых владение русским языком, стремление его беречь и обогащать - неотъемлимая  часть  гражданской позиции. 

Одним из последних в календаре событий, однако не последним по значимости,  является день, история празднования которого пока насчитывает всего 9 лет, хотя сложившиеся традиции свидетельствуют о его необходимости и важности. Речь идет о Дне словарей и энциклопедий, который отмечается ежегодно 22 ноября. Дата  выбрана не случайно - именно в этот день родился «символ отечественной лексикографии»  Владимир Даль.

«Словарь – это Вселенная, расположенная в алфавитном порядке» - так сказал Анатоль Франс. «Не постичь эту Вселенную - непростительный проступок»- продолжают наши современники. Ведь правильно организованная работа со словарями способствует обогащению активного и потенциального словарного запаса, расширению объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения.

Умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) помогает осуществлять эффективный и оперативный поиск информации на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строении и способах конструирования информационных запросов.

 

О значении словарей в жизни общества говорилось ещё во время правления Екатерины II, которая решила и сама изучить русский язык, и сделать так, чтобы держава ее языком владела достойно. И когда к императрице обратилась одна из образованнейших женщин России            Е.Р. Дашкова, которая часто задумывалась, почему же в русском языке столько нестроения и говорила: «До какого бы цветущего состояния довели россияне свою литературу, если бы познали цену языка своего», и предложила Екатерине II создать по примеру флорентийской или парижской академий русскую академию и выпускать словари, Екатерина сразу согласилась.

Современное образование одним из метапредметных результатов очерчивает умение вычленять и обрабатывать информацию, а достичь этого можно только в том случае, если последовательно и системно, в процессе преподавания всех школьных дисциплин и во внеурочной деятельности учить работать со словарями. 

Наиболее известными и востребованными в нашей стране являются словари В.И. Даля и С.И. Ожегова, хотя за последние годы появилась масса новых словарей разнообразной направленности.  Полки книжных магазинов заставлены новейшими изданиями, однако факты свидетельствуют, что в школах не ведется систематическая работа по обучению пользованию справочной литературой и словарями, в учащихся  не сформированы способы познавательной деятельности, в основе большинства которых лежит умение самостоятельно добывать информацию, прежде всего из словарей. Следствием этого является то, что учащиеся, имея приблизительное представление о значении многих слов, даже не догадываются об ошибочном их понимании и не стремятся уточнить свои знания.

Стоит острая необходимость  сформировать в учащихся умение в процессе обучения извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач по разным предметным областям.

Каким способом этого достичь? Только системной и целенаправленной деятельностью. Изучая разнообразные разделы языковедения, учитель обязан обращать детей к словарям: искать значение слов, их происхождение, способ образования, правила звучания и написания, синонимические ряды и фразеологизмы, значение слов, пришедших к нам их других языков и т.д..

Если же говорить о внеурочных воспитательных мероприятиях, то здесь можно предложить несколько вариантов, которые уже прошли проверку временем, однако продолжают вызывать интерес, как у педагогов, так и обучающихся:

Мобильный аукцион-выставка словарей в библиотеке, в ходе которой ребята в ролях разнообразных словарей в интересной форме презентуют свое назначение.

Виртуальная выставка словарей и энциклопедий – это средство дистанционного знакомства с богатствами русского языка, историей развития словарного дела.

Языковые переменки, во время которых учащиеся могут «поймать» несколько крылатых фраз и узнать их значение.

Словарный урок для учащихся разных возрастов либо урок русского языка «Словари – сокровищницы русского языка» научит правилам пользования словарями.

Тематические заседания литературных клубов расскажут о жизни известных лексикографов Даля, Ожегова их вкладе в сохранение богатств русского языка. В театральных кружках возможна постановка спектакля с участием героя - В. И. Даля, в ходе которого следует отметить его роль в становлении не только словарного дела, но и самого русского языка.

Работа над проектом по созданию словаря современного человека (как вариант – современного дончанина) или же толкового словаря фразеологических оборотов – наиболее активная форма работы, в ходе которой будут задействованы все учащиеся класса.

Библиотекари также могут провести экскурсию по соответствующим разделам библиотеки, рассказать о многообразии словарно-библиографического описания мира как книги или библиотеки, а также мастер-классы по использованию словарей, в том числе двуязычных, в образовательном процессе.

Творческим педагогам можно посоветовать принять участие во всероссийском ежегодном конкурсе «Словарный урок» (как в дистанционной, так и в очной форме).

Не следует приуменьшать также значение использования электронных образовательных ресурсов, в частности выполнение упражнений в сервисе «Learning Apps» из раздела «Словари и их назначение».

Принимая участие в перечисленных выше мероприятиях, учащиеся получат возможность использовать словари различного вида в практической деятельности, научатся выдвигать предположения и доказывать их, будут глубже понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, сформируют навыки работы в парах и мобильных группах, используя представленную информацию для получения новых знаний.

День словарей в рамках Года русского языка в Донецкой Народной Республике лишь подытоживает и разнообразит формы работы, поэтому он не должен быть единичным мероприятием, способствующим достижению поставленной цели. Во внеурочной и внеклассной деятельности данная деятельность должна постепенно стать одной из норм образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВАЖНЫЕ СЛОВА

В русском языке моем богатом

Нет неглавных и неважных слов…

От невзгод по жизни защищает

Слово очень теплое – ЛЮБОВЬ.

И когда судьба вся под откос,

Повторяем мы себе упрямо

Нежное, щемящее до слез,

Всем знакомое нам слово МАМА.

Жизнь не может безмятежной быть.

И бросает нас в огонь порою,

Но в груди у каждого стучит

Слово РОДИНА – горячее, живое.

В схватке с недругом расчетливым  и злым

Поднимаем над собой, как знамя,

То, что нас сплотит, как монолит –

Мудрое, как предки, слово- ПАМЯТЬ.

Мы не сможем на колени стать,

Мы готовы побороть все беды,

Потому что любим, помним, чтим

Слово вечное ,как мир,- ПОБЕДА.

И пока мы свой храним ЯЗЫК,

И пока нас обнимает МАМА,

Не утратят важности слова

РОДИНА, ЛЮБОВЬ, ПОБЕДА, ПАМЯТЬ!

©Любомира Новикова

 

 

ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ В КОНТЕКСТЕ МЕРОПРИЯТИЙ ГОДА РУССКОГО ЯЗЫКА

ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ В КОНТЕКСТЕ МЕРОПРИЯТИЙ  ГОДА РУССКОГО ЯЗЫКА

ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ В КОНТЕКСТЕ МЕРОПРИЯТИЙ ГОДА РУССКОГО ЯЗЫКА

ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ В КОНТЕКСТЕ МЕРОПРИЯТИЙ  ГОДА РУССКОГО ЯЗЫКА

ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ В КОНТЕКСТЕ МЕРОПРИЯТИЙ ГОДА РУССКОГО ЯЗЫКА

ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ В КОНТЕКСТЕ МЕРОПРИЯТИЙ  ГОДА РУССКОГО ЯЗЫКА

ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ В КОНТЕКСТЕ МЕРОПРИЯТИЙ ГОДА РУССКОГО ЯЗЫКА

ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ В КОНТЕКСТЕ МЕРОПРИЯТИЙ  ГОДА РУССКОГО ЯЗЫКА

ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ В КОНТЕКСТЕ МЕРОПРИЯТИЙ ГОДА РУССКОГО ЯЗЫКА

ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ В КОНТЕКСТЕ МЕРОПРИЯТИЙ  ГОДА РУССКОГО ЯЗЫКА

ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ В КОНТЕКСТЕ МЕРОПРИЯТИЙ ГОДА РУССКОГО ЯЗЫКА

ДЕНЬ СЛОВАРЕЙ В КОНТЕКСТЕ МЕРОПРИЯТИЙ  ГОДА РУССКОГО ЯЗЫКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2020