Детский сад и подготовка к нему

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Размышляя над тем, отдавать ли ребенка в детский сад, нужно задать себе такой вопрос: а какая, собственно, альтернатива? Если он не будет ходить в детский сад, то что ждет его вместо этого? В принципе, с психологических позиций ребенку для благополучного развития нужны три составляющие. Общение со взрослыми. Для малыша это в первую очередь, разумеется, родители, полноценного общения с ними ничего заменить не может.
Иконка файла материала Детский сад и подготовка к нему.doc
Детский сад и подготовка к нему Размышляя   над  тем,  отдавать   ли  ребенка   в   детский   сад,   нужно   задать   себе такой вопрос: а какая, собственно, альтернатива? Если он не будет ходить в детский сад, то что ждет его вместо этого? В принципе, с психологических позиций ребенку для благополучного развития нужны три составляющие. 1. Общение   со   взрослыми. Для   малыша   это   в   первую   очередь,   разумеется, родители, полноценного общения с ними ничего заменить не может. Однако по мере   того,   как   ребенок   становится   старше,   важно,   чтобы   у   него   появлялась возможность регулярно, практически каждый день контактировать и с другими взрослыми:   семейными   друзьями,   работниками   различных   организаций (например с продавцами в магазинах), или же… с воспитателями и нянечками в детском саду. Смогут ли родители, решившие обойтись без услуг детского сада, регулярно   давать   ребенку   возможность   пообщаться   с   другими   взрослыми, помимо себя любимых?.. 2. Общение   со   сверстниками. Для   ребенка   в   возрасте   до   3   лет   оно   еще   не очень значимо: он воспринимает других детей, скорее, как забавные игрушки, чем как подобных себе существ. Однако в дальнейшем, особенно в возрасте 5–6 лет, общение со сверстниками, игра с ними имеют огромное значение для его развития (напомним, что в этом возрасте ролевая игра – ведущая деятельность, главная движущая сила развития). Если же таких возможностей нет – ребенок, скорее всего, в дальнейшей жизни будет испытывать сложности как в сфере общения, так и в плане регуляции своего поведения и эмоциональных состояний. Приставьте к ребенку хоть сразу трех гувернанток с высшим образованием (как поступают   некоторые   состоятельные   россияне) –   все   равно   они   не   смогут заменить ему простой, спонтанно развивающейся игры с компанией сверстников. Будет   ли   у   родителей,   решивших   воспитывать   ребенка   дома,   возможность обеспечить ему такую игру хотя бы по 1–2 часа ежедневно? 3. Развивающая,   информационно   обогащенная   среда. Ребенок,   чтобы успешно развиваться, должен не сидеть запертым в четырех стенах, изобретая сам   себе   сомнительные   развлечения,   а   активно   познавать   окружающую действительность, каждый день бывать в новых и интересных местах, гулять по красивым маршрутам, осваивать незнакомые виды деятельности, знакомиться с книгами  (сначала  –  просматривая  рисунки, а  потом  и читая), рисовать  и  т. д. Просмотр   телепередач,   компьютерные   игры,   Интернет   и   т. п.   в разумных пределах   тоже   полезны   для   развития   ребенка,   однако   они   не   заменят   его самостоятельной   активности   в   освоении   окружающего   мира.   Как   раз   это   в домашних условиях обеспечить относительно просто (и даже можно сделать это куда   более   эффективно,   чем   в   детских   садах),   но…   лишь   при   условии,   что ребенком занимаются, уделяют ему много внимания. Либо сами родители, либо квалифицированная гувернантка. В детском саду пятилетние дети обсуждают родителей: – Они сами не знают, чего хотят! Сначала учат нас ходить и говорить, а потом требуют, чтобы мы сидели и молчали! Иногда вопрос «отдавать ли ребенка в детский сад» воспринимается родителями как альтернатива: либо семейное, либо «казенное» воспитание. Однако на самом деле   это   совершенно   не   взаимоисключающие   понятия!   Если   ребенок   ходит   в детский сад, все равно у родителей остается масса возможностей и времени дляобщения с ним – начиная от утренних сборов и проводов в этот самый детский сад   и  завершая  вечерним   отдыхом   и   семейными   ужинами.  Есть  еще,  в  конце концов, и выходные, и отпуска. Если же ребенок «домашний», детский сад не посещает   –   это,   в   свою   очередь,   отнюдь   не   означает,   что   родители   будут уделять ему больше внимания, чем в том случае, если бы посещал… Есть ведь у этих родителей своя работа (и ее длительность, «по странному совпадению», обычно   примерно   равна   периоду   возможного   пребывания   ребенка   в   детском саду). Даже если мама – домохозяйка и на работу не ходит, все равно у нее обычно   находятся   свои   дела,   занимающие   примерно   такое   же   время.   В результате реальное количество (а еще в большей степени – качество!) детско­ родительского   общения   не   столь   уж   зависит   от   того,   посещает   ли   ребенок детский сад. Если же пытаться выводить какие­то общие рекомендации насчет того, отдавать ли ребенка в детский сад, то я бы сформулировал их так. • В возрасте до 3 лет ребенку лучше оставаться с родителями, другими близкими или гувернанткой. Помещать его в ясли или раннюю группу детского сада в этом возрасте оправданно, лишь когда нет приемлемой альтернативы (оба родителя вынуждены работать, бабушек/дедушек нет, как и денег на гувернанток, и если не отдать малыша в ясли – он будет вынужден целыми днями одиноко сидеть взаперти). • В возрасте 3–4 лет решение о том, отдавать ли ребенка в детский сад, должно основываться на двух факторах. Во­первых, на сколько он готов к этому исходя из   уровня   своего   физиологического   и   психологического   развития,   а   также индивидуальных особенностей (например степени общительности)? Во­вторых, какова   альтернатива?   Если   ребенок   останется   дома,   смогут   ли   родители обеспечить ему развивающую среду и возможность для регулярного общения с разными взрослыми и со сверстниками? • В возрасте 5–6 лет в большинстве случаев ребенка целесообразно отдать в детский   сад.   Ведь   это   даст   ему   ценнейший   именно   в   данном   возрасте   опыт общения с большой группой сверстников, участия в коллективных ролевых играх. Обеспечить это в условиях домашнего воспитания весьма сложно. Немаловажно и   то,  что   ребенок   будет   учиться   регулировать  свое   поведение,  подчиняя   его требованиям окружающей обстановки, а еще готовиться к школе, привыкать к групповому обучению. «У меня было две дочки, очень похожие друг на друга. Одну я отдала в ясли, когда   ей   исполнился   годик,   поскольку   мне   надо   было   выходить   на   работу. Однако, как выяснилось, с таким же успехом могла бы и не отдавать: ведь это вызвало лишь проблемы. Когда я ее туда вела – она каждый раз так ревела, что мое   материнское   сердце   кровью   обливалось!   Сходив   в   ясли   2–3   дня,   она непременно начинала болеть, и я все равно не могла работать, была вынуждена садиться   на   бюллетень.   И   такая   канитель   продолжалась   еще   года   полтора (кстати, в результате я потеряла­таки работу, на которую так спешила выйти). Вторую же дочку я отдала в детсад, когда той исполнилось 3 годика, – и никаких проблем не было». Готовность к детскому саду определяется следующими факторами. 1. Физическое развитие, здоровье. Нередко встречаются дети, которые, побывав в садике два­три дня, начинают болеть, и в результате все попытки родителей отдать   их   туда   проваливаются.   Это   связано   с   тем,   что   начало   посещения детского   сада   –   это   все­таки   довольно   сильный   стресс   для   ребенка,   и   егоорганизм   может   дать   сбой   чисто   на   физиологическом   уровне,   отреагировав резким снижением иммунитета. 2. Хотя бы минимальная самостоятельность, наличие жизненных навыков, нужных для самообслуживания. Завязывать шнурки, пользоваться столовыми приборами, быстро и ловко одеваться – все это, казалось бы, просто. Однако если вдруг получается, что таких навыков у ребенка нет, все за него делали взрослые – это порядком осложнит ему жизнь в детском садике. 3. Наличие   опыта   общения   с   другими   людьми,   помимо   круга   близких родственников. Важно, чтобы ребенок еще до детского сада на практике учился взаимодействовать как со взрослыми (в том числе и не очень хорошо знакомыми ему), так и со сверстниками. Тот же, кто привык при виде незнакомого человека прятаться   за   маму,   наверняка   будет   испытывать   в   детском   саду   серьезные проблемы, по крайней мере, в первое время. 4. Умение   вписаться   в   требования   режима.   Значительное   число   детей испытывает проблемы в детском саду не потому, что у них вызывает затруднения резкая смена обстановки, а всего лишь потому, что им в силу привычек (а иногда и некоторых физиологических особенностей) крайне сложно адаптироваться к режиму. Важное условие для успешной адаптации – наличие у ребенка хотя бы минимальных навыков самоконтроля. «Вообще­то   в   детском   саду   мне   нравилось.   Но   были   два   момента,   которые полностью перечеркивали все приятные стороны, из­за которых я шел туда как на каторгу, каждый раз со слезами. Во­первых, по каким­то физиологическим причинам я не мог (и до сих пор, кстати, не могу) есть рано утром, это вызывает рвотный рефлекс. А воспитатели за завтраком заставляли буквально „впихивать в себя“ еду и не разрешали вставать из­за стола, пока тарелка не будет пустой. То,   что   меня   периодически   рвало   прямо   в   эту   тарелку,   не   вызывало   у   них сочувствия, они считали это просто капризом и грозились за него наказать. Во­ вторых: я очень рано, годика в два, перестал спать днем. А в детском саду все равно укладывали на время дневного сна в постель и не разрешали вставать. И вот я по целому часу лежал, как прикованный к кровати, и тупо глядел в потолок (представьте,   какая   это   мука   для   шустрого,   подвижного   ребенка!).   К   концу тихого часа я начинал­таки засыпать, а тут как раз подъем, и мне уже крайне сложно проснуться…»