Детская одарённость: формы и направления работы
Оценка 4.8

Детская одарённость: формы и направления работы

Оценка 4.8
Педсоветы +2
doc
классное руководство +2
Взрослым
27.03.2017
Детская одарённость: формы и направления работы
Детская одарённость - явление сложное и многоаспектное. Лучшим периодом развития общих и специфических способностей и раскрытия одаренности является детство. Именно это время жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и понимание своей роли в нем. В детском возрасте происходят глубокие интегративные процессы в психике ребенка на фоне ее дифференциации, которые и выявляют природные дарования и способности ребенка.Представлены формы работы с одарёнными детьми, выработанные аспекты и направления работы с ними. В детском возрасте происходят глубокие интегративные процессы в психике ребенка на фоне ее дифференциации, которые и выявляют природные дарования и способности ребенка.
Детская одарённость формы и направления работы.doc
Паленко Ирина Валентиновна методист Куйбышевский ДДТ Новосибирская область, г. Куйбышев Детская одаренность: формы и направления работы  Одаренность   является   своеобразным   сочетанием   способностей,   от   которых   зависит возможность   достижения   большего   или   меньшего   успеха   в   выполнении   той   или   иной деятельности[3].  Детская одаренность ­ явление сложное и многоаспектное. Лучшим периодом развития общих и специфических способностей и раскрытия одаренности является детство. Именно это время жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и понимание   своей   роли   в   нем.   В  детском   возрасте   происходят  глубокие   интегративные процессы в психике ребенка на фоне ее дифференциации, которые и выявляют природные дарования и способности ребенка.  В сфере общего, и особенно дополнительного и профессионального образования, всегда существует   необходимость   в   организации   работы   по   выявлению,   развитию   и   поддержке задатков,   наклонностей   и   способностей   одаренных   детей,   которая  происходит   при использовании  таких форм деятельности как анализ особых успехов и достижений  детей, диагностика   их   потенциальных   возможностей   с   использованием   ресурсов   психолого­ педагогических служб. Поддерживается и поощряется инициативность родителей одаренных детей, которые участвуют в совместной творческой практической деятельности.  Как писал В.А. Сухомлинский: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.  Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Сначала   не   произвольно   развивающиеся   природные   задатки   одаренного   ребенка перерастают в способности. Затем родители, школьные учителя и педагоги дополнительного образования помогают развивать процесс проявления одаренности. Диагностика одаренности должна   служить   не   целям   отбора,   а   средством   для   наиболее   эффективного   обучения   и развития одаренных детей путем ускорения, углубления, обогащения и проблематизации в условиях образовательной среды.  Благоприятные возможности дополнительного образования проявляются в том, что к нам приходят дети, одаренность которых начала раскрываться. Они уже мотивированы на овладение  творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных   знаний,   умений   и   навыков.   Но   здесь   необходимо   соблюдать   приоритет содержательных творческих задач, сохраняя роль средства, не подменяющего собою цель. Дополнительное   образование   ­   процесс   непрерывный,   не   имеющий   фиксированных сроков завершения и последовательно переходящий из одной стадии в другую[5]. Каждому   одаренному   ребенку   предоставляется   возможность   свободного   выбора образовательной   области,   профиля   программ,   времени   их   освоения,   включения   в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных задатков, способностей и дарований.   Перед   педагогами   стоит   одна   из   главных   задач  развития   наиболее   ценных способностей   и   умений   одаренных   детей:  богатое   воображение,   логика   и   интуиция, неоднозначное восприятие вещей, дивергентность мышления[1.  c.335],  способность к риску, стремление   к   новизне,   высокие   духовно­эстетические   ценности.  Исследовательский, проблемный   и   проектный   метод   работы   позволяет  использовать   такой   мощный   ресурс развития   одаренности,   как   единство   и   взаимодействие   любых   сфер   деятельности,   что   в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Работа с одаренными детьми в Куйбышевском Доме детского творчества выстраивается на четырех базовых идеях: 1) осознание самоценности каждого ребенка как уникальной, неповторимой личности; 2) многообразие возможностей развития интеллектуальных и креативных способностей; 3) приоритет внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для творческого саморазвития и самореализации; 4)   понимание   природы   творческого   саморазвития   как   интегральной   характеристики «самости»[3.c.185],   то   есть   самодостаточности,   изначальными   компонентами   которой являются   самопознание,   творческое   самоопределение,   самоорганизация,   самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности каждого ребенка. Направления работы с одаренными детьми содержат такие педагогические технологии, использование которых позволяет максимально выявить, поддержать и раскрыть способности детей [2]: личностно­ориентированное индивидуальные интеллектуальные   и   познавательные   способности   одаренного   ребенка   на   основе использования его задатков и имеющегося опыта жизнедеятельности; развивающее обучение,      индивидуализация обучения (адаптивная технология), сочетающая индивидуальную траекторию обучения, с возможностью вносить необходимую коррекцию для использования потенциала всех способностей; групповые   технологии,  предполагающие   организацию   совместных   действий   для развития самостоятельности, самоорганизованности, инициативности и коммуникативности;  коллективная творческая деятельность,  позволяющая  участвовать  в  социальном совместном творчестве, направленном на служение людям; проблемное   обучение,  дающее  возможность  через  организацию   поиска   решения проблемы приобретать новые знания и умения; исследовательское   и   проектное   обучение,  реализующее  идею   «обучение   через открытие»   и   формирующее   навыки   выстраивания   гипотезы   для   нахождения   пути   ее доказательства. Педагоги   Куйбышевского   ДДТ,   работающие   с   одаренными   детьми,   разрабатывают гибкие   дополнительные   общеобразовательные   общеразвивающие   программы   для   развития духовно   ­   нравственных   и   интеллектуальных   ценностей   учащихся   с   учетом   принципов здоровьесбережения, содержащие пять основных этапов творческого акта: 1) исследовательская активность, 2) постановка вопросов и начало личностного взаимодействия, 3) проявление собственных мыслей, 4) реальное воплощение найденного решения и стремление к личностной самореализации, 5)   профессиональное   творческое   самоопределение   при   условии   позитивной   оценки   и социального признания. Для работы с одаренными детьми в учреждении применяются такие  формы обучения как  индивидуальное  обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития   в   определенной   практической   деятельности; работа   по   исследовательским   и творческим проектам; мастер­классы развития творческой одаренности; система творческих конкурсов,   фестивалей,   олимпиад,   спортивных   соревнований;   научно­практические конференции и конгрессы; профильные смены. Размышление о предстоящей деятельности дает возможность одаренным детям активно использовать перспективную рефлексию, с помощью которой создается представление о ходе деятельности, планировании, выборе наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее. Являясь одним из основных механизмов развития самой деятельности, рефлексия необходима при изменении условий профессионально­образовательной деятельности детей. Оценивание результатов достижений происходит посредством участия одаренных детей в   различных   мероприятиях   общественной   и   социальной   значимости,   спортивных соревнованиях и турнирах, театральных фестивалях, выставках технического и декоративно­ прикладного   искусства,   публикациях   в   СМИ.   Участие   в   престижном   районном   форуме «Золотые надежды Куйбышевского района» и ведение банка данных по одаренным детям в районном ресурсном центре повышает их авторитет и значимость в социуме. Таким   образом,  в   процессе   многогранной   деятельности,   интересной   ребенку, повышается  стимул  к   креативному   самообразованию,   осознанию   самоценности   и профессиональному самоопределению. Благодаря   погружению   в   творчество   и   богатую   эмоционально­культурную   среду, одаренный   ребенок   получает   возможность   проявлять   все   свои   природные   дарования   и способности, воплощать в жизнь собственные идеи и замыслы, вдохновляться и мечтать.  Список использованной литературы 1. Ильин Е. П. Психология  творчества, креативности,  одаренности / Е. П. Ильин. ­ СПб: Питер, 2012. ­ 448с.: ил. 2. Халаева А. В. Эффективные технологии поддержки одаренных детей, способы выявления интересов обучающихся использованные в дополнительном образовании,  Называевск, 2015. URL:  http://  www.nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe­obrazovanie/library/2015/12/03/effektivnye­ tehnologii­podderzhki­odarennyh 3. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. ­ 1999. ­ №3. ­ С. 41­55. 4. Юнг Карл. Архетип и символ/К. Юнг,1991. Электронная библиотека RoyalLib.com  5. URL: http: // www.festival.1september.ru/articles/517235/

Детская одарённость: формы и направления работы

Детская одарённость: формы и направления работы

Детская одарённость: формы и направления работы

Детская одарённость: формы и направления работы

Детская одарённость: формы и направления работы

Детская одарённость: формы и направления работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017