Детские музыкальные фольклорные тексты: особенности и эволюция

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 13.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главной особенностью устного народного творчества является то, что оно создавалось и развивалось как бесписьменная форма народной культуры. Также особенностью устного народного творчества является его вариативность, добавляющая что-то свое при каждом повторении одного и того же текста. Устное народное творчество коллективно, каждый исполнитель может быть признан творцом.
Иконка файла материала Детские музыкальные фольклорные тексты.docx

Введение

Произведения устного народного творчества – песни, былины, сказки, загадки, пословицы и многие другие их виды составляют неотъемлемую часть сокровищницы национальной культуры.

Главной особенностью устного народного творчества является то, что оно создавалось и развивалось как бесписьменная форма народной культуры. Также особенностью устного народного творчества является его вариативность, добавляющая что-то свое при каждом повторении одного и того же текста. Устное народное творчество коллективно, каждый исполнитель может быть признан творцом.

Интерес к устному фольклору Прикамья возник давно. Исследователи XIX-XX вв. провели огромную собирательную, издательскую и исследовательскую работу, что сегодня позволяет исследовать сохраненный ими традиционный фольклор. Интерес к пермскому фольклору обусловлен еще и тем, что, по мнению фольклористов, этот регион является богатейшей сокровищницей устного народного творчества.

 


 

Основная часть

Поздним жанром традиционного фольклора является частушка. Частушки заметно отличаются по сюжетам, основную часть которых составляет социальное, бытовое, любовное, общественно-историческое содержание. Частушки также включались в контекст обряда: их приурочивали к пасхальному развлечению на качелях – качульные, проводам воинов – рекрутские и т. д.

В Прикамье известны также детские фольклорные тексты – дразнилки, приговорки, потешки, заклички, а также фольклор пестования, в состав которого в основном входили колыбельные, потешки, пестушки.

Поэтическое творчество народа проявлялось и в текстах народной поэзии, связанных с семейно-календарными обрядами. Однако, как отмечают исследователи, календарный фольклор занимает второстепенное место в местной жанровой системе. Имеются лишь отдельные записи рождественских колядок или текстов масленичных песен. Одной из характерных особенностей фольклора обрядового календаря является закрепленность текстов, лирических песен, романсов более позднего происхождения и их связь с праздничным обрядовым циклом. Как масленичная песня, например, в с. Бияваш Октябрьского района исполнялся романс «Невинная жертва», а в селе Суюрка Куединского района таковыми считались "Последний нонешний денечек", "День-денечек", "Мать-погодушка". В то же время значительное количество народных поэтических текстов, не носивших строго обрядового характера, относилось к тому или иному гесону или праздничному циклу. Например, в Юрлинском районе некоторые тексты назывались «постными» песнями, исполнение которых приурочивалось ко времени православного поста. Хороводные песни - круговые, луговые, кружальные, весенние - чаще всего исполнялись в период от Вознесения до Троицы, а в северных районах - на Петров день.

Рождественский период связан с исполнением сценок и кругом зимних песен (их называли зимними, рождественскими песнями). Среди поэтических жанров семейных обрядов известно исполнение заклинательных песен и панихид. На свадебной церемонии был представлен самый изысканный и разнообразный репертуар. Это свадебные песни, сопровождающие и комментирующие обрядовые ситуации (например, «Был ветер, вдруг подул, гостей не было, вдруг наехали...»), величальные и корильные. Причитания характерны и для погребального обряда Камы.

В этом районе также был развит народный театр. Наиболее интересные сценки в исполнении молодежи, а также народная драма «Шайка разбойников» совпали с празднованием Рождества юношества и известны по записям севера – Чердыни, Красно - Вишерского и Соликамского – районы. В Пермском крае в начале 20 века почти везде он была распространена гармонь. В Прикамье были известны различные виды гармони, в основном тальянки, минорски, фомки. Распространение духовых инструментов происходило по-разному в разных районах Прикамья: в первую очередь они стали популярны в призаводских районах и в центре города.

Появление лада повлияло на изменение поэтического репертуара этих направлений, значительное место стали занимать тексты песен, которые объединялись в циклы и исполнялись разными «гармоническими способами, нередко приобретая центральную роль среди местных поэтических жанров». Например, в Суксунском районе в каждом селе был свой способ исполнения. В то же время в других районах Прикамья, таких как Юрлинский, Куединский, Чайковский, гармонь появилась не только позже, но и оказала меньшее влияние на местный песенный репертуар. «Сабирьянка», «Светит месяц» обычно исполнялись под аккомпанемент и ритм кадрили и других танцев, которыми в то время наполнялось село. В то же время в репертуаре песен балалайка во многом повторяла репертуар песен на губной гармошке, а в Прикамье известны и некоторые более архаичные инструменты. такие инструменты, как народная скрипка, — гудок, традиция игры на которой восходит к семидесятым годам прошлого века. Так, записано музыковедами Сивинского района Пермской области: «В каких регионах был известен пермский инструмент, например, в Октябрьском уезде, он считался рекрутским инструментом и вплетался в празднования солдат-призывников. В северных районах Прикамья были известны пастушьи рожки и трубы, также записывались музыкальные исполнения на этих инструментах.


 

Заключение

Устно-поэтическое творчество коми-пермяков является примером развития фольклора в условиях двуязычия, когда одни и те же тексты существовали и исполнялись как на русском, так и на родном языке. Часто можно заметить переход с родного языка на русский и наоборот при исполнении произведений, даже в русских текстах иногда встречаются оригинальные стихи, слова, двустишия... Происходит непрерывное обогащение коми-пермяцкого фольклора. с заимствованными текстами, а также переосмысление и адаптация русских текстов к специфике коми-пермяцкого мировоззрения.

Ценность народного творчества, определяется еще и тем, что они воздействуют на чувства как ребенка, так и взрослых через средства выразительности, причем воздействие это естественное, ненасильственное. Благодаря этому они доступны людям всех возрастов с разным уровнем развития, и каждый получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Они привлекает внимание всех членов семьи, а потому на основе выделения элементов народного творчества могут быть проведены развлечения и семейные праздники. Т. е. воздействуя на чувственную сферу, народное творчество стимулирует развитие творческих способностей личности.


 

Список использованной литературы:

1. Бруцкая Л. А. Берх В. Н. // Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1998. С. 83.

2. Берх В. Н. Путешествие в города Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей. СПб., 1821. С. 114–115.

3. Пропп В. Я. Вступление к сборнику // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. М., 1957. Т.1. С. 4.

4. См. комментарии к сборнику: Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. М., 1957. Т. 1–3.

5. Пермский сборник. Пермь, 1859. Т. 1. С. 127–128.

6. Афанасьев А. Н. Народные русские легенды. М., 1859.

7. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева (подготовка текста и примечания В. Я. Проппа). М., 1957. Т. 1–3.

8. В «Пермских губернских ведомостях» в 1863 г. (№ 32–33; 36–44) были напечатаны «Материалы для этнографии Закамья. Из сборника П. А. Вологдина». В «Материалах…» были опубликованы и 20 сказочных текстов. См.: Материалы для этнографии Закамья: Сказки, говоримые детям // Пермские губернские ведомости, 1863. № 38–44.

9. Великорусские сказки Пермской губернии. Сборник Д. К. Зеленина. М., 1991. С. 459.

10. Сказки Прикамья / собрал и обработал А. Слешилов /. Пермь, 1971.

11. Бергулева-Дмитриева Т. Г. Д. К. Зеленин и его сборник // Великорусские сказки Пермской губернии. Сборник Д. К. Зеленина. М., 1991. С. 510.

12. Ончуков Н. Е. О расколе на низовой Печоре. СПб., 1902. С. 18–19.

13. Северные сказки (Архангельская и Олонецкая губернии). Сборник Н. Е. Ончукова // Записки Императорского Русского географического общества по отделению этнографии. Спб,1908.Т. XXXIII. В сборнике пермские сказки идут под номерами 225–227.


 

Скачано с www.znanio.ru