Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
Тип учебного учреждения : Общеобразовательное учреждение
Вид учебного учреждения: средняя общеобразовательная школа
Класс обучающихся : 4 класс
Название программы: Детская риторика
Название образовательной области: Филология
Название учебной дисциплины: Русский язык и развитие речи
Вид общеобразовательной программы: Образовательная программа
индивидуально-групповых
занятий
Ступень образования : I (первая ) ступень
2017
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано: Утверждено:
Зам. директора по НР Директор школы
Громак Н.М. Кнотиков А.П
«____»_____________2017г. «___»______________2017г.
ДЕТСКАЯ РИТОРИКА
программа
индивидуально- групповых занятий
по развитию речи
4 класс
Разработчик программы:
Труфанова В.А.
Рекомендовано научно-методическим советом Муниципального общеобразовательного учреждения «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1» Октябрьского района, Тюменской области, Ханты- Мансийского автономного округа- Югры, Протокол №1 от 27 августа 2010 г.
Автор:
Труфанова Вера Александровна, учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1», Октябрьского района, Тюменской области, ХМАО-Югры
Рецензент:
Сычева Светлана Николаевна, учитель начальных классов 1 категории Муниципальное общеобразовательное учреждение «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1», Октябрьского района, Тюменской области, ХМАО-Югры
Труфанова В.А. Программа индивидуально- групповых занятий по развитию речи «Детская риторика» для учащихся 4 класса -2017г. – 13с.
Предложенная программа индивидуально-групповых занятий по развитию речи «Детская риторика» предназначена для работы с учащимися 4 класса. Цель курса – развитие коммуникативных качеств учащихся через обучение связной речи.
Программа способствует совершенствованию речи уч-ся с соблюдением литературных норм и повышению ее культуры .
Рекомендуется учителям начальных классов.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………....5
1. Учебный план…………………………………………………………….……...7
2. Учебно-тематический план………………………………………………….… 8
3. Содержание программы……………………………………………………….11
4.Планируемые результаты ………………………………………………………12
5. Аппарат контроля (формы контроля и система оценивания)……………….12
6. Методическое обеспечение учебного процесса…………………………..….12
7.Организация учебного процесса……………………………………….………12
8. Условия реализации программы…………………………………...…………12
9. Используемая литература………………………………………...…………...13
.
10.Литература для учителя ………………………………………..…………….13
11. Литература для учащихся …………………………………………...………13
12. Приложение. Материалы к занятиям………………………………………14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие речи - важнейшая задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средства коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь, и проявляется также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивает и в большей мере определяет успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической зоркости.
Большинство направлений работы по развитию речи успешно можно проводить на самых разных уроках.
Для реализации программы использован учебник «Детская риторика» Т.А.Ладыженской, Л.В. Сальковой, А.С.Киселёвой, З.И.Курцевой.
Цель программы: Развитие коммуникативных качеств учащихся через обучение связной речи.
Задачи программы:
1. Научить правильной грамотной речи с соблюдением литературных норм;
2. Помочь детям осмыслить их речевую практику, анализировать свое речевое поведение;
3. Формировать умение взаимодействовать с партнером общения, готовность понимать его мысли, чувства; ставить себя на его место;
4. Воспитывать интерес к слову, к русскому языку.
Программа занятий учебного курса включает в себя 4 раздела, которые направлены на совершенствование речи учащихся, повышение ее культуры, выразительных возможностей.
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю в течении учебного года.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
Первый раздел: «Общение и речевая ситуация» рассчитан на 8 часов.
Цель раздела: Анализировать высказывания с точки зрения его соответствия речевой задаче. Оценивать свое речевое поведение. Обучать учащихся различным приемам подготовки речи.
В разделе дети будут анализировать и оценивать свою общительность (я общительный, малообщительный, необщительный человек).
Второй раздел: «Похвала. Вежливое общение».
Цель раздела: Знакомство с комплиментом, одобрением, похвалой как видами речевых действий, направленных на подбадривание собеседника, на создание у него хорошего настроения; знакомтсво с понятием вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.
В этом разделе учащиеся будут учиться говорить комплименты, отличать истинную вежливость от показной; определять степень вежливости: вежливо-невежливо-грубо.
Третий раздел: «Речевые жанры. Поздравления».
Цель раздела: Знакомить школьников с тем, что грамотная, в соответствии с нормами литературного языка, речь способствует успешному, эффективному общению.
В данном разделе дети учатся подробно и кратко пересказывать тексты, сохраняя основную мысль и стилевые особенности исходного текста, знакомятся с аннотацией, рассматривают поздравление как один из видов этикетных текстов.
Четвертый раздел: «Сравни и скажи. Рассуждения».
Цель раздела: Анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения, сходства сравниваемых предметов, понятий.
В этом разделе учащиеся будут учиться создавать на основе готовых текстов сравнительные высказывания, используя более экономный, удобный способ его построения в зависимости от речевой задачи.
Реализация данной программы даст возможность широко использовать в работе словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы обучения. Занятия разработаны так, чтобы каждый ученик мог реализовать себя в познании учебной деятельности и опыте совместной групповой и коллективной работы. Все это способствует развитию и саморазвитию ученика.
Программа прошла апробирование на уч-ся 4 класса МОУ «Унъюганская средняя общеобразовательная школа№1 » в 2007-2008 учебном году и показала, что количество часов по темам и разделам распределено оптимально.
Ханты-Мансийский автономный округ Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано: Утверждено:
Заместитель директора школы по НР Директор школы
Громак Н.М. Кнотиков А.П.
«____»___________ 2017г. «____»_____________2017г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
«ДЕТСКАЯ РИТОРИКА»
Цель курса: Развитие коммуникативных качеств учащихся через обучение связной речи.
Категория слушателей: учащиеся 4-го класса.
Срок обучения: 34 часа
Режим занятий: один час в неделю с сентября
№ |
Наименование разделов программы |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
||
Теор. |
Практ. |
|||||
1. |
Речевая ситуация. |
8 |
3 |
5 |
Ведение личного дневника |
|
2. |
Вежливое общение
|
7 |
4 |
3 |
Ролевые игры |
|
3. |
Речевые жанры. |
8 |
2 |
6 |
Составление поздравлений |
|
4 |
Сравни и скажи. Рассуждения. |
11 |
3 |
8 |
Оформление газеты |
|
|
ИТОГО: |
34 |
12 |
22 |
|
|
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано: Утверждено:
Заместитель директора школы по НР Директор школы
Громак Н.М. Кнотиков А.П.
«____»___________ 2017г. «____»_____________2017г.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
«ДЕТСКАЯ РИТОРИКА»
Цель курса: Развитие коммуникативных качеств учащихся через обучение связной речи.
Категория слушателей: учащиеся 4-го класса.
Срок обучения: 34 часа
Режим занятий: один час в неделю с сентября
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
||
Теоретические занятия |
Тренин-ги, дело-вые |
Практи-ческие Занятия |
||||
1. |
Рречевая ситуация |
8 |
2 |
|
6 |
|
1.1. |
Обо всём понемногу. |
1 |
|
|
1 |
|
1.2.
|
Ведение личного дневника. |
1 |
|
|
1 |
Ведение личного дневника. |
1.3.
|
Речевая ситуация. Неподготовленная речь. |
1 |
|
|
1 |
Подготовить прощальную речь Кристоферу Робину, ставя себя на место ослика Иа. |
1.4. |
Работа с ключевыми словами: кому- о чем- зачем. |
1 |
|
|
1 |
|
1.5. |
Ключевые слова. |
1 |
|
|
1 |
Запись ключевых слов. |
1.6 |
Рисунки, схемы. |
1 |
|
|
1 |
Рассказ на тему «как меня однажды разыграли» |
1.7. |
План. |
1 |
1 |
|
|
Составить план ответа на вопрос. |
1.8. |
Прорепетируй выступления. |
1 |
|
|
1 |
Заполнение анкеты «Я- читатель»,стр.54 |
2. |
Вежливое общение |
7 |
3 |
1 |
3 |
|
2.1. |
Похвала. Комплимент комплименту - рознь |
1 |
|
|
1 |
Составить комплименты сказочным героям |
2.2. |
Понятие «Вежливость». Вежливость на каждый день. |
1 |
1 |
|
|
|
2.3
|
Хорошее настроение. |
2 |
1 |
|
1 |
|
2.4
|
Добрые дела- добрые слова. |
1 |
1 |
|
1 |
Ролевая игра |
2.5 |
Работа со словами «Вежливо- невежливо-грубо» |
1 |
|
1 |
|
|
2.6 |
Урок вежливости «А ты вежлив» |
1 |
|
|
1 |
|
3. |
Речевые жанры. |
8 |
1 |
1 |
6 |
|
3.1.
|
Правильная речь. |
1 |
|
|
1 |
сочинение |
3.2 |
Пересказ. Понимаем исходный текст. |
1 |
|
|
1 |
|
3.3 |
Вводим в пересказы цитаты. |
1 |
|
|
1 |
Цитаты на тему |
3.4 |
Кратко о книге. Выбери нужное |
1 |
|
|
1 |
сочинение |
3.5 |
. Диалог и монолог. Диалог – тоже текст Разные монологи. |
1 |
1 |
|
|
Составление диалога |
3.6 |
Понятие о поздравлении. |
1 |
|
|
1 |
|
3.7 |
Желаю кому, чего, как. |
1 |
|
|
1 |
Сочинение -поздравление |
3.8 |
Обучение написанию сочинений – поздравлений: «С днем рождения! С Новым годом! С праздником 8 марта!» |
1 |
|
|
1 |
|
4. |
Сравни и скажи. Рассуждение |
11 |
1 |
1 |
9 |
|
4.1
|
Виды тексты. Виды объявления. |
1 |
1 |
|
|
Ролевая игра |
4.2 |
Правила сравнения. |
1 |
|
|
1 |
Описать лапки гуся и курицы |
4.3
|
Употребление сравнительных слов. |
1 |
|
|
1 |
Работа по карточкам |
4.4 |
Как строится сравнительное описание. |
1 |
|
|
1 |
|
4.5
|
Сравнения с задачей обобщения. |
1 |
|
1 |
|
озаглавить |
4.6 |
Сравнительная характеристика. |
1 |
|
|
1 |
|
4.7 |
Строится рассуждения |
1 |
1 |
|
|
Составление плана |
4.8 |
Строим рассуждения |
1 |
|
|
1 |
|
4.9 |
Чтобы рассуждения стали убедительными. |
1 |
|
|
1 |
Дать развернутое объяснение : почему нужно читать книги?, |
5.0 |
Несколько доказательств в рассуждении. |
1 |
|
|
1 |
|
5.1 |
Майская газета. |
1 |
|
|
1 |
Оформление газеты. |
Итого: |
34 |
7 |
5 |
22 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Глава 1. «Речевая ситуация»(8 ч.).
Общение и речевая ситуация. Неподготовленная речь. Подготовленная речь. Приемы подготовки. Работа с ключевыми словами: кому- о чем- зачем. Ключевые слова. Рисунки, схемы. План. Прорепетируй выступления.
Практические работы:
Ведение личного дневника. Составление рассказов. Запись ключевых слов.
Глава II. «Вежливое общение» (7ч).
Комплимент-комплименту – рознь. Не забудь похвалить. Понятие «Вежливость» вежливость на каждый день. Хорошее настроение. Добрые дела - добрые слова. Работа со словами «Вежливо- невежливо- грубо».Урок вежливости « А ты вежлив?»
Практические работы:
Составление комплиментов сказочным героям. Ролевая игра «Добрые дела- добрые слова»
Глава Ш. «Речевые жанры. » (8ч.).
Правильная речь. Пересказ. учимся понимать исходный текст. Вводим в пересказы цитаты. Кратко о книге. Выбери нужное. Диалог и монолог. Диалог - тоже текст. Разные монологи.ный текст. вость.
Понятие о поздравлении. Желаю кому, чего, как. Обучение написанию сочинений –поздравлений « С днем рождения! С Новым годом! С праздником 8 марта!»
Практические работы:
Сочинения – поздравления. Составление диалогов. Введение цитат в пересказ.
Глава IV. « Сравни и скажи. Рассуждение» (11ч).
Разные тексты. Разные объявления. Сравни и скажи. Правила сравнения. Употребление сравнительных слов. Как строится сравнительное описание. Сравнения с задачей обобщения. Сравнительная характеристика. Строится рассуждения. Строим рассуждения. Чтобы стало рассуждение убедительное. Несколько доказательств в рассуждении. Майская газета.
Практические работы:
Составление плана рассуждения. Развернутое объяснение: «Почему нужно читать книги?».Оформление газеты.
Планируемые результаты
Планируемые результаты:
По итогам усвоения обязательного минимума содержания программы занятий по развитию речи младших школьников должны:
Знать:
-что такое «правильная речь»;
-жанры речи;
-разные виды текста, пересказа.
Уметь:
- правильно говорить (с точки зрения норм литературного языка);
- умение анализировать и оценивать общение и речь;
- продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания;
- работать с разными видами текста;
-строить словесные сообщения разных типов
Формы подведения итогов работы по программе:
Одной из основных форм текущего контроля и оценки планируемых результатов обучения является ведение личного дневника, составление рассказов, диалогов, заданий творческого характера, составление планов рассуждения.
По окончании разделов контроль знаний проводится в виде проверочных работ, включающих тесты с разными видами дифференцированных заданий:
-проверочная работа по карточкам;
-проверочная работа с инсценировкой;
-анкетирование.
Методическое обеспечение учебного процесса
Реализация данной программы даёт возможность широко использовать в работе словесные, наглядные, проблемно- поисковые методы обучения. Занятия разработаны так, чтобы каждый ученик мог реализовать себя в познании учебной деятельности и опыте совместной групповой и коллективной работы. Все это способствует развитию и саморазвитию ученика.
Организация учебного процесса
Учебники:
1.Ладыженская Т.А, Никольская Р.И., Сорокина Г.И., Ладыженская Н.В. Детская риотрика.-Синфо.Баласс. –Москва,1997-207с.
Учебные пособия:
1.Ладыженская Т.А. Речь.Речь. Речь.-М: «Педагогика»,1983г.
2.Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников.-М: «Просвещение»,1990
Используемая литература
1. Есенин С.А. Как научить вашего ребёнка писать изложения.- М: «Грамотей»,2005
2. Есенин С.А. Как научить вашего ребёнка писать сочинение. .- М: «Грамотей»,2005
3. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи.-М: «Просвещение»,1996
4.Ладыженская Т.А. Речь.Речь. Речь.-М: «Педагогика»,1983г.
5. Политова Н.И.Развитие речи учащихся начальных классов.-М: «Просвещение», 1994
6.Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников.-М: «Просвещение»,1990
Литература для учителя по методике преподавания
1.Ладыженская Т.А, Никольская Р.И., Сорокина Г.И., Ладыженская Н.В. Детская риотрика.-Синфо.Баласс. –Москва,1997
2.Полякова А.В.Превращения слов.-М: «Просвещение»,1991
3.Трошин В.В.Слова и числа. Занимательный материал по русскому языку.-Волгоград: Учитель,2007
Литература для учащихся
1.Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.М, Марысева О.В. Детская риторика.-Синфо. Баласс,М.2004
2.Шукейло В.А. Русский язык .Работа с текстом.4 класс.-СПб.: издательский Дом «Литера,»2006
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.