МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧЕРНЕЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор _________________
Приказ от 28.08.2020 г. № 30
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ
Уровень общего образования 7 класс, основное общее образование
Количество часов: 17 часов
Учитель: Головченко Валентина Георгиевна
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. 5-9 классы. /Автор-составитель О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева,
И. Н. Добротина. / Под редакцией О. М. Александровой/ М: «Просвещение» 2020г.
х. Чернецов
2020 год
Планируемые результаты освоения программы предмета «Русский родной язык» в 7-м классе
В конце третьего года изучения курса русского родного языка в
основной общеобразовательной школе предметные результаты должны
отражать сформированность следующих умений:
«Язык и культура»:
● пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить
примеры;
● приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского
языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
● приводить примеры национального своеобразия, богатства,
выразительности русского родного языка;
● выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом
значения в текстах;
● распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы,
архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;
● определять значения лексических заимствований последних
десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;
● объяснять происхождение названий русских городов (в рамках
изученного);
● регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные,
учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях
строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных
слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых
слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов,
антонимов.
«Культура речи»:
● соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён
существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
● различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;
употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной
орфоэпической нормы;
● употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической
нормы;
● соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚
паронимов;
● употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и
требованием лексической сочетаемости;
● корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в
рамках изученного);
● употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы
с учётом стилистических норм современного русского языка;
● анализировать и различать типичные речевые ошибки;
● редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
● выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
● анализировать и оценивать с точки зрения норм современного
русского литературного языка чужую и собственную речь;
● корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам
современного литературного языка;
● редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же
падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;
● соблюдать русскую этикетную манеру общения;
● использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального русского речевого этикета;
● использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для
определения лексического значения слова и особенностей его
употребления;
● использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные,
орфографические словари для определения нормативных вариантов
произношения и правописания;
● использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов
для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚
омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
● использовать грамматические словари и справочники для уточнения
нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и
предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе
редактирования текста;
● использовать орфографические словари и справочники по пунктуации
для определения нормативного написания слов и постановки знаков
препинания в письменной речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
● анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать
виды абзацев;
● распознавать и анализировать разные типы заголовков текста;
● анализировать и создавать тексты рекламного типа, притчи;
● анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок;
● уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при
контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;
● уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях
неформального общения;
● создавать тексты как результат проектной (исследовательской)
деятельности;
● строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке)
различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад;
принимать участие в учебно-научной дискуссии;
● владеть правилами информационной безопасности при общении в
социальных сетях.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (родной русский язык)
1. Язык и культура - 5 часов
Русский язык как развивающее явление.
Устаревшие слова-живые свидетели истории. Историзмы.
Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности.
Употребление устаревшей лексики в новом контексте.
Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
2. Культура речи – 5 часов
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение
Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях. Трудные случаи употребления паронимов.
Типичные грамматические ошибки.
Традиции русской речевой манеры общения.
Формы русского речевого и невербального этикета.
3. Речь. Текст. – 7 часов
Традиции русского речевого общения.
Текст. Виды абзацев.
Заголовки текстов. Их типы.
Разговорная речь. Спор и дискуссия.
Публицистический стиль. Путевые заметки.
Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Притча.
Формы организации учебных занятий:
урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Основные виды учебной деятельности:
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
редактирование;
конспектирование;
Тематический план (родной русский язык) 7 класс
№ |
Наименование разделов |
Всего часов |
1 |
Язык и культура |
5 |
2 |
Культура речи |
5 |
3 |
Речь. Текст. |
7 |
|
Всего |
17 |
Календарно-тематическое
планирование (Русский родной язык.
7 класс )
№ |
Дата |
Тема урока |
Язык и культура - 5 часов |
||
1 |
02.09 |
Русский язык как развивающее явление. |
2 |
09.09 |
Устаревшие слова-живые свидетели истории. Историзмы. |
3 |
16.09 |
Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности. |
4 |
23.09 |
Употребление устаревшей лексики в новом контексте. |
5 |
30.09 |
Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. |
Культура речи – 5 часов |
||
6 |
07.10 |
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение |
7 |
14.10 |
Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях. Трудные случаи употребления паронимов. |
8 |
21.10 |
Типичные грамматические ошибки. |
9 |
28.10 |
Традиции русской речевой манеры общения. |
10 |
11.11 |
Нормы русского речевого и невербального этикета. |
Речь. Текст. – 7 часов |
||
11 |
18.11 |
Традиции русского речевого общения. |
12 |
25.11 |
Текст. Виды абзацев. |
13 |
02.12 |
Заголовки текстов. Их типы. |
14 |
09.12 |
Разговорная речь. Спор и дискуссия. |
15 |
16.12 |
Публицистический стиль. Путевые заметки. |
16 |
23.12 |
Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. |
17 |
28.12 |
Язык художественной литературы. Притча. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.