Размышляя над тем, отдавать ли ребенка в детский сад, нужно задать себе такой вопрос: а какая, собственно, альтернатива? Если он не будет ходить в детский сад, то что ждет его вместо этого?
В принципе, с психологических позиций ребенку для благополучного развития нужны три составляющие.
Общение со взрослыми. Для малыша это в первую очередь, разумеется, родители, полноценного общения с ними ничего заменить не может.
Детский сад и подготовка к нему
Размышляя над тем, отдавать ли ребенка в детский сад, нужно задать себе
такой вопрос: а какая, собственно, альтернатива? Если он не будет ходить в
детский сад, то что ждет его вместо этого?
В принципе, с психологических позиций ребенку для благополучного развития
нужны три составляющие.
1. Общение со взрослыми. Для малыша это в первую очередь, разумеется,
родители, полноценного общения с ними ничего заменить не может. Однако по
мере того, как ребенок становится старше, важно, чтобы у него появлялась
возможность регулярно, практически каждый день контактировать и с другими
взрослыми: семейными друзьями, работниками различных организаций
(например с продавцами в магазинах), или же… с воспитателями и нянечками в
детском саду. Смогут ли родители, решившие обойтись без услуг детского сада,
регулярно давать ребенку возможность пообщаться с другими взрослыми,
помимо себя любимых?..
2. Общение со сверстниками. Для ребенка в возрасте до 3 лет оно еще не
очень значимо: он воспринимает других детей, скорее, как забавные игрушки,
чем как подобных себе существ. Однако в дальнейшем, особенно в возрасте 5–6
лет, общение со сверстниками, игра с ними имеют огромное значение для его
развития (напомним, что в этом возрасте ролевая игра – ведущая деятельность,
главная движущая сила развития). Если же таких возможностей нет – ребенок,
скорее всего, в дальнейшей жизни будет испытывать сложности как в сфере
общения, так и в плане регуляции своего поведения и эмоциональных состояний.
Приставьте к ребенку хоть сразу трех гувернанток с высшим образованием (как
поступают некоторые состоятельные россияне) – все равно они не смогут
заменить ему простой, спонтанно развивающейся игры с компанией сверстников.
Будет ли у родителей, решивших воспитывать ребенка дома, возможность
обеспечить ему такую игру хотя бы по 1–2 часа ежедневно?
3. Развивающая, информационно обогащенная среда. Ребенок, чтобы
успешно развиваться, должен не сидеть запертым в четырех стенах, изобретая
сам себе сомнительные развлечения, а активно познавать окружающую
действительность, каждый день бывать в новых и интересных местах, гулять по
красивым маршрутам, осваивать незнакомые виды деятельности, знакомиться с
книгами (сначала – просматривая рисунки, а потом и читая), рисовать и т. д.
Просмотр телепередач, компьютерные игры, Интернет и т. п. в разумных
пределах тоже полезны для развития ребенка, однако они не заменят его
самостоятельной активности в освоении окружающего мира. Как раз это в
домашних условиях обеспечить относительно просто (и даже можно сделать это
куда более эффективно, чем в детских садах), но… лишь при условии, что
ребенком занимаются, уделяют ему много внимания. Либо сами родители, либо
квалифицированная гувернантка.
В детском саду пятилетние дети обсуждают родителей:
– Они сами не знают, чего хотят! Сначала учат нас ходить и говорить, а потом
требуют, чтобы мы сидели и молчали!
Иногда вопрос «отдавать ли ребенка в детский сад» воспринимается родителями
как альтернатива: либо семейное, либо «казенное» воспитание. Однако на самом
деле это совершенно не взаимоисключающие понятия! Если ребенок ходит в
детский сад, все равно у родителей остается масса возможностей и времени дляобщения с ним – начиная от утренних сборов и проводов в этот самый детский
сад и завершая вечерним отдыхом и семейными ужинами. Есть еще, в конце
концов, и выходные, и отпуска. Если же ребенок «домашний», детский сад не
посещает – это, в свою очередь, отнюдь не означает, что родители будут
уделять ему больше внимания, чем в том случае, если бы посещал… Есть ведь у
этих родителей своя работа (и ее длительность, «по странному совпадению»,
обычно примерно равна периоду возможного пребывания ребенка в детском
саду). Даже если мама – домохозяйка и на работу не ходит, все равно у нее
обычно находятся свои дела, занимающие примерно такое же время. В
результате реальное количество (а еще в большей степени – качество!) детско
родительского общения не столь уж зависит от того, посещает ли ребенок
детский сад. Если же пытаться выводить какието общие рекомендации насчет
того, отдавать ли ребенка в детский сад, то я бы сформулировал их так.
• В возрасте до 3 лет ребенку лучше оставаться с родителями, другими близкими
или гувернанткой. Помещать его в ясли или раннюю группу детского сада в этом
возрасте оправданно, лишь когда нет приемлемой альтернативы (оба родителя
вынуждены работать, бабушек/дедушек нет, как и денег на гувернанток, и если
не отдать малыша в ясли – он будет вынужден целыми днями одиноко сидеть
взаперти).
• В возрасте 3–4 лет решение о том, отдавать ли ребенка в детский сад, должно
основываться на двух факторах. Вопервых, на сколько он готов к этому исходя
из уровня своего физиологического и психологического развития, а также
индивидуальных особенностей (например степени общительности)? Вовторых,
какова альтернатива? Если ребенок останется дома, смогут ли родители
обеспечить ему развивающую среду и возможность для регулярного общения с
разными взрослыми и со сверстниками?
• В возрасте 5–6 лет в большинстве случаев ребенка целесообразно отдать в
детский сад. Ведь это даст ему ценнейший именно в данном возрасте опыт
общения с большой группой сверстников, участия в коллективных ролевых играх.
Обеспечить это в условиях домашнего воспитания весьма сложно. Немаловажно
и то, что ребенок будет учиться регулировать свое поведение, подчиняя его
требованиям окружающей обстановки, а еще готовиться к школе, привыкать к
групповому обучению.
«У меня было две дочки, очень похожие друг на друга. Одну я отдала в ясли,
когда ей исполнился годик, поскольку мне надо было выходить на работу.
Однако, как выяснилось, с таким же успехом могла бы и не отдавать: ведь это
вызвало лишь проблемы. Когда я ее туда вела – она каждый раз так ревела, что
мое материнское сердце кровью обливалось! Сходив в ясли 2–3 дня, она
непременно начинала болеть, и я все равно не могла работать, была вынуждена
садиться на бюллетень. И такая канитель продолжалась еще года полтора
(кстати, в результате я потерялатаки работу, на которую так спешила выйти).
Вторую же дочку я отдала в детсад, когда той исполнилось 3 годика, – и никаких
проблем не было».
Готовность к детскому саду определяется следующими факторами.
1. Физическое развитие, здоровье. Нередко встречаются дети, которые, побывав
в садике дватри дня, начинают болеть, и в результате все попытки родителей
отдать их туда проваливаются. Это связано с тем, что начало посещения
детского сада – это всетаки довольно сильный стресс для ребенка, и егоорганизм может дать сбой чисто на физиологическом уровне, отреагировав
резким снижением иммунитета.
2. Хотя бы минимальная самостоятельность, наличие жизненных навыков, нужных
для самообслуживания. Завязывать шнурки, пользоваться столовыми приборами,
быстро и ловко одеваться – все это, казалось бы, просто. Однако если вдруг
получается, что таких навыков у ребенка нет, все за него делали взрослые – это
порядком осложнит ему жизнь в детском садике.
3. Наличие опыта общения с другими людьми, помимо круга близких
родственников. Важно, чтобы ребенок еще до детского сада на практике учился
взаимодействовать как со взрослыми (в том числе и не очень хорошо знакомыми
ему), так и со сверстниками. Тот же, кто привык при виде незнакомого человека
прятаться за маму, наверняка будет испытывать в детском саду серьезные
проблемы, по крайней мере, в первое время.
4. Умение вписаться в требования режима. Значительное число детей
испытывает проблемы в детском саду не потому, что у них вызывает затруднения
резкая смена обстановки, а всего лишь потому, что им в силу привычек (а иногда
и некоторых физиологических особенностей) крайне сложно адаптироваться к
режиму. Важное условие для успешной адаптации – наличие у ребенка хотя бы
минимальных навыков самоконтроля.
«Вообщето в детском саду мне нравилось. Но были два момента, которые
полностью перечеркивали все приятные стороны, изза которых я шел туда как
на каторгу, каждый раз со слезами. Вопервых, по какимто физиологическим
причинам я не мог (и до сих пор, кстати, не могу) есть рано утром, это вызывает
рвотный рефлекс. А воспитатели за завтраком заставляли буквально „впихивать
в себя“ еду и не разрешали вставать изза стола, пока тарелка не будет пустой.
То, что меня периодически рвало прямо в эту тарелку, не вызывало у них
сочувствия, они считали это просто капризом и грозились за него наказать. Во
вторых: я очень рано, годика в два, перестал спать днем. А в детском саду все
равно укладывали на время дневного сна в постель и не разрешали вставать. И
вот я по целому часу лежал, как прикованный к кровати, и тупо глядел в потолок
(представьте, какая это мука для шустрого, подвижного ребенка!). К концу
тихого часа я начиналтаки засыпать, а тут как раз подъем, и мне уже крайне
сложно проснуться…»