Детская агрессия

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Родителям и другим взрослым порой сильно отравляет жизнь склонность некоторых детей к совершению деструктивных действий: сломать что-либо, ударить, обозвать близких людей обидными словами и т. д. На самом деле, психологически за этим могут стоять разные явления: так, в возрасте около 2 лет, как мы уже обсуждали, стремление ломать попавшие в руки предметы – это чаще всего лишь своеобразное проявление познавательной потребности. А в 3 года активный и подчас бурный протест вполне разумным требованиям взрослых – это обратная сторона обретения самосознания, психологического отделения себя от окружающего мира.
Иконка файла материала Детская агрессия.doc
Детская агрессия Родителям   и   другим   взрослым   порой   сильно   отравляет   жизнь   склонность некоторых   детей   к   совершению   деструктивных   действий:   сломать   что­либо, ударить,   обозвать   близких   людей   обидными   словами   и   т. д.   На   самом   деле, психологически за этим могут стоять разные явления: так, в возрасте около 2 лет, как мы уже обсуждали, стремление ломать попавшие в руки предметы – это чаще всего лишь своеобразное проявление познавательной потребности. А в 3 года активный и подчас бурный протест вполне разумным требованиям взрослых – это обратная сторона обретения самосознания, психологического отделения себя   от   окружающего   мира.   Подобные   действия,   хоть   и   могут   приводить   к деструктивным   последствиям,   агрессивными   по   сути,   не   являются,   ведь   они совершаются неосознанно и не преследуют цель нанести вред окружающим. Не является агрессией и случайное нанесение вреда, а также те действия, смысла которых   ребенок   не   понимает   (например   если   он   обзывает   кого­то   случайно подслушанными и запомненными нецензурными словами, сам не понимая, что они обозначают). Агрессия   –   это   мотивированное   деструктивное   поведение,   направленное   на причинение   вреда   кому–   или   чему­либо,   противоречащее   принятым   нормам   и правилам. В некоторых довольно редких случаях она бывает целесообразной и оправданной – например, как способ самозащиты в момент опасности. Однако куда   чаще   эти   проявления   оказываются   деструктивными,   приносят   вред   и окружающим, и самому человеку. Агрессия не возникает просто так, она провоцируется различными факторами, в частности такими: • защитная   реакция   в   ответ   на   нападение,   угрозы,   оскорбление   и   т. п.: собственная агрессия как способ ответить на агрессию извне; • реакция на резкие, болезненные препятствия в удовлетворении значимых для человека потребностей; • раздражающие   воздействия   внешней   среды,   такие,   например,   как   теснота, жара или шум. Склонность   к   таким   реакциям   зависит   и   от   свойства   личности,   называемого агрессивностью. Оно формируется под влиянием многих факторов, важнейшие из   которых   –   это   ошибки   в   семейном   воспитании.   Так,   ребенок   становится агрессивным, если сам регулярно видит в семье примеры агрессии, сталкивается с необоснованно­жесткими ограничениями или, наоборот, полной вседозволенностью. Некоторые   личностные   особенности   также   могут   повышать   склонность   к агрессии. В частности, к ней более склонны так называемые «личности типа А». Для них характерны: • стремление   во   что   бы   то   ни   стало   быть   первыми,   постоянное   напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех; • повышенная активность, преувеличенная потребность в деятельности; • нетерпеливость,   стремление   делать   все   быстро:   ходить,   есть,   говорить, принимать решения; • резкая реакция на возникающие препятствия; • неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания; • энергичная, эмоционально окрашенная речь, богатые жесты и мимика; непоследовательностью,     родительскойстремление   к   склонность   к   соперничеству, • импульсивность,   эмоциональная   несдержанность,   неумение   до   конца выслушать собеседника; • соревновательность, доминированию в коллективе. Агрессия проявляется в разных формах. Физическая   агрессия –   склонность   проявлять   свое   недовольство   путем физического воздействия на то, что его вызывает: например, ввязаться в драку или пнуть предмет, о который споткнулся. Словесная   агрессия –   склонность   выражать   свое   недовольство   с   помощью речи, например, накричав на кого­нибудь или сказав ему нечто обидное. Косвенная агрессия – склонность выражать недовольство путем воздействия на тех людей или те предметы, которые не имеют к нему отношения, но просто «попадаются   под   руку»:   например,   разозлился   на   воспитательницу,   а   пнул собаку. Раздражительность –   привычка   приходить   в   раздражение   даже   по незначительным   поводам,   эмоциональная   неустойчивость.   Такой   ребенок напоминает   бочку   с   порохом:   достаточно   малейшей   искры,   чтобы   он   весь «вспыхнул». Негативизм – склонность сопротивляться любому внешнему воздействию, даже если оно в твоих же собственных интересах. Например, такому ребенку может быть   не   важно,   что   именно   надеть,   отправляясь   на   прогулку,   но   одежда непременно должна быть не той, что предложили родители. Обидчивость. Обида   –   это   отрицательная   эмоция,   возникающая   тогда,   когда чье­то   поведение   не   соответствует   ожиданиям   человека.   Обидчивые   дети считают,   что   все   вокруг   должно   быть   так,   как   они   желают,   испытывают негодование и эмоциональный дискомфорт, если это оказывается не так. Подозрительность. Подозрительные люди склонны приписывать окружающим, зачастую безосновательно, дурные намерения по отношению к себе. Порой им кажется, будто весь мир ополчился против них, а все вокруг только и думают, как бы им навредить. Чувство вины – склонность мучительно переживать по поводу своих реальных или мнимых ошибок, прошлых неудач. По сути, такие переживания – это тоже агрессия, но направленная не на окружающий мир, а на самого себя. Рекомендации, позволяющие избежать формирования у ребенка агрессивности. • Избегать   демонстрировать   ребенку   собственные   образцы   агрессивного поведения!   Уже   в   который   раз   повторим,   что   воспитывают   ребенка,   прежде всего,   не   слова,   а   образцы   поведения,   которые   он   наблюдает   со   стороны родителей. Их­то он в своем поведении и копирует. Разумеется, здравомыслящий родитель вряд ли будет при ребенке (да и без него, наверное, тоже…) бить об пол   посуду,   кричать   обидные   слова   или,   тем   более,   переходить   к рукоприкладству.   Однако   все   ли   задумываются   над   тем,   что   физическое наказание,   причиняющее   боль,   или   такие   «воспитательные»   высказывания, которые   не   указывают   на   конкретные   промахи   в   действиях   ребенка,   а принижают его достоинство как личности, это, по сути, тоже ни что иное, как демонстрация   образцов   агрессивного   поведения?   Конечно,   в   семье   такой ребенок,   боясь   повторения   подобных   наказаний,   может   стать   «шелковым», научиться скрывать свои реакции в присутствии родителей. Однако эти формыповедения он все равно на родительском примере усваивает – а значит, проявит их где­то в ином месте, «наказав» таким образом кого­нибудь другого. • Избегать ситуаций, когда ребенку путем агрессии удается оказывать на вас влияние,   заставляя   удовлетворить   его   требования.   Важно,   чтобы   постоянно действовало и было хорошо известно ребенку четкое правило: его желание не будет   исполнено,   пока   он   пытается   добиться   этого   грубостью,   угрозами, совершением   каких­либо   деструктивных   действий.   Желания   могут   быть исполнены только тогда, когда он успокоится и вежливо обратится с просьбой. Иначе получается, что агрессия раз за разом получает подкрепления и, более того, становится инструментом манипуляции в отношениях с родителями. • Придерживаться   демократического   стиля   общения   с   ребенком,   избегать крайностей в виде авторитарности или, наоборот, вседозволенности. Наиболее агрессивные   дети   чаще   всего   бывают   у   тех   родителей,   которые   пытаются держать их «в ежовых рукавицах», жестко контролировать все их действия и максимально ограничивать свободу, исходя при этом не из интересов и желаний самого   ребенка,   а   из   собственных   представлений   о   том,   как   его   нужно воспитывать. Агрессия в таком случае – это своего рода бунт, попытка бросить вызов   этим   правилам   и   требованиям.   Кроме   того,   в   семьях   с   авторитарным стилем воспитания почти всегда обращается слишком мало внимания на эмоции и чувства   ребенка,   подлинно   человеческое   общение   подменяется «воспитательными  мерами».  Такая  ситуация   приводит   к  тому, что  негативные чувства   у   ребенка   накапливаются   и   тоже   находят   выход   в   агрессивных действиях. Впрочем, противоположная позиция, когда ребенок предоставлен сам себе   и   вообще   не   связан   никакими   правилами,   тоже   может   способствовать развитию   агрессивности   –   ведь   соответствующие   проявления,   не   встречая должного отпора, закрепляются в поведении и воспринимаются ребенком как приемлемый   легкий   способ   добиться   желаемого   или   выразить   собственные эмоции. Часто задают вопрос, насколько ребенку свойственно  копировать те образцы агрессивного   поведения,   которые   он   наблюдает   на   телеэкране   или   в компьютерных играх­«стрелялках». В самом деле, наблюдается прямая, хотя и не очень сильная связь между тем, насколько часто ребенок смотрит боевики или играет   в   подобные   игры,   и   уровнем   его   агрессивности.   Конечно,   намеренно поощрять просмотр таких фильмов или увлеченность «стрелялками» не стоит, однако усиленно бороться с этим, в общем­то тоже бессмысленно… Дело в том, что   утверждать,   будто   именно   эти   фильмы   и   игры   напрямую   провоцируют агрессию, никаких оснований нет. Процесс здесь двусторонний: как правило, к таким   сюжетам   тяготеют   как   раз   те   дети,   которые   в   силу   особенностей собственной   личности   и   семейного   воспитания   и   так   проявляют   повышенную склонность  к агрессии. Те, у  кого  такой склонности нет, во­первых, не  очень интересуются подобными сюжетами, а во­вторых, даже если они смотрят нечто подобное,   подтолкнуть   их   к   собственным   агрессивным   проявлениям   это практически   не   может.   Так   что   если   ребенок,   например,   хочет   без   конца смотреть боевики и еще ведет себя агрессивно по отношению к сверстникам – скорее всего, второе в этой ситуации не является прямым следствием первого, а и то, и другое имеют общую причину, выступают разными проявлениями одной и той же проблемы. Ее­то и нужно понять и решить, а не штепсель от телевизора прятать…Авторы   «Тренинга   эффективного   взаимодействия   с   детьми»,   Е.   Лютова   и   Г. Монина,   рекомендуют   проводить   работу   с   агрессивными   детьми   в   четырех направлениях. 1. Обучение таких детей способам выражения гнева в приемлемой форме. 2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. 3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. 4. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.