Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа села Талица им. вице-адмирала С.А.Бутова
Елецкого муниципального района Липецкой области
Номинация: «Дети учат детей» (форма наставничества «ученик-ученик»).
Название практики наставничества: «Консультант-помощник»
Куратор-педагог: Булавина Ирина Анатольевна учитель начальных классов
село Талица 2024 год
Аннотация
Работа " Консультант-помощник " исследует эффективность формы наставничества, основанной на принципе "ученик-ученик". Автор обращает внимание на то, что равноправное взаимодействие между учащимися может способствовать более эффективному усвоению знаний и навыков. В своем исследовании они анализируют позитивный опыт такого взаимодействия в образовательных учреждениях и делают выводы о его значимости для формирования учебной мотивации и развития социальных навыков у детей.
Место реализации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа села Талица им. вице-адмирала С.А.Бутова 4Д класс
Актуальность
Консультант-помощник - это педагогическая практика, которая позволяет детям обучаться и развиваться, работая вместе со своими сверстниками и младшими школьниками. Эта форма наставничества имеет ряд преимуществ и актуальности в современном образовании:
Активное вовлечение детей в образовательный процесс. Ученики лучше усваивают материал, когда объясняют его друг другу. Это создает более динамичную и интерактивную образовательную среду.
Развитие социальных навыков. При работе в парах ученики учатся слушать и понимать друг друга, формулировать свои мысли и аргументировать свою точку зрения. Это способствует развитию коммуникативных навыков и способности работать в коллективе.
Повышение самооценки и уверенности. Когда дети становятся наставниками для своих сверстников, им приходится проявлять ответственность и проявлять лидерские качества. Это помогает им повысить уверенность в себе и своих способностях.
Снижение уровня конфликтов. Работа в парах позволяет детям лучше понимать и уважать точки зрения друг друга, что способствует снижению конфликтов и налаживанию дружеских отношений.
Таким образом, практика " Консультант-помощник " не только актуальна, но и эффективна для обучения и развития детей. Она способствует формированию целого ряда навыков и качеств, которые будут полезны детям в дальнейшем жизни.
Цель практики
Цель практики "Консультант-помощник" заключается в том, чтобы создать возможность для детей обучать друг друга, совмещая в процессе обучения роль учителя и ученика. Эта форма наставничества позволяет детям развивать такие навыки как самостоятельность, ответственность, толерантность, умение работать в коллективе и помогать друг другу. Основная цель - обеспечить детям возможность обмениваться знаниями и опытом, учиться друг у друга, вдохновлять и мотивировать друг друга к достижению успеха в обучении и жизни. В результате такой практики дети могут обрести новых друзей, увеличить свою уверенность в себе и улучшить свои навыки обучения.
Задачи практики
Организация проверки домашнего задания, внеурочных занятий и консультаций, во время которых наставники будут обучать своих одноклассников и подопечных первоклассников различным навыкам и умениям.
Организация помощи по изучению иностранных языков, где хорошо успевающие четвероклассники будут оказывать одноклассникам помощь понимать иноязычные тексты и строить диалоги на иностранном языке.
Средства и способы реализации практики
Организация специальных мероприятий, где более опытные дети могут помогать младшим в учёбе, играх или других занятиях.
Проекты совместного творчества, где дети разного возраста могут работать в парах или небольших группах, обмениваясь знаниями и навыками.
«Пробные» уроки, где дети могут выступали в роли преподавателей, рассказывая своим одноклассникам о чём-то, в чём они сами разбираются.
Совместные проекты по социальной помощи, где дети учатся работать в команде и помогать друг другу в решении различных проблем.
Организация специальных занятий, где дети могут обучаться друг у друга определённым навыкам или предметам, более опытные помогают менее опытным.
Показатели результативности практики
Начало реализации практики «Консультант-помощник» в 4Д классе сентябрь 2023 года и проводится на протяжении всего 2023-2024 учебного года. Было создано 3 пары «консультант-помощник»
Голякова Анастасия - Арзуманьян Ирина
Блинов Алексей - Арзуманьян Борис
Поваляева Ульяна - Кротова Виктория.
Пары были образованы в сентябре 2023 года по результатам анкетирования и опроса ребят.
В результате использования данной программы Арзуманьян Ирина
во второй четверти получила оценку по математике на балл выше, хорошо справилась с заданиями ВПР по математике. Арзуманьян Борис улучшил оценки по технологии и изобразительному искусству. Его консультант Блинов Алексей занимается в художественной студии и проводит занятия со своим товарищем.
Для наставников данная программа дала:
-улучшение коммуникативных навыков;
-развитие лидерских качеств;
-повышение уверенности в себе.
Для подопечных:
-улучшение академической успеваемости;
-повышение мотивации к обучению;
-развитие социальных навыков;
-улучшение самооценки;
-укрепление отношений со сверстниками.
Данные результативности практики
Кроме этого обучающиеся учатся сами и под руководством взрослого видеть проблемы и находить способы их решения; у них формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение. Каждый участник понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных ситуациях. Обучающиеся учатся общаться между собой, с учителями, овладевают личностными и коммуникативными компетенциями, формируется толерантное отношение. Закладываются основы художественного и эстетического восприятия, которые помогают создавать проекты, осознавая их творческую значимость в обществе.
Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при
внедрении и механизмы и минимизации
Недостаток опыта:
Ученики-наставники могут испытывать трудности из-за отутствия опыта в обучении других.
Возможные конфликты:
Возникновение конфликтов между учениками или недостаточная способность решать их самостоятельно.
Недостаток мотивации:
Ученики-наставники могут потерять мотивацию из-за недостаточности вознаграждения или признания.
Отсутствие контроля качества: Недостаточное обеспечение качества обучения и эффективности наставничества ученик-ученик.
Неоднородность результатов:
Возможные различия в успехах обучаемых учеников, что может привести к недовольству родителей и стереотипам.
Алгоритм внедрения практики (дорожная карта)
" Консультант-помощник " формы наставничества, "ученик-ученик".
Информирование администрации о проведении практики наставничества “ученик-ученик”.
Формирование команды учеников консультантов-помощников (выбор и подготовка учеников или лидеров, которые будут наставниками для слабоуспевающих ребят либо для первоклассников)
Планирование мероприятий (разработка плана мероприятий, включая уроки, спортивные и творческие мероприятия, в которых консультанты-помощники могут помогать своим товарищам).
Внедрение практики "Консультант-помощник " может быть осуществлено через следующие шаги:
Оценка готовности школы:
Провести анализ текущего уровня ученической активности и рабочей атмосферы в школе.
Подготовка учеников:
Проведение тренинга для выбранных учеников-наставников, чтобы развить у них навыки наставничества и коммуникации.
Идентификация интересующих учеников:
Провести опрос среди учеников для выявления интереса участвовать в программе наставничества.
Создание групп консультантов-помощников:
Образование групп учеников-наставников по интересам или предметам для максимальной эффективности.
Проведение регулярных встреч:
Организация встреч для обсуждения проблем, планирования деятельности и обмена опытом между учениками.
Оценка результатов и корректировка:
Проведение регулярной оценки эффективности программы, а также корректировка методов работы в соответствии с обратной связью.
Содействие участия учителей:
Вовлечение учителей для поддержки и оценки эффективности программы.
Мониторинг и поддержка:
Организация системы мониторинга для поддержки участников программы и своевременного выявления проблем.
Возможность тиражирования практики в других профессиональных образовательных организациях региона
При составлении описания практики наставничества приложены фотоматериалы, анкеты, опросники, листы наблюдений для куратора-педагога.
Приложение 1
Анкеты для измерения уровня удовлетворенности учеников и оценки их ожиданий от данной практики
№1 Входная анкета
1.Какие учебные предметы тебе даются хорошо
____________________________________________________
2. Какие учебные предметы вызывают тебя затруднения?
_____________________________________________________
3. Обращался ли ты за разъяснениями по трудным темам к одноклассникам? Да Нет
4. Обращались ли к тебе за разъяснениями по трудным темам одноклассники? Да Нет
5. От кого из ребят в классе ты бы хотел получить помощь по сложным темам?
____________________________________________________________
6. Хотел бы ты поучаствовать в программе наставничества
«Консультант–помощник» ? Да Нет
№2 Анкета наставника.
Инструкция:
Оцените в баллах от1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? ____________________________________________
3. Насколько комфортным Вам представляется общение с наставляемым? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Насколько Вы можете реализовать свои лидерские качества в программе?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5. Насколько могут быть полезны/ интересны групповые встречи?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6. Насколько могут быть полезны/интересны личные встречи?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
7. Насколько Ваша работа зависит от предварительного планирования (разработанного Вами)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8. Насколько Вы собираетесь придерживаться плана?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9.Ожидаемая включенность наставляемого в процессе?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10.Ожидаемый уровень удовлетворения от совместной работе?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11.Ожидаемая полезность проекта для Вас и Вашего наставляемого?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
12.Что Вы ожидаете от программы и своей роли? __________________________________________________________________
13.Что в программе является наиболее ценным для Вас?
_________________________________________________________________
14.Насколько важным / необходимым является обучение наставников?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
15. Вы рады, что участвуете в программе? Да /Нет
Опросник для сбора обратной связи от учеников и наставников по поводу влияния данной практики на обучение и развитие учеников;
Опросник по итогам реализации программы
1. Как часто вы участвуете в " Консультант-помощник " ?
Регулярно
Иногда
Редко
Никогда
2. Какие навыки или знания вы улучшили благодаря этой практике? (Пожалуйста, укажите)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Каковы ваши впечатления от процесса наставничества ученик-ученик?
Положительные
Нейтральные
Отрицательные
4. Как бы вы оценили эффективность этой практики на шкале от 1 до 10?
5. Какие изменения или улучшения вы бы предложили для этой программы наставничества?
6. По вашему мнению, как можно сделать программу “Дети учат детей” более привлекательной для учеников?
7. Были ли у вас какие-либо затруднения или проблемы во время участия в практике? Если да, пожалуйста, опишите.
8. Что еще вы бы хотели добавить или поделиться относительно вашего участия в программе “Дети учат детей”?
Благодарим за участие в опросе!
Оценка программы наставничества
Лист наблюдений для куратора (педагога)
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.