Детская современная литература: проблемы и перспективы
Оценка 5

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Оценка 5
Лекции
rtf
библиотека
Взрослым
07.03.2018
Детская современная литература: проблемы и перспективы
В Конвенции ООН о правах ребенка (1989г.) говорится о праве детей на культурное развитие, получение образования и информации. Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей.К сожалению, не изменилось главное: детская литература осталась явлением периферийным, отсутствует внимание к ее проблемам, нет попыток современного толкования ее феномена. Вопрос о специфике литературы для детей по-прежнему сводится к повторению истин о динамичном сюжете, доступности, ясности.
КМ чтения Поважная.rtf
IV районные образовательные Кирилло – Мефодиевские чтения по вопросам глобализации и проблемам молодежи в современном мире «Мир духовных ценностей в условиях глобализации» ТЕМА: «Детская современная литература: проблемы и перспективы». Заведующий библиотекой  Солнечная «СОШ №1» Поважная Л.З. Содержание: Введение Глава 1. Актуальные проблемы современной детской литературы, периодики, критики 1.1. Кризис детской литературы в 80­е годы 1.2. Обращение детских поэтов к прозе 1.3. Низкий уровень качества современных книг  для детей  1.4. Проблема комплектования библиотек детской литературой Глава 2. Перспективы развития детской литературы  Заключение Литература. 2 Введение В Конвенции ООН о правах ребенка (1989г.) говорится о праве детей на культурное развитие, получение образования и информации.  Нравственное,   интеллектуальное,   эстетическое   развитие   детей   и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка  в книжную вселенную  происходит в первую  очередь с помощью   литературы,   специально   созданной   для   детей.   Именно   детская литература   питает   ум   и   воображение   ребенка,  открывая   ему   новые   миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.  За   последние   пятнадцать   лет   произошло   существенное   движение, связанное с корректировкой круга детского чтения: исключены произведения, ориентированные   на   советскую   идеологию,   возвращены   незаслуженно «забытые»   Николай   Вагнер,   Дмитрий   Минаев,   Саша   Черный,   Осип Мандельштам.   Предпринимаются   попытки   современного   прочтения произведений детских писателей советского периода, весьма разноречивые и совсем   не   бесспорные;   уточняются   некоторые   аспекты   истории   русской детской литературы XIX и XX вв. Но, к сожалению, не изменилось главное: детская литература осталась явлением периферийным, отсутствует внимание к ее проблемам, нет попыток современного толкования ее феномена. Вопрос о специфике литературы для детей   по­прежнему   сводится   к   повторению   истин   о   динамичном   сюжете, доступности, ясности.   3 Глава 1. Актуальные проблемы современной детской литературы, периодики и критики 1.1. Кризис детской литературы  в 80­е годы В советском обществе чтение детей происходило в условиях всеобщего дефицита, в том числе – на детскую литературу. Так, в середине 80­х годов показатель разнообразия детских книг в СССР был в 3 раза ниже, чем в ФРГ, в 6 раз ниже, чем во Франции, и примерно в 10 раз ниже, чем в Испании. В хроническом дефиците оказались целые виды и жанры: научно­познавательная литература,   остросюжетная   (особенно   фантастика   и   приключения), энциклопедии и справочники, пособия и руководства для досуговых занятий.  и научно­познавательной, Отсутствие   же     справочной   энциклопедической   литературы   чревато   тем,   что   с   детства   у   ребенка   не формируется   потребность   в   работе   с   книгой   как   одним   из   основных источников информации в различных областях знания. К перечню проблем можно   добавить   недостаточное   издание   лучшей   современной   детской иностранной литературы, дефицит детской периодики и др.  Разбухшая   от   современных   «бродящих»   условий   жизни   детская литература неумолимо выталкивает из себя тех, кто эту литературу создаёт. Галина Щербакова, чьи повести для подростков и о подростках («Отчаянная осень», «Вам и не снилось…», «Дверь в чужую жизнь» и др.) были популярны в восьмидесятые годы (по повести «Вам и не снилось…» даже был снят фильм с   одноимённым   названием),   выходили   стотысячным   тиражом   под   эгидой издательства «Молодая гвардия», в девяностые годы и в начале двухтысячных переключилась на «взрослую» литературу. Её новые, иронико ­ саркастичные, 4 далеко   не   детские   произведения   твёрдо   встали   на   печатный   конвейер издательства «Вагриус».  Реже   для   детей   стали   писать   Татьяна   Пономарёва,   Борис   Минаев   – автор   книги   для   подростков   «Детство   Лёвы»   с   предисловием   Льва Аннинского. Эмигрировали в Израиль Дина Рубина и Анатолий Алексин, в Германию   –   автор   детских   книг   об   искусстве   Владимир   Порудоминский, критик   и   переводчик   Павел   Френкель.   Бывший   детский   поэт,   писавший   в   Владимир   Друк   организовал   в   Нью­Йорке традициях   обэриутов, компьютерный журнал для взрослых. Сергей Георгиев издал недетскую книгу «Запахи миндаля», Алан Милн – «Столик у оркестра». Известный московский поэт   Роман   Сеф,   ведущий   семинар   «Литература   для   детей»   у   студентов Литературного института им. А.М. Горького, тоже перешёл на «взрослую» поэзию, имеется в виду его книга «Турусы на колёсах». Детский писатель Игорь Цесарский издаёт в Соединённых Штатах газеты «Континент США», «Обзор», «Русский акцент». Умерли критик Владимир Александров, писатели Юрий   Коваль,   Валентин   Берестов,   Сергей   Иванов,   поэт   и   переводчик Владимир Приходько.  1.2. Обращение детских поэтов к прозе Другая тенденция современной детской литературы проявляется в том, что детские поэты всё чаще обращаются к прозе: Тим Собакин, Лев Яковлев, Елена   Григорьева,   Марина   Богородицкая   переключились   на   прозаическое творчество. Возможно, дело здесь в коммерческо­издательской стороне дела. В самом конце 90­х гг. наиболее прогрессивные издатели, наконец, обратили благосклонный взгляд на современных детских поэтов – вышел долгожданный двухтомник   Валентина   Берестова,     ставший   посмертным,   Опубликованы избранные стихи Виктора Лунина, многочисленные книги Андрея Усачёва в издательстве   «Самовар»,   переиздал   детские   стихи   Роман   Сефа   в   журнале 5 «Мурзилка», калининградское издательство «Янтарный сказ» выпустило два сборника   стихов   московского   поэта   Льва   Яковлева.   Короткое   время, возглавляемое   поэтом   Львом   Яковлевым   московское   издательство   «Белый город»   успело   издать   стихи   ленинградца   Олега   Григорьева,   москвичей Георгия   Юдина,   Валентина   Берестова,   Игоря   Иртеньева»,   –   отмечает Л.Звонарёва в статье «Почувствовать нерв времени». Но если мэтров детской поэзии с трудом, но всё ж таки переиздают, то новичкам здесь просто не пробиться. Екатерина Матюшкина, молодая детская писательница из Санкт­ Петербурга, одна из авторов популярной сегодня книги «Лапы вверх!» (Спб, «Азбука», 2004) (второй автор – Екатерина Оковитая) тоже начинала, как поэт.   Но,   получив   отказ   в   издательствах,   переключилась   на   детскую детективную   прозу.   Книгой   с   иллюстрациями,   сделанными   автором, заинтересовались   в   «Азбуке»   и   выпустили   её   тиражом   семь   тысяч экземпляров.   А   после   коммерческого   успеха   предложили   дополнительный тираж – показательный пример того, насколько стало материально выгоднее писать прозу.  Ни   для   кого   не   секрет,   что   коммерческий   успех   книги   напрямую зависит   от   читательского   спроса.   Тут   же   напрашивается   вопрос:   почему поэзия сегодня не в чести? Об этом сейчас задумываются не только авторы, пишущие   для   детей.   Во   многом   здесь   виновато   время,   слишком   уж   оно непоэтическим стало. А каково время, таковы и нравы. Или – наоборот.  1.3. Низкий уровень качества современных книг и периодических изданий для детей Качество   современной   детской   литературы,   литературы  XXI  века,   в основной   своей   массе   оставляет   желать   лучшего.   Неудивительно,   что современные   издательства   предпочитают   переиздавать   произведения 6 «прошлых лет». В типографию и на книжные полки пущено всё более или менее приемлемое и давно известное – от русских народных сказок и сказок Пушкина,   Перро,   братьев   Гримм   до   написанного   в   советское   время.     В подобном   возвращении   к   классике   проявляется   ещё   одна   проблема сегодняшней детской литературы: проблема написания современной детской книги, достойной чтения ребёнком. Той, которую писать «гораздо сложнее» и не   «грешно»   (А.   Торопцев).   В   переиздании   классики,   несомненно,   много плюсов: к людям нужно возвращать лучшие произведения прошлого, имена талантливых писателей, которые по тем или иным причинам были подзабыты, чьи   произведения   давно   или   вообще   не   переиздавались   –   этого   требует литературный   вкус   современного   читателя,   более   того   –   этого   требует справедливость.   Многие   выросли   на   этой   литературе,   по   стихотворениям Токмаковой, Барто, Благининой, Мориц, рассказам Драгунского мы учились жить,   думать,   фантазировать.       И   резервы   для   дальнейшего   переиздания классики ещё далеко не исчерпаны: есть, например, национальная литература СССР   (Нодар   Думбадзе,   Фазиль   Искандер,   Анвер   Бикчентаев,   Нелли Матханова и др.) и литература зарубежья (Баум, Диккенс, Льюис и т.д.). Однако многие тексты устарели фактологически: изменились названия городов, улиц, природа, техника, цены, изменилась сама идеология.   1.4. Проблема комплектования библиотек детской литературой Сегодня единственным пока бесплатным источником приобщения детей к   чтению   остается   библиотека.   С   удорожанием   книг,   с   изменениями   в школьных   программах,   обусловленными   реформой   образования,   а   также   с ростом потребностей детей в разнообразной детской литературе и школьных учебниках, ежегодно растет число юных читателей в библиотеках. В условиях постоянного   снижения   финансирования   и   разрушения   старой   системы 7 книгоснабжения   ухудшилось   комплектование   библиотек   детской литературой. Таким образом, по­прежнему сохраняется ситуация "книжного голода" для многих детей, лишенных возможности реализовать свое право на чтение.  8 Глава 2. Перспективы развития детской литературы и периодики На   заседании   круглого   стола   «Детская   пресса:   государственная политика,   реалии,   перспективы»,   организованном   Исполкомом   выставки «ПРЕССА­2006»,   была   поставлена   цель   —   выработать   конкретные действенные   шаги   по   привлечению   внимания   государства   и   общества   к проблемам детских изданий, воспитывающих у ребенка любовь к чтению и формирующих нравственные основы личности.  Были   высказаны   конкретные   предложения   по   поддержке   детской литературы, пропагандирующей высокие этические и нравственные принципы: отмена НДС на детскую периодику; обеспечение   правовой   защищенности   отечественных   детских   изданий;    вход детской литературы в киосковые сети бесплатно; проведение   анализа   состояния   фондов   школьных   и   детских библиотек и разработка программы их пополнения;  предоставление дотаций библиотекам для подписки на социально значимые издания;    проведение Всероссийского фестиваля школьных библиотек; проведение   конференций     и   семинаров   по   проблемам   детского чтения в регионах;  возобновление   проведения   ежегодной   Всероссийской   недели детской и юношеской книги;  учреждение   знаков   отличия   для   социально   значимых   изданий, которые   будут   вручаться   на   выставке   «ПРЕССА»   по   итогам   работы независимых общественных экспертных советов. Эта идея получила развитие в ряде предложений по проведению творческих конкурсов в рамках выставки «ПРЕССА­2006». Участникам круглого стола была предложена директором 9 по   развитию   издательского   дома   «Веселые   картинки»   Олегом   Ждановым концепция   конкурса   с   разнообразными   номинациями   в   области   детской литературы — конкурса «Маленький принц» — в рамках «ПРЕССЫ­2006»; существенное дополнение перечня детских изданий; популяризация лучших книг и журналов, как для детей, так и для   родителей.  возрождение   государственного   заказа   на   выпуск   детской литературы   и   повышение   статуса   конкурсов   среди   детских   писателей   для отбора лучших произведений.  издание книг для детей  сделать приоритетным в книгоиздании.                                                  Заключение Литература   развивает   многие   способности   детей:   учит   искать, понимать, любить — всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им,   мечтают,     дети изобретают. Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего фантазируют и   детства. Однако, сегодня проблемы детского чтения, издания книг для детей и подростков  стали еще острей.  Подводя итоги сказанному, сформулируем выводы, такие же  во многом неутешительные и серьёзные, как и проблемы современной литературы для детей:  Начинающие писатели сетуют на невозможность публиковаться, потому что издательства в них не заинтересованы.   Детские   поэты   переходят   на   прозу   или   начинают   творить   во множестве   жанров.   Полифония   творчества   –   тоже   своеобразная   примета излишней насыщенности времени.  10  Качество современной детской литературы, литературы XXI века, в основной своей массе оставляет желать лучшего.  В этом проявляется ещё одна   проблема   детской   литературы:   проблема   написания   современной детской книги, достойной чтения ребёнком.  Школьные   и   детские   библиотеки   содержат   в   основном литературу, еще изданную в советские времена. То, что приобретено после 90­ х годов, содержится в библиотеках малыми тиражами и выдается для чтения только в читальных залах.   Закрывать глаза на нынешнее состояние детской литературы — значит отнимать   у   детей   важную   часть   их   жизни,   потворствовать   безвкусице, развитию равнодушия и бездуховности среди молодежи.  Получается,   что   у   детской   литературы   сейчас   далеко   не   детские проблемы. 11 Литература: 1. Ананичев   А.,   Звонарёва   Л.   …А   у   нас   мастер­класс.   А   у   вас?..   //Детская литература. 2003, №3, С. 28 2. 3. 4. – С. 336 5. В комнате за сценой. Литературный альманах. М., 2003. – 224 с. – С.4 Гиппиус З. Дневники. Кн.1, М., 1999. ­ С.239 Датнова Е. Возвращение на кухню… // Пролог. – М.: «Вагриус», 2002, 432 с. Детская   литература   и   воспитание   //   Сб.   тр.   международной   научной конференции. – Тверь: ТвГУ, 2004 6. Детская   литература   и   воспитание   //   Сборник   научных   трудов Международной научной конференции. Вып. 2. – Тверь: ТвГУ, 2005 7. Звонарёва   Л.   Принципиальная   смена   нравственных   ориентиров:   заметки   о современной   детской   литературе   и   периодике.   //Польско­российский   литературный семинар, Варшава – Хлевиска, 13­16 марта 2002г. – «Grant», Warszawa, 2002, с.92 8. Звонарева Л. Почувствовать нерв времени: Заметки о современной детской литературе и периодике  // Детская литература. ­ 2002. ­ N 3. ­ с. 10­14  9. Звонарева Л. Почувствовать нерв времени: Заметки о современной детской литературе и периодике: Часть II // Детская литература. ­ 2002. ­ N 4. ­ с. 16­21 10. Кутейникова Н.Е. «К вопросу о современных книгах для детей», "Русская словесность", 2001, №4 11. Полозова Т.Д. Русская литература для детей: Учеб. Пособие.­М.: Academia, 1997. С.23—38 12. Современные   проблемы   детского   чтения   и   книгоиздания   для   детей:   наш взгляд. ­ Книжная палата, 2003 13. палата, 2002 14. Сборник материалов Второго Форума молодых писателей России.– Книжная Чудинова   В.П.   Итоги   круглого   стола   «Детская   пресса:   государственная политика, реалии, перспективы» на выставке «ПРЕССА – 2006» 15. Чудинова В.П. Дети, взрослые и периодика: взгляд из библиотеки  //Портал печатных СМИ Witrina.Ru, 2005 12 13

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы

Детская современная литература: проблемы и перспективы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018