"Детская общественная организация как фактор социальной профориентации младших школьников»
Оценка 4.7

"Детская общественная организация как фактор социальной профориентации младших школьников»

Оценка 4.7
Семинары
docx
воспитательная работа
18.12.2020
"Детская общественная организация  как фактор социальной профориентации младших школьников»
Реализация системной работы по ранней профориентации и социализации младших школьников через совместную познавательную и игровую деятельность школьных детских общественных организаций.:ДОО "Солнечный город"(для учащихся 1-4 кл.),ДОО «Школьная Ассоциация Городов» для учащихся 5-11 классов
«ДОО как фактор социальной профориентации младших школьников».docx

 

«ДОО как фактор социальной профориентации младших школьников»

Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания и должна начинаться уже в начальной школе.В вопросах преемственности по профориентации, начальная школа является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии, на наш взгляд, заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, помочь ему сделать самостоятельный выбор в дальнейшем. Работа по профориентации в нашей школе  построена так, чтобы ребятам было интересно.

В нашей школе реализуется системная работа ранней профориентации и социализации начиная с младших школьников через совместную познавательную и игровую деятельность школьных детских общественных организаций.

С 1998 года в десятой создана и активно работает детская общественная организация «Школьная Ассоциация Городов» для учащихся 5-11 классов, сокращенного ШАГ. ШАГ - является разновидностью социального движения. Это благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в общении, реализации интересов, познания окружающего мира, приобретения социального опыта, организации досуга в свободное от учебы время, развития познавательной активности и творческих способностей, уникальная возможность на практике познать себя, попробовать себя в различных социальных ролях. В ШАГе 7 городов, как цветов у радуги:

Город Науки – здесь учащиеся занимаются исследовательской и проектной деятельностями в различных областях школьных наук;

Город Книгорад – город, объединяющий тех, кто любит книги, увлекается литературой, сам является автором стихов, рассказов;  

Город Муза – это объединение творческих людей, тех, кто увлечен музыкой, театром, пением и танцами;

Город Мастеров – объединяет учащихся, которые любят мастерить, создавать что-то своими руками, здесь юные столяры, швеи, дизайнеры и художники… 

Играйград – город, в котором трудятся «непоседы» в хорошем смысле этого слова, это активные люди, которые являются организаторами веселых перемен, игр, флеш-мобов, акций, лидерами волонтерского движения;     

Город Музей – здесь учащиеся занимаются изучением истории, ведут летопись школы, работают с архивными материалами;

Большой Город Спорта – город спортсменов и высоких спортивных достижений в различных видах спорта  - волейбол, баскетбол, мини-футбол, лыжные гонки и т.д.

Такая разнонаправленная деятельность в городах ШАГа позволяет ребятам не просто определить свои склонности к той или иной деятельности, но и развить свои способности, самостоятельно самоопределиться в дальнейшем профессиональном становлении. Горожане ШАГа могут переходить из города в город, искать себя и пробовать свои силы в разных направлениях. И именно то, что больше придет по душе, где ребенок будет наиболее успешен – определит его дальнейший путь. 

Например, Торопова Юля, с 5 класса  стала активным горожанином ШАГа. Сначала это был Город Муза, где девочка увлеченно занималась пением и танцевала, была участником всех школьных и городских концертов и праздников. С возрастом интересы стали меняться, Юлия увлеклась науками, особенно естествознанием. Стала мэром города Науки, председателем Научного общества школьников. Проекты, исследования, олимпиады – везде Юлия показывала отличные результаты, но при этом оставалась постоянным участником концертов и праздников. Умелое совмещение разных видов деятельности не перегружало, а развивало, открывало новые способности и новые возможности для Юлии. В 9 классе Юлия победила в школьных выборах и стала президентом ДОО «ШАГ». Три года президентства дали возможность Юлии попробовать и реализовать себя в роли управленца. Юлия с золотой медалью закончила школу, с отличием закончила медицинскую академию в Санкт-Петербурге и сегодня является заведующим отделения в одной из городских больниц Санкт-Петербурга. И таких примеров наших шаговцев – много!

В 2008 году КРИРО предложило обобщить опыт деятельности нашей школы в рамках республиканской опорно-методической площадки по теме «ДОО как фактор социального и профессионального самоопределения школьников». Нами была разработана Методика      создания, внедрения и развития детской общественной организации в образовательном учреждении «Шаг за шагом к общей цели», которая вошла в методической пособие  «Детская общественная организация как фактор социально-профессионального самоопределения школьников», выпущенное Министерством образования Республики Коми в 2009. Авторами пособия стали Корягина Светлана Владимировна и Каменева Наталья Григорьевна. В данном пособии четко описаны все этапы социализации и профориентации учащихся через деятельность детских объединений и организаций, эффективность этой деятельности.

    Вместе с тем, обобщая опыт работы десятой в рамках опорно-методической площадки, мы отметили, что нам уже не достаточно начинать работу с 5 класса, что хочется вовлекать детей с начального звена, тогда, когда они как «чистый лист» и им все интересно. Именно поэтому параллельно с работой на площадке началась работа по созданию детской организации в начальном звене. И вот, 20 мая 2008 года состоялось открытие еще одной школьной организации – ДОО «Солнечный город» для детей 1-4 классов.

Вот уже больше 10 лет в МБОУ «СОШ №10» активно работает еще одна детская общественная организация «Солнечный город», жителями которой являются учащиеся начальной школы. Каждый класс представляет определённую улицу. Есть улицы Ромашек и Тюльпанов, Лилий и Одуванчиков, Лютиков и Ландышей, Астр, Гвоздик и Васильков. Много ярких и увлекательных событий переживают маленькие горожане за год. Это и спортивные состязания, и интеллектуальные марафоны, смотры знаний, творческие фестивали, социальные и экологические акции, и многое другое, всего и не перечислишь. На линейках в конце каждой четверти кураторы подводят итоги и награждают самых активных лидеров и лучшие классные коллективы. Но главным событием уходящего учебного года остаётся Бал цветов, который собирает и объединяет всех ребят начальной школы.

Одним из приоритетных направлений деятельности Солнечного города является профориентационная работа с младшими школьниками - ознакомление детей с миром профессий. Первоначально это знакомство с теми профессиями, которые рядом с жизнедеятельностью ребёнка и являются для них понятными и доступными по информации. Например, учитель, повар, библиотекарь, медсестра, дворник, секретарь, и др.). Каждый день ученики общаются с учителем, но они видят учителя только на уроках или внеклассных мероприятиях. Зачастую не подозревая, что после окончания уроков трудовой день педагога не заканчивается. В рамках внеклассных мероприятий Солнечного города дети с удовольствием играют в «учителей», ставят друг другу отметки, а на Дне самоуправления и сами становятся учителями.

В месяц здоровья в Солнечном городе дети не только пропагандируют здоровый образ жизни, но и пробуют себя в роли медицинских работников. Так временной медсестрой стала Алёна Грузда с улицы Лютиков, которая проверяла чистоту рук маленьких горожан, опрятность внешнего вида, культуру поведения в столовой и культуру питания. В месяц здоровья жители Солнечного города превратились в маленьких Айболитов, составили свою медицинскую энциклопедию и рецепты здоровья. А Доктор Пилюлькин проводил с горожанами весёлые зарядки для лежебок.

Любят жители Солнечного города и спорт. Сами проводят разминки и подвижные игры, путешествуют по станциям здоровья. Получая первоначальный опыт в начальной школе, они в средних и старших классах становятся судьями матчевых встреч, организаторами спортивных мероприятий, активными помощниками учителя физкультуры во внеурочной деятельности, помогают принимать нормы ГТО. Из Солнечной спартакиады жители цветочных улиц переходят в Большой Город Спорта Детской организации «ШАГ». Многие ребята потом связывают свою жизнь с физкультурой и спортом и идут по стопам своего учителя. Ежегодно в нашей школе есть выпускники, выбравшие профессию учителя физической культуры, тренера или спасателя.

Знакомство с профессией повар происходит в школьной столовой. Повар отвечает за вкусное и здоровое питание людей. Дети узнают, что работа повара требует чистоты во всем. Дети в игровом форме знакомятся с профессией «Диетолог» и составляют «Умную тарелку», а ещё выступают в роли адвокатов и обвинителей на «Суде над вредными напитками и чипсами». Все жители Солнечного города соревнуются в конкурсе «Еда без вреда в Витаминной стране». Школьники пробуют себя в роли  кулинаров, официантов, кондитеров. Это все так интересно детям! Они с удовольствием во всем принимают участие!  И в форме игры, интересных встреч уже делают свой первый профессиональный выбор!

Разнообразна тематика классных часов, проводимых в рамках мероприятий по профориентации: «Как появилась одежда», «Я выбираю профессию», «Кто помогает нам отдыхать», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии моих родителей»

 и т.д., любой профессиональный праздник может стать темой классного часа.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Поэтому, мы широко используем информационно-коммуникационные технологии.  Нами проведена большая работа по созданию электронно-образовательных ресурсов по ранней профориентации детей, в которую входят: презентации, познавательные фильмы, виртуальные экскурсии, развивающие мультфильмы, электронные книги и т.д. Большой интерес у детей вызывают интерактивные игры. Такие как «Угадай профессию», «Все работы хороши»; «Бюро находок»; «Угадай профессию по вопросам».

       Ежегодно учащиеся участвуют в предметных олимпиадах. Мы попробовали во внеурочное время провести и олимпиады профориентационной направленности с выбором ответа о людях самых разных профессий: от садовника до космонавта. Например, самые простые вопросы для учащихся 2-х классов: Кто может починить розетку? Кто занимается переводами с других языков? Более серьёзные темы для четвероклассников: Что такое призвание? Человек какой профессии из перечисленных должен быть храбрым и выносливым, иметь отличную физическую форму, быть готовым действовать в экстремальных условиях? Какая из профессий имеет гуманитарную направленность? Победители и призёры получили звание «Умников» и заслуженные дипломы.

Особое значение в работе по профориентации детей мы уделяем  социальному партнерству. Нами разработан и реализуется план работы, который включает в себя различные формы работы (экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми и т.д.). По итогам проведенных мероприятий составляются тематические альбомы, оформляются фотоотчеты, выставки рисунков и творческих работ.

Так, в профилактическом мероприятии «Добрая дорога детства» всегда принимают  участие сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних и инспектора дорожного движения. Подобные мероприятия организованы в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики правонарушений и преступлений детей, а также несут в себе и профориентационную работу. После таких встреч некоторые школьники захотели стать юными инспекторами движения, а после школы пойти работать в ГАИ.

Подтверждением результативности деятельности в данном направлении являются победы наших юных горожан в профессионально ориентированных конкурсах. Например, горожане Солнечного города - победители муниципального этапа республиканского конкурса «Полиция глазами детей»; дипломанты республиканского конкурса «Я б в нефтяники пошёл». И как следствие, определенный процент выпускников выбирает для себя профессию нефтяника и успешно учится в Ухтинском нефтегазовом университете.

Активное участие в профориентационной работе принимают родители, которые знакомят детей со своими профессиями. Так, для актуализации темы «Кем работают твои родители?» для детей начальной школы учащиеся 4-х классов провели анкетирование среди жителей Солнечного города.  Главным вопросом анкеты  был: «Знаешь ли ты кем работают твои родители?». Ученики 1-х классов затруднялись с ответом, либо называли место работы, а не название профессии. Учащиеся 2-х и 3-х классов уже лучше ориентировались и могли рассказать, чем конкретно занимаются на работе их родные. Результатом данного мероприятия стали классные встречи с родителями разных профессий, которые рассказывали о своей профессиональной деятельности, а также  классные проекты «Калейдоскоп профессий моей семьи», в которые вошли презентации, плакаты и сочинения на эту тему. Приведу пример одного из них. Ивановская Алёна, ученица 4-а класса из улицы Ромашек, рассказала  о профессиях папы, мамы, дедушки и бабушки, сопровождая фотографиями и комментариями. Получилась большая красочная презентация.

Активными помощниками и организаторами мероприятий Солнечного города являются горожане ШАГа. Тесная связь этих организаций позволяет не только сохранить преемственность воспитательной работы, но и повысить эффективность этой работы. Ведь уже в начальном звене и сами дети, и их родители, педагоги видят те или иные склонности у ребенка, интересы и могут своевременно скорректировать его дальнейшее образование и развитие.

С 2016 года – мы пилотная площадка по внедрению Российского движения школьников. И это еще один дополнительный фактор, который способствует нашей профориентационной работе. По итогам 2019 года наша школа вошла в ТОП-10 лучших школ Республики Коми, реализующих направления деятельности РДШ».   

В рамках деятельности детских организаций ШАГ, Солнечный город и РДШ ребята посещают много тематических экскурсий. Экскурсия - самый эффективный вид профориентационной работы. Во время экскурсий учащиеся знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но и в практической деятельности. Нами были организованы экскурсии в пожарную часть №33 города Инты, Интинский хлебозавод, железнодорожный вокзал «Инта», интинскую школу ДОСААФ,  предприятие «Интинские электрические сети», городской краеведческий музей, Станция юных натуралистов, рыбоводство, центр национальных культур и многие другие.

Перед детьми открывается целый спектр профессий, и не просто в теории, а на практике! Повар, пекарь, электрик, энергетик, пожарный, кассир, экскурсовод, эколог, ветеринар, строитель, оленевод и так далее… При посещении предприятий, организаций ребята своими глазами видят, что включает в себя та или иная профессия и даже получают возможность немного «поработать». 

Интересным и зрелищным стал проект «КЕМ я представляю себя в будущем?» Знакомиться с профессиями помогали компьютерные программы: ПервоЛого, PhotoBooth, MicrosoftPowerPoint, используя свои фотографии и готовый шаблон выбранной профессии переносились в будущее. У нас появились космонавт и банкир, повар и автогонщик, модельер и спортсмен, лётчик и истребитель. Мальчишки с удовольствием примеряли солдатскую форму. Многие написали сочинения о своём выборе. Красняков Дима поделился, почему он хочет стать врачом. Даниэль Астафьева мечтает стать стюардессой, Гомонилов Егор – журналистом. А Родионов Влад хочет защищать Родину. Он твёрдо уверен, что пограничник-самая нужная профессия. Мы верим, что мечты ребят сбудутся и их профессиональное самоопределение состоится.

А сейчас мы точно знаем, что наша профориентационная работа, которая начинается с 1 класса в рамках деятельности Солнечного города и плавно переходит в деятельность ШАГа, дает отличные результаты. Наши выпускники успешны! И вот тому еще одно доказательство. 

Наверное многие, кто занимается детским движением, знают нашего выпускника Ярина Михаила. А все началось именно с Солнечного города. Первые мероприятия, задор, интерес – успех! И Миша – лидер Солнечного города. В 5 классе Михаил вступает в ряды горожан ШАГа и продолжает активную деятельность. В 7 классе становится мэром Играйграда. Параллельно вступает в ряды РДШ. Общественная деятельность увлекла Мишу, он становиться председателем первичного отделения РДШ в г. Инте, представителем интинского движения РДШ в Республике Коми, и при этом побеждает на выборах и становиться президентом ДОО «ШАГ». О его активной деятельности в детском движении знают не только в городе, но и в республике. Сегодня Михаил уже закончил школу, передал «брозды» правления своим приемникам, но продолжает помогать и активно участвовать в мероприятиях ШАГа и РДШ, но уже студентом факультета   «Государственное и муниципальное управление». И мы знаем, Михаила ждет большой успех, ведь школа, которую он прошел, не только определила его профессиональный путь, но и научила работать в команде, научила управлять собой и организовывать работу, аргументированно давать ответы, быть инициативным, разрабатывать и реализовывать различные социальные проекты и уверенно смотреть в будущее, зная четко, кем я хочу быть и как этого добиться!

 

В заключении, хочу подчеркнуть - чем разнообразнее представления ребёнка о мире профессий, чем больше практической деятельности, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация модели ранней профессиональной ориентации учащихся через деятельность детских организаций и объединений позволила расширить рамки профориентационной работы, начать формировать образ «Моя будущая профессия» с начального звена и обеспечила преемственность в рамках непрерывного образования.


 

ДОО как фактор социальной профориентации младших школьников»

ДОО как фактор социальной профориентации младших школьников»

Например, Торопова Юля, с 5 класса стала активным горожанином

Например, Торопова Юля, с 5 класса стала активным горожанином

В рамках внеклассных мероприятий

В рамках внеклассных мероприятий

Особое значение в работе по профориентации детей мы уделяем социальному партнерству

Особое значение в работе по профориентации детей мы уделяем социальному партнерству

При посещении предприятий, организаций ребята своими глазами видят, что включает в себя та или иная профессия и даже получают возможность немного «поработать»

При посещении предприятий, организаций ребята своими глазами видят, что включает в себя та или иная профессия и даже получают возможность немного «поработать»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2020