Статья по теме: «Тестовый контроль учащихся начальных классов на уроках русского языка»
Дементьева И.Ю.
В наше время активно идут споры о положительном и отрицательном использовании тестовых заданий при контроле знаний учащихся. Но следует отметить, что в условиях внедрения ФГОС тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Именно тестовый контроль повышает мотивацию, развивает личность, самостоятельность. Задача учителя уже в начальной школе сформировать определённые навыки работы с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ.
В работе учителя начальных классов тесты могут выполнять функцию форм контроля, внедряемого в базовую школу. Организация деятельности учащихся с тестами позволяет осуществлять контроль со стороны учителя и приучает их к самоконтролю.
Контроль
и самоконтроль – важнейшие компоненты учебной деятельности. Осуществляя его
систематически по отдельным темам, разделам учитель приучает учащихся к
осознанному выполнению учебных задач на всех этапах усвоения знаний и умений.
Любой тест – это прежде всего измерительное средство, основная задача которого,
поставить в соответствие результатам деятельности учащегося число. Поэтому
любые тесты, используемые в ходе мониторинга уровня подготовки учащихся, прежде
всего должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к измерительным
средствам.
1. Тест должен соответствовать целям измерения. Для этого необходимо, чтобы
были известны цели измерения, в которых должно быть раскрыто:
- что измеряет тест (привести перечень деятельности учащихся, проверяемой
данным тестом);
- кому предназначается тест (описание групп учащихся);
- выводы, которые можно делать на основе результатов, полученных с помощью
данного теста.
2. Тест должен позволять получать объективную и достоверную информацию.
Результаты измерений не должны зависеть от особенностей личности лиц,
проводящих измерения, и уровня их тестовой культуры. Для этого любой тест,
используемый в ходе мониторинга, должен быть представлен технологическим
пакетом, включающим следующий набор документов:
- набор заданий для учащихся, которые включают все необходимые инструкции по
выполнению этих заданий;
- набор инструкций по процедуре проведения.
- правила или алгоритмы для однозначного перевода первичной информации в
числовую систему.
- описание способов интерпретации полученной числовой информации;
Тест (от англ.) – проба, испытание. С помощью тестов удобно проводить контроль,
дающий возможность определить, насколько ученик справился с теми требованиями,
которые предъявляет школьная программа.
Традиционная контрольная оценивает конечный результат, а тест позволяет
установить его причину, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те
знания и умения, из которых складывается этот результат.
Тест позволяет, таким образом, определить не только «проблемную зону», но и
конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой
неудачи и построить соответствующую коррекционную работу.
Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе.
Однако,
назначение тестов – не только и даже не столько контроль и оценка знаний,
умений – сколько диагностика проблем возникающих у обучающихся на каждом этапе
изучения программного материала.
Тест отличаются следующими особенностями:
- относительной простотой процедуры и необходимого оборудования;
- непосредственной фиксацией результатов;
- возможностью использования как индивидуально, так и для целых групп;
- удобством математической обработки;
- кратковременностью;
- наличием установленных стандартов (норм);
Тестирование – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков,
которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами
контроля и оценки.
Таким образом, наиболее распространены следующие виды тестов:
1. Тест с выбором ответа. В начальной школе следует ограничиться 3 – 4 ответами
для выбора из них правильного.
2. Тест на установление истинности (ложности) утверждения. В нем предполагается
лишь два ответа: «да», «нет».
3. Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении.
4. Тест на установление соответствия.
Задания предполагают проверку не только практических умений учащихся, но и
научных теоретических понятий и проверяют уровень сформированности учебных
действий.
Тестовый контроль - это оперативная проверка качества усвоения, не медленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Однако, как показывает практика, недопонимание его технологических особенностей не всегда приводит к адекватному использованию тестов в учебном процессе.
Целенаправленную работу по подготовке обучающихся начальной школы к успешному итоговому тестированию по всем предметам необходимо начинать уже с первого класса. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся усвоить алгоритм действий, постепенно подготовить ребёнка к тестовой форме работы на всех предметных уроках.
Процесс формирования грамматических понятий в начальной школе является одним из важнейших, поскольку обеспечивает систематические знания по русскому языку, способствует формированию практических лингвистических умений и одновременно является процессом овладения школьниками такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение.
Под тестом по русскому языку понимается некоторая совокупность стандартизированных (в смысле форм предъявления и обработки результатов) заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг проверяемых вопросов курса.
По каждой теме курса можно выделить перечень основных понятий, которыми должны овладеть все учащиеся в процессе первичного усвоения нового материала, и с помощью тестов проконтролировать их усвоение.
Рассмотрим некоторые задания тестов на уроках русского языка.
1. Укажите, какими членами предложения являются однородные члены.
Мы несём гордо и важно российский флаг.
По улицам города идут ребятами парами, кучками, гурьбой.
В нашем городе строятся новые школы, стадионы, библиотеки.
Мы с вами дружная и заботливая семья.
а) подлежащее,
б) сказуемое,
в) определение,
г) дополнение,
д) обстоятельство
Эти задания с тестовыми заданиями можно использовать как разминку в начале урока, так и самостоятельную работу или работу в парах. Задания различной степени сложности.
Тестовые задания с множественным вариантом можно использовать при контроле усвоения знаний учащимися по некоторым показателям – не только воспроизведение, но и более комплексные умения.
2. Задания с множественным выбором отличаются вариативностью выбора ответа. Ученику необходимо подчеркнуть или отметить номер ответа, который он считает правильным.
Подчеркни верное утверждение.
Глагол – это часть речи.
Глагол – это часть слова.
Глагол – это часть предложения.
3. Соедини линиями слова и вопросы, на которые они отвечают:
бегун что делал?
улыбался какой?
цветок кто?
милый что сделал?
заснул что?
высокая какая?
Главное преимущество заданий-соответствий – компактная форма, которая дает возможность в относительно короткое время проконтролировать усвоение большого количества учебного материала.
Изучив некоторые аспекты применения тестирования при контроле знаний, то работая в классе, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету можно сделать вывод, что удачно выполняют тесты и дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. А также учитель может использовать в работе тесты, которые представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они позволяют организовать на уроках русского языка деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Можно и сказать о том, что у учащихся задания, составленные в форме тестов вызывают больший интерес, чем традиционные методы проверки знаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.