1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький
Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе, помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.).
2. Определите общие интересы
Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть в «солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения – один из самых главных пороков семейной педагогики.
Десять заповедей для мамы и папы будущего первоклассника
1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький
Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко:
«Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе, помыть посуду (вымыть пол, вытереть
пыль, вынести ведро и т.д.).
2. Определите общие интересы
Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные
интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите
с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм,
поиграть в «солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не
отказывайте детям в общении, дефицит общения – один из самых главных пороков семейной
педагогики.
3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например,
дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте в
известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.
4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии
посторонних
Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или
воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните
педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и
способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).
5. Научите ребенка делиться своими проблемами
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или
взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него
правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым
своего ребенка и неправым другого или наоборот.
6. Чаще разговаривайте с ребёнком
Развитие речи залог хорошей учёбы. Были в театре (цирке, кино) пусть расскажет, что ему
больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал,
что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические
истории о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребёнок должен быть фантазёром!
7. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка
Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время
прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»),
приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать
всегда вашего ответа.
8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка.
Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. А это означает – считаться с
индивидуальностью ребёнка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!
9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребёнком.
На жалобы о том, что чтото не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно
ещё несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш
ребёнок может всё, нужно только чутьчуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и
нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или
сладостей.
10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясните причины, обоснованность ваших,
требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребёнку сейчас
фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь
формулировкой «если ..., то» (Если уберёшь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.), это
пагубно влияет на воспитание личности ребёнок начинает принимать позицию «ты мне, я – тебе».учитель-логопед Галкина Наталья Александровна