«Тестовый контроль учащихся начальных классов на уроках русского языка»

  • Библиография
  • docx
  • 22.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

тестирование по русскому языку
Иконка файла материала статья по р.я..docx

Статья по теме: «Тестовый контроль учащихся начальных классов на уроках русского языка»

Дементьева И.Ю.

 

В наше время активно идут споры о положительном и отрицательном использовании тестовых заданий при контроле знаний учащихся. Но следует отметить, что в условиях внедрения ФГОС тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Именно тестовый контроль повышает мотивацию, развивает личность, самостоятельность. Задача учителя уже в начальной школе сформировать определённые навыки работы с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ.

В работе учителя начальных классов тесты могут выполнять функцию форм контроля, внедряемого в базовую школу. Организация деятельности учащихся с тестами позволяет осуществлять контроль со стороны учителя и приучает их к самоконтролю.

Контроль и самоконтроль – важнейшие компоненты учебной деятельности. Осуществляя его систематически по отдельным темам, разделам учитель приучает учащихся к осознанному выполнению учебных задач на всех этапах усвоения знаний и умений.
Любой тест – это прежде всего измерительное средство, основная задача которого, поставить в соответствие результатам деятельности учащегося число. Поэтому любые тесты, используемые в ходе мониторинга уровня подготовки учащихся, прежде всего должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к измерительным средствам. 
1. Тест должен соответствовать целям измерения. Для этого необходимо, чтобы были известны цели измерения, в которых должно быть раскрыто: 
- что измеряет тест (привести перечень деятельности учащихся, проверяемой данным тестом); 
- кому предназначается тест (описание групп учащихся); 
- выводы, которые можно делать на основе результатов, полученных с помощью данного теста. 
2. Тест должен позволять получать объективную и достоверную информацию. Результаты измерений не должны зависеть от особенностей личности лиц, проводящих измерения, и уровня их тестовой культуры. Для этого любой тест, используемый в ходе мониторинга, должен быть представлен технологическим пакетом, включающим следующий набор документов: 
- набор заданий для учащихся, которые включают все необходимые инструкции по выполнению этих заданий; 
- набор инструкций по процедуре проведения.
- правила или алгоритмы для однозначного перевода первичной информации в числовую систему.
- описание способов интерпретации полученной числовой информации; 
Тест (от англ.) – проба, испытание. С помощью тестов удобно проводить контроль, дающий возможность определить, насколько ученик справился с теми требованиями, которые предъявляет школьная программа. 
Традиционная контрольная оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат. 
Тест позволяет, таким образом, определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу. 

Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе.

Однако, назначение тестов – не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика проблем возникающих у обучающихся на каждом этапе изучения программного материала.
Тест отличаются следующими особенностями: 
- относительной простотой процедуры и необходимого оборудования; 
- непосредственной фиксацией результатов; 
- возможностью использования как индивидуально, так и для целых групп; 
- удобством математической обработки; 
- кратковременностью; 
- наличием установленных стандартов (норм); 
Тестирование  – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки. 
Таким образом, наиболее распространены следующие виды тестов: 
1. Тест с выбором ответа. В начальной школе следует ограничиться 3 – 4 ответами для выбора из них правильного.
2. Тест на установление истинности (ложности) утверждения. В нем предполагается лишь два ответа: «да», «нет».
3. Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении.
4. Тест на установление соответствия.
Задания предполагают проверку не только практических умений учащихся, но и научных теоретических понятий и проверяют уровень сформированности учебных действий.

Тестовый контроль - это оперативная проверка качества усвоения, не медленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Однако, как показывает практика, недопонимание его технологических особенностей не всегда приводит к адекватному использованию тестов в учебном процессе.

Целенаправленную работу по подготовке обучающихся начальной школы к успешному итоговому тестированию по всем предметам необходимо начинать уже с первого класса. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся усвоить алгоритм действий, постепенно подготовить ребёнка к тестовой форме работы на всех предметных уроках.

Процесс формирования грамматических понятий в начальной школе является одним из важнейших, поскольку обеспечивает систематические знания по русскому языку, способствует формированию практических лингвистических умений и одновременно является процессом овладения школьниками такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение.

Под тестом по русскому языку понимается некоторая совокупность стандартизированных (в смысле форм предъявления и обработки результатов) заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг проверяемых вопросов курса.

По каждой теме курса можно выделить перечень основных понятий, которыми должны овладеть все учащиеся в процессе первичного усвоения нового материала, и с помощью тестов проконтролировать их усвоение.

Рассмотрим некоторые задания тестов на уроках русского языка.

1.      Укажите, какими членами предложения являются однородные члены.

Мы несём гордо и важно российский флаг.

По улицам города идут ребятами парами, кучками, гурьбой.

В нашем городе строятся новые школы, стадионы, библиотеки.

Мы с вами дружная и заботливая семья.

а) подлежащее,

б) сказуемое,

в) определение,

г) дополнение,

д) обстоятельство

Эти задания  с тестовыми заданиями можно использовать как разминку в начале урока, так и самостоятельную работу или работу в парах. Задания различной степени сложности.

Тестовые задания с множественным вариантом можно использовать при контроле усвоения знаний учащимися по некоторым показателям – не только воспроизведение, но и более комплексные умения. 

2.      Задания с множественным выбором отличаются вариативностью выбора ответа. Ученику необходимо подчеркнуть или отметить номер ответа, который он считает правильным.

Подчеркни верное утверждение.

Глагол – это часть речи.

Глагол – это часть слова.

Глагол – это часть предложения.

3.      Соедини линиями слова и вопросы, на которые они отвечают:

бегун что делал?

улыбался какой?

цветок кто?

милый что сделал?

заснул что?

высокая какая?

 Главное преимущество заданий-соответствий – компактная форма, которая дает возможность в относительно короткое время проконтролировать усвоение большого количества учебного материала.

Изучив некоторые аспекты применения тестирования при контроле знаний, то работая в классе, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету можно сделать вывод, что удачно выполняют тесты и дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. А также учитель может использовать в работе тесты, которые представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они позволяют организовать на уроках русского языка деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Можно и сказать о том, что у учащихся задания, составленные в форме тестов вызывают больший интерес, чем традиционные методы проверки знаний.