В методическом материале, ориентированном на воспитателей детских садов, дано определение "Дети с ограниченными возможностями здоровья", разработаны рекомендации по реализации иклюзивного образования в ДОУ в соответствии с ФГОС, обозначены основные потребности детей с ОВЗ и определены общие правила и принципы коррекционной работы.
Дети с ОВЗ в ДОУ.docx
Дети с ОВЗ в ДОУ
Дети с ограниченными возможностями здоровья физические
лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтверждённые заключением психологомедикопедагогической комиссии и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса
ребёнка с ОВЗ.
Психологопедагогическое
сопровождение
инклюзивного
образования территориальной ПМПК:
обследование детей;
получение рекомендаций по оказанию детям психологомедико
педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных
организациях. В рекомендациях отражаются те условия, которые необходимо
организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием
адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо
основной, либо индивидуальной. Довольно часто ПМПК рекомендует
родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в
группу компенсирующей направленности или группу комбинированной
направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Такой подход
позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями
здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения.
Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья обучение детей с ограниченными
возможностями здоровья.
В законе «Об образовании» вводится следующее определение:
«Инклюзивное образование обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей». Несмотря на то, что это
понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно
вошло в нашу жизнь, оно реализуется и во всех образовательных организациях
разного уровня образования.
В заключениях ПМПК условия получения ребенком с ОВЗ
дошкольного образования прописывается как «инклюзивно в ДОУ»
Особенность состоит в том, что в них наряду с нормально
развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть
те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения
речи, задержка психического развития, нарушения опорнодвигательного
аппарата и так далее). Вне зависимости от числа таких педагог в работе с
ними использует адаптированную образовательную программу, причём для
каждого ребёнка свою.
Особенности детей с ОВЗ. Главным приоритетом в работе с такими детьми является
индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого
ребенка.
Потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного
нарушения развития;
ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не
присутствующие в программах образования нормально развивающихся
сверстников;
использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе
специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию
"обходных путей" обучения;
индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для
нормально развивающегося ребенка;
обеспечить особую пространственную и временную организацию
образовательной среды;
максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы
образовательной организации.
Общие принципы и правила коррекционной работы.
1. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого
разнообразные средства (чередование умственной и практической
деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование
интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность
детей.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие
успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в
нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и
познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
игровые ситуации;
дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых
признаков предметов;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и
зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Дети с ОВЗ – это такие же дети, но имеющие нарушения в развитии,
они в большей мере нуждаются в нашей помощи. Их нужно принять,
постараться понять их особенности и оказать помощь.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
Дети с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.