Дети и война
Оценка 4.8

Дети и война

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
история
6 кл—11 кл
22.06.2020
Дети и война
Дети в годы Великой Отечественной войны
Дети и война.doc

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение «Алтайский государственный колледж»

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Дети и война»

 

Проект подготовила:

студентка группы № Т-901

Карпешина Полина

 

Руководитель проекта:

Павлова Марина Владимировна

 

Отметка о допуске к защите:

Допущена

 

Итоговая оценка:

 

 

 

2019-2020 учебный год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Цели: Изучить жизнь детей в период Великой Отечественной войны; воспитать патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое своих близких; восстанавливать связь между поколениями, содействуя  передаче позитивного семейного опыта старших поколений, духовных и моральных ценностей человека, как личности; возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, к истории страны; укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.

Задачи:

- выявить патриотические ценности у подростков;

- собрать воспоминания      

- провести с детьми разного возраста от 10 до 17 лет анкетирование «Что вы знаете о детях войны»;

- предложить нарисовать рисунки на тему: «Война, глазами детей»;

- формировать историческую память и преемственность  поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников;

- сделать выводы по изученному материалу.

Дисциплины: история, обществознание

Тип проекта: информационный проект

Сроки реализации проекта: 2019 – 2020 учебный год

Продукт проектной деятельности: статьи и стихотворение

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                              

СОДЕРЖАНИЕ

·        Введение…………………………………………………………………4

·        Основная часть…………………………………………………………..8

- Глава I  «Историческая справка»…………………………………………….8

- Глава II «Воспоминания Аврашко Зинаиды Ивановны»…………………..11

2.1 До страшных событий……………………………………………………...11

2.2 Жизнь на оккупированной территории…………………………………...11

2.3 Встреча победы……………………………………………………………..15

- Глава III «Зинаида Ивановна Архипова и ее воспоминания»……………...17

- Глава IV «Анкетирование»…………………………………………………...19

- Глава V «О проектном продукте»……………………………………………20

·        Заключение……………………………………………………………….21

·        Глоссарий…………………………………………………………………23

·        Список использованной литературы…………………………………....24

·        Приложение……………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков военной поры, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых россиян, но и лишившее детства самых маленьких жителей страны.

          О чем мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства? Ведь быть не по годам взрослым – это очень трудно.  К чему в те далекие сороковые стремились мои сверстники и кем хотели стать? Их вовлекли в ненужную и непонятную «взрослую» игру, которая длилась 4 долгих и нескончаемых года. Они, также как и я, учились в школе, посещали разные кружки, пели, танцевали. Дети любили жизнь, радуясь запаху полевых цветов, шуму дождя  и лучам  утреннего солнца. Ребята еще не знали, какое испытание их ждет.  

         О Великой Отечественной войне написано очень много: это и  воспоминания фронтовиков,  литературные произведения, и сухие цифры статистки. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ни что не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах. Именно это я увидела. На мой взгляд, история судеб детей войны одновременно похожа и не похожа друг на друга, и каждая заслуживает особого внимания.

Обоснование выбора темы.

          Все дальше отделяет нас время от событий Великой Отечественной войны, все меньше героев тех событий и тем ценнее собранные крупицы воспоминаний участников жестокого и героического времени. Память о далеких сороковых будет жить, пока живы свидетели тех далёких событий -  Дети войны. Война в жестокой своей слепоте соединила несоединимое - детей и кровь, детей и голод, детей и смерть.

          Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории,

неотделим оттого, что было и до нашего рождения. На мой взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками,  т.е. наши ровесниками, ныне  нашими  прабабушками и прадедушками. О жизни этого поколения мы почти ничего не  знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей.

          Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в  наших прабабушках и прадедушках стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает нашему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность, многие говорят: «Время такое!». Понять и осознать нам, молодому поколению, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи, посвящена моя исследовательская работа.

          Актуальность исследования состоит в том, что тема войны и мира – вечные темы. Актуальность своей работы я вижу еще и в том  что, изучив историю своей семьи, я узнала, что два моих прадеда воевали. Один прадедушка и две прабабушки были детьми во время войны, поэтому я считаю необходимым освещать данную тему. 

          Мне захотелось больше узнать самой и составить цельное впечатление  о детях военной поры, чтобы поделится информацией со своими сверстниками. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым.   Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих    о их судьбах и жизненной дороге. Это нужно нам, молодому поколению, чтобы не допустить повторения страшных событий войны. Поэтому моя работа актуальна.

Цель исследования:

Изучение жизни детей в период Великой Отечественной войны; воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своих близких. 

           Я постараюсь показать на примере реальной истории военного детства своей прабабушки - Аврашко Зинаиды Ивановны, что наши сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению, еще раз доказать, что страшнее слова война нет ничего на свете.

  Восстанавливать связь между поколениями, содействуя  передаче позитивного семейного опыта старших поколений, духовных и моральных ценностей человека, как личности, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, к истории страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.

Задачи:

- выявить патриотические ценности у подростков;

- собрать воспоминания      

- провести с детьми разного возраста от 10 до 15 лет анкетирование «Что вы знаете о детях войны»;

- предложить нарисовать рисунки на тему: «Война, глазами детей»;

- формировать историческую память и преемственность  поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников;

- сделать выводы по изученному материалу.

В ходе выполнения исследовательской работы была использована следующая методика:

·        изучение теории вопроса на основе литературных источников

·        анкетирование

·        интервьюирование

·        описательный  метод

·        статистический метод

·        метод сравнительного анализа

·        практический метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА I

         Для понимания происходящих событий и сопоставления с воспоминаниями моей прабабушки – Аврашко Зинаиды Ивановны, мне  необходимо  было ознакомиться с военными действиями на территории Краснодарского края. Для этого мне понадобилось изучить не только военные операции на данной территории и исторические карты хода боевых действий, но и даты, соотношение сил сторон противников и итоги сражений.

Историческая справка

Детство моей прабабушки связано со станицей [1] Ханской Белореченского района Краснодарского края.  9 августа 1942 года немецкие фашисты оккупировали эту территорию.

Занять Краснодарский край противник намеревался в рамках операции «Эдельвейс». Немцы рассчитывали в короткие сроки овладеть всем Кавказом и разгромить советские войска южнее Дона. Эту задачу должна была решить группа армий «А» под командованием генерал-фельдмаршала Листа. В августе 1942 года она насчитывала около полумиллиона человек, 4,5 тысяч артиллерийских орудий и минометов, более 600 танков и штурмовых орудий.

Оборона Кавказа была возложена на Северо-Кавказский фронт во главе с маршалом С.М. Буденным. В его составе числилось более 200 тысяч человек, 120 танков, более 2 тысяч артиллерийских орудий и минометов. Основу советских сил составляла пехота — стрелковые дивизии и бригады, танковых и кавалерийских частей было немного.

С 22 октября 1941 года в Майкопе [2] и в станице Ханской стал формироваться 8-й Адыгейский (Майкопский) добровольческий кавалерийский полк. Многие казаки-станичники, несмотря на непризывной возраст, добровольно шли сражаться с врагом. В январе 1942 года полк влился в состав 17-го Кубанского кавалерийского корпуса, участвовал в легендарных битвах в районе Кущевской и Шкуринской [3].

Особо ожесточенные боевые действия на территории Белореченского района велись в августе 1942 года. 12-го августа противник основные усилия сосредоточил в юго-западном направлении по долинам рек Пшеха и Пшиш, стремясь уничтожить части 12-й казачьей кавалерийской дивизии. В этот день немцы овладели северо-восточной частью станицы Ханской.
    Маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко позднее писал в книге «Битва за Кавказ»: «… В течение 12 – 16.08.1942 года командование 17 кавалерийского корпуса не выполнило ряд задач:
а). допустило прорыв противника на участке Ханское, Великое…
г). командование корпуса неоднократно меняло место расположения своего штаба без разрешения штаба фронта, отрываясь от войск до 50 километров, что приводило к потере управления войсками...». 12-го августа, подбросив в район станицы Ханской до полутора десятков танков и значительную группу пехоты, противник развернул интенсивный бой за овладение самой станицей и речной переправой. Боевое столкновение длилось в течение всего светового дня. Атака немцев была отбита с большими для них потерями. Гитлеровцы потеряли в этом бою 3 танка, до 200 солдат и офицеров.

Именно тогда произошли существенные перемены для значительной части жителей всей  Кубани  и для станицы Ханской в частности,  когда на территорию края вторглись войска вермахта [4]. 

Вторжение совпало по времени с самой горячей порой – уборкой урожая. Документы и воспоминания свидетельствуют о том, что многие города, станицы и аулы [5] Кубани оказались практически не готовы к серьезной обороне. Во второй половине июля 1942 года руководство края занималось организацией ремонта сельскохозяйственной техники, подготовкой школ к новому учебному году и другими текущими проблемами. Будничный ритм прифронтовой жизни нарушил внезапно появившийся противник. Таким образом, события августа 1942 года сыграли важную роль в судьбе многих жителей Кубани, перечеркнув немало человеческих судеб. Они стали прологом новой, еще более страшной трагедии – немецкой оккупации края. В сумятице неожиданного немецкого наступления люди теряли своих родных и близких, гибли под бомбами и снарядами, лишались накопленного годами имущества. Экстремальная ситуация вызывала состояние шока, порождала панику, вносила хаос и дезорганизацию в управление, нарушала привычный жизненный уклад.

  Расплачиваться за августовскую трагедию пришлось многим жителям Кубани, причем не только тем, кто погиб сам или потерял родственников, но и тем, кто по тем или иным обстоятельствам не сумел или не успел эвакуироваться, в их биографии на долгие годы осталось пятно пребывания на оккупированной территории.

           Планы фашистов по разгрому советских войск на подступах к Главному Кавказскому хребту потерпели крах. При отражении вражеских атак особенно отличился 4-й Гвардейский Кубанский кавалерийский корпус [6].

          31 января 1943 года Красная Армия освободила станицу Ханскую от гитлеровских захватчиков. Многие станичники с оружием в руках храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны.  664 из них погибли в жестоких боях или пропали без вести.

Эти  данные военной хроники событий несут для нас историческую информацию, но не могут передать чувств и переживаний людей, которые перенесли эти страшные события. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II

Воспоминания Аврашко Зинаиды Ивановны

«Поколение, пережившее войну, вынесшее тяжелое бремя, - самое начиненное впечатлениями. Эти люди готовы к рассказу вечному, нескончаемому, длящемуся до тех пор, пока они живы».

Н. Мордюкова

Основа моей работы – сбор детских воспоминаний моей прабабушки – Аврашко (Колтуновой) Зинаиды Ивановной, которая в годы войны была ребенком. Методом интервью в течение двух лет я собирала данные воспоминания, для того, чтобы объединить их в одно целое, систематизировать в хронологическом порядке и доступно изложить для современного поколения. 

2.1 До страшных событий

В 1941 году Колтуновой Зине исполнилось всего 11 лет, её повзрослевшее детство, и детство её сверстников было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже самый талантливый писатель, в это  трудно было бы поверить. Но это было. И эти воспоминания все яснее всплывают сейчас и перерастают для нас, правнуков. К началу войны Колтунова Зина жила в станице Ханской Краснодарского края со своим отцом - Колтуновым Иваном Емельяновичем, бабушкой Матреной и братом Павлом. Мать оставила детей на воспитание отцу еще до войны,  Зине уже тогда пришлось взять на себя заботу о брате, так как отец много работал, а бабушка была занята на хозяйстве. В 1941 году пока фронт не дошел до Краснодара и пока у отца была бронь [7] (работал на железной дороге), война девочке Зине казала еще очень далекой и не совсем понятной, хотя лишения и трудности уже были реальностью.

2.2 Жизнь на оккупированной территории.

Все изменилось, когда отец ушел на фронт, и военные действия развернулись на территории Краснодарского края, Белореченского района, и война достигла порога родного дома.

       Прабабушка с дрожью в голосе вспоминает, как впервые услышала и увидела надвигающуюся опасность: « В 12 километрах от нашей станицы Ханской в городе Майкопе находился учебный аэродром, который немцы начали бомбить, стоял сильный грохот, и казалось, земля ходит под ногами. Затем начался бой, мы с бабушкой побежали к соседям, у которых был подвал; четыре соседских семьи там спрятались, было очень страшно. Потом по огородам пошли немецкие танки, сносили все на своем пути: хаты [8], садовые и огородные посадки, правда, нашу хату не задели. Как жить дальше, никто не знал»

          Когда станица была оккупирована врагами, фашисты чувствовали себя как победители-завоеватели, считая дозволенным брать все, что им надо, вроде в качестве трофеев.

        Прабабушка вспоминает: «В здании школы разместили склад под оружие, брали брынзу [9], ловили поросят, отлавливали куриц. У нас в хате сорвали радио, в  колхозные сады загнали всю технику, забирали яблоки, викторию».

«В станице жили и русские, и евреи. Фашисты расстреливали евреев целыми семьями, комсомольцев и пионеров тоже расстреливали, сейчас думаю, что кто-то предавал их, иначе как могли узнать об этих семьях. Еще мальчиков убивали всех возрастов, прямо на улицах, над девчонками издевались, а мне дедушка сказал, чтобы я ходила грязная и оборванная, немцы - народ брезгливый, таких чумазых не тронут. И правда, специально мазалась сажей и носила рванье - никто не трогал.

Мы все знали, что за станицей вырыли большую яму, куда убитых и закапывали, ходить туда боялись. Я была там после войны, там все обиходили, сделали братскую могилу, было видно, что кто-то за ней ухаживает.

         Первый раз немцы, (мы их тогда звали убийцы и бандиты), стояли в нашей станице около месяца, а потом снова стрельба, бои, и немцы ушли, но бомбёжки продолжались, и теперь у каждой хаты в конце огорода выкопали окопы, а у нас был окоп ещё возле колодца. Потом вошли наши войска, всех женщин забрали рыть окопы, мужчин в станице не осталось. Хозяйства во всех дворах не было, коров угнали при первой бомбёжке, остались только овцы, да козы. Для того, чтобы выжить и не умереть от голода, бабушка  Мотя варила нам мамалыгу [10] из кукурузной муки, суп из крапивы, отваривала кукурузу, а я пошла доить овец. Не просто это было, ведь овца - не коза, не каждая взрослая женщина соглашалась на эту работу, а я всегда выполняла норму, за это давали головку брынзы, которую в семье делили на всех, так и кормились. На ферме для овец была специальная брынзовая комната, где делали сыр. Приходилось вставать очень рано, работало нас четыре девчонки, трое на год старше меня, 28 года рождения, а десять мальчишек, лет 10-12, подтаскивали нам овец для дойки. Руководили нами два старика - один хромой, другой без руки, всё время нам говорили, что сыр мы делаем для наших солдат и армии, мы старались ещё больше, уставали очень, зато не пухли с голоду. А у соседей двое ребятишек с голоду померли, да многие умирали…»

Так война отобрала у моей прабабушки настоящее солнечное детство, с книгами, смехом, праздниками и играми, впереди был только страхи и неопределенность. «Бомбёжки иногда длились до трех часов, и хоть нам никто не объяснял, как различит звук самолётов - фашистских и советских, интересно, что мы – дети, сами научились понимать: как только услышим - фашисты летят, значит, будут опять бомбить. Иногда видели летящие парашюты, но когда бежали смотреть на парашютистов, никого не находили, ни живых, ни мертвых, одни парашюты. С них женщины срезали все, что может пригодится в хозяйстве. Бабушка Мотя сшила мне юбку из парашютной ткани, но она была жесткой, я растёрла все ноги, и пришлось новую юбку снять. Когда начинали бомбить, овец сразу загоняли в подмытую гору – кутину [11], которую прикрывала сплетенная лоза, и сами там прятались. После бомбежки шла перестрелка, иногда  вылезали из укрытия только ночью. А вскоре в станицу опять вошли немцы, с большим количеством военной техники, но теперь вели себя намного сдержаннее, никого не расстреливали, не насиловали, не издевались над местными жителями, для расселения выбирали самые чистые, ухоженные хаты».

           Прабабушка вспоминает: «В нашей хате поселились два немца, один имел высокое звание, другой  -  меньшее, а прислуживал им солдат. Немцы из хаты нас полностью не вытеснили, а потеснили - расселились в комнате, а мы на кухне жили. В комнате у них остались кровати, комод, а мы на печке спали, у бабушки были самотканые простыни, наволочки и самошитые одеяла, такое не у каждого можно было увидеть. Не знаю, как вели себя немцы в других хатах, а те, которые поселились у нас – терпимо. Помню, солдат следил за порядком, сапоги чистил, начищал вилки песком, иногда я ему помогала, за работу он угощал шоколадкой. Немцы себе еду не готовили, ели консервы, наверно, у них были какие - то военные кухни, с утра они уезжали,  возвращались вечером. А однажды произошел случай, который напугал мою бабушку Мотю. Услышав звук нашего самолёта, я выбежала крыльцо и закричала: «Ура! Наш самолёт!». Выбежали немцы. Один подскочил ко мне и наотмашь ладонью ударил, я кубарем покатилась с крыльца, вскочила и побежала в огородный окоп, там спряталась в соломе и уснула. Утром пришла бабушка, охала и причитала: «Разве так можно, разве так можно, он же мог тебя убить».

         Однажды вечером на ферму, где Зина доила овец, пришел её сосед - дядя Афоня Гадюкин, подозвал к себе и спросил: «У тебя есть подружка верная?» Зина ответила: «Есть. Аня Корастылёва» - «У меня будет к вам задание: на ручье Белое есть большое бревно, знаешь это место?» - «Знаю» - «Придешь туда завтра вечером, там будет лежать записка от меня, вы возьмете эту записку и сделаете, что там будет написано. Вы согласны? Это для нашей армии». – «Согласна».

          Так впервые девочка Зина узнала, кто такие партизаны [12]. Вечером забрала записку, в которой было настоящее боевое задание - узнать, где стоит большое количество техники (танки, машины) немцев. И две совсем юные девочки пошли по станице выведывать данные о фашистах, а как стемнело, вернулись к бревну со всеми записями. На следующий день эти объекты уже бомбили. И так несколько раз. Зина с Аней побывали в школе, в которой учились (до войны успели закончить три класса), теперь там складировали оружие, и на варенье-варочном заводе, где стояли крупные орудия, а под покровом ночи направлялись к заветному бревну. Там их ждали партизаны, никого из них она не знала, кроме дяди Афонии. Было страшно, но одновременно отсутствовало ощущение смертельной опасности, наверно потому, что это несвойственно детям. Когда нечего стало разведывать, девчонки стали ходить реже, носили собранные бабушкой Мотей продукты: фасоль, помидоры, варёную кукурузу. В последнюю встречу с дядей Афоней, прабабушка дословно вспоминает его слова: «Девчонки, это все - для России, вы будете жить хорошо, мы вас не забудем», и мы его больше никогда не видели, думаю, погиб он, иначе нашел бы нас после войны».

Были еще случаи, когда Колтунова Зина и её подруга - Катя Уманская пытались по-своему, по детски, мстить фашистам. Немцы сгоняли на сбор виктории детей разного возраста, под присмотром заставляли их собирать ягоду, а потом ссыпать в специальное место. У каждого ребёнка была плетеная корзина, подружки вниз корзины специально мяли и складывали ягоду, а сверху присыпали целой.  Это было рискованно, зато радовало чувство мести.

2.3 Встреча Победы

           С освобождением станицы Ханской  и изгнанием фашистов, жизнь стала спокойнее, но не легче. Зина Колтунова продолжала работать наравне с взрослыми. Что происходило за пределами станицы никто не знал, новости приходили с опозданием. О дне  Победы Зина вместе с другими детьми узнала только вечером 9 мая, когда возвращалась после дойки коз и козлят. Прабабушка, украдкой смахивая слезу, вспоминает: «При подходе в станицу мы услышали шум, звон, ударов по железу, ведрам, стиральным доскам, кто плакал, кто смеялся, кто плясал, мы насторожились, стали спрашивать у всех: «Что случилось?» Когда услышали о победе, тоже стали прыгать, веселиться».

 В 1946 году к детям с фронта вернулся отец, и семья переехала в город Апшеронск [13]. Переход Колтуновой Зины к мирной жизни связан с самоотверженным восстановлением разрушенного войной хозяйства, сначала в лесхозе, где она работала лесокультурницей и рассаживала на горах саженцы орешника, дуба и т.п.,  а потом в питомнике, где выращивала саженцы: груши, сливы, яблони, а затем еще более трудоемкие работы по сушке чурок для машин, вымачивание и сушка ободов для колес конных телег.

          В 1966 году моя прабабушка с тремя детьми переехала в Сибирь, где продолжила много и честно работать. Она является труженицей тыла, вдовой ветерана Великой Отечественной войны, у неё 10 внуков и 17 правнуков. Сейчас ей исполнилось 90 лет, она продолжает оставаться жизнелюбивым человеком.

Все мы считаем свою прабабушку героическим человеком и видим её подвиг даже в том, что ей удалось выжить в страшное военное время,  благодаря её рассказам о пережитом, с особым уважением относимся к людям её поколения, и по-особенному оцениваем праздник  9 мая - День Победы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III

Архипова Зинаида Ивановна и ее воспоминания

Я решила провести сравнительный анализ, и показать, что дети войны испытывали одинаковые чувства беспомощности и раннего взросления.  Поэтому я хотела  не только написать о своей прабабушке, но и изучить материалы о тех детях войны,  которые проживали на территории Топчихинского района, где военном действия не велись.

           Просматривая материалы о тружениках тыла в районной газете «Наше слово», я увидела статью Ольги Стихаревой о тёзке моей прабабушки - Зинаиде Ивановне  Архиповой,  жительнице села Чистюнька [14], в котором долгое время проживала и моя прабабушка. Оказалось, что их переживания очень схожи.

          Когда Зинаиде Ивановне  Архиповой исполнилось 6 лет, от тяжёлой болезни лёгких ушёл из жизни отец Иван Григорьевич, мама Екатерина Денисовна осталась одна с детьми, самой младшей не исполнилось и года. Тогда бабушка Пелагея забрала маленькую Зину к себе на воспитание. Закончила Зинаида Ивановна лишь 3 класса местной школы, а так как образование в то время было делом второстепенным - на первом месте стояла работа, пришлось бросить школу. Молоденькой девчушкой начала она свою тяжелую трудовую жизнь. Ни тракторов, ни лошадей в селе не было - всё забрала война - приходилось пахать, боронить на своих коровах. Из воспоминаний:  «Тяжело привыкали коровы к такой работе, - рассказывает Зинаида Ивановна, - запряжёшь её в борону, а она лягается так, что борона летит в нас». С питанием, как и везде в годы войны, было туго, но Зинаиде Ивановне в этом вопросе, можно сказать, повезло - её бабушка Пелагея пекла хлеб для колхозников, и девочка не голодала.  «А в полях я «затируху» варила, - вспоминает Зинаида Ивановна, - насыплешь на стол муки, польёшь её водой и катаешь ладонями, пока катышки не получатся, потом их в котёл с кипятком высыпаю, покипели - и обед готов».

 Им, двенадцатилетним девчонкам, приходилось выполнять ответственные задания. Однажды, в самую распутицу, отправил бригадир Зинаиду с подругой за горючим, обратно ехали с полной телегой бочек, а дорога ужасная - яма на яме, телега и перевернулась, бочки раскатились. Что могут сделать две девчушки с тяжеленными бочонками? Так и стояли, обнявшись и плача, пока рядом оказавшиеся мужики не помогли загрузить горючее. А тут новая беда - ехать нужно через бор, а в то время в лесу скрывалось много дезертиров, и всю дорогу подруги молились - лишь бы живыми добраться до дома. Несмотря на тяготы и нужду, для веселья тоже находилось время, собирались в клубе на вечёрки, пели песни, плясали. Зинаида Ивановна с улыбкой рассказывает: « Нарядиться то не во что было, ходили босые летом, так вот как в клуб идти, обмажешь ступни грязью, и как будто в туфельках идёшь».

         Наконец война закончилась. В село стали привозить трактора и 19-летнюю Зинаиду отправили на курсы трактористов, но она не доучилась.

          Две разные, но в тоже время  схожие судьбы, одной Зинаиды Ивановны и другой Зинаиды Ивановны - их детство  оказалось «опаленное» войной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА IV

Анкетирование

В ходе моей исследовательской работы я провела устный опрос и анкетирование учащихся 5-11-х классов МКОУ «Топчихинская СОШ №1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева» и МКОУ «Топчихинская СОШ №2», с целью выявления уровня знаний о событиях и жизни наших сверстников в годы Великой Отечественной войны.

  На  вопрос: «Что вы знаете о войне? Как жили дети во время войны?», мои сверстники отвечали по-разному.

В результате  анкетирования 103 ребят:

·        41,6% из них не знают, когда началась и закончилась война.

·        90% знают, с кем воевали.

·        29% ребят знают, что их прадедушки и прабабушки были на войне, но не могут назвать их имена, фамилии.

·        70,8% детей ничего не могут сказать о детях войны.

·        На вопрос о сохранении памяти о войне 97%  считают, что это необходимо, остальные не знают, нужно ли это делать.

Исходя из данных социального опроса, можно сделать вывод, что подростки владеют некоторой фактической информацией о войне, но не знают ничего конкретного о ветеранах и  детях военной поры: не могут назвать имен, не представляют какие чувства и эмоции пережили эти люди, какой трудовой и жизненный подвиг совершили.

Надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убеждена: необходимо.

Принимая во внимание результаты опроса, я решила использовать время классных часов для показа фильмов о войне и детях войны [15]. После просмотра фильмов, учащимся было предложено изобразить свое представление в рисунках на тему: «Война, глазами детей». Самые содержательные рисунки представлены в моей работе.

 

ГЛАВА V

О проектном продукте

Продуктом моей проектной деятельности  обобщающая, систематизирующая информацию статья, которая частично опубликована в районной газете «Наше слово». Данную статью можно применять для углубленного изучения темы «Война и дети», использовать на классных часах в учебных учреждениях. Статья нацелена на широкую аудиторию с целью ознакомления и мотивационного стимула на изучения истории своей семьи в период Великой Отечественной войны. Статья состоит из двух частей – «И снова вспоминая о войне…» и «Не боялась трудностей» (опубликована в газете «Наше слово» № 44 (10354) 01.11.2019)

Сложность в создании продукта заключалась в систематизации имеющихся материалов и данных в структурированные статьи.

Кроме того, мною было написано стихотворение «Бой», посвященное страшным событиям войны, отразившее все мои переживания и понимание жестокости и абсурдности войн и кровопролития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Память – наша история. Каким будет взгляд на неё, каждого из нас, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.

По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…

Сейчас мало кто придаёт значение такому факту, как  лишение детства детей, родившихся до войны. Теперь  они уже глубокие старики. Война узурпировала их детский быт. Их детство сопровождалось слезами матерей по погибшим на фронтах войны отцов да щемящим душу переживаниям: как будем дальше жить, чем кормиться, как содержать корову-кормилицу, где брать топливо для обогрева хат, как учить и во что одевать детей.

Все, что вынесло поколение людей военных лет – это подвиг, самопожертвование во имя Победы правого дела отечественной войны советского народа. Все – от стариков, женщин, подростков до детей военных лет – стяжали себе право называться ветеранами войны. Старшие ковали победу на трудовом фронте, дети пожертвовали своим детством,  а с ним и материнскими ласками и уютом домашнего очага во имя разгрома фашистской Германии. 

          Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

 В результате проделанной  работы, мне удалось многое узнать о детях войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам. Этого не прочитаешь ни в одной книге, не увидишь ни в одном кинофильме.

Поставленные в начале проекта задачи были реализованы, достигнуты определенные результаты. Благодаря разным формам работы с учащимися, удалось не только заинтересовать и углубить знания по теме, но и проявить их чувственные переживания и мотивировать обратиться к истории своих родных и близких, свидетелей и участников Великой Отечественной войны.

  Моя работа имеет свои перспективы, хотелось бы найти единомышленников и совместными усилиями записать воспоминания оставшихся ветеранов войны, детей войны, и создать фильм, который можно будет показывать как на уроках истории так и рамках проведения акций памяти в музее. 

В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки женщин. В ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну.

          Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

 

ГЛОССАРИЙ

1. Станица - в России крупное казачье сельское поселение или административно-территориальная единица, объединяющая несколько небольших казачьих селений.

2. Майкоп - город на юге России. Столица Республики Адыгея.

3. Кущёвская атака или Кущёвская битва - боевой эпизод битвы за Кавказ времен Великой Отечественной войны. Состоялся 2 августа 1942 года у станицы Кущёвской Краснодарского края. В СССР получил известность, как пример успешной конной атаки.

4. Вермахт - вооружённые силы гитлеровской Германии в 1935 - 1945 годах.

5. Аул -  традиционное поселение сельского типа, община у народов Средней Азии и Кавказа.

6. 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус - кавалерийское соединение конницы  в составе Вооружённых сил СССР во время Великой Отечественной войны. Десятки тысяч его воинов награждены орденами и медалями, 22-м присвоено звание Героя Советского Союза.

7. Бронь – отсрочка в призыве в армию из-за незаменимости и необходимости человека в гражданской службе.

8. Хата - традиционный дом украинцев, белорусов, южных русских, с печью, исторически - с четырёхскатной соломенной или камышовой кровлей.

9. Брынза - сыр из овечьего (или смешанного с козьим) молока.

10. Мамалыга - круто заваренная каша из кукурузной муки; молдавское и румынское национальное блюдо.                                                                      

11. Кутина - так раньше называли в станице подошвы гор, которые подвергались водной эрозии, в результате чего возникали углубления.

12. Партизан - лицо, добровольно ведущее вооружённую борьбу за свободу и независимость своей родины в составе вооружённых организованных партизанских сил на территории, оккупированной противником, с использованием методов партизанской войны.

13. Апшеронск - город на юге России, в Краснодарском крае.

14. Чистюнька – село в Топчихинском районе Алтайского края, расположенное на левом берегу реки Алей.

15. «Офицеры», режиссер -  Г. Юматов, 1971 год; «Великая война», режиссер – А. Граждан, 2010 год; «Смелого пуля боится, или Мишка принимает бой», режиссер О. Николаевский 1970 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Словарь русского языка: В 4-х т./ РАН, Институт лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер.- М.: Русский язык; Полиграфресурсы, 1999. – 702 с.

2. Гречко, А.А. Битва за Кавказ/ А.А. Гречко. – М.: Военное издательство Военного министерства Союза ССР, 1969. – 424 с.

3. Киселев И. На изломе войны. Хроника сражения за Кубань с августа 1942 по февраль 1943 года/И.Киселев// www.yuga.ru:[сайт] – 2018.- URL:

https://www.yuga.ru/articles/society/8540.html (дата обращения: 13.11.2019)

4. Постников О. Боевые действия на территории Белореченского района Краснодарского края, станица Ханская в 1942-1943гг./ О. Постников// belorechensk.net:[сайт]-2017.- URL:https://belorechensk.net/threads/boevye-dejstvija-na-territorii-belorechenskogo-rajona-12-avgusta (дата обращения: 21.12.2019)

5. Менжулова Е. Трагический август. Кубань в 1942 году/Е. Менжулова// nsportal.ru:[сайт]-2012.-URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/09/09/issledovatelskaya-rabota-tragicheskiy-avgust-kuban-v-1942-godu (дата обращения: 27.02.2020)

6. Стихарева О. По страницам районных газет: «Наше слово» рассказывает о Зинаиде Ивановне Архиповой из с.Чистюнька Топчихинского района/О. Стихарева//www.aksp.ru:[сайт]-2017.-URL: http://www.aksp.ru/news/news/24000/ (дата обращения: 15.03. 2020)

7. Фото из семейных архивов Аврашко и Семеновых.

8. Воспоминания Аврашко З.И. 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Бой»

Багряный цикл завершен

Насильным приемом железной пилюли,

Металличесий «Тигр» крещен

 Знаменем отсутствия воли.

 

А гусеницы танка

Не успеют свершить превращение,

Но бабочки битвы –

Это души принявших сражение.

 

Домино из собратьев, разбеги приняв,

Проклинает позорную сечу,

Когда человек -  человека отдав,

За Отчизну, за брата, за вечность…

 

А нам остается лишь помнить и чтить

Юность, капризам врагов задолжавшую,

Чья судьба обратилась в призрачный миг,

И головы серые, с безносой игравших,

 Их взлеты последних мечтаний,

И тишины горький крик.

 

Карпешина Полина

 

 

 

 

 

«Не боялась трудностей»

Карпешина Полина

Фото из семейного архива

 

 

 

 

 

 

 

 

«И снова вспоминая о войне…»

Все дальше отделяет нас время от событий Великой Отечественной войны, все меньше героев тех событий, и тем ценнее собранные крупицы воспоминаний участников жестокого и героического времени. Память о  сороковых будет жить, пока живы свидетели тех далеких событий – дети войны. Война в жестокой своей слепоте соединила несоединимое: детей и кровь, детей и голод, детей и жестокость, детей и смерть.

К детям войны относится и моя прабабушка – Аврашко (в девичестве Колтунова) Зинаида Ивановна – сильная, трудолюбивая женщина, которая и сейчас не растеряла веру в жизнь

  В 1941 году Колтуновой Зине исполнилось всего 11 лет, её повзрослевшее детство, и детство её сверстников было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже самый талантливый писатель, в это  трудно было бы поверить. Но это было. И эти воспоминания все яснее всплывают сейчас и перерастают для нас, правнуков. К началу войны Колтунова Зина жила в станице Ханской Краснодарского края со своим отцом - Колтуновым Иваном Емельяновичем, бабушкой Матреной и братом Павлом. Мать оставила детей на воспитание отцу еще до войны,  Зине уже тогда пришлось взять на себя заботу о брате, так как отец много работал, а бабушка была занята на хозяйстве. В 1941 году пока фронт не дошел до Краснодара и пока у отца была бронь (работал на железной дороге), война девочке Зине казала еще очень далекой и не совсем понятной, хотя лишения и трудности уже были реальностью.

Зинаида Колтунова - 11 лет (с белым бантиком во 2-ом ряду).

Накануне войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все изменилось, когда отец ушел на фронт, и военные действия развернулись на территории Краснодарского края, Белореченского района, и война достигла порога родного дома

Фото перед отправкой отца – Колтунова И. Е. на фронт, 1942 год

 (первый слева)

       Прабабушка с дрожью в голосе вспоминает, как впервые услышала и увидела надвигающуюся опасность: « В 12 километрах от нашей станицы Ханской в городе Майкопе находился учебный аэродром, который немцы начали бомбить, стоял сильный грохот, и казалось, земля ходит под ногами. Затем начался бой, мы с бабушкой побежали к соседям, у которых был подвал; четыре соседских семьи там спрятались, было очень страшно. Потом по огородам пошли немецкие танки, сносили все на своем пути: хаты, садовые и огородные посадки, правда, нашу хату не задели. Как жить дальше, никто не знал»

     Когда станица была оккупирована врагами, фашисты чувствовали себя как победители-завоеватели, считая дозволенным брать все, что им надо, вроде в качестве трофеев.

        Прабабушка вспоминает: «В здании школы разместили склад под оружие, брали брынзу, ловили поросят, отлавливали куриц. У нас в хате сорвали радио, в  колхозные сады загнали всю технику, забирали яблоки, викторию».

«В станице жили и русские, и евреи. Фашисты расстреливали евреев целыми семьями, комсомольцев и пионеров тоже расстреливали, сейчас думаю, что кто-то предавал их, иначе как могли узнать об этих семьях. Еще мальчиков убивали всех возрастов, прямо на улицах, над девчонками издевались, а мне дедушка сказал, чтобы я ходила грязная и оборванная, немцы - народ брезгливый, таких чумазых не тронут. И правда, специально мазалась сажей и носила рванье - никто не трогал.

Мы все знали, что за станицей вырыли большую яму, куда убитых и закапывали, ходить туда боялись. Я была там после войны, там все обиходили, сделали братскую могилу, было видно, что кто-то за ней ухаживает.

 Первый раз немцы, (мы их тогда звали убийцы и бандиты), стояли в нашей станице около месяца, а потом снова стрельба, бои, и немцы ушли, но бомбёжки продолжались, и теперь у каждой хаты в конце огорода выкопали окопы, а у нас был окоп ещё возле колодца. Потом вошли наши войска, всех женщин забрали рыть окопы, мужчин в станице не осталось. Хозяйства во всех дворах не было, коров угнали при первой бомбёжке, остались только овцы, да козы. Для того, чтобы выжить и не умереть от голода, бабушка  Мотя варила нам мамалыгу  из кукурузной муки, суп из крапивы, отваривала кукурузу, а я пошла доить овец. Не просто это было, ведь овца - не коза, не каждая взрослая женщина соглашалась на эту работу, а я всегда выполняла норму, за это давали головку брынзы, которую в семье делили на всех, так и кормились. На ферме для овец была специальная брынзовая комната, где делали сыр. Приходилось вставать очень рано, работало нас четыре девчонки, трое на год старше меня, 28 года рождения, а десять мальчишек, лет 10-12, подтаскивали нам овец для дойки. Руководили нами два старика - один хромой, другой без руки, всё время нам говорили, что сыр мы делаем для наших солдат и армии, мы старались ещё больше, уставали очень, зато не пухли с голоду. А у соседей двое ребятишек с голоду померли, да многие умирали…»

Так война отобрала у моей прабабушки настоящее солнечное детство, с книгами, смехом, праздниками и играми, впереди был только страхи и неопределенность.

«Бомбёжки иногда длились до трех часов, и хоть нам никто не объяснял, как различит звук самолётов - фашистских и советских, интересно, что мы – дети, сами научились понимать: как только услышим - фашисты летят, значит, будут опять бомбить. Иногда видели летящие парашюты, но когда бежали смотреть на парашютистов, никого не находили, ни живых, ни мертвых, одни парашюты. С них женщины срезали все, что может пригодится в хозяйстве. Бабушка Мотя сшила мне юбку из парашютной ткани, но она была жесткой, я растёрла все ноги, и пришлось новую юбку снять. Когда начинали бомбить, овец сразу загоняли в подмытую гору – кутину, которую прикрывала сплетенная лоза, и сами там прятались. После бомбежки шла перестрелка, иногда  вылезали из укрытия только ночью. А вскоре в станицу опять вошли немцы, с большим количеством военной техники, но теперь вели себя намного сдержаннее, никого не расстреливали, не насиловали, не издевались над местными жителями, для расселения выбирали самые чистые, ухоженные хаты».

     Прабабушка вспоминает: «В нашей хате поселились два немца, один имел высокое звание, другой  -  меньшее, а прислуживал им солдат. Немцы из хаты нас полностью не вытеснили, а потеснили - расселились в комнате, а мы на кухне жили. В комнате у них остались кровати, комод, а мы на печке спали, у бабушки были самотканые простыни, наволочки и самошитые одеяла, такое не у каждого можно было увидеть. Не знаю, как вели себя немцы в других хатах, а те, которые поселились у нас – терпимо. Помню, солдат следил за порядком, сапоги чистил, начищал вилки песком, иногда я ему помогала, за работу он угощал шоколадкой. Немцы себе еду не готовили, ели консервы, наверно, у них были какие - то военные кухни, с утра они уезжали,  возвращались вечером. А однажды произошел случай, который напугал мою бабушку Мотю. Услышав звук нашего самолёта, я выбежала крыльцо и закричала: «Ура! Наш самолёт!». Выбежали немцы. Один подскочил ко мне и наотмашь ладонью ударил, я кубарем покатилась с крыльца, вскочила и побежала в огородный окоп, там спряталась в соломе и уснула. Утром пришла бабушка, охала и причитала: «Разве так можно, разве так можно, он же мог тебя убить».

 Однажды вечером на ферму, где Зина доила овец, пришел её сосед - дядя Афоня Гадюкин, подозвал к себе и спросил: «У тебя есть подружка верная?»

Зина ответила: «Есть. Аня Корастылёва» - «У меня будет к вам задание: на ручье Белое есть большое бревно, знаешь это место?» - «Знаю» - «Придешь туда завтра вечером, там будет лежать записка от меня, вы возьмете эту записку и сделаете, что там будет написано. Вы согласны? Это для нашей армии». – «Согласна».

      Так впервые девочка Зина узнала, кто такие партизаны. Вечером забрала записку, в которой было настоящее боевое задание - узнать, где стоит большое количество техники (танки, машины) немцев. И две совсем юные девочки пошли по станице выведывать данные о фашистах, а как стемнело, вернулись к бревну со всеми записями. На следующий день эти объекты уже бомбили. И так несколько раз. Зина с Аней побывали в школе, в которой учились (до войны успели закончить три класса), теперь там складировали оружие, и на варенье-варочном заводе, где стояли крупные орудия, а под покровом ночи направлялись к заветному бревну. Там их ждали партизаны, никого из них она не знала, кроме дяди Афонии. Было страшно, но одновременно отсутствовало ощущение смертельной опасности, наверно потому, что это несвойственно детям. Когда нечего стало разведывать, девчонки стали ходить реже, носили собранные бабушкой Мотей продукты: фасоль, помидоры, варёную кукурузу. В последнюю встречу с дядей Афоней, прабабушка дословно вспоминает его слова: «Девчонки, это все - для России, вы будете жить хорошо, мы вас не забудем», и мы его больше никогда не видели, думаю, погиб он, иначе нашел бы нас после войны».

Были еще случаи, когда Колтунова Зина и её подруга - Катя Уманская пытались по-своему, по детски, мстить фашистам. Немцы сгоняли на сбор виктории детей разного возраста, под присмотром заставляли их собирать ягоду, а потом ссыпать в специальное место. У каждого ребёнка была плетеная корзина, подружки вниз корзины специально мяли и складывали ягоду, а сверху присыпали целой.  Это было рискованно, зато радовало чувство мести.

     С освобождением станицы Ханской  и изгнанием фашистов, жизнь стала спокойнее, но не легче. Зина Колтунова продолжала работать наравне с взрослыми. Что происходило за пределами станицы никто не знал, новости приходили с опозданием. О дне  Победы Зина вместе с другими детьми узнала только вечером 9 мая, когда возвращалась после дойки коз и козлят. Прабабушка, украдкой смахивая слезу, вспоминает: «При подходе в станицу мы услышали шум, звон, ударов по железу, ведрам, стиральным доскам, кто плакал, кто смеялся, кто плясал, мы насторожились, стали спрашивать у всех: «Что случилось?» Когда услышали о победе, тоже стали прыгать, веселиться».

 В 1946 году к детям с фронта вернулся отец, и семья переехала в город Апшеронск. Переход Колтуновой Зины к мирной жизни связан с самоотверженным восстановлением разрушенного войной хозяйства, сначала в лесхозе, где она работала лесокультурницей и рассаживала на горах саженцы орешника, дуба и т.п.,  а потом в питомнике, где выращивала саженцы: груши, сливы, яблони, а затем еще более трудоемкие работы по сушке чурок для машин, вымачивание и сушка ободов для колес конных телег.

Передовики лесозаготовок, 1948год.

 Зинаида Колтунова во втором ряду, третья слева

 

      В 1966 году моя прабабушка с тремя детьми переехала в Сибирь, где продолжила много и честно работать. Она является труженицей тыла, вдовой ветерана Великой Отечественной войны, у неё 10 внуков и 17 правнуков. Сейчас ей исполнилось 90 лет, она продолжает оставаться жизнелюбивым человеком.

Все мы считаем свою прабабушку героическим человеком и видим её подвиг даже в том, что ей удалось выжить в страшное военное время,  благодаря её рассказам о пережитом, с особым уважением относимся к людям её поколения, и по-особенному оцениваем праздник  9 мая - День Победы.

Желаем нашей прабабушке здоровья, бодрости духа и долгих лет жизни!

Карпешина Полина


Скачано с www.znanio.ru

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Алтайский государственный колледж»

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Алтайский государственный колледж»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА Цели : Изучить жизнь детей в период

ПАСПОРТ ПРОЕКТА Цели : Изучить жизнь детей в период

СОДЕРЖАНИЕ · Введение…………………………………………………………………4 ·

СОДЕРЖАНИЕ · Введение…………………………………………………………………4 ·

ВВЕДЕНИЕ Сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков военной поры, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых россиян,…

ВВЕДЕНИЕ Сравнивая нашу жизнь с жизнью подростков военной поры, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не только по жизням взрослых россиян,…

На мой взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности

На мой взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности

Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой

Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой

· изучение теории вопроса на основе литературных источников · анкетирование · интервьюирование · описательный метод · статистический метод · метод сравнительного анализа · практический метод

· изучение теории вопроса на основе литературных источников · анкетирование · интервьюирование · описательный метод · статистический метод · метод сравнительного анализа · практический метод

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА I

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА I

Особо ожесточенные боевые действия на территории

Особо ожесточенные боевые действия на территории

В сумятице неожиданного немецкого наступления люди теряли своих родных и близких, гибли под бомбами и снарядами, лишались накопленного годами имущества

В сумятице неожиданного немецкого наступления люди теряли своих родных и близких, гибли под бомбами и снарядами, лишались накопленного годами имущества

ГЛАВА II Воспоминания Аврашко

ГЛАВА II Воспоминания Аврашко

Прабабушка с дрожью в голосе вспоминает, как впервые услышала и увидела надвигающуюся опасность: «

Прабабушка с дрожью в голосе вспоминает, как впервые услышала и увидела надвигающуюся опасность: «

Потом вошли наши войска, всех женщин забрали рыть окопы, мужчин в станице не осталось

Потом вошли наши войска, всех женщин забрали рыть окопы, мужчин в станице не осталось

Прабабушка вспоминает: «В нашей хате поселились два немца, один имел высокое звание, другой - меньшее, а прислуживал им солдат

Прабабушка вспоминает: «В нашей хате поселились два немца, один имел высокое звание, другой - меньшее, а прислуживал им солдат

На следующий день эти объекты уже бомбили

На следующий день эти объекты уже бомбили

Что случилось?» Когда услышали о победе, тоже стали прыгать, веселиться»

Что случилось?» Когда услышали о победе, тоже стали прыгать, веселиться»

ГЛАВА III Архипова Зинаида Ивановна и ее воспоминания

ГЛАВА III Архипова Зинаида Ивановна и ее воспоминания

Им, двенадцатилетним девчонкам, приходилось выполнять ответственные задания

Им, двенадцатилетним девчонкам, приходилось выполнять ответственные задания

ГЛАВА IV Анкетирование В ходе моей исследовательской работы я провела устный опрос и анкетирование учащихся 5-11-х классов

ГЛАВА IV Анкетирование В ходе моей исследовательской работы я провела устный опрос и анкетирование учащихся 5-11-х классов

ГЛАВА V О проектном продукте

ГЛАВА V О проектном продукте

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Память – наша история

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Память – наша история

Германии. Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время

Германии. Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время

ГЛОССАРИЙ 1. Станица - в России крупное казачье сельское поселение или административно-территориальная единица, объединяющая несколько небольших казачьих селений

ГЛОССАРИЙ 1. Станица - в России крупное казачье сельское поселение или административно-территориальная единица, объединяющая несколько небольших казачьих селений

Чистюнька – село в Топчихинском районе

Чистюнька – село в Топчихинском районе

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 1

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ «Бой» Багряный цикл завершен

ПРИЛОЖЕНИЕ «Бой» Багряный цикл завершен

Не боялась трудностей» Карпешина

Не боялась трудностей» Карпешина

И снова вспоминая о войне…» Все дальше отделяет нас время от событий

И снова вспоминая о войне…» Все дальше отделяет нас время от событий

Зинаида Колтунова - 11 лет (с белым бантиком во 2-ом ряду)

Зинаида Колтунова - 11 лет (с белым бантиком во 2-ом ряду)

Все изменилось, когда отец ушел на фронт, и военные действия развернулись на территории

Все изменилось, когда отец ушел на фронт, и военные действия развернулись на территории

Когда станица была оккупирована врагами, фашисты чувствовали себя как победители-завоеватели, считая дозволенным брать все, что им надо, вроде в качестве трофеев

Когда станица была оккупирована врагами, фашисты чувствовали себя как победители-завоеватели, считая дозволенным брать все, что им надо, вроде в качестве трофеев

Приходилось вставать очень рано, работало нас четыре девчонки, трое на год старше меня, 28 года рождения, а десять мальчишек, лет 10-12, подтаскивали нам овец для…

Приходилось вставать очень рано, работало нас четыре девчонки, трое на год старше меня, 28 года рождения, а десять мальчишек, лет 10-12, подтаскивали нам овец для…

Не знаю, как вели себя немцы в других хатах, а те, которые поселились у нас – терпимо

Не знаю, как вели себя немцы в других хатах, а те, которые поселились у нас – терпимо

Когда нечего стало разведывать, девчонки стали ходить реже, носили собранные бабушкой

Когда нечего стало разведывать, девчонки стали ходить реже, носили собранные бабушкой

Передовики лесозаготовок, 1948год

Передовики лесозаготовок, 1948год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2020