В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ.
СНЯТИЕ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
Цели деятельности учителя: познакомить с понятием «блокада»;
способствовать развитию чувства сопереживания людям, выстоявшим в тяжелые
годы войны, на примерах мужества и героизма русского народа; развивать
чувства патриотизма и гражданственности, гордости за нашу Родину, народ.
Педагогические задачи: создать условия для формирования знаний о
Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.; способствовать нравственно
патриотическому воспитанию школьников; ознакомить обучающихся с
произведениями поэтов данного периода; воспитывать патриотические чувства,
уважительное отношение к старшим.
Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности:
первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни,
приобретение школьниками социальных знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся проявлять чувства сострадания и гордости за
стойкость русского народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей
Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и
поэтической литературы.
Личностные: проявляют познавательный интерес к учебному материалу,
испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
– познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме
занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной и
письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции;
– коммуникативные – слушают и понимают на слух речь учителя,
одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, используют речь для
регуляции своих действий;
– регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют
действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.
О б р а з о в а т е л ь н ы е
мультимедийная презентация,
документальный фильм «Блокада Ленинграда», карта «Блокада Ленинграда»,
выставка книг, герб и флаг России, аудиозапись Симфонии № 7 ор. 60
р е с у р с ы :«Ленинградская» до мажор Д. Д. Шостаковича; репродукции картин,
изображения памятников, посвященных войне.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а : провести экскурсию в музей Великой
Отечественной войны; сообщить тему мероприятия, предложить выполнить
специальное задание (в словарях найти значения слов «война», «блокада»,
«голод»; подготовить сообщения о мужестве советских солдат в дни блокады
Ленинграда; подобрать стихи о войне, мужестве, героизме, песни о военных
годах, подвигах солдат); пригласить на мероприятие дедушек и бабушек,
ветеранов ВОВ.
Х о д з а н я т и я
I. Вступительное слово.
П е д а г о г . Не было в истории другой такой войны как Великая
Отечественная. Не только потому, что она была самой разрушительной, унесшей
жизни миллионов людей, но прежде всего потому, что и взрослые, и совсем
молодые люди, даже дети, становились в этой войне настоящими героями.
Советские люди сражались на фронте, трудились в тылу, боролись с врагами в
партизанских отрядах, в глубоком подполье. В историю города на Неве навечно
вписан Ленинградский день победы: 27 января 1944 года советские войска после
двухнедельного наступления полностью освободили Ленинград от 900дневной
фашистской блокады.
Это была самая страшная осада города в военной истории человечества.
У ч е н и к 1. Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.
У ч е н и к 2. Что сейчас мы помним о блокаде?
Когда, зубы голодные сжав,
Жили люди в нашем Ленинграде,
Бились с немцем, что на них напал.
У ч е н и к 3. Книги, и статьи, и кинофильмы
Передали всё нам, что могли,Как страдали люди и как гибли,
Не сдавая северной земли.
С. Момджи
II. Основная часть.
В ы с т у п л е н и я о б у ч а ю щ и х с я .
Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней и ночей. Блокада
Ленинграда началась 8 сентября 1941 года и продолжалась до 27 января 1944
года – это дата полного снятия немецкофашистской блокады с Ленинграда.
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной
директивы немецкого военноморского штаба «О будущности Ленинграда» от 22
сентября 1941 года. «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград…
После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего
существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать
город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки
с воздуха сровнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в
сохранении хотя бы части населения этого большого города». Для
осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило
к Ленинграду огромные военные силы – более сорока отборных дивизий, свыше
тысячи танков и полторы тысячи самолетов.
Фашисты прорвались к Ленинграду. Они пытались захватить город с налету,
но были отбиты. Тогда враги окружили город плотным кольцом. Фашисты
хотели взять ленинградцев измором, задушить их голодом и холодом, разрушить
город бомбами и снарядами, стереть его с лица земли.
Началась тяжелая пора ленинградской блокады. Линия фронта подошла к
самому городу. Враг отрезал Ленинград от всей страны. Почти совсем
прекратился подвоз продовольствия, а главные запасы города были уничтожены
вражеской авиацией. Очень мало оставалось хлеба, топлива. Не работал
городской транспорт, водопровод. В домах не было электричества, вышло из
строя паровое отопление. Голод косил людей…
Враги ломились в город наш свободный,
Крошились камни городских ворот…
Но вышел на проспект Международный
Вооруженный трудовой народ.
Он шел с бессмертным возгласом в груди:
– Умрем, но Красный Питер не сдадим!..
О. БерггольцНа помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми
сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги. На
защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был
превращен в городкрепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22
тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и
крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы,
возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.
Стремясь сровнять город с землей, фашисты обрушили на него за время
осады 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч
зажигательных бомб. Захватив город Шлиссельбург, 8 сентября 1941 года
фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался
полностью блокирован с суши.
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм!
Р. Рождественский
Число 125 – «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» – навсегда
останется одним из символов блокады, хотя эта норма просуществовала чуть
более месяца: 125 граммов хлеба в сутки для иждивенцев были введены 20
ноября 1941 г., а заменены более высокой нормой уже 25 декабря. Однако
для жителей осажденного города это стало трагедией – у большинства их них, не
привыкших делать серьезные продовольственные запасы, ничего, кроме этого
кусочка хлеба вперемешку с отрубями и жмыхом, не было. Но даже эти граммы
удавалось получить не всегда.
Не шумите вокруг – он дышит,
Он живой еще, он все слышит...
……………………………………
Как из недр его вопли: «Хлеба!» –
До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон – смерть.
А. Ахматова
Зимой 1941–1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди,
истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками, жили в
неотапливаемых домах. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили нанабережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Смерть
входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
«Дорога жизни»
30 августа 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о
доставке грузов в Ленинград через Ладожское озеро. Ленинград был связан с
остальной страной единственной дорогой, которая шла по льду Ладожского
озера. «Дорогой жизни» называли ее ленинградцы. Ее обстреливали фашистские
орудия, бомбили самолеты, но сотни машин каждый день шли в Ленинград. Они
везли в осажденный город продовольствие, боеприпасы, а оттуда ежедневно
увозили больных, истощенных людей, прежде всего детей.
Огромного мужества требовала работа шофера на этой дороге. Водители
знали, что каждый из них везет груз, который в этот день спасет от голодной
смерти тысячи людей. Почти миллион больных, беспомощных людей вывезли по
«Дороге жизни» из осажденного Ленинграда.
Ленинграду помогала вся страна. Отрезанный, блокированный город знал, что
к нему устремлены внимание, любовь, вера, поддержка Родины!
– «Слушай, Ленинград! Говорит Лондон... Лондон с вами... Ленинградцы,
помните! В ответ на бомбы, сброшенные на ваш город, сбрасываются бомбы на
столицу неприятеля. Победа за нами. Да здравствует Ленинград!» (Обращение
Британской радиовещательной компании к гражданам Ленинграда,
прозвучавшее в эфире 8 сентября 1941 года.)
Город жил и боролся. Голодные измученные люди находили в себе силы
работать. На Кировском заводе круглосуточно шла работа по изготовлению
танков. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Из ворот завода
ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт. В ноябре–декабре 1941
года производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц.
В городе работали музеи, театры, ставились новые спектакли. Всё то время,
пока шла блокада, работало ленинградское радио. Для многих оно было
единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живет. Когда
радио замолчало, в радиокомитет стали приходить люди с вопросами: «Что нам
нужно сделать, чтобы снова включили радио? Без него невыносимо».
9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Ровно год спустя в
несломленном городе состоялась премьера Седьмой симфонии Шостаковича,
которую впоследствии назовут «Ленинградской». Зал был полон – очереди за
билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные.
В финальной части симфонии, которая символизировала уверенность
композитора и всего советского народа в скорой победе над фашизмом, зал
встал и зааплодировал. Чтобы обеспечить концерт, артиллеристы, оборонявшиегород, исполнили в тот день собственную симфонию – обстрел позиций
противника был непрерывным, и ни один самолет в тот день не проник в
воздушное пространство Ленинграда.
14 января 1944 года в 9 часов 35 минут по противнику открыли огонь
тяжелые морские орудия из Кронштадта, с фортов и кораблей, а также
многочисленная полевая артиллерия. Атака стрелковых частей началась в 10
часов 40 минут. К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского
фронтов взломали оборону немецкой армии и разгромили ее основные силы.
Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. С освобождением
населенных пунктов Пушкин, Гатчина и Чудово блокада Ленинграда была
полностью снята.
П е д а г о г . Начиная войну с СССР, Гитлер намеревался сровнять с землей и
Москву, и Ленинград. Уничтожить город на Неве с помощью военной силы не
удалось.
Горожане, все, от мала до велика, старались выстоять в эти тяжелые дни.
Своим трудом, мужеством и стойкостью они приближали победу. И выстояли, и
победили! Весь мир был потрясен героизмом ленинградцев.
Из приказа командующего фронтом: «Мужественные и стойкие
ленинградцы!.. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая
все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая
для победы все свои силы. От имени войск Ленинградского фронта поздравляю
вас со знаменательным днем великой победы под Ленинградом».
У ч е н и к 1. Такого дня не видел Ленинград,
Нет, радости подобной не бывало,
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди.
В. Рождественский
П е д а г о г . 27 января на Площади Победы, у Монумента героическим
защитникам Ленинграда ветераны и молодежь запускают в небо 900 красных
воздушных шаров, символизирующих 900 дней и ночей обороны города. Вечная
слава героям! Вечная слава!
Слава и тебе, великий город,Сливший воедино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил.
В. Инбер
III. Подведение итогов (рефлексия).
– Сколько дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война?
– Когда началась и сколько продолжалась блокада Ленинграда?
– Что означают слова «Дорога жизни»?
– Сколько граммов хлеба было положено выдавать в сутки на человека в
ноябре–декабре 1941 г.?
– Для чего работало ленинградское радио?
– Какую симфонию назвали «Ленинградской»?
– Сколько шаров запускают в небо и почему?