«Дети учат детей» (форма наставничества «ученик-ученик»).

  • Документация
  • docx
  • 08.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

конкурсная работа «Дети учат детей» (форма наставничества «ученик-ученик»).
Иконка файла материала Конкурсная работа Булавина И.А..docx

                    Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

средняя школа села Талица им. вице-адмирала С.А.Бутова

Елецкого муниципального района Липецкой области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номинация:  «Дети учат детей» (форма наставничества «ученик-ученик»).

 

 

Название практики наставничества:  «Консультант-помощник»

 

 

 

Куратор-педагог: Булавина Ирина Анатольевна    учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       село Талица  2024 год

 

Аннотация

Работа " Консультант-помощник " исследует эффективность формы наставничества, основанной на принципе "ученик-ученик". Автор обращает внимание на то, что равноправное взаимодействие между учащимися может способствовать более эффективному усвоению знаний и навыков. В своем исследовании они анализируют позитивный опыт такого взаимодействия в образовательных учреждениях и делают выводы о его значимости для формирования учебной мотивации и развития социальных навыков у детей.

 Место реализации

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

средняя школа села Талица им. вице-адмирала С.А.Бутова  4Д класс

 

Актуальность

Консультант-помощник - это педагогическая практика, которая позволяет детям обучаться и развиваться, работая вместе со своими сверстниками и младшими школьниками. Эта форма наставничества имеет ряд преимуществ и актуальности в современном образовании:

Активное вовлечение детей в образовательный процесс. Ученики лучше усваивают материал, когда объясняют его друг другу. Это создает более динамичную и интерактивную образовательную среду.

Развитие социальных навыков. При работе в парах ученики учатся слушать и понимать друг друга, формулировать свои мысли и аргументировать свою точку зрения. Это способствует развитию коммуникативных навыков и способности работать в коллективе.

Повышение самооценки и уверенности. Когда дети становятся наставниками для своих сверстников, им приходится проявлять ответственность и проявлять лидерские качества. Это помогает им повысить уверенность в себе и своих способностях.

Снижение уровня конфликтов. Работа в парах позволяет детям лучше понимать и уважать точки зрения друг друга, что способствует снижению конфликтов и налаживанию дружеских отношений.

Таким образом, практика " Консультант-помощник " не только актуальна, но и эффективна для обучения и развития детей. Она способствует формированию целого ряда навыков и качеств, которые будут полезны детям в дальнейшем жизни.

Цель практики

Цель практики "Консультант-помощник" заключается в том, чтобы создать возможность для детей обучать друг друга, совмещая в процессе обучения роль учителя и ученика. Эта форма наставничества позволяет детям развивать такие навыки как самостоятельность, ответственность, толерантность, умение работать в коллективе и помогать друг другу. Основная цель - обеспечить детям возможность обмениваться знаниями и опытом, учиться друг у друга, вдохновлять и мотивировать друг друга к достижению успеха в обучении и жизни. В результате такой практики дети могут обрести новых друзей, увеличить свою уверенность в себе и улучшить свои навыки обучения.

Задачи практики

Организация проверки домашнего задания, внеурочных занятий и консультаций, во время которых наставники будут обучать своих одноклассников и подопечных первоклассников различным навыкам и умениям.

Организация помощи по изучению иностранных языков, где хорошо успевающие четвероклассники будут оказывать одноклассникам помощь понимать иноязычные тексты и строить диалоги на иностранном языке.

 

 

 

 

 Средства и способы  реализации практики

Организация специальных мероприятий, где более опытные дети могут помогать младшим в учёбе, играх или других занятиях.

Проекты совместного творчества, где дети разного возраста могут работать в парах или небольших группах, обмениваясь знаниями и навыками.

 «Пробные» уроки, где дети могут выступали в роли преподавателей, рассказывая своим одноклассникам о чём-то, в чём они сами разбираются.

Совместные проекты по социальной помощи, где дети учатся работать в команде и помогать друг другу в решении различных проблем.

Организация специальных занятий, где дети могут обучаться друг у друга определённым навыкам или предметам, более опытные помогают менее опытным.

          Показатели   результативности практики

Начало реализации практики «Консультант-помощник» в 4Д классе сентябрь 2023 года и проводится на протяжении всего 2023-2024 учебного года. Было создано 3 пары «консультант-помощник»

Голякова Анастасия   -     Арзуманьян Ирина

Блинов Алексей          -     Арзуманьян Борис

Поваляева Ульяна      -      Кротова Виктория.

Пары были образованы в сентябре 2023 года по результатам анкетирования и опроса ребят.

В результате использования  данной программы Арзуманьян Ирина

во второй  четверти получила оценку по математике на балл выше, хорошо справилась с  заданиями ВПР по математике. Арзуманьян Борис улучшил оценки по технологии и изобразительному искусству. Его консультант Блинов Алексей занимается в художественной студии и проводит занятия со своим товарищем.  

Для наставников данная программа дала:

-улучшение коммуникативных навыков;

-развитие лидерских качеств;

-повышение уверенности в себе.

Для подопечных:

-улучшение академической успеваемости;

-повышение мотивации к обучению;

-развитие социальных навыков;

-улучшение самооценки;

-укрепление отношений со сверстниками.

Данные результативности  практики

Кроме этого обучающиеся учатся сами и под руководством взрослого видеть проблемы и находить способы их решения; у них формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение. Каждый участник понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных ситуациях. Обучающиеся учатся общаться между собой, с учителями, овладевают личностными и коммуникативными компетенциями, формируется толерантное отношение. Закладываются основы художественного и эстетического восприятия, которые помогают создавать проекты, осознавая их творческую значимость в обществе.

 

Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при

внедрении и механизмы и минимизации

Недостаток опыта:

Ученики-наставники могут испытывать трудности из-за отутствия опыта в обучении других.

Возможные конфликты:

Возникновение конфликтов между учениками или недостаточная способность решать их самостоятельно.

Недостаток мотивации:

Ученики-наставники могут потерять мотивацию из-за недостаточности вознаграждения или признания.

Отсутствие контроля качества: Недостаточное обеспечение качества обучения и эффективности наставничества ученик-ученик.

Неоднородность результатов:

Возможные различия в успехах обучаемых учеников, что может привести к недовольству родителей и стереотипам.

 

Алгоритм внедрения практики (дорожная карта)

" Консультант-помощник " формы наставничества, "ученик-ученик".

Информирование администрации о проведении практики наставничества “ученик-ученик”.

Формирование команды учеников консультантов-помощников (выбор и подготовка учеников или лидеров, которые будут наставниками для слабоуспевающих ребят либо для первоклассников)

Планирование мероприятий (разработка плана мероприятий, включая уроки, спортивные и творческие мероприятия, в которых консультанты-помощники  могут помогать своим товарищам).

 

Внедрение практики  "Консультант-помощник " может быть осуществлено через следующие шаги:

Оценка готовности школы:

Провести анализ текущего уровня ученической активности и рабочей атмосферы в школе.

Подготовка учеников:

Проведение тренинга для выбранных учеников-наставников, чтобы развить у них навыки наставничества и коммуникации.

Идентификация интересующих учеников:

 Провести опрос среди учеников для выявления интереса участвовать в программе наставничества.

Создание групп консультантов-помощников:

Образование групп учеников-наставников по интересам или предметам для максимальной эффективности.

Проведение регулярных встреч:

 Организация встреч для обсуждения проблем, планирования деятельности и обмена опытом между учениками.

Оценка результатов и корректировка:

 Проведение регулярной оценки эффективности программы, а также корректировка методов работы в соответствии с обратной связью.

Содействие участия учителей:

Вовлечение учителей для поддержки и оценки эффективности программы.

Мониторинг и поддержка:

Организация системы мониторинга для поддержки участников программы и своевременного выявления проблем.

 

Возможность тиражирования практики в других профессиональных образовательных организациях региона

 

При составлении описания практики наставничества приложены фотоматериалы, анкеты, опросники, листы наблюдений  для куратора-педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Анкеты для измерения уровня удовлетворенности учеников и оценки их ожиданий от данной практики

 

№1 Входная анкета

1.Какие учебные предметы тебе даются хорошо

 ____________________________________________________

 

2. Какие учебные предметы вызывают  тебя затруднения?

_____________________________________________________

 

3. Обращался ли ты за разъяснениями по трудным темам к одноклассникам?    Да             Нет

 

4. Обращались ли к тебе  за разъяснениями по трудным темам  одноклассники?    Да             Нет

 

5. От кого из ребят в классе ты бы хотел получить помощь по сложным темам?

____________________________________________________________

 

6. Хотел бы ты поучаствовать в программе наставничества

«Консультант–помощник» ?     Да           Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№2 Анкета наставника.

Инструкция:

 Оцените в баллах от1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

1.     Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества?    [да/нет]

 

2.     Если да, то где? ____________________________________________

 

3.     Насколько комфортным Вам представляется общение с наставляемым? 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

 

4.     Насколько Вы можете реализовать свои лидерские качества в программе?

1        2  3  4  5  6  7  8  9  10

 

5.     Насколько могут быть полезны/ интересны групповые встречи?

1        2  3  4  5  6  7  8  9  10

 

6.     Насколько могут быть полезны/интересны личные встречи?

1        2  3  4  5  6  7  8  9  10

 

7.     Насколько Ваша работа зависит от предварительного планирования (разработанного Вами)?

1        2  3  4  5  6  7  8  9  10

 

8.     Насколько Вы собираетесь придерживаться плана?

1        2  3  4  5  6  7  8  9  10

 

     9.Ожидаемая включенность наставляемого в процессе?

1        2  3  4  5  6  7  8  9  10

 

10.Ожидаемый уровень удовлетворения от совместной работе?

1        2  3  4  5  6  7  8  9  10

 

11.Ожидаемая полезность проекта для Вас и Вашего наставляемого?

 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

 

      12.Что Вы ожидаете от программы и своей роли? __________________________________________________________________

    

      13.Что в программе является наиболее ценным для Вас?

 _________________________________________________________________

      14.Насколько важным / необходимым является обучение наставников?

           1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

      15. Вы рады, что участвуете в программе?           Да /Нет

Опросник для сбора обратной связи от учеников и наставников по поводу влияния данной практики на обучение и развитие учеников;

 

  Опросник  по итогам реализации программы

 

1.     Как часто вы участвуете в " Консультант-помощник " ?

 

Регулярно

Иногда

Редко

Никогда

2.     Какие навыки или знания вы улучшили благодаря этой практике? (Пожалуйста, укажите)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.     Каковы ваши впечатления от процесса наставничества ученик-ученик?

 

Положительные

Нейтральные

Отрицательные

 

4.     Как бы вы оценили эффективность этой практики на шкале от 1 до 10?

 

5.     Какие изменения или улучшения вы бы предложили для этой программы наставничества?

 

6.     По вашему мнению, как можно сделать программу “Дети учат детей” более привлекательной для учеников?

 

7.     Были ли у вас какие-либо затруднения или проблемы во время участия в практике? Если да, пожалуйста, опишите.

 

8.     Что еще вы бы хотели добавить или поделиться относительно вашего участия в программе “Дети учат детей”?

 

Благодарим за участие в опросе!

 

 

 

 

 

                             Оценка программы наставничества

                 Лист наблюдений для куратора (педагога)

 

1.Методология (целевая модель) наставничества

содержит системный подход в реализации

программы наставничества в образовательной

организации.