Родителям и другим взрослым порой сильно отравляет жизнь склонность некоторых детей к совершению деструктивных действий: сломать что-либо, ударить, обозвать близких людей обидными словами и т. д. На самом деле, психологически за этим могут стоять разные явления: так, в возрасте около 2 лет, как мы уже обсуждали, стремление ломать попавшие в руки предметы – это чаще всего лишь своеобразное проявление познавательной потребности. А в 3 года активный и подчас бурный протест вполне разумным требованиям взрослых – это обратная сторона обретения самосознания, психологического отделения себя от окружающего мира.
Детская агрессия
Родителям и другим взрослым порой сильно отравляет жизнь склонность
некоторых детей к совершению деструктивных действий: сломать чтолибо,
ударить, обозвать близких людей обидными словами и т. д. На самом деле,
психологически за этим могут стоять разные явления: так, в возрасте около 2
лет, как мы уже обсуждали, стремление ломать попавшие в руки предметы – это
чаще всего лишь своеобразное проявление познавательной потребности. А в 3
года активный и подчас бурный протест вполне разумным требованиям взрослых
– это обратная сторона обретения самосознания, психологического отделения
себя от окружающего мира. Подобные действия, хоть и могут приводить к
деструктивным последствиям, агрессивными по сути, не являются, ведь они
совершаются неосознанно и не преследуют цель нанести вред окружающим. Не
является агрессией и случайное нанесение вреда, а также те действия, смысла
которых ребенок не понимает (например если он обзывает когото случайно
подслушанными и запомненными нецензурными словами, сам не понимая, что они
обозначают).
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, направленное на
причинение вреда кому– или чемулибо, противоречащее принятым нормам и
правилам. В некоторых довольно редких случаях она бывает целесообразной и
оправданной – например, как способ самозащиты в момент опасности. Однако
куда чаще эти проявления оказываются деструктивными, приносят вред и
окружающим, и самому человеку.
Агрессия не возникает просто так, она провоцируется различными факторами, в
частности такими:
• защитная реакция в ответ на нападение, угрозы, оскорбление и т. п.:
собственная агрессия как способ ответить на агрессию извне;
• реакция на резкие, болезненные препятствия в удовлетворении значимых для
человека потребностей;
• раздражающие воздействия внешней среды, такие, например, как теснота,
жара или шум.
Склонность к таким реакциям зависит и от свойства личности, называемого
агрессивностью. Оно формируется под влиянием многих факторов, важнейшие
из которых – это ошибки в семейном воспитании. Так, ребенок становится
агрессивным, если сам регулярно видит в семье примеры агрессии, сталкивается
с
необоснованножесткими
ограничениями или, наоборот, полной вседозволенностью.
Некоторые личностные особенности также могут повышать склонность к
агрессии. В частности, к ней более склонны так называемые «личности типа А».
Для них характерны:
• стремление во что бы то ни стало быть первыми, постоянное напряжение
душевных и физических сил в борьбе за успех;
• повышенная активность, преувеличенная потребность в деятельности;
• нетерпеливость, стремление делать все быстро: ходить, есть, говорить,
принимать решения;
• резкая реакция на возникающие препятствия;
• неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания;
• энергичная, эмоционально окрашенная речь, богатые жесты и мимика;
непоследовательностью,
родительскойстремление к
склонность к соперничеству,
• импульсивность, эмоциональная несдержанность, неумение до конца
выслушать собеседника;
• соревновательность,
доминированию в коллективе.
Агрессия проявляется в разных формах.
Физическая агрессия – склонность проявлять свое недовольство путем
физического воздействия на то, что его вызывает: например, ввязаться в драку
или пнуть предмет, о который споткнулся.
Словесная агрессия – склонность выражать свое недовольство с помощью
речи, например, накричав на когонибудь или сказав ему нечто обидное.
Косвенная агрессия – склонность выражать недовольство путем воздействия
на тех людей или те предметы, которые не имеют к нему отношения, но просто
«попадаются под руку»: например, разозлился на воспитательницу, а пнул
собаку.
Раздражительность – привычка приходить в раздражение даже по
незначительным поводам, эмоциональная неустойчивость. Такой ребенок
напоминает бочку с порохом: достаточно малейшей искры, чтобы он весь
«вспыхнул».
Негативизм – склонность сопротивляться любому внешнему воздействию, даже
если оно в твоих же собственных интересах. Например, такому ребенку может
быть не важно, что именно надеть, отправляясь на прогулку, но одежда
непременно должна быть не той, что предложили родители.
Обидчивость. Обида – это отрицательная эмоция, возникающая тогда, когда
чьето поведение не соответствует ожиданиям человека. Обидчивые дети
считают, что все вокруг должно быть так, как они желают, испытывают
негодование и эмоциональный дискомфорт, если это оказывается не так.
Подозрительность. Подозрительные люди склонны приписывать окружающим,
зачастую безосновательно, дурные намерения по отношению к себе. Порой им
кажется, будто весь мир ополчился против них, а все вокруг только и думают,
как бы им навредить.
Чувство вины – склонность мучительно переживать по поводу своих реальных
или мнимых ошибок, прошлых неудач. По сути, такие переживания – это тоже
агрессия, но направленная не на окружающий мир, а на самого себя.
Рекомендации, позволяющие избежать формирования у ребенка агрессивности.
• Избегать демонстрировать ребенку собственные образцы агрессивного
поведения! Уже в который раз повторим, что воспитывают ребенка, прежде
всего, не слова, а образцы поведения, которые он наблюдает со стороны
родителей. Ихто он в своем поведении и копирует. Разумеется, здравомыслящий
родитель вряд ли будет при ребенке (да и без него, наверное, тоже…) бить об
пол посуду, кричать обидные слова или, тем более, переходить к
рукоприкладству. Однако все ли задумываются над тем, что физическое
наказание, причиняющее боль, или такие «воспитательные» высказывания,
которые не указывают на конкретные промахи в действиях ребенка, а
принижают его достоинство как личности, это, по сути, тоже ни что иное, как
демонстрация образцов агрессивного поведения? Конечно, в семье такой
ребенок, боясь повторения подобных наказаний, может стать «шелковым»,
научиться скрывать свои реакции в присутствии родителей. Однако эти формыповедения он все равно на родительском примере усваивает – а значит, проявит
их гдето в ином месте, «наказав» таким образом когонибудь другого.
• Избегать ситуаций, когда ребенку путем агрессии удается оказывать на вас
влияние, заставляя удовлетворить его требования. Важно, чтобы постоянно
действовало и было хорошо известно ребенку четкое правило: его желание не
будет исполнено, пока он пытается добиться этого грубостью, угрозами,
совершением какихлибо деструктивных действий. Желания могут быть
исполнены только тогда, когда он успокоится и вежливо обратится с просьбой.
Иначе получается, что агрессия раз за разом получает подкрепления и, более
того, становится инструментом манипуляции в отношениях с родителями.
• Придерживаться демократического стиля общения с ребенком, избегать
крайностей в виде авторитарности или, наоборот, вседозволенности. Наиболее
агрессивные дети чаще всего бывают у тех родителей, которые пытаются
держать их «в ежовых рукавицах», жестко контролировать все их действия и
максимально ограничивать свободу, исходя при этом не из интересов и желаний
самого ребенка, а из собственных представлений о том, как его нужно
воспитывать. Агрессия в таком случае – это своего рода бунт, попытка бросить
вызов этим правилам и требованиям. Кроме того, в семьях с авторитарным
стилем воспитания почти всегда обращается слишком мало внимания на эмоции и
чувства ребенка,
подлинно человеческое общение подменяется
«воспитательными мерами». Такая ситуация приводит к тому, что негативные
чувства у ребенка накапливаются и тоже находят выход в агрессивных
действиях. Впрочем, противоположная позиция, когда ребенок предоставлен сам
себе и вообще не связан никакими правилами, тоже может способствовать
развитию агрессивности – ведь соответствующие проявления, не встречая
должного отпора, закрепляются в поведении и воспринимаются ребенком как
приемлемый легкий способ добиться желаемого или выразить собственные
эмоции.
Часто задают вопрос, насколько ребенку свойственно копировать те образцы
агрессивного поведения, которые он наблюдает на телеэкране или в
компьютерных играх«стрелялках». В самом деле, наблюдается прямая, хотя и не
очень сильная связь между тем, насколько часто ребенок смотрит боевики или
играет в подобные игры, и уровнем его агрессивности. Конечно, намеренно
поощрять просмотр таких фильмов или увлеченность «стрелялками» не стоит,
однако усиленно бороться с этим, в общемто тоже бессмысленно… Дело в том,
что утверждать, будто именно эти фильмы и игры напрямую провоцируют
агрессию, никаких оснований нет. Процесс здесь двусторонний: как правило, к
таким сюжетам тяготеют как раз те дети, которые в силу особенностей
собственной личности и семейного воспитания и так проявляют повышенную
склонность к агрессии. Те, у кого такой склонности нет, вопервых, не очень
интересуются подобными сюжетами, а вовторых, даже если они смотрят нечто
подобное, подтолкнуть их к собственным агрессивным проявлениям это
практически не может. Так что если ребенок, например, хочет без конца
смотреть боевики и еще ведет себя агрессивно по отношению к сверстникам –
скорее всего, второе в этой ситуации не является прямым следствием первого, а
и то, и другое имеют общую причину, выступают разными проявлениями одной и
той же проблемы. Еето и нужно понять и решить, а не штепсель от телевизора
прятать…Авторы «Тренинга эффективного взаимодействия с детьми», Е. Лютова и Г.
Монина, рекомендуют проводить работу с агрессивными детьми в четырех
направлениях.
1. Обучение таких детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных
ситуациях.
3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
4. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.