«ДОО как фактор социальной профориентации младших школьников»
Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания и должна начинаться уже в начальной школе.В вопросах преемственности по профориентации, начальная школа является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии, на наш взгляд, заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, помочь ему сделать самостоятельный выбор в дальнейшем. Работа по профориентации в нашей школе построена так, чтобы ребятам было интересно.
В нашей школе реализуется системная работа ранней профориентации и социализации начиная с младших школьников через совместную познавательную и игровую деятельность школьных детских общественных организаций.
С 1998 года в десятой создана и активно работает детская общественная организация «Школьная Ассоциация Городов» для учащихся 5-11 классов, сокращенного ШАГ. ШАГ - является разновидностью социального движения. Это благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в общении, реализации интересов, познания окружающего мира, приобретения социального опыта, организации досуга в свободное от учебы время, развития познавательной активности и творческих способностей, уникальная возможность на практике познать себя, попробовать себя в различных социальных ролях. В ШАГе 7 городов, как цветов у радуги:
Город Науки – здесь учащиеся занимаются исследовательской и проектной деятельностями в различных областях школьных наук;
Город Книгорад – город, объединяющий тех, кто любит книги, увлекается литературой, сам является автором стихов, рассказов;
Город Муза – это объединение творческих людей, тех, кто увлечен музыкой, театром, пением и танцами;
Город Мастеров – объединяет учащихся, которые любят мастерить, создавать что-то своими руками, здесь юные столяры, швеи, дизайнеры и художники…
Играйград – город, в котором трудятся «непоседы» в хорошем смысле этого слова, это активные люди, которые являются организаторами веселых перемен, игр, флеш-мобов, акций, лидерами волонтерского движения;
Город Музей – здесь учащиеся занимаются изучением истории, ведут летопись школы, работают с архивными материалами;
Большой Город Спорта – город спортсменов и высоких спортивных достижений в различных видах спорта - волейбол, баскетбол, мини-футбол, лыжные гонки и т.д.
Такая разнонаправленная деятельность в городах ШАГа позволяет ребятам не просто определить свои склонности к той или иной деятельности, но и развить свои способности, самостоятельно самоопределиться в дальнейшем профессиональном становлении. Горожане ШАГа могут переходить из города в город, искать себя и пробовать свои силы в разных направлениях. И именно то, что больше придет по душе, где ребенок будет наиболее успешен – определит его дальнейший путь.
Например, Торопова Юля, с 5 класса стала активным горожанином ШАГа. Сначала это был Город Муза, где девочка увлеченно занималась пением и танцевала, была участником всех школьных и городских концертов и праздников. С возрастом интересы стали меняться, Юлия увлеклась науками, особенно естествознанием. Стала мэром города Науки, председателем Научного общества школьников. Проекты, исследования, олимпиады – везде Юлия показывала отличные результаты, но при этом оставалась постоянным участником концертов и праздников. Умелое совмещение разных видов деятельности не перегружало, а развивало, открывало новые способности и новые возможности для Юлии. В 9 классе Юлия победила в школьных выборах и стала президентом ДОО «ШАГ». Три года президентства дали возможность Юлии попробовать и реализовать себя в роли управленца. Юлия с золотой медалью закончила школу, с отличием закончила медицинскую академию в Санкт-Петербурге и сегодня является заведующим отделения в одной из городских больниц Санкт-Петербурга. И таких примеров наших шаговцев – много!
В 2008 году КРИРО предложило обобщить опыт деятельности нашей школы в рамках республиканской опорно-методической площадки по теме «ДОО как фактор социального и профессионального самоопределения школьников». Нами была разработана Методика создания, внедрения и развития детской общественной организации в образовательном учреждении «Шаг за шагом к общей цели», которая вошла в методической пособие «Детская общественная организация как фактор социально-профессионального самоопределения школьников», выпущенное Министерством образования Республики Коми в 2009. Авторами пособия стали Корягина Светлана Владимировна и Каменева Наталья Григорьевна. В данном пособии четко описаны все этапы социализации и профориентации учащихся через деятельность детских объединений и организаций, эффективность этой деятельности.
Вместе с тем, обобщая опыт работы десятой в рамках опорно-методической площадки, мы отметили, что нам уже не достаточно начинать работу с 5 класса, что хочется вовлекать детей с начального звена, тогда, когда они как «чистый лист» и им все интересно. Именно поэтому параллельно с работой на площадке началась работа по созданию детской организации в начальном звене. И вот, 20 мая 2008 года состоялось открытие еще одной школьной организации – ДОО «Солнечный город» для детей 1-4 классов.
Вот уже больше 10 лет в МБОУ «СОШ №10» активно работает еще одна детская общественная организация «Солнечный город», жителями которой являются учащиеся начальной школы. Каждый класс представляет определённую улицу. Есть улицы Ромашек и Тюльпанов, Лилий и Одуванчиков, Лютиков и Ландышей, Астр, Гвоздик и Васильков. Много ярких и увлекательных событий переживают маленькие горожане за год. Это и спортивные состязания, и интеллектуальные марафоны, смотры знаний, творческие фестивали, социальные и экологические акции, и многое другое, всего и не перечислишь. На линейках в конце каждой четверти кураторы подводят итоги и награждают самых активных лидеров и лучшие классные коллективы. Но главным событием уходящего учебного года остаётся Бал цветов, который собирает и объединяет всех ребят начальной школы.
Одним из приоритетных направлений деятельности Солнечного города является профориентационная работа с младшими школьниками - ознакомление детей с миром профессий. Первоначально это знакомство с теми профессиями, которые рядом с жизнедеятельностью ребёнка и являются для них понятными и доступными по информации. Например, учитель, повар, библиотекарь, медсестра, дворник, секретарь, и др.). Каждый день ученики общаются с учителем, но они видят учителя только на уроках или внеклассных мероприятиях. Зачастую не подозревая, что после окончания уроков трудовой день педагога не заканчивается. В рамках внеклассных мероприятий Солнечного города дети с удовольствием играют в «учителей», ставят друг другу отметки, а на Дне самоуправления и сами становятся учителями.
В месяц здоровья в Солнечном городе дети не только пропагандируют здоровый образ жизни, но и пробуют себя в роли медицинских работников. Так временной медсестрой стала Алёна Грузда с улицы Лютиков, которая проверяла чистоту рук маленьких горожан, опрятность внешнего вида, культуру поведения в столовой и культуру питания. В месяц здоровья жители Солнечного города превратились в маленьких Айболитов, составили свою медицинскую энциклопедию и рецепты здоровья. А Доктор Пилюлькин проводил с горожанами весёлые зарядки для лежебок.
Любят жители Солнечного города и спорт. Сами проводят разминки и подвижные игры, путешествуют по станциям здоровья. Получая первоначальный опыт в начальной школе, они в средних и старших классах становятся судьями матчевых встреч, организаторами спортивных мероприятий, активными помощниками учителя физкультуры во внеурочной деятельности, помогают принимать нормы ГТО. Из Солнечной спартакиады жители цветочных улиц переходят в Большой Город Спорта Детской организации «ШАГ». Многие ребята потом связывают свою жизнь с физкультурой и спортом и идут по стопам своего учителя. Ежегодно в нашей школе есть выпускники, выбравшие профессию учителя физической культуры, тренера или спасателя.
Знакомство с профессией повар происходит в школьной столовой. Повар отвечает за вкусное и здоровое питание людей. Дети узнают, что работа повара требует чистоты во всем. Дети в игровом форме знакомятся с профессией «Диетолог» и составляют «Умную тарелку», а ещё выступают в роли адвокатов и обвинителей на «Суде над вредными напитками и чипсами». Все жители Солнечного города соревнуются в конкурсе «Еда без вреда в Витаминной стране». Школьники пробуют себя в роли кулинаров, официантов, кондитеров. Это все так интересно детям! Они с удовольствием во всем принимают участие! И в форме игры, интересных встреч уже делают свой первый профессиональный выбор!
Разнообразна тематика классных часов, проводимых в рамках мероприятий по профориентации: «Как появилась одежда», «Я выбираю профессию», «Кто помогает нам отдыхать», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии моих родителей»
и т.д., любой профессиональный праздник может стать темой классного часа.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Поэтому, мы широко используем информационно-коммуникационные технологии. Нами проведена большая работа по созданию электронно-образовательных ресурсов по ранней профориентации детей, в которую входят: презентации, познавательные фильмы, виртуальные экскурсии, развивающие мультфильмы, электронные книги и т.д. Большой интерес у детей вызывают интерактивные игры. Такие как «Угадай профессию», «Все работы хороши»; «Бюро находок»; «Угадай профессию по вопросам».
Ежегодно учащиеся участвуют в предметных олимпиадах. Мы попробовали во внеурочное время провести и олимпиады профориентационной направленности с выбором ответа о людях самых разных профессий: от садовника до космонавта. Например, самые простые вопросы для учащихся 2-х классов: Кто может починить розетку? Кто занимается переводами с других языков? Более серьёзные темы для четвероклассников: Что такое призвание? Человек какой профессии из перечисленных должен быть храбрым и выносливым, иметь отличную физическую форму, быть готовым действовать в экстремальных условиях? Какая из профессий имеет гуманитарную направленность? Победители и призёры получили звание «Умников» и заслуженные дипломы.
Особое значение в работе по профориентации детей мы уделяем социальному партнерству. Нами разработан и реализуется план работы, который включает в себя различные формы работы (экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми и т.д.). По итогам проведенных мероприятий составляются тематические альбомы, оформляются фотоотчеты, выставки рисунков и творческих работ.
Так, в профилактическом мероприятии «Добрая дорога детства» всегда принимают участие сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних и инспектора дорожного движения. Подобные мероприятия организованы в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики правонарушений и преступлений детей, а также несут в себе и профориентационную работу. После таких встреч некоторые школьники захотели стать юными инспекторами движения, а после школы пойти работать в ГАИ.
Подтверждением результативности деятельности в данном направлении являются победы наших юных горожан в профессионально ориентированных конкурсах. Например, горожане Солнечного города - победители муниципального этапа республиканского конкурса «Полиция глазами детей»; дипломанты республиканского конкурса «Я б в нефтяники пошёл». И как следствие, определенный процент выпускников выбирает для себя профессию нефтяника и успешно учится в Ухтинском нефтегазовом университете.
Активное участие в профориентационной работе принимают родители, которые знакомят детей со своими профессиями. Так, для актуализации темы «Кем работают твои родители?» для детей начальной школы учащиеся 4-х классов провели анкетирование среди жителей Солнечного города. Главным вопросом анкеты был: «Знаешь ли ты кем работают твои родители?». Ученики 1-х классов затруднялись с ответом, либо называли место работы, а не название профессии. Учащиеся 2-х и 3-х классов уже лучше ориентировались и могли рассказать, чем конкретно занимаются на работе их родные. Результатом данного мероприятия стали классные встречи с родителями разных профессий, которые рассказывали о своей профессиональной деятельности, а также классные проекты «Калейдоскоп профессий моей семьи», в которые вошли презентации, плакаты и сочинения на эту тему. Приведу пример одного из них. Ивановская Алёна, ученица 4-а класса из улицы Ромашек, рассказала о профессиях папы, мамы, дедушки и бабушки, сопровождая фотографиями и комментариями. Получилась большая красочная презентация.
Активными помощниками и организаторами мероприятий Солнечного города являются горожане ШАГа. Тесная связь этих организаций позволяет не только сохранить преемственность воспитательной работы, но и повысить эффективность этой работы. Ведь уже в начальном звене и сами дети, и их родители, педагоги видят те или иные склонности у ребенка, интересы и могут своевременно скорректировать его дальнейшее образование и развитие.
С 2016 года – мы пилотная площадка по внедрению Российского движения школьников. И это еще один дополнительный фактор, который способствует нашей профориентационной работе. По итогам 2019 года наша школа вошла в ТОП-10 лучших школ Республики Коми, реализующих направления деятельности РДШ».
В рамках деятельности детских организаций ШАГ, Солнечный город и РДШ ребята посещают много тематических экскурсий. Экскурсия - самый эффективный вид профориентационной работы. Во время экскурсий учащиеся знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но и в практической деятельности. Нами были организованы экскурсии в пожарную часть №33 города Инты, Интинский хлебозавод, железнодорожный вокзал «Инта», интинскую школу ДОСААФ, предприятие «Интинские электрические сети», городской краеведческий музей, Станция юных натуралистов, рыбоводство, центр национальных культур и многие другие.
Перед детьми открывается целый спектр профессий, и не просто в теории, а на практике! Повар, пекарь, электрик, энергетик, пожарный, кассир, экскурсовод, эколог, ветеринар, строитель, оленевод и так далее… При посещении предприятий, организаций ребята своими глазами видят, что включает в себя та или иная профессия и даже получают возможность немного «поработать».
Интересным и зрелищным стал проект «КЕМ я представляю себя в будущем?» Знакомиться с профессиями помогали компьютерные программы: ПервоЛого, PhotoBooth, MicrosoftPowerPoint, используя свои фотографии и готовый шаблон выбранной профессии переносились в будущее. У нас появились космонавт и банкир, повар и автогонщик, модельер и спортсмен, лётчик и истребитель. Мальчишки с удовольствием примеряли солдатскую форму. Многие написали сочинения о своём выборе. Красняков Дима поделился, почему он хочет стать врачом. Даниэль Астафьева мечтает стать стюардессой, Гомонилов Егор – журналистом. А Родионов Влад хочет защищать Родину. Он твёрдо уверен, что пограничник-самая нужная профессия. Мы верим, что мечты ребят сбудутся и их профессиональное самоопределение состоится.
А сейчас мы точно знаем, что наша профориентационная работа, которая начинается с 1 класса в рамках деятельности Солнечного города и плавно переходит в деятельность ШАГа, дает отличные результаты. Наши выпускники успешны! И вот тому еще одно доказательство.
Наверное многие, кто занимается детским движением, знают нашего выпускника Ярина Михаила. А все началось именно с Солнечного города. Первые мероприятия, задор, интерес – успех! И Миша – лидер Солнечного города. В 5 классе Михаил вступает в ряды горожан ШАГа и продолжает активную деятельность. В 7 классе становится мэром Играйграда. Параллельно вступает в ряды РДШ. Общественная деятельность увлекла Мишу, он становиться председателем первичного отделения РДШ в г. Инте, представителем интинского движения РДШ в Республике Коми, и при этом побеждает на выборах и становиться президентом ДОО «ШАГ». О его активной деятельности в детском движении знают не только в городе, но и в республике. Сегодня Михаил уже закончил школу, передал «брозды» правления своим приемникам, но продолжает помогать и активно участвовать в мероприятиях ШАГа и РДШ, но уже студентом факультета «Государственное и муниципальное управление». И мы знаем, Михаила ждет большой успех, ведь школа, которую он прошел, не только определила его профессиональный путь, но и научила работать в команде, научила управлять собой и организовывать работу, аргументированно давать ответы, быть инициативным, разрабатывать и реализовывать различные социальные проекты и уверенно смотреть в будущее, зная четко, кем я хочу быть и как этого добиться!
В заключении, хочу подчеркнуть - чем разнообразнее представления ребёнка о мире профессий, чем больше практической деятельности, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация модели ранней профессиональной ориентации учащихся через деятельность детских организаций и объединений позволила расширить рамки профориентационной работы, начать формировать образ «Моя будущая профессия» с начального звена и обеспечила преемственность в рамках непрерывного образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.