Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.
ДЕТИ СИРОТЫ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества
личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные
ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества
личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной
родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть
преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести
ответственность за себя и других, стремление научиться самому.
Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане,
необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его
физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его
личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются
детисироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская,
казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где
детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во
взрослую жизнь.
Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не
секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети,
имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает,
что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тёплой
тяжелой наследственности, неблагоприятного протекания пренатального
развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и
выросшие в таких семьях, составляют «группу риска».Но специфика психического, или точнее психологического развития
детей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию «норма
и патология».
Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют
о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него
формируется специфические черты характера, поведения, личности, про
которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.
Причины, определяющие неблагоприятные в психологическом развитии
детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях можно
охарактеризовать как:
неправильная организация общения взрослых с детьми,
несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских
учреждениях, особенно в домах ребёнка и дошкольных детских
домах;
в непостоянстве, частой сменяемости взрослых, воспитывающих
детей;
в недостаточной работе по формированию игры, особенно в
дошкольных детских домах;
в бедности конкретночувственного опыта детей, проистекающей из
чрезвычайной сужености окружающей среды;
в недостаточно психологопедагогичеcкой подготовленности
воспитателей детских домов, для ребё и интересов, их безучастном
отношении к детям; В недостатках программ воспитателя и обучение, по не
компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием
семьи;
в недифференцированном подходе к детям в процессе их
воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью
задержек в психическом развитии в одну группу.
Таким образом, проблема психологической помощи детямсиротам и
детям, оставшимся без родителей требует объединения усилий социальных
работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик
работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной
гостинице, после интерната и т. д..