основной
ГОСУДАРСТВЕЦЩЙ1
РУССКИЙ ЯЗЫК
устндя чдсть
ЭК.И. Дергилёва
ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
УСТНАЯ ЧАСТЬ
10 вариантов
Москва
Издательство «Интеллект-Центр»
2018
ББК 81.411.2я721 д 36
Дергилёва, ЭК.И.
Д 36 Основной государственный экзамен. Русский язык. Устная часть. 10 вариантов : [учебное пособие] / ЭК.И. Дергилёва. — Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2018. - 40 с.
ISBN 978-5-907033-00-9
Данное пособие состоит из 10 вариантов, созданных на основе образцов контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку, размещенных на сайте ФИПИ, и содержит инструкцию по выполнению заданий и критерии оценивания.
Каждый вариант состоит из заданий, включающих выразительное чтение, пересказ текста. Также предполагается выбор одного из вариантов заданий: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу. Одним из заданий является беседа на предложенную тему.
Пособие предназначено для учителей, учащихся 9 классов, для всех, кто стремится к совершенствованию навыков грамотной устной речи. Оно может быть использовано как на уроках, так и в процессе самоподготовки к устной части ОГЭ по русскому языку.
ББК 81.411.2я721
Генеральный директор М.Б. Миндюк
Подписано в печать 01.01.2018. Формат 60х84/8. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 5,0. Тираж 5000 экз. Заказ № 5869.
ООО «Издательство «Интеллект-Центр»
119571, г. Москва, проспект Вернадского, дом 92, этаж 2, пом. Ш, ком. 9, офис 61
Отпечатано в ООО «Типография «Миттель Пресс».
г. Москва, ул. Руставели, д. 14, стр. б.
Тел./факс +7 (495) 619-08-30, 647-01-89.
E-mail: mittelpress@mail.ru
ISBN 978-5-907033-00-9 Ж.И. Дергилёва, 2018
(О ООО «Издательство «Интеллект-Центр», 2018
Уважаемые читатели!
Новое учебно-методическое пособие издательства содержит материал, который поможет учащимся 9-х классов подготовиться к устной части ОГЭ по русскому языку. Преподавателям данное пособие поможет оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся в целях допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. Пособие состоит из 10 вариантов, созданных на основе образцов контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку, размещенных на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru. В работе представлены задания для устной части экзамена, инструкция по выполнению заданий и критерии оценивания.
Все задания в пособии нацелены на совершенствование навыков говорения, как продуктивного вида деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение. Выполнение заданий позволит проверить коммуникативную компетенцию обучающихся — умение создавать монологическое высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух.
Каждый вариант состоит из 4 заданий базового уровня сложности, различающихся по форме:
задание 1 — чтение вслух небольшого текста; задание 2 — пересказ прочитанного в задании 1 текста с использованием предложенного высказывания; задание З — подготовка одного из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу; задание 4 — беседа по теме предыдущего задания.
Выполнение экзаменуемыми всех представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку, что обеспечивает возможность успешного продолжения обучения в старшей школе.
Для проверки заданий автор пособия предлагает критерии оценивания, составленные с учётом требований теории и практики педагогических измерений и отечественных традиций преподавания русского языка. Работа с критериями оценивания, представленными в пособии, даст возможность учащимся провоДИТЕ, контроль подготовки к ОГЭ не только под руководством учителя, но и при самостоятельной работе.
Материалы пособия следует рассматривать как проектируемые возможные варианты заданий, разработанные для компьтеризированного экзамена без участия экзаменатора-собеседника.
Пособие предназначено для учителей, учащихся 9 классов, для всех, кто стремится к совершенствованию навыков грамотной устной речи. Оно может быть использовано на уроках, а также в процессе самоподготовки к устной части ОГЭ по русскому языку.
Желаю успеха!
Ж.И. Дергилёва
З
Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.
Задание 1 — чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку — 2 минуты. В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку — 1 минута.
Задания З и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя задания 1 и 2.
Вам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога.
В задании З предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку — 1 минута. В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего за-
дания.
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) — 15 минут.
На протяжении всего времени ответа может проводиться аудио- и видеозаписы Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
1 |
Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этом портрете.
Это Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) — великий учёный, основатель Московского государственного университета, который теперь носит его имя. Выразительно текст о Михаиле Ломоносове вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Михаил Васильевич Ломоносов — великий русский учёный, историк и писатель, автор изобретений в области химии, физики и других наук.
Родился он в 1711 году в селе Денисовка Архангельской губернии. С детства помогал отцу ловить рыбу. Несмотря на то что в его крестьянской семье не придавалось значение образованию, Михаил обладал огромным желанием учиться. В 14 лет он грамотно писал и считал, а в 1730 году тайно от отца отправился вместе с рыбным караваном в Москву. Ломоносов взял с собой, помимо одежды, лишь самые дорогие книги: «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого.
Путешествие заняло три недели и было нелёгким, да и в Москве юного гения, конечно, никто не ждал. Но Михаил осуществил свою мечту: поступил в лучшее учебное заведение того времени: Славяно-греко-латинскую академию. Это было почти невозможно, поскольку Ломоносов не был дворянином. Но он очень хотел учиться и добился своей цели! Страстная тяга к учёбе помогла ему стать выдающимся учёным и общественным деятелем.
Михаил Васильевич Ломоносов занял видное место среди величайших умов мира. Для России он был и остаётся беспример явлением, недосягаемым великаном в деле просвещения.
(175 слов)
2 |
Пересказ текста.
Достижения Михаила Васильевича Ломоносова стали возможны только благодаря его любознательности и упорству в познании нового. Благодаря его стараниям, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и сегодня собирает в своих стенах самых талантливых и целеустремлённых ребят.
Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание А. С. Пушкина о Михаиле Ломоносове:
«Он создал университет. Он сам был нашим университетом».
Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.
Внимание! Задания З и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий З и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
З |
Монологическое высказывание.
Выберите один из предложенных вариантов беседы.
1. Праздник (на основе описания фотографии).
2. Поход на концерт (в кино, на спортивные соревнования), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта). З. Всегда ли нужно подражать кумирам? (рассуждение по поставленному вопросу)
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более З минут.
ДИалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
К теме 1. «Праздник». Опишите фотографию.
1. Какие праздники Вам нравятся?
2. Какой школьный праздник Вы любите?
З. Как Вы готовитесь к празднику?
К теме 2. «Поход на концерт».
1. На каком концерте Вы были?
2. Что Вам особенно понравилось?
З. Куда ещё Вы хотели бы сходить?
К теме З. «Мои кумиры».
1. Кто был (является) Вашим кумиром?
2. Назовите черты кумира, которые Вам нравятся.
З. Подражание кумирам: хорошо или плохо?
Тема 1. Праздник. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, • кто изображён на фотографии, опишите внешний вид участников праздника; • что делают присутствующие; • чем является для школьников праздник Последнего звонка; • какие чувства испытывают выпускники. |
Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили на концерт (в кино, на спортивные соревнования).
Не забудьте рассказать,
• что это был за концерт (кино, спортивные соревнования);
• с кем Вы ходили (с друзьями, одноклассниками, с родителями);
• почему Вы решили сходить на это мероприятие;
• чем Вам запомнился этот концерт (кино, спортивные соревнования).
Тема З. Всегда ли нужно подражать кумирам?
В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы:
Кто был (является) Вашим героем, которому Вы стремитесь подражать?
• В чём Вы старались быть похожим на своего героя?
• Назовите отрицательные стороны своего кумира.
Каким будет Ваше отношение к кумиру, когда Вы станете старше?
Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
1 |
Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этом портрете.
Это Иван Андреевич Крылов (1769—1844) — великий русский писатель, баснописец. Выразитедьно прочитайте текст об Иване Андреевиче Крылове. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
С детства каждый из нас знаком с баснями Ивана Андреевича Крылова. Родился Иван Крылов в 1769 году и за прожитые им 75 лет вошёл в мировую литературу как выдающийся баснописец, журналист.
Достоверно известно, что Иван Андреевич Крылов является автором более чем 200 басен. Многие сюжеты позаимствованы им у баснописцев Лафонтена и Эзопа. Но Крылов смог придать старым сюжетам характерный российский колорит, в образах персонажей произведений отразить национальное самосознание нашего народа. Придавая героям басен, животным, черты людей, автор использует эзопов язык, который понимают все: Волк — злой, жестокий человек, Лиса — хитрая, Заяц — трусливый.
Наверняка Вы нередко слышали крылатые выражения, которые являются цитатами из басен, созданных баснописцем Крыловым, например: «Ай, Моська! знать, она сильна, / Что лает на Слона!» Басня Крылова «Слон и Моська», как и другие произведения автора, является классикой жанра. Автор басен с помощью точного и яркого языка, основанного на иносказаниях и намёках, показывает отношения людей, высмеивает их недостатки.
Произведения Ивана Андреевича Крылова являются одним из самых значитальных достижений русской литературы. Издание каждой книги его выдающихся басен и сегодня становится важным событием в духовной жизни страны.
(176 слов)
2 |
Пересказ текста.
Современник баснописца, профессор российской словесности и ректор Петербургского университета П.А. Плетнёв однажды сравнил басенный эпос Крылова с гомеровским: его герои, как и персонажи Гомера, входят в богатейшую мировую сокровищницу символических и художественных образов.
Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание П.А. Плётнева об Иване Андреевиче Крылове:
«Он кажДому, и юноше, и мужу, и старцу, столько Даёт, сколько кто взять может... муДрость, Доступная всем возрастам. Но во всей глубине своей она может быть постигнута только умом зрелым...»
Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.
Внимание! Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий З и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
З |
Монологическое высказывание.
Выберите один из предложенных вариантов беседы.
1. Мы и наши питомцы (на основе описания фотографии).
2. Событие из школьной жизни, которое запомнилось мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).
3. Почему важно развивать свои способности? (рассуждение по поставленному вопросу).
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более З минут.
Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
К теме 1. «Мы и наши питомцы». Опишите фотографию.
1. Какие животные Вам нравятся?
2. Кто из питомцев у Вас жил? Расскажите о нём.
З. Что может «рассказать» о хозяине его питомец?
К теме 2. «Событие из школьной жизни»
1. Опишите одно из запомнившихся событий Вашей школьной жизни.
2. Кто был участником события?
З. Какие впечатления о событии у Вас сохранились?
К теме З. «Развитие способностей»
1. Почему надо развивать свои способности?
2. Что даёт саморазвитие?
З. Какие способности позволят человеку добиться успеха?
Карточки участника экзамена
Тема 1. Мы и наши питомцы. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, • что делают с лошадями наездницы; • во что одеты наездницы, какое специальное снаряжение они используют; • каких лошадей Вы видите на фотографии; • каких животных любите Вы, как за ними ухаживаете. |
Тема 2. Расскажите о событии из школьной жизни, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать,
• когда происходило мероприятие, чему оно было посвящено;
• какая задача стояла перед Вами и Вашими товарищами;
• что именно запомнилось больше всего;
• какие школьные мероприятия Вы сами можете предложить.
Тема З. Почему важно развивать свои способности? В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы: Что означает «развивать свои творческие способности»? • Можно ли самостоятельно совершенствовать свои навыки? Какова роль учителя, наставника? Что делаете Вы, чтобы развить свои способности? Как самообразование может помочь в овладении будущей профессией? |
Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
1 |
Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этом портрете.
Это Александр Васильевич Суворов (1730—1800) — великий русский полководец, не проигравший ни одного сражения. Выразитедьно прочитайте текст об Александре Суворове вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Есть в России люди, которые благодаря своим умениям и отваге становятся не просто известными личностями, а символами целой эпохи. Александр Васильевич Суворов — один из таких людей! Будущий генералиссимус, обладатель всех русских военных орденов того времени, а также иностранных наград, с детства имел слабое здоровье. Он проявил небывалую выдержку и мужество, преодолевая все трудности на пути к своей мечте — стать военным.
Начав свою военную карьеру рядовым, Александр очень долго учился военному мастерству и достиг его высот. Свою жизнь он предпочитал проводить без излишеств, часто разделял участь своих солдат, живя с ними в одинаковых условиях. Суворов развивал в солдатах храбрость, упорство, чувство воинской чести. Он закалял их физически, учил метко стрелять и хорошо владеть холодным оружием.
Полководец придавал большое значение нравственности солдат, ставил дух выше формы. Свои мысли о военном искусстве, системе воспитания и обучения рядового состава и офицеров он изложил в книге «Наука побеждать». Идеи Суворова, как военного педагога, и сегодня актуальны.
Смелость и удача никогда не изменяли великому полководцу, и тридцать лет постоянных побед на полях сражений являются свидетельством военного гения Суворова.
(176 слов)
2 |
Пересказ текста.
Александр Васильевич Суворов, основатель российской военной науки, мечтал о создании непобедимой армии и многое сделал для подготовки и воспитания русских солдат.
прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание Александра Васильевича Суворова о военной подготовке:
«Тяжело в ученье — легко в походе; легко в ученье — тяжело в похоДе».
Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.
Внимание! Задания З и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий З и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
З |
Монологическое высказывание.
Выберите один из предложенных вариантов беседы.
1. Экскурсия (на основе описания фотографии).
2. Городской (сельский) праздник, который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).
З. Зачем в школе сдают переводные (выпускные) экзамены? (рассуждение по поставленному вопросу)
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более З минут.
ДИалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
К теме 1. «Экскурсия». Опишите фотографию.
1. Какая экскурсия Вам запомнилась?
2. С кем Вы были на экскурсии? Кто её проводил?
З. На какие экскурсии Вы хотели бы сходить?
К теме 2. «Городской праздник»
1. Какие праздники проходят в месте Вашего проживания?
2. Опишите один из городских (сельских) праздников.
З. Какое участие в празднике принимали Вы?
К теме З. «Экзамены»
1. Зачем нужно сдавать экзамены в школе?
2. Как Вы готовитесь к экзаменам?
3. Как нужно готовиться, чтобы успешно сдать экзамен?
Тема 1. Экскурсия. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, • где находятся дети, что им показывает пчеловод-пасечник; • опишите настроение пчеловода; • как дети воспринимают рассказ пчеловода о своей профессии; • расскажите о других профессиях, связанных с сельским хозяйством. |
Тема 2. Расскажите о городском (сельском) празднике, который Вы запомнили.
Не забудьте рассказать,
• какие праздники проводятся в месте, где Вы живёте;
• опишите, как проходил праздник, чему он был посвящён;
• с кем Вы были на празднике (с одноклассниками, друзьями, с родителями);
• на каком городском празднике Вы хотели бы побывать.
Тема З. Зачем в школе сдают переводные (выпускные) экзамены? В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы: Какие переводные экзамены Вы сдавали? Опишите, как Вы готовились к ним. Какие по выбору выпускные экзамены Вы будете сдавать в 9 классе; почему выбрали именно их? • Можно ли за несколько дней выучить весь экзаменационный материал? Что надо сделать, чтобы сдать экзамен наиболее успешно? |
Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
1 |
Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этом портрете.
Это Михаил Илларионович Кутузов (1746—1813) — главнокомандующий русской армией в войне с Наполеоном в 1812 году. Выразитедьно прочитайте текст о Михаиле Кутузове вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Фельдмаршал русской армии Михаил Илларионович Кутузов известен всем как главнокомандующий в войне с Наполеоном в 1812 году. Во время русскофранцузской кампании Кутузов, несмотря на свой пожилой возраст, занимался организацией армии, тыла, заботился о снабжении и вооружении военных частей. Полководец прекрасно понимал, что от него зависят тысячи жизней, а враг не дремлет. Он умел оценить и каждого человека в отдельности, и состояние армии в целом, как говорят, видеть и деревья, и лес!
Благородство и острый ум Кутузова вызывали обожание и абсолютное доверие солдат и офицеров. Полководец умел руководить так, что приказы звучали как ласковая просьба, но просьба эта всегда была услышана подчинёнными.
Умение предвидеть исход битвы и решительность в осуществлении намеченного плана сражения сочетались у Кутузова с другими свойствами: осторожностью в ведении боя, способностью трезво оценить сильные и слабые стороны противника. Благодаря этим выдающимся способностям, война с Наполеоном была выиграна, а сам фельдмаршал заслужил почётное место в галерее великих людей России. Кутузов спас Отечество от французских войск, и все это благодаря не только его гениальности, но и искренней любви к своему народу.
(178 слов)
2 |
Пересказ текста.
Победа в войне с Наполеоном стала возможна благодаря умению главнокомандующего русской армии Михаила Кутузова понимать нужды простых солдат. Его современник Александр Васильевич Чичерин писал о том, что весь народ боготворил полководца за его доброту и страстное желание спасти Россию от врага.
Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание А.В. Чичерина о Михаиле Кутузове:
«В армии его обожали и за его имя, и за его знакомое и любимое ЛИЦО; Достаточно было ему показаться, чтобы все радовались...»
Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.
Внимание! Задания З и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий З и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
З |
Монологическое высказывание.
Выберите один из предложенных вариантов беседы.
1. Школьный бал (на основе описания фотографии).
2. Экологические акции (повествование на основе жизненного опыта). З. Может ли современный школьник обойтись без Интернета? (рассуждение по поставленному вопросу)
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более З минут.
Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
К теме 1. «Школьный бал». Опишите фотографию.
1. По какому поводу обычно проходит школьный бал?
2. Как готовятся к школьному балу?
З. Как обычно проходит школьный бал?
К теме 2. «Экологические акции»
1. Какие экологические акции Вы знаете?
2. Почему нужно проводить экологические акции?
З. В каких акциях Вы участвовали?
К теме З. «Интернет и школьники»
1. Для чего школьники используют Интернет?
2. Как Интернет помогает в учёбе?
З. Насколько опасна зависимость от Интернета?
Тема 1. Школьный бал. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, • кто изображён на фотографии, чему может быть посвящено мероприятие; • каковы костюмы танцующих, их настроение; • какой эпохе, какому жанру может принадлежать танец; • какой школьный бал видели Вы. |
Тема 2. Расскажите о том, какие экологические акции Вы знаете, в каких принимали участие.
Не забудьте рассказать,
• в чем заключалась акция;
• с кем Вы участвовали в акции (с одноклассниками, друзьями, с родителями);
• как Вы готовились к экологической акции, каков её результат;
• какие мероприятия по охране природы Вы можете предложить.
Тема З. Может ли современный школьник обойтись без Интернета? В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы: Что значит для современного школьника Интернет? • Как часто и для чего Вы используете Интернет? • В чём опасность Интернета для подростков? Как научиться грамотно использовать Интернет? Каким будет Интернет в будущем? |
Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
1 |
Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этом портрете.
Это Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907) — великий химик, создавший периодическую систему химических элементов, по сей день являющуюся основой всех исследований в области естествознания. Выразитедьно прочцтайте текст о ДМ. Менделееве вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Имена великих людей часто овеяны легендами. Редко кто не слышал историю о том, что Дмитрий Менделеев открыл периодический закон химических элементов во сне. Действительно ли талантливому человеку приснилась таблица, сделавшая его знаменитым? Конечно, никаких вещих снов Менделеев не видел. Известно, что учёный даже расстроился, когда услышал эту историю, и заявил, что подобные утверждения обесценивают его труд.
Автор шёл к созданию периодической системы всю жизнь. Более 20 лет он изучал химические элементы, их взаимодействие. И только в феврале 1869 года после многочисленных исследований Менделеев понял, что между химическими свойствами элементов и их массой существует связь, и с головой окунулся в работу.
Никто из учёных, занимавшихся до Менделеева или одновременно с ним исследованиями соотношений между атомными весами и свойствами элементов, не смог сформулировать эту закономерность так ясно, как это сделал он. Предсказание ещё неизвестных элементов, их свойств и свойств их соединений является исключительной заслугой Д. И. Менделеева, его проницательности и неистощимого трудолюбия.
Появление могучей фигуры ученого-энциклопедиста и мыслителя было ответом на потребности развивающейся России конца XIX века. Он поднял отечественную науку на небывалую до той поры высоту,
(175 слов)
2 |
Пересказ текста.
Химик, философ и историк науки академик Б.М. Кедров писал, что наиболее характерными чертами Менделеева как человека, как гражданина и как учёного была его любовь и преданность науке и родине.
Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание Б.М. Кедрова о Дмитрии Менделееве:
«Жизнь Менделеева — это труд, труд и снова труд, вдохновляющий на наУЧНЫЙ поДвиг и приносящий величайшую раДость творчества, но вместе с тем берущий все силы человека, все его Духовные потенции, всю его душу и всё его сердце».
Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.
Внимание! Задания З и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий З и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
З |
Монологическое высказывание.
Выберите один из предложенных вариантов беседы.
1. Дружная семья (на основе описания фотографии).
2. Поход в кино, который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).
З. Почему технический прогресс необходим? (рассуждение по поставленному вопросу)
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более З минут.
Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
К теме 1. «Дружная семья». Опишите фотографию.
1. Какую семью Вы считаете дружной?
2. Что мешает взаимопониманию «отцов» и «детей»?
З. Какими Вы хотите видеть отношения в семье?
К теме 2. «Поход в кино»
1. Какой поход в кино Вам запомнился?
2. О чём был фильм?
З. Какие фильмы Вам нравятся?
К теме З. «Технический прогресс»
1. Как технический прогресс влияет на нашу жизнь?
2. Можно ли обойтись без технических новшеств?
З. К чему может привести технический прогресс?
Тема 1. Дружная семья. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, • где может происходить событие, кто выступает на сцене; • почему выступающих можно назвать дружной семьей; • каково настроение участников праздника; как общее увлечение может сплотить семью. |
Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в кино.
Не забудьте рассказать, куда, когда и с кем Вы ходили в кино (с одноклассниками, друзьями, с родителями); как назывался фильм, расскажите о его создателях, актерах; почему Вам запомнился этот фильм; какие фильмы Вы предпочитаете, объясните свой выбор.
Тема З. Почему технический прогресс необходим? В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы: Что, в Вашем понимании, представляет собой технический прогресс? Как технический прогресс отразился на жизни людей? • Без каких изобретений Вы не можете представить свою жизнь и почему? Может ли в будущем технический прогресс помешать жизни людей? |
Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
1 |
Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этом портрете.
Владимир Иванович Даль (1801—1872) — русский писатель, этнограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Выразитед»нр_ дрочитаите текст о В.И. Дале вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
История русской культуры не была бы полной без трудов великого подвижника, энтузиаста своего дела, составителя четырёхтомного « Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Более 50 лет автор собирал и записывал русскую речь, стараясь передать её «стройность, силу и красоту».
Работая над словарём, Даль ставил перед собой следующую задачу: «Народный живой язык должен стать сокровищницей и источником для развития грамотной русской речи». Великая цель, к которой автор шёл столько лет, была достигнута. Без устали работая, Даль собрал около 200 ООО слов, 30 ООО пословиц, поговорок, загадок.
Благодаря автору словаря были сохранены для науки тысячи диалектных слов, которые после него никто не зафиксировал. Далю удалось сохранить яркие и образные слова и выражения, которые и сегодня радуют и удивляют нас своим глубоким смыслом. Поражают богатство, красота и витиеватость русской речи, отражённые в словаре Владимира Ивановича Даля. «Толковый словарь живого великорусского языка» — это неистощимый источник нашего языка, остающийся вечно живым!
Наблюдательность, знание быта, обычаев, нравов русского народа, четкий слог и живость изложения делают сочинения В.И. Даля важными для сохранения русского языка. Мы относимся к творчеству Даля, как к великому наследию.
(176 слов)
2 |
Пересказ текста.
Труды В.И. Даля были высоко оценены ещё при его жизни. Автор получил множество наград, его избрали членом Императорской академии наук. Особенно высоко ценил его заслуги перед Отечеством Александр Александрович Котляревский — славист, этнограф и археолог, член-корреспондент СанктПетербургской академии наук.
Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание А.А. Котляревского о Владимире Ивановиче Дале:
«Словесность, русская наука и всё общество получило памятник, Достойный величия нашего нароДа. Труд Даля станет преДметом горДоспш будущих поколений».
Подумаите, где лучше использовать эту цитату в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.
Внимание! Задания З и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий З и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
З |
Монологическое высказывание.
Выберите один из предложенных вариантов беседы.
1. Путешествие (на основе описания фотографии).
2. Учебный день в школе (повествование на основе жизненного опыта). З. Зачем в век Интернета нужны книги? (рассуждение по поставленному вопросу)
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более З минут.
Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
К теме 1. «Путешествие». Опишите фотографию.
1. В каких путешествиях (походах) Вы были?
2. Как Вы готовились к путешествию? С кем ходили? З. Какие путешествия Вы хотели бы совершить?
К теме 2. «Учебный день в школе»
1. Как начинается Ваш школьный день?
2. Как проходят уроки? Сколько их обычно бывает? З. Чем занимаетесь на переменах?
К теме З. «Книги»
1. Какие книги Вы читаете?
2. Какая книга запомнилась и почему?
З. Могут ли электронные книги целиком заменить печатные?
Тема 1. Путешествие. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, где и как путешествуют ребята, опишите их транспортное средство; • что осматривают путешественники; как ещё можно путешествовать по городу; какое путешествие Вам запомнилось. |
Тема 2. Расскажите об одном учебном дне в школе.
Не забудьте рассказать,
• как начинался этот день; что Вы обычно делаете, придя в школу; как проходит учебный день: сколько у Вас обычно уроков, какие перемены; что Вы делаете на переменах, с кем встречаетесь; как, по-вашему, сделать обычный учебный день интереснее.
Тема 3. Зачем в век Интернета нужны книги? В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы: Какое значение имела книга для человека в прошлом? Зачем сегодня нужны книги? Может ли Интернет целиком заменить книги? Как часто Вы читаете книги; какие книги предпочитаете? |
Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
1 |
Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этом портрете.
Это Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935) — изобретатель космической ракеты. Выразительно прочитайте текст о К.Э. Циолковском вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Мальчик, сын лесника, мечтательно смотрящий на звёзды... Таким был Константин Эдуардович Циолковский — философ и астроном, механик и математик. Но главное — мечтатель, который в далёком XIX веке уже верил в возможность межпланетного путешествия при помощи специальной ракеты.
Изобретатель мечтал о том, чтобы «...поднять рукой камень с Луны, устроить движущиеся станции в эфирном пространстве, образовать живые кольца вокруг Земли, Луны, Солнца, наблюдать Марс на расстоянии нескольких десятков вёрст». Тогда мечты казались несбыточными, но сегодня мы уже знаем, что многое из задуманного Циолковским свершилось.
Расчёты, сделанные изобретателем в начале ХХ века, стали основой создания космических ракет в будущем. За 78 лет до полета Юрия Гагарина в космос он словно прошёл этой звёздной дорогой, описав её в дневнике «Свободное пространство». Циолковский первым в своих расчётах проложил дорогу к Луне и другим планетам. И хотя ему не удалось увидеть космический полёт, мечта об этом давала ему силы создавать ракеты, строить планы космических экспедиций.
Константин Эдуардович Циолковский, ученый-самоучка, обычный школьный учитель, вдали от столичных университетов и институтов в своих трудах преподал всем нам множество уроков гениального научного и духовного предвидения!
(174 слова)
2 |
Пересказ текста.
Полёт Юрия Гагарина по околоземной орбите стал возможен благодаря изобретению Константина Эдуардовича Циолковского — выдающегося учёного в области разработок ракетной техники. Побывав в космосе, Юрий Гагарин удивился точности расчётов изобретателя относительно космических полётов.
Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание Юрия Гагарина о книге К.Э. Циолковского «Свободное пространство»:
«В книге Циолковского очень хорошо описаны факторы космического полёта, и те факторы, с которыми я встретился, почти не отличались от его описания».
Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.
Внимание! Задания З и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий З и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
З |
Монологическое высказывание.
Выберите один из предложенных вариантов беседы.
1. Школьный компьютерный класс (на основе описания фотографии).
2. Летние каникулы (повествование на основе жизненного опыта).
З. Нужна ли школьная форма? (рассуждение по поставленному вопросу)
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более З минут.
ДИалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
К теме 1. «Компьютерный класс». Опишите фотографию.
1. Зачем нужен компьютерный класс в школе?
2. Чем Вы занимаетесь в компьютерном классе?
З. Может ли школьник обойтись без компьютера?
К теме 2. «Летние каникулы»
1. Как вы обычно проводите летние каникулы?
2. Расскажите о самых запомнившихся каникулах.
З. Где бы Вы хотели провести следующие каникулы?
К теме З. «Школьная форма»
1. Почему нужна школьная форма?
2. Может ли форма дисциплинировать учеников? З. Какую школьную форму Вы могли бы надеть?
Тема 1. Компьютерный класс. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, • где находятся ребята, что они делают, что лежит перед ними на столе; • как компьютер помогает им в учёбе; • как ребята ищут информацию в Интернете; • расскажите о своих занятиях в школьном компьютерном классе. |
Тема 2. Расскажите о том, как Вы провели летние каникулы.
Не забудьте рассказать,
• где, как и с кем Вы провели лето;
• какие события особенно Вам запомнились (встречи с друзьями, поездки с родителями, путешествия);
• как сделать летний отдых интересным;
• как Вы готовились к учебному году летом.
Тема 3. Нужна ли школьная форма? В своём высказывании даите ответы на следующие вопросы: Для чего вводят школьную форму? Может ли школьная форма повлиять на стиль поведения учащихся? Кто и как должен выбирать фасон школьной формы? Приведите пример школьной формы, которую Вы стали бы носить. Может ли школьная форма быть модной? |
Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
1 |
Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этом портрете.
Это Антон Павлович Чехов (1860—1904) — великий русский писатель, драматург. Выразительно прочитайте текст об Антоне Чехове вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Антон Павлович Чехов — русский писатель, драматург, ставший мировой знаменитостью благодаря своим психологически тонким пьесам, с детства любил театр. Живя в Москве, он познакомился со многими театральными деятелями, среди которых был Константин Сергеевич Станиславский — создатель уникальной актёрской системы, основатель Московского художественного театра.
Чем привлекал Чехова театр? Почему автор юмористических рассказов обратился к серьёзному исследованию нашей русской действительности, её настоящего, прошлого и будущего.
Станиславский вспоминает, как Чехов однажды присутствовал на обсуждении проекта строительства здания для народного дома, чайной и театра. Писатель ходил по комнате, всех смешил, был довольным, казался жизнерадостным. Константин Сергеевич сначала не понимал, что его так радовало, но потом понял: «Он радовался новому и хорошему делу в Москве. Он был счастлив тем, что к тёмным людям проникнет маленький луч света. И после всю его жизнь его радовало всё, что красит человеческую жизнь.
Послушайте! — это же чудесно, — говорил он в таких случаях, и детски чистая улыбка молодила его». При первом знакомстве с людьми Антон Павлович Чехов почти всегда относился к ним с полной доверчивостью, теплом, мечтая сделать их жизнь ярче и красочнее. И в этом ему помог театр.
(177 слов)
2 |
Пересказ текста.
Постановки пьес АЛ. Чехова состоялись благодаря выдающемуся театральному режиссёру, педагогу Константину Сергеевичу Станиславскому. Именно он пригласил А.П. Чехова в Московский художественный театр, где в начале ХХ века были поставлены все самые известные пьесы драматурга.
Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание К.С. Станиславского об А.П. Чехове:
«Антон Павлович был самым большим оптимистом будущего, какого мне только прихоДилось виДеть. Он бодро, всегда оживлённо, с верой рисовал красивое будущее нашей русской жизни. А к настоящему относился только без лжи и не боялся правДы».
Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.
Внимание! Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий З и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
З |
Монологическое высказывание.
Выберите один из предложенных вариантов беседы.
1. Поездка на море (на основе описания фотографии).
2. Любимая книга (повествование на основе жизненного опыта).
З. Компьютерные игры: хорошо или плохо? (рассуждение по поставленному вопросу)
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
К теме 1. «Поездка на море». Опишите фотографию.
1. Чем Вам нравится отдых на море?
2. Чем можно заняться на море?
З. Куда бы ещё Вы хотели съездить?
К теме 2. «Любимая книга»
1. Какая книга Вам запомнилась?
2. Почему эта книга была Вам интересна?
З. Посоветуйте другу прочитать эту книгу.
К теме З. «Компьютерные игры»
1. Как часто Вы играете в компьютерные игры? 2. Могут ли игры мешать учёбе?
З. Какие игры могут быть полезны подросткам?
Карточки участника экзамена
|
Тема 1. Поездка на море. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, где расположен пляж, что его окружает; опишите погоду; что находится вблизи моря; какой пляж, что на нём находится; где и как Вы отдыхаете летом. |
|||
|
Тема 2. Расскажите о Вашей любимой книге. Не забудьте рассказать, кто автор книги, её герои; • что является самым интересным в книге; почему нужно прочитать именно эту книгу; какие творческие работы Вы пишете на уроках русского языка и литературы или дома. |
|
||
Тема З. Компьютерные игры: хорошо или плохо? В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы: Чем привлекают ребят компьютерные игры? Как увлечение играми может стать серьёзной проблемой для учёбы? Как Вы относитесь к играм? Какие игры можно считать полезными? |
|
|||
Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
1 |
Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этом портрете.
Это Лев Николаевич Толстой (1828—1910) — великий русский писатель.
Выразительно прочитайте текст о Льве Толстом вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Величие творчества Льва Николаевича Толстого, его значение для литературы неоспоримы. Школьникам и даже студентам порой трудно осознать масштаб этой грандиозной фигуры. Понять это поможет один исторический факт.
Однажды другой русский писатель Владимир Владимирович Набоков, проводя лекцию для американских студентов-филологов, предложил им плотнее задёрнуть шторы в аудитории. «Темно? — спросил он и, получив подтверждение, попросил включить один софит. — Стало светло? — спросил он. — Это — Пушкин.
Теперь включите второй. Светлее? Это — Чехов. Теперь раздёрните шторы.
В аудиторию ворвался солнечный свет. — Это — Толстой! — завершил Набоков».
И сегодня ослепительные по своей простоте и величию произведения Льва Толстого несут нам свет добра и правды, свет знаний о человеческой душе. Он поднял свободное слово на такую высоту, перед которой бессильно любое преследование. Ещё при жизни Льва Толстого его коллеги-литераторы отмечали, что никогда ещё русское слово не имело такого могущества, такого влияния, как в словах и мыслях Льва Толстого. По сей день повести, рассказы и романы Льва Николаевича Толстого считаются одними из лучших достижений литературного искусства. Его роман «Война и мир» часто приводят в качестве величайшего из когда-либо написанных произведений мировой классики.
(174 слова)
Пересказ текста.
Великий русский поэт Александр Александрович Блок, современник Льва Толстого, подчёркивал уникальность творчества писателя, ставя его на самую высшую ступень в литературе.
Перескаасите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание ХА. Блока о Льве Толстом:
«Толстой — величайший и еДинственный гений современной Европы, высочайшая горДость России, человек, одно ИМЯ которого — благоухание, писатель великой чистоты и святыни».
Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.
Внимание! Задания З и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий З и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
З |
Монологическое высказывание.
Выберите один из предложенных вариантов беседы.
1. Школьный кабинет биологии (на основе описания фотографии).
2. Важные люди в моей жизни (повествование на основе жизненного опыта). З. Что нужно сделать, чтобы мечты стали реальностью? (рассуждение по поставленному вопросу)
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более З минут.
Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
К теме 1. «Школьный кабинет». Опишите фотографию.
1. Какой школьный кабинет Вы считаете интересным?
2. Что находится в этом кабинете?
З. Какими бы Вы хотели видеть школьные кабинеты?
К теме 2. «Важные люди в моей жизни»
1. Какие люди для Вас особенно важны?
2. Прислушиваетесь ли Вы к их советам?
З. Чем Вам помогают близкие люди?
К теме З. «Мечты и реальность»
1. Должна ли быть у человека мечта?
2. Как мечта помогает достичь цели в жизни?
З. О чём мечтаете Вы?
зо
Тема 1. Школьный кабинет биологии. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, в каком школьном кабинете находятся девочки; что у школьниц в руках, как они относятся к животным; какое настроение у школьниц; какой школьный кабинет Вам нравится и почему. |
Тема 2. Расскажите о людях, которые играют важную роль в Вашей жизни.
Не забудьте рассказать,
• кто эти люди для Вас, где они работают или учатся;
• как и в чём они помогают Вам;
• на чём строятся Ваши отношения с близкими;
• можно ли прожить без близких людей.
Тема З. Что нужно сделать, чтобы мечты стали реальностью? В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы: Зачем человеку нужна мечта? О чём мечтаете Вы? Как осуществить свою мечту? Кто может в этом помочь? Когда мечта так и не становится реальностью? |
Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.
1 |
Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этом портрете.
Это Валентин Григорьевич Распутин (1937—2015) — наш современник, писатель, публицист, общественный деятель. В»щаэитедьно прочитайте текст о Валентине Распутине вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Окрестностям озера Байкал, где жил и работал Валентин Григорьевич Распутин, посвящены многие его произведения. Особенно ярко чувство преклонения перед красотой самого большого на планете озера выражено в книге его очерков «Сибирь, Сибирь...
Читая эту книгу, мы понимаем, что автора особенно тревожила сохранность этого прекрасного озера-моря. Писатель неустанно боролся за его чистоту и стал одним из инициаторов закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, отравлявшего чистую воду Байкала грязными отходами.
На родной сибирской земле Распутин испытал ощущение счастья, духовного очищения. В рассказе «Новая профессия» он писал: «И чудилось ему, что душа, по-матерински убаюкав его и не притворив дверей, чтобы при первом же зове вернуться, где-то чистится рядом, освобождаясь от всего чужого и низкого, что он неосторожно занёс в неё... Чувство признательности красоте и мудрости Байкала, его очистительной для души человека силе укрепляло мужество Валентина Распутина в борьбе за чистоту родного края. Истинный патриот, он всегда болел душой за Родину, сохранность её богатств. Писатель разделял судьбу своего народа, его боли и радости и благодаря этому приобрел звание поистине национального писателя. Его имя стало символом ценностей, которые он защищал.
(176 слов)
2 |
Пересказ текста.
Выдающийся русский писатель, современник Распутина Виктор Петрович Астафьев особенно ценил чистоту и благородство личности Валентина Григорьевича. Он подчёркивал подвижнический характер его деятельности, значение его борьбы за чистоту и сохранность нашей планеты.
прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание В.П. Астафьева о Валентине Распутине:
«Ах, как трудно и почётно быть на Руси писателем! Настоящим. Ему всегда ц всех больнее. Он от веку обречён на мучения и подвиг духа, на совесть, взыскующую Добра, на вечное стремление к иДеалу».
Подумаите, где лучше использовать эту цитату в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.
Внимание! Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий З и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
З |
Монологическое высказывание.
Выберите один из предложенных вариантов беседы.
1. Фольклорный праздник в школе (на основе описания фотографии). 2. Профессия, которая меня привлекает (повествование на основе жизненного опыта).
З. Работа школьников в летние каникулы: развлечение или необходимость? (рассуждение по поставленному вопросу)
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более З минут.
Диалог,
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
К теме 1. «Праздник в школе». Опишите фотографию.
1. Какие школьные праздники Вы знаете?
2. Какой праздник Вам нравится?
З. Как проходит этот праздник?
К теме 2. «Профессия»
1. Какие профессии Вам нравятся?
2. Опишите одну из профессий.
З. Как овладеть этой профессией?
К теме З. «Работа в летние каникулы»
1. Чем привлекает школьников работа в летние каникулы?
2. Какую работу для себя Вы считаете приемлемой?
З. Как работа помогает организовать своё время?
Карточки участника экзамена
Тема 1. Фольклорный праздник в школе. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, как проходит фольклорный праздник, кто на нём присутствует; как украшены народные костюмы, что находится на столах; кто принимает участие в празднике; какие виды промыслов относятся к понятию «народное творчество». |
Тема 2. Расскажите о том, какая профессия Вас привлекает.
Не забудьте рассказать,
• какая профессия Вам нравится;
• как Вы узнали об этой профессии;
• где и как нужно учиться, чтобы овладеть этой профессией;
• почему именно эта профессия Вас привлекает.
Тема З. Работа школьников в летние каникулы: развлечение или необходимость? В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы: Почему некоторые школьники хотят работать летом? Как и где, по-вашему, может устроиться на работу школьник? Что, помимо денег, может дать работа школьнику? Где могли бы работать летом Вы? |
Критерии оценивания выполнения заданий контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования к вариантам 1—10
Задание 1. Чтение текста вслух
Таблица 1
Критерии оценивания чтения вслух |
Баллы |
|
Интонация |
|
|
ИЧ |
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста |
1 |
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста |
|
|
Темп чтения |
|
|
ТЧ |
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче |
1 |
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче |
|
|
Максимальное количество баллов |
2 |
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Таблица 2
|
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания |
Баллы |
ш |
Сохранение при пересказе микротем текста |
|
|
Все основные микротемы исходного текста сохранены |
1 |
Упущена или добавлена одна микротема или более |
|
|
112 |
Соблюдение фактологической точности при пересказе |
|
|
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет |
1 |
Допущены фактические ошибки (одна и более) |
|
|
113 |
Работа с высказыванием |
|
|
Приведенное высказывание включено в текст во время пе есказа естно, логично |
1 |
Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведенное высказывание не включено в текст во время пе есказа |
|
|
|
Способы цитирования |
|
|
Ошибок нет |
1 |
Допущены ошибки при цитировании (одна и более) |
|
|
Максимальное количество баллов |
4 |
См. www.fipi.ru
Таблица З
|
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 Р1 |
|
|
Соблюдение грамматических норм |
|
|
Грамматических ошибок нет |
1 |
Допущены грамматические ошибки (одна и более) |
|
|
о |
Соблюдение орфоэпических норм |
|
|
Орфоэпических ошибок нет, допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным да нием |
1 |
Допущены орфоэпические ошибки (две и более) |
|
|
|
Соблюдение речевых норм |
|
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок |
1 |
Допущены речевые ошибки (четыре и более) |
|
|
иск. |
Искажения слов |
|
|
Искажений слов нет |
1 |
Допущены искажения слов (одно и более) |
|
|
Максимальное количество баллов |
4 |
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) — 10.
Задание З. Монологическое высказывание
Таблица 4
|
Критерии оценивания монологического высказывания |
|
Выполнение коммуникативной задачи |
|
|
М1 |
Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отс тв |
1 |
Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допустил фактические ошибки, и/или ивёл менее 10 по теме высказывания |
|
|
М2 |
Учёт условий речевой ситуации |
|
Учтены условия речевой ситуации |
1 |
|
Условия речевой ситуации не учтены |
|
|
мз |
Речевое оформление монологического высказывания (МР) |
|
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не на ена |
1 |
|
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. П ис т логические ошибки одна или более |
|
|
Максимальное количество баллов |
з |
Речевое оформление оценивается в целом по заданиям З и 4.
Таблица 5
|
Критерии оценивания диалога (Д) |
Баллы |
Д1 |
Участник справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы в диалоге |
1 |
Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы |
|
|
Д2 |
Учёт условий речевой ситуации |
|
Учтены условия речевой ситуации |
1 |
|
Условия речевой ситуации не учтены |
|
|
Максимальное количество баллов |
2 |
Таблица 6
|
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий З и 4 (Р2) |
Баллы |
|
Соблюдение грамматических норм |
|
|
Грамматических ошибок нет |
1 |
Допущены грамматические ошибки (одна и более) |
|
|
О |
Соблюдение орфоэпических норм |
|
|
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более двух орфоэпических ошибок |
1 |
Допущены орфоэпические ошибки (три и более) |
|
|
|
Соблюдение речевых норм |
|
|
Речевых ошибок нет, или до щено не более трёх речевых ошибок |
1 |
Допущены речевые ошибки (четыре и более) |
|
|
ро |
Речевое оформление |
|
|
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции |
1 |
Речь отличается бедностью и!или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции |
|
|
Максимальное количество баллов |
4 |
Максимальное количество баллов за монолог и диалог — 9.
Общее количество баллов за выполнение всей работы — 19.
Экзаменуемый получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.
cnncorc JIHTEPATYPb1
I. AHApH)1.11HHa H. H. , JIe6eAeBa E. Jl. Bblpa3wreJ1bHoe wreHHe: Yqe6. nocoõHe
CTYAeHTOB d)aKYJ1bTerroB AOLTIKOJ1bHOiá IleAa1'01'HK1•1 ITCHXOJIOTHH. — M. , 2009.
2. BYRt1HHa B. 3. , Ca30HOBa H. R. , tIeJ1buOBa Jl. R. OpcþorpacþnqecKHìi CJIOBaPb pycCROTO fl3b1Ka. — M. , 2008.
3. I'0JIY6 H. B., Poaewraãlb A. 9. Cercperrbl xopomeñ perm. — M., 1993.
4. AaJ1e11KHii H. IIpaKTHKYM 110 pHTopmce. — M. , 1995.
5. Ry6acoBa O. B. VHMM qwrarrb. Merr0A1•1qecRHe percorvreHaa11HH. — CMOJ1eHCK.• AccollHa1V-1H XXI BeK, 2002.
6. MaepoBa R. B. Bblpa3wreJ1bHoe qrreHHe. — M. , 2003.
7. OMOPOKOBa M. H. tiHrra'Tb BblPa3WreJ1bHO — M., 2001.
8. 11.1H1'MHa C. K). POBOPHM H r-ll.rraervl BblPa3WreJ1bHO. — BJ1aAHKaBRa3, 2002.
CJ10BapH
I. BOJ1b1110ü d)pa3e0J101'HqecRHii CJIOBaPb pyccrcoro fl3b1Ka. 3HaqeHMe. Vnorrpe6J1eHHe. RYJ1bTyp0J10ruqecKHìi ROMMewrapHü / OTB. peA. B. H. TeJIHfl. — M. , 2008.
2. Pe3HHqeHKO H. Jl. CJIOBapb YAapeHHñ pyccKoro H3b1Ka. — M. , 2008.
3. T0JIK0Bb1iá CJIOBaPb pyccK01'0 fl3b1Ka C CBeAeHHÜ O liponcxŒKAeCJIOB / PAH. IdHcrrwryrr pyccKoro H3b1Ka MM. B. B. BHHorpaA0Ba. OTB. peÃ. H. K). 111BeZ10Ba. - M., 2007.
HHTePHeT-HCTOt1HHKH
1. https://profilib.com/chtenie/34 763 /viktor-astafev-doroga-domoypublitsistika-7. php
2. https://profilib.com/chtenie/97775/vladimir-korolenko-tom-2-povesti-irasskazy-74.php
3. https://profilib.com/chtenie/49120/v1adimir-soloukhin-kameshki-na-ladoni-2. php
4. https://profilib.com/chtenie/68771/ivan-sokolov-mikitov-na-teploy-zemlesbornik-ll.php#tl
5. https://profilib.com/chtenie/91328/ mikhail-bubennov-ognevoe-likholetevoennye-zapiski.php
6. https://profilib.com/chtenie/5200/yuriy-bondarev-publitsistika-6.php#t1
7. https://profilib.com/chtenie/45686/valentin-rasputin-na-rodine-rasskazy-iocherki.php
8. https://profilib.com/chtenie/145140 /vikentiy-veresaev-iz-knigi-zapisi-dlyasebya.php
9. http://www.journ.msu.ru/about/leo tolstoy/statements_about the leo tolstoy.php
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Вариант 1 .
Вариант 2 . Вариант З .
Вариант 4 Вариант 5
Вариант 6 .
Вариант 7 . .
Вариант 8 Вариант 9 .
Вариант 10
Критерии оценивания выполнения заданий контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования к вариантам 1-10 . . . . . 35
Список литературы. . . . 38
ДЛЯ ЗАМЕТОК
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.