Детская одарённость - явление сложное и многоаспектное. Лучшим периодом развития общих и специфических способностей и раскрытия одаренности является детство. Именно это время жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и понимание своей роли в нем. В детском возрасте происходят глубокие интегративные процессы в психике ребенка на фоне ее дифференциации, которые и выявляют природные дарования и способности ребенка.Представлены формы работы с одарёнными детьми, выработанные аспекты и направления работы с ними. В детском возрасте происходят глубокие интегративные процессы в психике ребенка на фоне ее дифференциации, которые и выявляют природные дарования и способности ребенка.
Детская одарённость формы и направления работы.doc
Паленко Ирина Валентиновна
методист
Куйбышевский ДДТ
Новосибирская область, г. Куйбышев
Детская одаренность: формы и направления работы
Одаренность является своеобразным сочетанием способностей, от которых зависит
возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной
деятельности[3].
Детская одаренность явление сложное и многоаспектное. Лучшим периодом развития
общих и специфических способностей и раскрытия одаренности является детство. Именно
это время жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и
понимание своей роли в нем. В детском возрасте происходят глубокие интегративные
процессы в психике ребенка на фоне ее дифференциации, которые и выявляют природные
дарования и способности ребенка.
В сфере общего, и особенно дополнительного и профессионального образования, всегда
существует необходимость в организации работы по выявлению, развитию и поддержке
задатков, наклонностей и способностей одаренных детей, которая происходит при
использовании таких форм деятельности как анализ особых успехов и достижений детей,
диагностика их потенциальных возможностей с использованием ресурсов психолого
педагогических служб. Поддерживается и поощряется инициативность родителей одаренных
детей, которые участвуют в совместной творческой практической деятельности.
Как писал В.А. Сухомлинский: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва
проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и
лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Сначала не произвольно развивающиеся природные задатки одаренного ребенка
перерастают в способности. Затем родители, школьные учителя и педагоги дополнительного
образования помогают развивать процесс проявления одаренности. Диагностика одаренности
должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и
развития одаренных детей путем ускорения, углубления, обогащения и проблематизации в
условиях образовательной среды.
Благоприятные возможности дополнительного образования проявляются в том, что к
нам приходят дети, одаренность которых начала раскрываться. Они уже мотивированы на
овладение творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения
специальных знаний, умений и навыков. Но здесь необходимо соблюдать приоритет
содержательных творческих задач, сохраняя роль средства, не подменяющего собою цель.
Дополнительное образование процесс непрерывный, не имеющий фиксированных
сроков завершения и последовательно переходящий из одной стадии в другую[5].
Каждому одаренному ребенку предоставляется возможность свободного выбора
образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в
разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных задатков, способностей и
дарований. Перед педагогами стоит одна из главных задач развития наиболее ценных
способностей и умений одаренных детей: богатое воображение, логика и интуиция,
неоднозначное восприятие вещей, дивергентность мышления[1. c.335], способность к риску,
стремление к новизне, высокие духовноэстетические ценности. Исследовательский,
проблемный и проектный метод работы позволяет использовать такой мощный ресурс
развития одаренности, как единство и взаимодействие любых сфер деятельности, что в
обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Работа с одаренными детьми в Куйбышевском Доме детского творчества выстраивается
на четырех базовых идеях:
1) осознание самоценности каждого ребенка как уникальной, неповторимой личности;
2) многообразие возможностей развития интеллектуальных и креативных способностей;
3) приоритет внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для творческого
саморазвития и самореализации;
4) понимание природы творческого саморазвития как интегральной характеристики
«самости»[3.c.185], то есть самодостаточности, изначальными компонентами которой
являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление,
творческое самосовершенствование и самореализация личности каждого ребенка.
Направления работы с одаренными детьми содержат такие педагогические технологии,
использование которых позволяет максимально выявить, поддержать и раскрыть способности
детей [2]:
личностноориентированное
индивидуальные
интеллектуальные и познавательные способности одаренного ребенка на основе
использования его задатков и имеющегося опыта жизнедеятельности;
развивающее
обучение,
индивидуализация обучения (адаптивная технология), сочетающая индивидуальную
траекторию обучения, с возможностью вносить необходимую коррекцию для использования
потенциала всех способностей;
групповые технологии, предполагающие организацию совместных действий для
развития самостоятельности, самоорганизованности, инициативности и коммуникативности;
коллективная творческая деятельность, позволяющая участвовать в социальном
совместном творчестве, направленном на служение людям;
проблемное обучение,
дающее возможность через организацию поиска решения
проблемы приобретать новые знания и умения;
исследовательское и проектное обучение, реализующее идею «обучение через
открытие» и формирующее навыки выстраивания гипотезы для нахождения пути ее
доказательства.
Педагоги Куйбышевского ДДТ, работающие с одаренными детьми, разрабатывают
гибкие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для развития
духовно нравственных и интеллектуальных ценностей учащихся с учетом принципов
здоровьесбережения, содержащие пять основных этапов творческого акта:
1) исследовательская активность,
2) постановка вопросов и начало личностного взаимодействия,
3) проявление собственных мыслей,
4) реальное воплощение найденного решения и стремление к личностной самореализации,
5) профессиональное творческое самоопределение при условии позитивной оценки и
социального признания.
Для работы с одаренными детьми в учреждении применяются такие формы обучения
как индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого
развития в определенной практической деятельности; работа по исследовательским и
творческим проектам; мастерклассы развития творческой одаренности; система творческих
конкурсов, фестивалей, олимпиад, спортивных соревнований; научнопрактические
конференции и конгрессы; профильные смены.
Размышление о предстоящей деятельности дает возможность одаренным детям активно
использовать перспективную рефлексию, с помощью которой создается представление о ходе
деятельности, планировании, выборе наиболее эффективных способов, конструируемых на
будущее. Являясь одним из основных механизмов развития самой деятельности, рефлексия
необходима при изменении условий профессиональнообразовательной деятельности детей. Оценивание результатов достижений происходит посредством участия одаренных детей
в различных мероприятиях общественной и социальной значимости, спортивных
соревнованиях и турнирах, театральных фестивалях, выставках технического и декоративно
прикладного искусства, публикациях в СМИ. Участие в престижном районном форуме
«Золотые надежды Куйбышевского района» и ведение банка данных по одаренным детям в
районном ресурсном центре повышает их авторитет и значимость в социуме.
Таким образом,
в процессе многогранной деятельности, интересной ребенку,
повышается стимул к креативному самообразованию, осознанию самоценности и
профессиональному самоопределению.
Благодаря погружению в творчество и богатую эмоциональнокультурную среду,
одаренный ребенок получает возможность проявлять все свои природные дарования и
способности, воплощать в жизнь собственные идеи и замыслы, вдохновляться и мечтать.
Список использованной литературы
1. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. СПб:
Питер, 2012. 448с.: ил.
2. Халаева А. В. Эффективные технологии поддержки одаренных детей, способы выявления
интересов обучающихся использованные в дополнительном образовании, Называевск, 2015.
URL: http:// www.nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2015/12/03/effektivnye
tehnologiipodderzhkiodarennyh
3. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники: их проблемы и особенности // Школа
здоровья. 1999. №3. С. 4155.
4. Юнг Карл. Архетип и символ/К. Юнг,1991. Электронная библиотека RoyalLib.com
5. URL: http: // www.festival.1september.ru/articles/517235/
Детская одарённость: формы и направления работы
Детская одарённость: формы и направления работы
Детская одарённость: формы и направления работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.