Детская риторика
Оценка 4.7

Детская риторика

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
7 кл
13.09.2020
Детская риторика
Образовательная программа индивидуально-групповых занятий занятий
детская риторика.docx

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Администрация  Октябрьского района

Управление образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

 

Тип учебного учреждения :                 Общеобразовательное учреждение

 

Вид учебного учреждения:                             средняя общеобразовательная школа

 

Класс обучающихся :                                       4 класс

 

Название программы:                                     Детская риторика

 

Название образовательной  области:           Филология

 

Название учебной дисциплины:                    Русский язык и развитие речи

 

 

Вид общеобразовательной программы:        Образовательная программа                                    

                                                                              индивидуально-групповых               

                                                                               занятий

 

 

 

Ступень образования :                                     I (первая ) ступень

 

 

 

 

 

 

 

Унъюган

2017

 

 

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Администрация  Октябрьского района

Управление образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

Согласовано:                                                                               Утверждено:

Зам. директора по НР                                                                 Директор школы

Громак Н.М.                                                                                 Кнотиков А.П

«____»_____________2017г.                                                       «___»______________2017г.

 

 

 

 

ДЕТСКАЯ РИТОРИКА

программа

индивидуально- групповых занятий

по  развитию речи

 

4 класс

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик программы:

Труфанова В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Унъюган

2017

 

 

 

Рекомендовано научно-методическим советом Муниципального общеобразовательного учреждения «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1» Октябрьского района, Тюменской области, Ханты- Мансийского автономного округа- Югры, Протокол №1 от 27 августа 2010 г.

 

 

 

 

 

Автор:

Труфанова Вера Александровна, учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1», Октябрьского района, Тюменской области, ХМАО-Югры

 

 

Рецензент:

Сычева Светлана Николаевна, учитель начальных классов 1 категории Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1», Октябрьского района, Тюменской области, ХМАО-Югры

 

 

 

 

Труфанова В.А. Программа индивидуально- групповых занятий по развитию речи «Детская риторика» для учащихся 4 класса -2017г. – 13с.

 

 

 

Предложенная программа индивидуально-групповых занятий по развитию речи «Детская риторика» предназначена для работы с учащимися 4 класса. Цель курса – развитие коммуникативных качеств учащихся через обучение связной речи.

Программа способствует совершенствованию  речи уч-ся с соблюдением литературных норм и повышению ее культуры .

Рекомендуется учителям начальных классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 Пояснительная записка…………………………………………………………....5

 

1. Учебный план…………………………………………………………….……...7

 

2. Учебно-тематический план………………………………………………….… 8

 

3. Содержание  программы……………………………………………………….11

 

4.Планируемые результаты ………………………………………………………12

 

5. Аппарат контроля (формы контроля и система оценивания)……………….12

 

6. Методическое обеспечение учебного процесса…………………………..….12

 

7.Организация учебного процесса……………………………………….………12

 

8. Условия реализации программы…………………………………...…………12

 

9. Используемая литература………………………………………...…………...13

.

10.Литература для учителя ………………………………………..…………….13

 

11. Литература для учащихся …………………………………………...………13

 

12. Приложение. Материалы к занятиям………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

    

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

Развитие речи - важнейшая задача обучения родному языку. Речь - основа всякой  умственной деятельности, средства коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь, и проявляется также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивает и в большей мере определяет успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической зоркости.

Большинство направлений работы по развитию речи успешно можно проводить на самых разных уроках.

 

Для реализации программы использован учебник  «Детская риторика» Т.А.Ладыженской, Л.В. Сальковой, А.С.Киселёвой,  З.И.Курцевой.

Цель программы:  Развитие коммуникативных качеств учащихся через обучение связной речи.

Задачи программы:

    1.   Научить правильной грамотной речи с соблюдением литературных норм;

                2. Помочь детям осмыслить их речевую практику, анализировать свое речевое поведение;

                3. Формировать умение взаимодействовать с партнером общения, готовность понимать его    мысли, чувства; ставить себя на его место;

                4. Воспитывать интерес к слову, к русскому языку.

Программа занятий учебного курса включает в себя 4 раздела, которые направлены на совершенствование речи учащихся, повышение ее культуры, выразительных возможностей.

Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю в течении учебного года.

 Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в городских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

 

 

Первый раздел: «Общение и речевая ситуация» рассчитан на 8 часов.

Цель раздела:  Анализировать высказывания с точки зрения его соответствия речевой задаче. Оценивать свое речевое поведение. Обучать учащихся различным приемам подготовки речи.

В  разделе дети будут анализировать и оценивать свою общительность (я общительный, малообщительный, необщительный человек).

Второй раздел: «Похвала. Вежливое общение».

Цель раздела: Знакомство с комплиментом, одобрением, похвалой как видами речевых действий, направленных на подбадривание собеседника, на создание у него хорошего настроения; знакомтсво с понятием вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.

 В этом разделе учащиеся будут учиться говорить комплименты, отличать истинную вежливость от показной; определять степень вежливости: вежливо-невежливо-грубо.

 

Третий раздел: «Речевые жанры. Поздравления».

Цель раздела: Знакомить школьников с тем, что грамотная, в соответствии с нормами литературного языка, речь способствует успешному, эффективному общению.

В данном  разделе  дети учатся подробно и кратко пересказывать тексты, сохраняя основную мысль и стилевые особенности исходного текста, знакомятся с аннотацией, рассматривают поздравление как один из видов этикетных текстов.

Четвертый раздел: «Сравни и скажи. Рассуждения».

Цель раздела: Анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения, сходства сравниваемых предметов, понятий.

В этом разделе учащиеся будут учиться создавать на основе готовых текстов сравнительные высказывания, используя более экономный, удобный способ его построения в зависимости от речевой задачи.

Реализация данной программы даст возможность широко использовать в работе словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы обучения. Занятия разработаны так, чтобы каждый ученик мог реализовать себя в познании учебной деятельности и опыте совместной групповой и коллективной работы. Все это способствует развитию и саморазвитию ученика.

 Программа прошла апробирование  на уч-ся 4 класса МОУ «Унъюганская средняя общеобразовательная  школа№1 » в 2007-2008 учебном году и показала, что количество часов  по темам и разделам распределено оптимально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ханты-Мансийский автономный округ Югра

Администрация  Октябрьского района

Управление образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

                         

Согласовано:                                                                                     Утверждено:

Заместитель директора школы по НР                                            Директор школы

Громак Н.М.                                                                                     Кнотиков А.П.

«____»___________ 2017г.                                                            «____»_____________2017г.

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

«ДЕТСКАЯ РИТОРИКА»

Цель курса:  Развитие коммуникативных качеств учащихся через обучение связной речи.

 

Категория слушателей: учащиеся 4-го класса.

Срок обучения: 34 часа

Режим занятий: один час в неделю с сентября

 

Наименование разделов программы

Всего часов                                                               

В том числе

Формы контроля

Теор.

Практ.

1.

 Речевая ситуация.

8

3

5

Ведение личного дневника

2.

 Вежливое общение

 

7

  4

3

Ролевые игры

3.

Речевые жанры.

8

2

6

Составление поздравлений

4

Сравни и скажи. Рассуждения.

11

3

8

Оформление газеты

 

ИТОГО:

34

12

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Администрация  Октябрьского района

Управление образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»

 

Согласовано:                                                                                        Утверждено:

Заместитель директора школы по НР                                                Директор школы

Громак Н.М.                                                                                          Кнотиков А.П.

«____»___________ 2017г.                                                                  «____»_____________2017г.

 

                          

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

«ДЕТСКАЯ РИТОРИКА»

 

Цель курса:  Развитие коммуникативных качеств учащихся через обучение связной речи.

 

Категория слушателей: учащиеся 4-го класса.

Срок обучения: 34 часа

Режим занятий: один час в неделю с сентября

 

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Теоретические

 занятия

Тренин-ги, дело-вые

Практи-ческие

Занятия

1.

Рречевая ситуация

8

2

 

6

 

1.1.

Обо всём понемногу.

1

 

 

1

 

1.2.

 

Ведение личного дневника.

1

 

 

1

Ведение личного дневника.

1.3.

 

Речевая ситуация. Неподготовленная речь.

1

 

 

1

Подготовить прощальную речь Кристоферу Робину, ставя себя на место ослика Иа.

1.4.

Работа с ключевыми словами: кому- о чем- зачем.

1

 

 

1

 

1.5.

Ключевые слова.

1

 

 

1

Запись ключевых слов.

1.6

 Рисунки, схемы.

1

 

 

1

Рассказ на тему «как меня однажды разыграли»

1.7.

План.

1

1

 

 

Составить план ответа на вопрос.

1.8.

Прорепетируй выступления.

1

 

 

1

Заполнение анкеты «Я- читатель»,стр.54

2.

 Вежливое общение

7

3

1

3

 

2.1.

Похвала. Комплимент комплименту  - рознь

1

 

 

1

Составить комплименты сказочным героям

2.2.

 Понятие «Вежливость». Вежливость на каждый день.

1

1

 

 

 

2.3

 

Хорошее настроение.

2

1

 

1

 

2.4

 

Добрые дела- добрые слова.

1

1

 

1

Ролевая игра

2.5

Работа со словами «Вежливо- невежливо-грубо»

1

 

1

 

 

2.6

Урок вежливости «А ты вежлив»

1

 

 

1

 

3.

Речевые жанры.

8

1

1

6

 

3.1.

 

Правильная речь.

1

 

 

1

сочинение

3.2

Пересказ.  Понимаем исходный текст.

1

 

 

1

 

3.3

Вводим в пересказы цитаты.

1

 

 

1

Цитаты на тему

3.4

Кратко о книге. Выбери нужное

1

 

 

1

сочинение

3.5

. Диалог и монолог. Диалог – тоже текст Разные монологи.

1

1

 

 

Составление диалога

3.6

Понятие о поздравлении.

1

 

 

1

 

3.7

Желаю кому, чего, как.

1

 

 

1

Сочинение -поздравление

3.8

Обучение написанию сочинений – поздравлений: «С  днем рождения! С Новым годом! С праздником 8 марта!»                 

1

 

 

1

 

4.

Сравни и скажи. Рассуждение

11

1

1

9

 

4.1

 

Виды тексты. Виды объявления.

1

1

 

 

Ролевая игра

4.2

Правила сравнения.

1

 

 

1

Описать лапки  гуся и курицы

4.3

 

 Употребление сравнительных слов.

1

 

 

1

Работа по карточкам

4.4

Как строится сравнительное описание.

1

 

 

1

 

4.5

 

Сравнения с задачей обобщения.

1

 

1

 

озаглавить

4.6

Сравнительная характеристика.

1

 

 

1

 

4.7

 Строится рассуждения

1

1

 

 

Составление плана

4.8

Строим рассуждения

1

 

 

1

 

4.9

Чтобы рассуждения стали убедительными.

1

 

 

1

Дать развернутое объяснение : почему нужно читать книги?,

5.0

Несколько доказательств в рассуждении.

1

 

 

1

 

5.1

Майская газета.

1

 

 

1

Оформление газеты.

Итого:

34

7

5

22

 




                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 

Глава 1. «Речевая ситуация»(8 ч.).

Общение и речевая ситуация. Неподготовленная речь. Подготовленная речь. Приемы подготовки. Работа с ключевыми словами: кому- о чем- зачем. Ключевые слова. Рисунки, схемы. План. Прорепетируй выступления.

Практические работы:

Ведение личного дневника. Составление рассказов. Запись ключевых слов.

Глава II. «Вежливое общение» (7ч).

Комплимент-комплименту – рознь. Не забудь похвалить.  Понятие «Вежливость» вежливость на каждый день. Хорошее настроение. Добрые дела - добрые слова. Работа со словами «Вежливо- невежливо- грубо».Урок вежливости « А ты вежлив?»

Практические работы:

Составление комплиментов сказочным героям. Ролевая игра «Добрые дела- добрые слова»

 

Глава Ш. «Речевые жанры. » (8ч.).

Правильная речь. Пересказ. учимся понимать исходный текст. Вводим в пересказы цитаты. Кратко о книге. Выбери нужное. Диалог и монолог. Диалог - тоже текст. Разные монологи.ный текст. вость.

Понятие о поздравлении. Желаю кому, чего, как. Обучение написанию сочинений –поздравлений «  С днем рождения! С Новым годом! С праздником 8 марта!»

Практические работы:

Сочинения – поздравления. Составление диалогов. Введение цитат в пересказ.

 

Глава IV. « Сравни и скажи. Рассуждение» (11ч).

Разные тексты. Разные объявления. Сравни и скажи. Правила сравнения. Употребление сравнительных слов. Как строится сравнительное описание. Сравнения с задачей обобщения. Сравнительная характеристика.  Строится рассуждения. Строим рассуждения. Чтобы стало рассуждение убедительное. Несколько доказательств в рассуждении. Майская газета.

Практические работы:

Составление плана рассуждения. Развернутое объяснение: «Почему нужно читать книги?».Оформление газеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты

Планируемые результаты:

По итогам усвоения обязательного минимума содержания программы занятий по развитию речи младших школьников должны:

Знать:

-что такое «правильная речь»;

-жанры речи;

-разные виды текста, пересказа.

Уметь:

- правильно говорить (с точки зрения норм литературного языка);

- умение анализировать и оценивать  общение и речь;

- продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания;

- работать с разными видами текста;

-строить словесные сообщения разных типов

 

Формы подведения итогов работы по программе:

Одной из основных форм текущего контроля  и оценки планируемых результатов обучения является ведение личного дневника, составление рассказов, диалогов, заданий творческого характера, составление планов рассуждения.

По окончании разделов контроль знаний проводится в виде проверочных работ, включающих тесты с разными видами дифференцированных заданий:

-проверочная работа по карточкам;

-проверочная работа с  инсценировкой;

-анкетирование.

 

 

 

Методическое обеспечение учебного процесса

 

Реализация данной программы даёт возможность широко использовать в работе словесные, наглядные, проблемно- поисковые методы обучения. Занятия разработаны так, чтобы каждый ученик мог реализовать себя в познании учебной деятельности и опыте совместной групповой и коллективной работы. Все это способствует развитию и саморазвитию ученика.

 

 

 

Организация учебного процесса

Учебники:

 

1.Ладыженская Т.А, Никольская Р.И., Сорокина Г.И., Ладыженская Н.В.  Детская риотрика.-Синфо.Баласс. –Москва,1997-207с.

 

Учебные пособия:

 

1.Ладыженская Т.А. Речь.Речь. Речь.-М: «Педагогика»,1983г.

2.Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников.-М: «Просвещение»,1990

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

 

1. Есенин С.А. Как научить вашего ребёнка писать изложения.- М: «Грамотей»,2005

2. Есенин С.А. Как научить вашего ребёнка писать сочинение. .- М: «Грамотей»,2005

3. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи.-М: «Просвещение»,1996

4.Ладыженская Т.А. Речь.Речь. Речь.-М: «Педагогика»,1983г.

5. Политова Н.И.Развитие речи учащихся начальных классов.-М: «Просвещение», 1994

6.Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников.-М: «Просвещение»,1990

 

 

Литература для учителя по методике преподавания

 

1.Ладыженская Т.А, Никольская Р.И., Сорокина Г.И., Ладыженская Н.В.  Детская риотрика.-Синфо.Баласс. –Москва,1997

2.Полякова А.В.Превращения слов.-М: «Просвещение»,1991

3.Трошин В.В.Слова и числа. Занимательный материал по русскому языку.-Волгоград: Учитель,2007

 

 

Литература для учащихся

 

 

1.Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.М, Марысева О.В. Детская риторика.-Синфо. Баласс,М.2004

 

2.Шукейло В.А. Русский язык .Работа с текстом.4 класс.-СПб.: издательский Дом «Литера,»2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Ханты-Мансийский автономный округ –

Ханты-Мансийский автономный округ –

Ханты-Мансийский автономный округ –

Ханты-Мансийский автономный округ –

Рекомендовано научно-методическим советом

Рекомендовано научно-методическим советом

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка…………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка…………………………………………………………

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Развитие речи - важнейшая задача обучения родному языку

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Развитие речи - важнейшая задача обучения родному языку

Цель раздела: Знакомить школьников с тем, что грамотная, в соответствии с нормами литературного языка, речь способствует успешному, эффективному общению

Цель раздела: Знакомить школьников с тем, что грамотная, в соответствии с нормами литературного языка, речь способствует успешному, эффективному общению

Ханты-Мансийский автономный округ

Ханты-Мансийский автономный округ

Ханты-Мансийский автономный округ –

Ханты-Мансийский автономный округ –

Понятие «Вежливость». Вежливость на каждый день

Понятие «Вежливость». Вежливость на каждый день

Чтобы рассуждения стали убедительными

Чтобы рассуждения стали убедительными

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Глава 1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Глава 1

Планируемые результаты Планируемые результаты:

Планируемые результаты Планируемые результаты:

Используемая литература 1.

Используемая литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2020