Уроки культуры речи самостоятельная работа
Оценка 4.8

Уроки культуры речи самостоятельная работа

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
Взрослым
13.11.2019
Уроки культуры речи самостоятельная работа
Курс «Русский язык и культура речи» ставит своей целью дать теоретическую и практическую подготовку по культуре языка и речи. Курс нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.
Самостоятельная работа.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации внеаудиторной самостоятельной работы

 по дисциплине «Культура речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.     Введение.

2.     Методические рекомендации.

3.     Рекомендуемая литература.

4.     Словари.

5.     Ресурсы интернета.

6.     Содержание учебной дисциплины.

7.     Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Курс «Русский язык и культура речи» ставит своей целью дать теоретическую и практическую подготовку по культуре языка и речи. Курс нацелен на повышение уровня практического  владения  современным  русским  литературным  языком  в  разных  сферах  функционирования  русского  языка,  в письменной и устной его разновидностях. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области  и  совершенствование  имеющихся  неотделимо  от  понимания основных  характерных  свойств  русского  языка  как  средства  общения  и  передачи информации,  а  также  расширения  общегуманитарного  кругозора,  опирающегося  на владение  богатым  коммуникативным,  познавательным  и  эстетическим  потенциалом русского языка.

Цель дисциплины «Русский язык и культура речи» - формирование у студентов таких языковых, коммуникативных компетенций, владение которыми позволяет эффективно пользоваться средствами русского языка в ситуациях речевого общения, прежде всего - профессионального.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

·         соблюдать нормы и правила русского языка в устной и письменной речи;

·         определять  особенности  структуры текста;

·         применять  различные способы структурирования текста;

·         самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

·         находить и анализировать  информацию, необходимую для решения педагогических проблем,  повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

·         различать функциональные  стили речи и уметь использовать их в практике общения;

·         составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, объяснительную записку, автобиографию, резюме;

·         создавать профессионально значимые речевые произведения;

·         пользоваться словарями русского языка

·         составлять, анализировать и редактировать научные тексты;

·         пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания.

·         владеть жанрами устной речи  и письменной речи

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

·         основные нормы русского литературного языка в устной и письменной речи;

·         особенности структуры текста и его признаки;

·         жанровое разнообразие функциональных стилей в их устной и письменной формах;

·         основные нормы официально-делового стиля;

·         основные лингвистические  словари русского языка

·         правила правописания;

·         смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;

·         специфику устной и письменной речи

Методические рекомендации

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине «Русский язык культура речи» предназначены для студентов первого и второго курсов.

Формы организации внеаудиторной самостоятельной работы и объём времени, отводимые на её выполнение находят отражение:

- в рабочем учебном плане по каждой специальности;

- в рабочих программах учебных дисциплин.

 

Функции самостоятельной работы:

- информационно-обучающая;

- развивающая;

- ориентирующая;

- стимулирующая;

- воспитывающая.

 

Самостоятельная внеаудиторная работа   проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний;

-    углубления и расширения теоретических знаний;

- развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

-   формирования представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознания национального своеобразия русского языка; овладения культурой межнационального общения;

-  способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

-применения полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышения уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

 

По русскому языку и культуре речи  используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование компьютерной техники и Интернета;

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций, составление планов и тезисов, составление таблиц, подготовка сообщений, рефератов, докладов; подготовка ответов на контрольные вопросы; составление кроссворда, памятки;

- для формирования умений: выполнять разные виды разборов.

- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений.

Перед выполнением студентами самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержание, сроки выполнения, требования к результатам работы, критерии оценки.

 

Критериями оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:

- уровень освоения учебного материала;

- умение использовать теоретические знания для выполнения практических задач;

- обоснованность и четкость изложения материала;

- оформление материала в соответствии с требованиями;

- уровень самостоятельности при выполнении работы;

- уровень сформированности общих знаний и умений.

 

Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённому технологическому циклу, предполагающему следующую последовательность этапов проведения:

1. Планирование.

2. Отбор материала, выносимого на самостоятельную работу.

3. Методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы.

4. Постоянный мониторинг и оценка самостоятельной работы.

 

Формы контроля обучающихся:

- устный и комбинированный опрос;

- проверка на основе письменных, графических и практических работ (диктанты, грамматические задания, изложения, текстовые задания);

- тестирование;

- систематическое наблюдение за работой студентов в обучении.

 

Виды самостоятельной работы обучающихся:

- работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование);

- подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);

- составление тестов для самоконтроля;

- подготовка рефератов;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями;

- выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие самостоятельности и инициативы;
- подготовка в олимпиадах и др.

Формы самостоятельной внеаудиторной работы и предлагаемые задания имеют  дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студентов, специальность.

 

Система оценивания внеаудиторной самостоятельной работы

Организация системы контроля самостоятельной работы студентов является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы. Основные задачи контроля самостоятельной работы состоят в выявлении достижений, успехов студентов, определении затруднений и проблем, обучении приемам взаимоконтроля и самоконтроля, воспитании у студентов таких качеств личности, как ответственность за выполнение самостоятельной работы, проявление инициативы.

Контроль преподавателем результатов самостоятельной работы осуществляется в разнообразных формах при условии обязательного представления студентами материалов (продуктов) своей творческой самостоятельной деятельности.

Контроль  выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы включает в себя оценку хода выполнения заданий и получаемых промежуточных результатов с целью установления их соответствия запланированным целям обучения.

Задачи контроля самостоятельной работы:

- выявление достижений, успехов студентов, определение затруднений и проблем;

- обучение приемам взаимоконтроля и самоконтроля;

- воспитание у студентов ответственности за выполнение самостоятельной работы, проявление инициативы.

Формы контроля самостоятельной работы:

1) текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного доклада, ответов на вопросы;

2) проверка или защита реферата;

3) выполнение упражнений;

4) защита творческих работ и электронных презентаций.

Наиболее значимые, интересные материалы, подготовленные обучающимися в процессе самостоятельной работы, собираются в портфолио.

Результат выполнения самостоятельной работы представляются в печатном, электронном или публичном виде. По данным результатам выполнения вышеперечисленных форм работы студентам выставляется отметка.

Итак, результаты самостоятельной работы оцениваются в ходе текущего контроля. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине.

Рекомендации по составлению конспекта

 

Конспект – это способ краткого изложения содержания книги или статьи в

логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3. Если составляете план-конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.

4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

9. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи

не забудьте вынести справочные данные на поля.

10. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

 

Критерии оценивания конспекта:
1. краткость (конспект не должен превышать 1/8 от авторского текста);
2. ясная и четкая структуризация материала;
3. содержательная точность;
4. наличие образных и символичных элементов;
5. оригинальность обработки авторского текста.

 

Рекомендации по работе со словарями

Словарь — важный помощник в освоении нового языка. Разные виды словарей позволяют получить самые разнообразные сведения о лексике и особенностях словоупотребления.

Каждый словарь — толковый, орфографический, синонимов, этимологический и т. д. — содержит большое количество информации. Чтобы извлечь ее адекватно вашим целям, необходимо придерживаться некоторых правил:

·         Помните, что словарные статьи нужно искать по начальной форме слова. Если вам нужен глагол, ищите по инфинитиву, существительное — по форме в единственном числе именительном падеже (если такие грамматические категории есть в изучаемом языке) и т. д.

·         Обращайте внимание на то, в каком контексте употреблено слово. Проблема новичков часто заключается в том, что они стремятся переводить и понимать пословно, не обращая внимания на остальную часть высказывания. Вполне может быть, что в словаре не найдется подходящего значения, потому что слово употреблено в составе фразеологизма или идиомы.

·         Не игнорируйте примеры. Часто значение примерно соответствует тому, что должно быть в тексте, но не подходит на сто процентов. Оттенки смысла можно вычленить из примеров, которые помогают лучше понять закономерности словоупотребления.

·         Не старайтесь запомнить всю словарную статью. Заучите только то значение слова, которое встретилось вам в тексте, это будет сделать гораздо проще, так как перед глазами у вас будет живой пример использования слова в речи.

·         Сравнивайте и сопоставляйте. Язык — живой организм, который постоянно развивается, использование разных источников позволит получить наиболее полную и адекватную информацию об изучаемом языке.

 

Рекомендации по написанию рецензий и отзывов

Рецензия - это речевой жанр, в котором даются общая характеристика и оценка произведения искусства, науки на основе его анализа.

Рецензия - это жанр:

- полифункциональный (совмещает функции информации, воздействия, убеждения, анализа);

- аргументированный (обязательны обоснованность, объективность авторской оценки);

- эмоциональный (допустимы субъективность, личные вкусы и пристрастия критика);

- полиадресный (предназначен для широкого круга читателей);

преимущественно письменный;

- индивидуальный (автор - конкретный человек);

- стилистически гибридный (совмещает элементы публицистического стиля как основного и научного).

 

Рецензия — это письменный разбор научного текста (статьи, курсовой или дипломной работы, рукописи, диссертации). План рецензии включает в себя:

1) предмет анализа (тема, жанр рецензируемой работы);

2) актуальность темы курсовой или дипломной работы, диссертации, статьи, рукописи;

3) краткое содержание рецензируемой работы, ее основные положения;

4) общая оценка работы рецензентом;

5) недостатки, недочеты работы;

6) выводы рецензента.

Отзыв дает только общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени.

 

Типовой план для написания рецензии и отзывов

 

Предмет анализа. (В работе автора... В рецензируемой работе... В предмете анализа...).

Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме..., Актуальность темы обусловлена..., Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна...).

Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является..., В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о...).

Краткое содержание работы.

Общая оценка. (Оценивая работу в целом..., Суммируя результаты отдельных глав..., Таким образом, рассматриваемая работа..., Автор проявил умение разбираться в..., систематизировал материал и обобщил его..., Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий...), Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты..., Работа, бесспорно, открывает.).

Недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том..., К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором... (недостаточную ясность при изложении...), Работа построена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендациями...), Существенным недостатком работы является..., Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы..., Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора..., Упомянутые недостатки связаны не столько с..., сколько с...).

Выводы. (Представляется, что в целом статья... имеет важное значение..., Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает искомой степени..., Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени..., Работа удовлетворяет всем требованиям..., а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право...).

 

Правила составления плана, тезисов

1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5. Запишите план.

Запомните требования к плану:

а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);

б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Как составлять сложный план.

1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом.

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4.Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Как составить тезисы

Тезис – положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.  Тезисы — вид записи при чтении, позволяющий обобщить материал, изложить его суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведение (статью, доклад, параграф). В отличие от конспекта они дают возможность раскрыть содержание читаемого материала независимо от последовательности его изложения в тексте. Тезисы могут быть простыми и краткими (включать только основные положения), а также сложными и полными (включать, кроме основных, второстепенные положения). Они должны вытекать один из другого. Некоторые положения могут быть объединены не в порядке следования в тексте, а в их логической связи. Часть текстов может записываться в виде цитат. Основой для составления текстов является логико - структурная схема текста.

1.       Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка тебе поможет в работе.

2.       Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана или отчеркиванием).

3.       Определи главную мысль каждой части (можно подчеркиванием).

4.       Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.

5.       Тезисы пронумеруй – это позволит сохранить логику авторских суждений.

6.       Отделяй пробельной строкой один тезис от другого–это облегчит последующую работу с ними.

 

Рекомендации по работе при подготовке сообщения

 

Подготовка информационного сообщения – это внеаудиторная самостоятельная работа по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

 

Критерии оценки:

1. соответствие содержания теме;

2. глубина проработки материала;

3. грамотность и полнота использования источников;

4 наличие элементов наглядности.

 

Рекомендации по работе при подготовке доклада

 

Доклад - это развёрнутое рассуждение, отличающееся полнотой раскрытия темы и законченностью.

Доклад - публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение на предложенную тему. (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»)

 

Признаки доклада:

1) передача информации в устной форме;

2) наличие «обратной связи» (реакция на слова докладчика);

3) сложная взаимосвязь между книжной речью и её устным воплощением;

4) предварительная подготовка доклада;

5) выдержанность материала в строго научном стиле;

6) использование технических средств, наглядных пособий;

7) особые языковые клише, характерные для доклада.

 

Этапы подготовки доклада:

1. выбор и осознание темы;

2. подбор материала, его изучение и анализ;

3. разработка плана доклада;

4. работа над композицией (наиболее распространённая трёхчастная структура: вступление, главная часть, заключение);

5. написание текста выступления;

6. редактирование, переработка текста;

7. оформление доклада;

8. выступление с докладом.

 

Критерии оценки доклада:

1) соответствие теме;

2) актуальность содержания;

3) степень раскрытия сущности вопроса;

4) новизна текста;

5) информационная насыщенность и доступность изложения;

6) структурная организованность и логичность;

7) теоретическая обоснованность и практическая значимость выводов;

8) грамматическая правильность и стилистическая выразительность текста;

9) стилевое единство;

10) соблюдение требований к оформлению;

11) целесообразность применения наглядности.

 

Рекомендации по работе с интернет-ресурсами

 

Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW студент должен уметь и знать:

- чётко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную информацию,

- правильно формулировать критерии поиска;

- определять и разделять размещённую в сети Интернет информацию на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты);

-давать оценку качества представленной информации, отделить действительно важные сведения от информационного шума;

- давать оценки достоверности информации на основе различных признаков, по внешнему виду сайта, характеру подачи информации, её организации;

- студентам необходимо уметь её анализировать, определять её внутреннюю непротиворечивость.

Запрещена передача другим пользователям информации, представляющей коммерческую или государственную тайну, распространять информацию, порочащую честь и достоинство граждан. Правовые отношения регулируются Законом «Об информации, информатизации и защите информации», Законом «О государственной тайне», Законом «Об авторском праве и смежных правах», статьями Конституции об охране личной тайны, статьями Гражданского кодекса и статьями Уголовного кодекса о преступлениях в сфере компьютерной информации.

     

Рекомендуемая литература

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.

Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений. – М., 2012.

Греков В.Ф.,Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М.; 1986

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.

Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.

Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.

Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.

Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.

Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.

Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

 

Ресурсы интернета

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» 

http://www.gramota.ru 

Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала 

http://language.edu.ru 

Культура письменной речи 

http://www.gramma.ru 

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений 

http://www.philolog.ru/dahl/ 

Имена.org — популярно об именах и фамилиях 

http://www.imena.org 

Крылатые слова и выражения 

http://slova.ndo.ru 

Мир слова русского 

http://www.rusword.org 

Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система 

http://www.ruscorpora.ru 

Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка 

http://yamal.org/ook/ 

Основные правила грамматики русского языка 

http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm 

Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы 

http://gramota.ru/book/ritorika/ 

Рукописные памятники Древней Руси

http://www.lrc-lib.ru 

Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН 

http://rusgram.narod.ru 

Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник 

http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/ 

Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты 

http://character.webzone.ru 

Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку 

http://www.svetozar.ru 

Свиток — История письменности на Руси 

http://www.ivki.ru/svitok/ 

Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык 

http://vedi.aesc.msu.ru 

Справочная служба русского языка 

http://spravka.gramota.ru 

Тесты по русскому языку 

http://likbez.spb.ru 

Центр развития русского языка 

http://www.ruscenter.ru 

Филологическийпортал Philology.ru 

http://www.philology.ru 

Электронные пособия по русскому языку для школьников 

http://learning-russian.gramota.ru 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

темы

Название раздела

Цель изучения

1

Раздел 1.Введение.

Определить общие основы и методы использования современного русского языка.Дать системное представление о речевой коммуникации, её основных аспектах.

2

Раздел 2.Фонетика и орфоэпия.

Развитие звуковой культуры речи учащихся, формирование и совершенствование приемов звукобуквенного разбора, формирование умения определять орфограмму на основе звукового анализа.

3

Раздел 3. Лексика и фразеология.

Обеспечить представление о лексике как об особой подсистеме языка, сформировать умение самостоятельно анализировать лексические единицы, сопоставлять с ранее изученными явлениями языка.

4

Раздел 4. Словообразование.

Добиться осознанного усвоения обучающимися структуры слова,

познакомиться с основными способами образования новых слов на основе семантико-словообразовательного подхода к анализу структуры слова.

5

Раздел 5. Части речи.

Дать понятие об основных особенностях грамматических единиц русского языка, познакомить с функционированием в речи этих грамматических единиц, дать понятие о грамматических нормах русского литературного языка, сформировать умения и навыки правильного использования грамматических единиц в речи, дать понятие о возможностях стилистического использования грамматических единиц.

6

Раздел 6.Синтаксис.

Сформировать базовые синтаксические понятия: словосочетание, главное и зависимое слово в словосочетании, члены предложения и пр..

7

Раздел 7. Нормы русского правописания.

Повторить основные правила орфографии, сформировать базовые синтаксические понятия для усвоения пунктуации.

8

Раздел 8.Текст. Стили речи.

Углубить представление о функциональных стилях речи, их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах, стилевых особенностях; углубить знания о структуре текста, о его типах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Самостоятельная работа

 

Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, интернет-сайтов, вычленять из них главное, систематизировать имеющийся материал,обобщение и систематизация  основных правил произношения гласных и согласных звуков, норм ударения в современном русском языке.

 

Задание: расставить ударение в словах (проверьте себя по орфоэпическому словарю).

 

Слова:банты, бухгалтеров, вероисповедание, диспансер, документ,  жалюзи,

каталог, квартал, лекторов, намерение, средства, торты, шарфы, эксперт, верна, значимый, красивее, кухонный, мозаичный, оптовый, сливовый, черпать, брала, вручит, закупорить, звонишь, облегчить, ободрить, осведомиться, плодоносить, прибыла, приняли, создала, углубить, согнутый, занята, начатый, отключённый, принявший, снятый, засветло, досуха, мельком, донельзя, донизу, приняв, прибыв, ждала, лгала, аэропорты, бармен, бюрократия, видение (способность), досуг, звала, километр, мышление, обеспечение, понял, создал, столяр, туфля.

 

Задание: разделите данные слова на две группы:

1.    Согласный звук в позиции перед е произносится мягко.

2.    Согласный звук в позиции перед е произносится твердо.

 

Одесса, свитер, интервал, шинель, кодекс, кафе, гипотеза, дедукция, демпинг, десант, дефицит, иглотерапия, игрек, инертный, конденсатор, кибернетика, крейсер, лидер.

 

Задание: разделите приведенные слова на три группы в зависимости от варианта произношения чн:

•    Слова, в которых произносится чн;

•    Слова, в которых произносится шн;

•    Слова, допускающие оба варианта произношения.

 

Восточный, копеечный, нарочно, ночной, отличник, порядочный, уличный, шапочный, скучный, Саввична, сердечный, однозвучный, солнечный, съемочный, пустячный, очечник, научный, скворечник.

 

Задание: подчеркните предложения, в которых нарушены орфоэпические нормы.

1.       Необходимо нормальное программное  обеспечение всех наших служб.

2.       В книге представлен богатый языковой материал.

3.       Я шла медленно, боясь подскользнуться.

4.       Мы провели отпуск на краси/вейшем острове.

5.       По результатам проверки возбу/ждено уголовное дело.

6.       Необходимо обеспечить уход за новорождёнными.

7.       К первому сентября были приобре/тены учебники по всем предметам.

8.       Мы договорились встретиться у почтамта.

9.       Люди по собственной воле вкладывали средства/ в это сомнительное дело.

10.    Было принято беспрецендентное решение.

 

Форма проверки: выступление на уроке, индивидуальная проверка конспекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Самостоятельная работа

 

Задание: составить конспект по теме «Фонетические средства выразительности».

 

Цель работы: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, интернет-сайтов, вычленять из них главное, систематизировать имеющийся материал.

 

Общие указания к выполнению работы:изучите  рекомендации по составлению конспекта  и оформите его согласно указаниям; подготовьте  конспект по теме: «Фонетические средства выразительности», руководствуясь планом:

1.            Благозвучие речи.

2.            Звукопись как изобразительное средство.

3.            Ассонанс, аллитерация.

 

Литература: Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М.: Лотос, 2004

 

Задание: укажите фонетические выразительные средства, употреблённые в данных отрывках.

1) Я мечтою ловил уходящие тени,
уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня. (К.Бальмонт)

 

2)  Семь холмов - как семь колоколов.
На семи холмах – колокольни.
Всех счетом: сорок сороков, - 
Колокольноесемихолмие! (М.И.Цветаева)

 

3) Уйми безумное роптанье
И обреки все сердце вновь
На безграничное страданье,
На бесконечную любовь!

 

4) Когда б ты мог остаться хладнокровным  
Среди безумцев, тычущих в тебя. (Р. Киплинг)


Форма отчетности и контроля: выступление на уроке, индивидуальная проверка конспекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Самостоятельная работа

 

Задание: составить конспект по теме «Лексические выразительные средства».

 

Цель работы: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, интернет-сайтов, вычленять из них главное, систематизировать имеющийся материал.

 

Отрывки:
1) Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем? (Лермонтов М.Ю.)
2) Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой. (А.С.Пушкин)
3) Устало все кругом: устал и цвет небес,
И ветер, и река, и месяц, что родился,
И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,
И желтый тот листок, что, наконец, свалился.(А.Фет)
4) Не то на серебре – на золоте едал. (А. Грибоедов)
5) Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.А. Крылов)
6) Перо его местию дышит. (А. К. Толстой)
7) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
8) Но тих был наш бивак открытый. (М.Ю. Лермонтов)
9) Ну что ж, садись, светило. (В. Маяковский)
10) Все флаги в гости будут к нам.(А.С. Пушкин)
11) Пуще всего береги  копейку.(Н. Гоголь)
12) Мы все глядим в Наполеоны.(А. Пушкин)
13) Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю.(Архимед)
14) Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более напёрстка!
Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка! (А. С. Грибоедов)
15)«Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя». (Георгий Александров)
16) «Если художник хочет по-настоящему взвинтить цены на свои картины, совет ему могу дать только один: пусть руки на себя наложит» (Курт Воннегут)
17) Красное вино (кровь) ;
разящая рука (меч) ;
нить судьбы (жизнь) ;
синяя птица (счастье) ;
18)Сей труп живой, ещё вчера

Стонавший слабо над могилой. (А.С.Пушкин)
19)«С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? » (С. Есенин)

 

Форма отчетности и контроля: выступление на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Самостоятельная работа

 

Задание: привести примеры фразеологизмов (15 фразеологизмов), указать их значение, историю появления в языке, с пятью из них составить предложения.

 

Цель: работа с фразеологическим словарём, научиться осуществлять подбор необходимой литературы, интернет-сайтов, вычленять из них главное, систематизировать имеющийся материал.

 

Форма отчетности и контроля: выступление на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Самостоятельная работа

 

Задание: подготовить сообщение на тему «Словообразование: как делаются слова», используя одно из рекомендуемых пособий.

 

Цель работы: формирование умения работать с учебной литературой.

 

Общие указания к выполнению работы: подготовить сообщение на тему: «Словообразование: как делаются слова», используя одно из рекомендуемых пособий.

 

Литература:

1) А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – изд.: «Просвещение», 2010 г.

2) Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия, 2008 г.

3) В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» – Изд.: «Просвещение», 2009 г.

 

План сообщения:

1.Состав слова.

2.Понятие морфемы.

3.Приставка.

4.Корень.

5.Суффикс.

6.Окончание.

7.Морфологический способ словообразования.

8.Неморфологические способы словообразования.

 

Форма отчетности и контроля: устный ответ на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Самостоятельная работа

 

Задание: исправление грамматических ошибок, связанных с ненормативным употреблением местоимений, числительных и глаголов.

 

Цель работы: формировать навык выявлять и исправлять  грамматические ошибки в чужом и своем тексте.

 

Общие указания к выполнению работы:

Рассмотрите таблицы «Морфологические нормы русского литературного языка» и выполните упражнения:

 

I. Исправьте ошибки в следующих предложениях (на употребление числительных):
1. Город находится в полутораста километров от областного центра.
2.Трое юношей и трое девушекисполняли красивый танец.
3. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.

4.Стоимость среднего гостиничного номера колеблется от семьдесят шесть до девяносто один евро.

5. Пятеро мальчиков и пятеро девочек участвовали в конкуре чтецов.

6. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.

 

II. Исправьте ошибки в следующих предложениях (на употребление местоимений):
1. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года.
2. Сзади его шла нагруженная вещами телега.
3. Больной попросил сестру налить себе воды.
4. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.

III. Исправьте ошибки в следующих предложениях (на употребление глаголов):
1) Не махай так сильно руками.
2) По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой
соды.
3) Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.

4) Ты не бойся, я тебя защитю.

5) Девушка полоскает постельное белье.

5) Форма отчетности и контроля: проверка тетрадей.

 

Выполните следующие упражнения:

1. Используя приведенные ниже слова, составьте словосочетания «существительное + прилагательное».

Авеню, безе, бра, вуаль, домишко, жюри, какаду, кольраби, кофе, меню, мозоль, пенальти, тюль, шампунь, Миссисипи, жалюзи, пальто, МГУ.

2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих имен существительных:

Ворох, инженер, месяц, цех, свитер, торт, токарь, столяр, отпуск, плинтус, крем, маляр, полис, профессор, орден.

 

Исправьте ошибки в следующих предложениях:

1)Ученик был способный к математике.

2) У мальчика появились и более худшие привычки.

3) Первый студент отвечал бойчее, чем второй.

4) Подобный ответ бессмысленен.

5) Этот путь более ближе, чем тот.

6) Речь была более выразительна и интереснее, чем у других.

7) Наиболее худшие игроки были удалены с поля.

8) Эти книги увлекательны и интересные.

 

Форма отчетности и контроля: устный опрос, проверка тетрадей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Самостоятельная работа

 

Цель работы: формирование знаний, связанных с грамматическими нормами языка.

 

Задание: рассмотрите таблицы «Морфологические нормы русского литературного языка».

 

Употребление имен существительных

 

Категория склонения

«Очаги» нарушения норм

Правила и перечни слов

Форма им. пад., мн. число.

 

 

 

 

 

 

 

- допускается

 

 

- различаются по значению

 

 

 

 

 

 

 

Форма род.пад., мн. число

сущ. м. р.

 

 

 

 

- допускается

 

 

сущ. ж. и ср. р.

 

- с окончаниями – ы(и): выговоры, офицеры, гербы, кремы, архитекторы, порты, возрасты, выборы, шоферы, лекторы, месяцы, почерки, приговоры, ректоры, ястребы, кители

- с окончаниями –а(я): борта, инспектора, буфера, катера, фельдшера, жемчуга, векселя, вензеля, директора, доктора, купола, ордера, округа, отпуска, окорока, паспорта, повара, профессора, терема, шелка

- джемперы и джемпера (разг.), договоры и договора (разг.), свитеры и свитера (разг.)

- корпусы (туловища) и корпуса (здания), пропуски (отсутствие) и пропуска (документы), счёты (взаимные) и счета (документы), тоны (звуковые) и тона (цветовые), тормозы (препятствия) и тормоза (механизмы), хлебы (печёные) и хлеба (на корню), учителя (преподаватели) и учители (идейные руководители)

- с полными окончаниями: абрикосов, апельсинов, помидоров, гектаров, носков, таджиков, татаро-монголов, чеченцев, рельсов, коррективов

- с нулевым окончанием: ампер, ботинок, валенок, погон, сапог, чулок, башкир, грузин, румын, туркмен, турок, солдат, партизан, гусар

- баклажанов и баклажан (разг.), граммов и грамм (разг.), килограммов и килограмм (разг.)

- с полными окончаниями: верховьев, кружевцев, долей, доньев, кеглей, копытцев, платьев

- с нулевым окончанием: барж, басен, блюдец, вафель, дел, зеркалец, кочерёг, кушаний, мест, одеялец, яблонь

- простыней и простынь, свечей и свеч (игра стоит свеч)

- с полными окончаниями: заморозков, лохмотьев, консервов, будней, яслей

- с нулевым окончанием: нападок, потёмок, сумерек, макарон

- граблей и грабель

Категория рода

«Очаги» нарушения норм

Правила и перечни слов

- геог. назв.

 

- аббревиатуры

 

- составн. слова

 

 

 

- нескл. неодуш.

     кроме:

- нескл. одуш.

 

 

 

- другие суш.

 

 

 

 

 

 

 

- допускается

- определяются по родовому наименованию (Сочи – город – м. р. Миссури – река – ж. р.)

- в основном по опорному слову (МВД – ср. р., ГУМ – м. р., СНГ  ср. р.)

- по роду более значимого слова, чаще по первому (витрина-стенд – ж. р., кафе-столовая – ср. р., счёт-фактура – м. р., НО: крем-краска, плащ-палатка – ж. р.)

- сущ. ср. р.: алиби, бра, метро, меню, такси

- кофе (м. р. и доп. ср. р.), кольраби, салями (ж. р.)

- сущ. м. р., обозначающие лиц муж.пола: атташе, маэстро

- сущ. м. р., обозначающие животных, птиц: колибри, пони, шимпандзе

- двуродовые (род определяется полом лица): визави, инкогнито, протеже

- сущ. м. р.: банкнот, бланк, ботинок, георгин, зал, кед, корректив, лебедь, овощ, погон, помидор, путь, рельс, рояль, толь, тюль, шампунь

- сущ. ср. р.: повидло, яблоко

- сущ. ж. р.: бакенбарда, плацкарта, вуаль, калоша, коленка, мозоль, туфля, тапка

- жираф и жирафа, заусенец и заусеница, клавиш и клавиша, манер (во фразеологических оборотах) и манера

- взяток (пчелиный) и взятка (подкуп), гарнитур (набор мебели) и гарнитура (очертание шрифта), метод (способ познания) и метода (система приёмов в работе)

Категория числа

«Очаги» нарушения норм

Правила и перечни слов

Форма числа

- некоторых «веществ.» сущ.

 

 

 

 

- др. сущ.

 

- ед. число обозначает вещество, массу, жидкость: крепкий табак, отличное вино, сливочное масло

- форма мн. числа употребляется только в проф. речи: сорта табаков и вин, производственные масла

 

- употребляются только в форме мн. числа: кавычки, консервы, сутки

- употребляются только в форме ед. числа: молодежь, крестьянство, профессура, человечество

Употребление имен прилагательных

Вид ошибки

Ошибочно употребление:

Следует употреблять:

Употребление полной формы с зависимым словом

Смешение простых и составных форм сравн. и превосх. степеней сравнения

Неправильное образование форм сравн. Степени

При употреблении сравн. степеней прил-х следует указывать, что с чем сравнивается

Мой ребёнок способный к математике.

 

Более худшее,                   самый наибольший

 

 

Бойчее, звончее  и т.п.

 

 

Гоголь создал более реалистичные образы.

Мой ребёнок способен к математике.

 

Более плохой  или  хуже;

Самый большой  или  наибольший

Бойче, звонче, ловчее, слаще, хлестче

 

 

…по сравнению с чем?

 

Употребление имен числительных

«Очаги» нарушения норм

Правила употребления

Примеры

Склонение

- колич. числит.

 

- порядк. числит.

 

Употребление

- собират. числит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- числит.оба

 

- числит.полтора и полтораста

- изменяются все компоненты, входящие в их состав

- изменяется только последнее слово

могут употребляться:

- со словами, обознач. лиц муж.пола;

- с прил., перешедшими в существ.;

- со словами, не имеющими форм ед. ч.;

- со словами «дети, ребята, люди»;

- со словами, обознач. детенышей животных;

- с личными местоимениями.

не могут употребляться:

- со словами, обознач. лиц женс. пола;

- со словами, обознач. взрослых животных

- имеет муж. и ср. р.и ж. р.

- согласуются с сущ. в косвенных пад.

- в им. и вин.пад. употребляется с сущ. в ед. ч., в остальных падежах – с сущ. мн. ч.

Шестьюстами пятьюдесятью тремя

 

В двести пятую комнату

 

Двое братьев

 

Трое военных

 

Трое ножниц

 

Двое ребят

 

Семеро козлят

 

Их было пятеро

 

 

 

 

 

 

 

Обоих братьев/ окон

Обеих сестер

В полутора часах

Полтора (им. п.) дня (ед. ч.)

Более полутора (род.п.) дней (мн. ч.)

Употребление местоимений

Вид ошибки

Ошибочно употребление:

Следует употреблять:

Нарушение согласования с замещаемым словом

 

 

 

Двусмысленность, комизм фразы из-за неправильного употр. мест. 3 л.

Пропуск мест.себя

Группа просила проэкзаменовать их в первую очередь.

Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол.

Отец умер, когда ему было девять лет.

 

 

Как сегодня чувствуете?

Группа просила проэкзаменовать ее в первую очередь.

 

Я вынула книгу  и положила ее на стол.

Отец умер, когда сыну было девять лет.

 

 

Как себя чувствуете?

Употребление глаголов, причастий, деепричастий и наречий

Вид ошибки

Ошибочно употребление:

Следует употреблять:

Неправ. образование форм некот.глаголов:

- 1 л. ед. ч.;

- 3 л. ед. ч.;

- бесприставочных прош. вр. с суфф. –ну-;

- бесприставочных с корнем    –лож-;

- повелит.наклон. от глаголов: видеть, ехать, жаждать, мочь, хотеть и др.;

- с суффиксом –ся.

Пылесошу

Полоскает, плескает, сыпет

Мокнул, сохнул

 

Ложить

 

Хоти, едь, положь

 

 

 

Стираться, играться

Чищу пылесосом

Полощет, плещет, сыплет

Мок, сох, вял (допуск.вянул)

Класть

 

Можешь хотеть, поезжай, положи

Стирать, играть

Смешение форм времени и вида глаголов

Когда мать узнаёт, чем занимается сын, у неё появился страх за него.

Когда мать узнаёт, чем занимается сын, у неё появляется страх за него.

Двусмысленность при употреблении глаголов с –ся

Студенты направляются для прохождения практики.

Студенты направлены для прохождения практики.

Смешение возвратных и невозвратных причастий

 

Войска, сражающие на улицах Грозного, отбили здание комендатуры.

Войска, сражающиеся на улицах Грозного, отбили здание комендатуры.

Смешение действительных и страдательных причастий

Девочка, воспитывающаяся бабушкой, учится хорошо.

Девочка, воспитываемая бабушкой, учится хорошо.

Неправ. образ.форм причастий

- на –щий от гл. сов. в.

- с частицей бы

 

Сделающий

 

Вызвавшее бы упрёки

Который будет делать

Который мог бы вызвать упрёки

Неправ. употр. форм деепричастий

- на –вши

- устар.

Встретивши, купивши

 

Высуня, положа, скрепя (во фразеол. оборотах)

Встретив, купив

 

Высунув, положив, скрепив (вне фразеол. оборотах)

Неправ. употр. наречий с предлогами

Вовнутрь, навряд ли

Внутрь, вряд ли

 

Форма отчетности и контроля: устный опрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Самостоятельная работа

 

Задание: подготовить сообщение на тему: «Из истории русской пунктуации».

 

Цель работы: формирование умения работать с учебной литературой.

 

Общие указания к выполнению работы: подготовить сообщение на тему: «Из истории русской пунктуации».

 

Литература:

1. Бабайцева В. В., Л. Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. Москва 1994 г.

2. Баранов М. Т. «Русский язык: справочные материалы: учебное пособие для учащихся». Санкт – Петербург 1998 г.

3. Вахрушева Т.В. Полный сборник по орфографии и пунктуации. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

4.Граник Г. Г.,  Бондаренко С. М.  «Секреты пунктуации». 1998 г.

5. Уханова Е. В. У истоков славянской письменности. Москва 1998г.

 

 План сообщения:

1. История  появления знаков препинания.

2. Система знаков препинания.

3. Периоды в развитии пунктуации.

4. Функции знаков препинания в современном русском языке.

 

Форма отчетности и контроля: устный ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Самостоятельная работа

 

Задание: подготовить сообщение по теме «Русский язык в современном мире»,  используя теоретический материал учебник «Русский  язык 10-11 кл.» (любого автора)

 

Цель работы: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из неё  главное, систематизировать имеющийся материал.

 

Общие указания к выполнению работы:изучить материал учебника и ответить на вопросы:

1. К какой семье языков принадлежит русский?    

2. Какова численность людей, говорящих на русском языке?

3. Каковы функции русского языка?

4. В каких формах существует национальный русский язык?

5. Назовите периоды в истории русского  языка.          

6. Назовите источники формирования и пополнение литературного и его норм. 

7. Назовите пути пополнения русской лексики.

 

Форма отчетности и контроля: устный опрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

Самостоятельная работа

 

Задание: написать рецензию на статью Владислава Николаенко «Что такое хорошая речь».

 

Цель работы: формирование умения писать рецензию на статью.

 

Общие указания к выполнению работы:написать рецензию, опираясь на рекомендации «Как писать сочинение-рецензию».

 

Владислав Николаенко

Что такое хорошая речь?

 

Несложно сформулировать, что такое плохая речь — она нарушает те или иные нормы. Хо­рошая речь поддаётся определению не всегда: зная, чего в ней быть не должно, гораздо труд­нее сказать, что для неё необходимо. Особенно это относится к речи талантливой, когда она приближается к художественному произведе­нию. Как никакая наука не может доказать, что стихи Пушкина гениальны, так нельзя доказать, что один человек — прекрасный рассказчик, а шутки другого остроумны.

Однако чаще всего под хорошей речью мы подразумеваем просто речь правильную, бога­тую и гибкую. Здесь уже наука вступает в свои права: эти качества поддаются описанию. Пра­вильная речь — это речь, которая соблюдает нормы литературного языка. Они описаны в грамматиках и словарях, с их помощью можно доказать правильность или неправильность сло­ва или выражения. Богатая речь — это боль­шой словарный запас и разнообразие синтак­сиса; и то и другое вполне поддаётся точному учёту. Гибкость оценить значительно труднее: она предполагает, что человек умеет пользовать­ся языковыми средствами, употребляет их умест­но. Уместность эту мы чувствуем, но определить и сформулировать её нелегко.

Грамотность — элементарное, предваритель­ное условие хорошей речи. Если человек гово­ритзвонит вместо звонит или благодаря его вместо благодаря ему речь его нельзя считать хорошей. Казалось бы, какая разница! Всё рав­но понятно, о чём идёт речь. Однако это не так. Во-первых, понятно не всегда: синтаксические и грамматические ошибки часто порождают двусмысленности. Во-вторых, любая неправиль­ность заставляет слушающего делать над собой усилие: понимать такую речь сложнее. Так же раздражает слишком быстрая или невнятная речь: невежливо заставлять собеседника напря­гаться но пустякам.

Первое условие того, что человек умеет го­ворить, — стилистическая чуткость. Это значит: он говорит так, как следует в данной обстанов­ке. Язык как одежда: человек в резиновых са­погах на концерте в филармонии одет плохо, но плохо одет и человек в костюме и при гал­стуке у костра на рыбалке

Второе условие. Чувство такта (а иногда и чувство самосохранения) требует принять в рас­чёт и собеседника (разговаривать с директором школы так же, как с одноклассником, небезопас­но). Изысканные аристократические обороты уместны, если слушатель думает: «Это человек нашего круга» или «Видно, что юноша из хо­рошей семьи», и неуместны, если собеседник злится: «И чего он выпендривается».

Третье (и, пожалуй, главное) условие. Чтобы хорошо говорить, нужно владеть речью, как скульптор — резцом или фехтовальщик — шпа­гой Анна Андреевна Ахматова говорила: «Вос­питанный человек никого не обижает случай­но. Он обижает только намеренно». Это касается и слов, они могут быть двусмысленны, обид­ны, нелепы, но только умышленно и никогда случайно.

Владение речью предполагает прежде всего богатый словарный запас. Если человеку нечем выразить восхищение, кроме междометий или восклицанияНу даёт! Круто!, его речь вряд ли найдет слушателей. Человек с богатым словарным запасом ощущает разницу между близки­ми по значению словами и выражениями — раз­ницу и смысловую, и стилистическую. Умение выдержать стиль необходимо, чтобы речь бы­ла точной и не резала ухо

Не менее важно и богатство интонаций. Опыт­ный рассказчик, например, чувствует, когда нужно сделать эффектную паузу, а когда — по­низить голос. Он умеет лёгким движением тона выделить чужую речь или произнести чеканную формулировку так, чтобы она врезалась в память.

Есть, конечно, вещи, которых делать нельзя. Верный признак дурной речи — привязчивые словечки, слова-паразиты вроде значит, ну, это самое. Они допустимы только как пародия, когда рассказчик говорит от лица косноязычного пер­сонажа. Но пародия тоже должна быть умест­ной. Портят речь и шаблонные словосочетания (если они не обыгрываются специально): про­цесс духовного возрождения, люди в белых ха­латах, рост благосостояния.

Грубость речи — приём неумелых. Его ис­пользуют лишь те, кто не умеет иначе убедить слушателя или уничтожить противника. «Юпи­тер, ты сердишься, значит, ты не прав» — это понимает любой слушающий.

Всегда плохо и нарушение чувства меры. Ес­ли человек всё время пытается острить или сы­пать парадоксами, он выглядит навязчивым. Если он говорит слишком возвышенно, кажет­ся неискренним. Если же просто говорит слиш­ком много — быстро наскучит слушателям. «Ни­чего слишком» — это древнее правило касается и речи.  Хорошо, когда культуру речи вы усвоили в се­мье, — а если нет? Как исправить свою речь? Для этого необходимо прислушаться к тому, как говорите вы сами и как говорят другие: легче всего учиться, подражая тому, кто говорит сво­бодно и чисто. Другое средство — больше чи­тать, особенно писателей-классиков: их язык, конечно, не во всём совпадает с современным, но по-прежнему во многом остаётся эталоном. Наконец, есть специальные книги, описываю­щие самые частые ошибки. Они подскажут, на что нужно обратить особое внимание.

Умение говорить ценилось во все века и у всех народов. Но только в Древней Греции, а затем в Древнем Риме убедительной речи ста­ли учить (см. статью «Язык создаёт красоту»). Учили, конечно, главным образом публичному красноречию: риторов (ораторов) специаль­но нанимали, чтобы подготовить речь в суде или в народном собрании. Но и обычной, бы­товой речи тоже учили. Мы до сих пор называ­ем греческим словом лаконизм (от греч. «lakonismos») умение говорить точно, кратко и выразительно. Так говорили воинственные спартанцы (Спарта находилась в Лаконике, об­ласти на юго-востоке Пелопоннесского полу­острова): каждую фразу они строили как доне­сение или приказ. Были эпохи, когда особенно ценилось уме­ние рассказывать и вести разговор. Во Франции XVIIXVIII вв. и в России конца XVIII — нача­ла XIX в. сложилась целая культура светской са­лонной беседы. Человек, в совершенстве овла­девший этим искусством, мог занять положение в обществе, не обладая ни титулом, ни состоя­нием. Прославленных говорунов и острословов стремились заполучить в гости, их специально приходили послушать.

В те века родился афоризм: «Стиль — это весь человек». Времена изменились, но по-прежнему умению говорить придают большое значение. Владение хорошей речью остаётся важным не только для политика и адвоката, журналиста и учителя. Наше впечатление о человеке во мно­гом зависит от его манеры говорить. А то, как мы говорим, определяет, будем ли мы услыша­ны и правильно поняты.

 

Форма отчетности и контроля: проверка тетрадей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 11

Самостоятельная работа

 

Задание: найти высказывания о русском языке и культуре речи.

 

Цель: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из неё  главное, систематизировать имеющийся материал.

 

Форма отчетности и контроля: устный опрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 12

Самостоятельная работа

 

Задание: изучить типологию речевых ошибок, работа с таблицей.

 

Цель: исправление речевых ошибок.

 

Речевые ошибки

                                       

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

Вместе с духовным развитием растёт речь школьников.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме непоменялось.

Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

Он пошёл с унылой (понурой) головой.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немногов другую колею.

После дождя из земли попёрли овощи.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

У неё были красивые очи и густые волосы.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличиваетвпечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо средства).

Свои юношеские (девичьи) годы она провела в деревне.

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

Молодой юноша, очень прекрасный

Стол был очень роскошный.

9

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)

В его образе изображён герой эпохи.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

Этот человек мне понравился. С этимчеловеком я бы хотел дружить.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

12

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.

У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Учитель напомнил ученику, что он у него взял книгу (кто у кого?).

13

Ошибки, вызванные смешением

паронимов

драматическая судьба (драматичная)

соседний мальчишка (соседский)

 

 

Задание: исправьте речевые ошибки в предложениях:

1. Вперед думай, потом отвечай.

2. Он декларировал громогласно о своих планах.

3. Он попал в противотуберкулезный диспансер.

4. Я кушаю фрукты каждый день.

5. Заглавную роль в пьесе «Враги» играет Сидоров.

6. За дорогой на вершине холма – лес, а на его склонах раскинулись луга.

7. В книге говорится о дружбе класса, о том, как они болеют за успеваемость.

8. Давыдов собирает крестьянство, чтобы посвятить их в свои планы.

9. В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали от солнца деревья.

10. Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой по работе.

11. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

12. Ваше согласие играет для меня большое значение.

13. Каждый тракторист был закреплен за определенным трактором, который следил за его состоянием.

14. Он очень практический человек.

15. Все командировочные могут поселиться в гостинице.

16. Благодаря наводнению люди остались без крова.

 

Форма отчетности и контроля: проверка тетрадей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 13

Самостоятельная работа

 

Задание: разгадайте кроссворд«Стилистические фигуры речи».

 

Цель: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте.

 

http://festival.1september.ru/articles/615932/Image5991.gif

 

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

 

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

 

Форма отчетности и контроля: проверка кроссвордов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 14

Самостоятельная работа

 

Задание: спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Цель: орфографический и пунктуационный анализ текста.

 

 Дом в саду

 

Огромный старый клён во..вышавшийся над всею южной частью сада видный отовсюду стал ещё больше и виднее оделся свеж..й густой зелен(?)ю.

Выше и в..днее стала главная а(лл, л)ея. В.ршины ее старых лип покрылись узором ю(нн, н)ой листвы поднялись и прот..нулись над садом светлой зелёной гр.дой.

А ниже клёна лежало (не, ни)что сплошное кудрявого благоуханногосливоч(?)ного цвета.

И всё это огромная пышная в.ршина клёна светлая зелёная гр..да а(лл,л)еиподвенеч(?)ная бел..зна яблонь груш ч..ремух синева неба и все то что ра.р..сталось и в садах и в лощине и (в)доль боковых липовых а(лл,л)ей и дорож..ки под фундаментом южной стены всё пор..жало своей густотой, свежест(?)ю и новизной.

На чистом зелёном дворе от надвигающейся отовсюду р..стительности стало как(будто) теснее дом стал как(будто) меньше и красивее. Он как будто ждал гостей по целым дням были открыты и двери и окна во всех комнатах в белом зале  в синей старомодной гости(нн, н)ой в маленькой дива(н, нн)ой увеша(н,нн)ой овальными м..ниатюрами и в солнеч(?)ной библиотек.. большой и пустой угловой комнате со старыми иконами и ни..кими книжными шкафами. И везде в комнаты глядели раз­но(образно) зеленые то светлые то темные то изумрудные дерев(?)я.

 

Форма отчетности и контроля: проверка тетрадей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 15

Самостоятельная работа

 

Задание: подготовить сообщение по теме «Значение культуры речи в межличностном общении».

 

Цель:развитие навыков грамотного письма и правильного оформления устной речи, научиться осуществлять подбор необходимой литературы, интернет-сайтов, вычленять из них главное, систематизировать имеющийся материал.

 

Форма отчетности и контроля: устный опрос.


 

Скачано с www.znanio.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Культура речи»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Культура речи»

Содержание 1. Введение

Содержание 1. Введение

Введение Курс «Русский язык и культура речи» ставит своей целью дать теоретическую и практическую подготовку по культуре языка и речи

Введение Курс «Русский язык и культура речи» ставит своей целью дать теоретическую и практическую подготовку по культуре языка и речи

По русскому языку и культуре речи используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы: - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со…

По русскому языку и культуре речи используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы: - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со…

Формы контроля самостоятельной работы: 1) текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного доклада, ответов на вопросы; 2) проверка или защита реферата; 3) выполнение упражнений;…

Формы контроля самостоятельной работы: 1) текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного доклада, ответов на вопросы; 2) проверка или защита реферата; 3) выполнение упражнений;…

Не старайтесь запомнить всю словарную статью

Не старайтесь запомнить всю словарную статью

Внимательно прочитайте изучаемый материал

Внимательно прочитайте изучаемый материал

Критерии оценки доклада: 1) соответствие теме; 2) актуальность содержания; 3) степень раскрытия сущности вопроса; 4) новизна текста; 5) информационная насыщенность и доступность изложения; 6) структурная…

Критерии оценки доклада: 1) соответствие теме; 2) актуальность содержания; 3) степень раскрытия сущности вопроса; 4) новизна текста; 5) информационная насыщенность и доступность изложения; 6) структурная…

Словари Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Словари Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Рукописные памятники Древней Руси http://www

Рукописные памятники Древней Руси http://www

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ № темы

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ № темы

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Самостоятельная работа

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Самостоятельная работа

Приложение 2 Самостоятельная работа

Приложение 2 Самостоятельная работа

Приложение 3 Самостоятельная работа

Приложение 3 Самостоятельная работа

Приложение 4 Самостоятельная работа

Приложение 4 Самостоятельная работа

Приложение 5 Самостоятельная работа

Приложение 5 Самостоятельная работа

Приложение 6 Самостоятельная работа

Приложение 6 Самостоятельная работа

Приложение 7 Самостоятельная работа

Приложение 7 Самостоятельная работа

Сочи – город – м. р. Миссури – река – ж

Сочи – город – м. р. Миссури – река – ж

Вид ошибки Ошибочно употребление:

Вид ошибки Ошибочно употребление:

Приложение 8 Самостоятельная работа

Приложение 8 Самостоятельная работа

Приложение 9 Самостоятельная работа

Приложение 9 Самостоятельная работа

Приложение 10 Самостоятельная работа

Приложение 10 Самостоятельная работа

Наконец, есть специальные книги, описываю­щие самые частые ошибки

Наконец, есть специальные книги, описываю­щие самые частые ошибки

Приложение 11 Самостоятельная работа

Приложение 11 Самостоятельная работа

Приложение 12 Самостоятельная работа

Приложение 12 Самостоятельная работа

В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали от солнца деревья

В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали от солнца деревья

Приложение 13 Самостоятельная работа

Приложение 13 Самостоятельная работа

Приложение 14 Самостоятельная работа

Приложение 14 Самостоятельная работа

Приложение 15 Самостоятельная работа

Приложение 15 Самостоятельная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2019